Презентация по окружающему миру на тему Использование материалов исторического краеведения на уроках окружающего мира


Использование материалов исторического краеведения на уроках окружающего мира в начальной школе. Лузгина Галина Анатольевна, учитель средней общеобразовательной школы № 56 г. Ярославля Цель методической разработки: введение элементов исторического краеведения в систему уроков окружающего мира в начальной школе. Задачи работы: 1. Исследовать историю развития регионального краеведения.2. Проанализировать УМК «Окружающий мир» под редакцией различных авторов с позиции использования материала по историческому краеведению.3. Изучить эффективность использования краеведческого материала в практике обучения учащихся начальной школы. 4. Определить пути и средства повышения эффективности краеведческой работы в начальной школе. Ярославские краеведы Профессор А.М. Селиванов;доктор исторических наук, профессор А.М.Пономарёв; доктор исторических наук, профессор Ю.Ю.Иерусалимский; кандидат исторических наук, старший преподаватель ЯГПУ Н.В. Дутов; кандидат исторических наук, доцент В.М. Марасанова Цели исторического краеведения: 1. формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;2. осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков; 3. формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; 4. воспитание гражданственности и патриотизма;развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов. Учебное пособие по краеведению О.В.Лощаковой и И.А.Федорчук «Путешествие по