Конспект урока по литературе (чтению) на тему: М.Ю.Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов. (4 класс)

Тема: М.Ю.Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов.

Цель:
            -познакомить учащихся с произведением М.Ю. Лермонтова, отображающим
историческое событие, показать, какие художественные средства
использовал поэт для изображения;
Задачи:
1) Познакомить учащихся с историческим событием – Бородинским сражением, объяснить его   значение в ходе Отечественной войны 1812 года;

2) Воспитывать в учащихся духовные понятия: любовь к Родине, к
русскому народу

3) Развивать речь учащихся, умение высказывать свое мнение и умение
слушать одноклассников

Оборудование:
Мультимедийная установка
Презентация
Учебник литературного чтения

Ход урока

1. Оргмомент
- Ребята, посмотрите, всё ли готово к уроку? Садитесь.
2. Проверка д/з
- Кто желает ответить по д/з?
3. Новый материал.
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Как между собой связаны эти люди?( На слайде полководцы России- Суворов, Кутузов; флотоводец Ушаков) (Ответы детей)
- А на следующем слайде кто? Что их связывает? ( Пушкин, Лермонтов, Есенин) (Ответы детей)
- Тогда что может объединять Кутузова и Лермонтова? ( Слайд) (Ответы детей)
- Может быть, вы сможете сформулировать тему урока? (Ответы)
( На слайде появляется: Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»)
Актуализация:
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о великом русском поэте 19 века М.Ю. Лермонтове, о его произведении “Бородино” и о том, что послужило толчком к написанию этого стихотворения.
3.Биграфия М.Ю. Лермонтова
Сообщение учащегося. (По ходу рассказа учитель демонстрирует портреты Лермонтова, его родных).
Ученик:
М.Ю. Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко .
Я сын страданья. Мой отец  Не знал покоя под конец.  В слезах угасла мать моя.  От них остался только я.
Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.
17 января 1837 года состоялась дуэль А.С. Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.
Ученик:
Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы.
Ученик:
Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.
Учитель:
- За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. К числу самых знаменитых его стихотворений относится “Бородино”.
5 Работа над содержанием стихотворения Лермонтова.
- Как вы думаете, почему это событие в истории нашей страны не осталось незамеченным со стороны поэтов и писателей? (Ответы)
В старших классах вы будете изучать роман А.Толстого о войне с Наполеоном «Война и мир», а нам предлагают изучить «Бородино» Кто-то из вас уже читал стихотворение в прошлом году. Что поняли? (Ответы)
А). Историческая справка
Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями - состоялось (26 августа) 7 сентября 1812 года у села Бородино, в 125 км западнее Москвы. 24 июня 1812 года армия Наполеона без объявления войны вторглась в пределы Российской империи. Быстрое продвижение мощной французской армии вынудило русское командование отступить вглубь страны и лишило
возможности главнокомандующего русской армией, генерала Барклая-де-Толли, подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому 20 августа император Александр I подписал указ о назначении главнокомандующим русскими войсками М.И. Кутузова. Однако и ему пришлось отступать, чтобы выиграть время для сбора всех сил. К тому времени армия Наполеона уже понесла значительные потери, и разница в численности двух армий сократилась. В сложившейся ситуации Кутузов решил дать генеральное сражение недалеко от Москвы, у села Бородино. Рано утром 7 сентября 1812 года завязалась великая Бородинская битва. В течение 6 часов русские войска отбивали ожесточенные атаки противника. Потери были огромными с обеих сторон – свыше 38 тысяч русских солдат и 58 тысяч французских. Русская армия отступила, но сохранила боеспособность. Наполеон не сумел добиться главного – разгрома русской армии. Кутузов развернул «малую войну» силами армейских партизанских отрядов. К концу декабря остатки армии Наполеона были изгнаны из России. Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений 19 века. По оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало от 2,5 до 8,5 тыс. человек. Некоторые дивизии потеряли до 80% состава. Император Наполеон вспоминал позже: «Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми». «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не
уступить неприятелю», – такую высокую оценку русскому воинству дал М.И. Кутузов.
Теперь мы с вами знаем об исторических событиях, которые легли в основу произведения Лермонтова “Бородино”. События 1812 года имели важное значение в формировании национального самосознания Лермонтова. Он рос и воспитывался в атмосфере “священных преданий” об отечественной войне 1812 года. С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение “Бородино”.
Б) Словарная работа
- Давайте более подробно на нем остановимся. В стихотворении много непонятных слов. Как думаете, почему? (Ответы)
- Разберем их. ( На доске слова и на слайде дано их лексическое значение) Может кто из вас знает значение некоторых слов? (Ответы детей. Затем идет словарная работа)
В) Чтение стихотворения учителем
Г) Анализ произведения
- Вспомните из истории, сколько лет служили в армии солдаты в 19 веке? (25 лет). - Давайте посмотрим, как построено стихотворение?
(Первая и вторая строфа стихотворения представляет собой диалог. Молодой солдат-новобранец задает вопрос старому солдату).
Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва)
Нелегко слышать скрытый упрек ветерану. С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием? (Он гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним племенем”). Чтобы подтвердить свой ответ он обращается к картинам прошлого.
Молодой солдат уверен, что сдача Москвы не является следствием поражения русской армии. Какими словами это выражается? (“ведь не даром”, “ведь были схватки боевые, да говорят, еще какие”)
Во второй строфе заключается ответ ветерана. Теперь это монолог. Старый солдат погружен в воспоминания. Как это можно отразить интонационно? (Речь становится замедленной)
Какова основная мысль этой строфы? (“Да, были люди в наше время”)
Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).
Четвертая строфа начинается со слов: “И вот нашли большое поле.” Где оно? (Это Бородинское поле, близ села Бородино)
Что рисует фраза “Есть разгуляться где на воле” (широту русской души и мощь русской армии).
“Забил снаряд я в пушку туго...”- впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя от народной массы.
Кем служил молодой солдат, судя по его словам? (Артиллеристом).
А каких ребят брали в артиллерию? (Невысоких, кряжистых, сильных). Верно, ведь это очень тяжелая работа.
В седьмой строфе Лермонтов рисует два лагеря накануне главного сражения - русский и французский. Давайте их сравним: ликование у французов, т.к. они привыкли к легким победам и считали себя уже победителями. А в лагере русской армии царит тишина. Солдаты сосредоточены, серьезны, заняты подготовкой к предстоящему сражению. В этой строфе большую роль играют прилагательные “бивак открытый”, “кивер избитый” и др.
А вот следующая строфа, здесь уже чувствуется движение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря. Потому что здесь используются глаголы совершенного вида. Обратите внимание, с какой теплотой солдат-ветеран вспоминает своего командира. Как вы понимаете слова: “рожден был хватом”?(Это человек ловкий, умный, удалой).
Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира- “отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.
И умереть мы обещали  И клятву верности сдержали  Мы в бородинский бой.
И вот бой начался. Как отражена динамичность боя? (Автор использует большое количество глаголов). Давайте их перечислим. Чем еще увеличивается впечатление динамичности?(фотографическим перечислением предметов и действий)
Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное
перечислением (“смешались в кучу кони, люди”), звуки орудий).
Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация)
Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их: “Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”
Зачем автор использует такой прием?
С одной стороны, создается впечатление диалога, а с другой -показывает, что участник Бородина заново переживает бой. (Рассматриваем иллюстрации к стихотворению.) Рассказ заканчивается словами, рисующими настроение армии после боя, ее уверенность в одержанной победе и готовность возобновить бой. Какими словами это выражено?
Были все готовы  Заутра бой затеять новый И до конца стоять.
Как вы понимаете выражение “до конца стоять”? В последних строках этой строфы вновь меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову, старый солдат грустно произносит: “Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”.
Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.
-Каким чувством проникнуто это стихотворение? (Любовью к своим товарищам, любовью к Родине. Бой во имя Родины, России. Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию).
-А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России)
Давайте подумаем, что является темой и идеей этого стихотворения? Для этого вспомним, что такое тема? (это то, о чем рассказывает писатель-события, факты, жизненные явления) Значит тема стихотворения - Бородинское сражение.
Идея – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор.
Идея стихотворения- горячий патриотизм, любовь к Родине.
В каких словах заключена идея (“Да, были люди в наше время”)
Д) Прослушивание песни «Бородино» неизвестного композитора.
6. Чтение стихотворения учащимися
7. Рефлексия
8. Д/З

Выучить наизусть отрывок из стихотворения.
































15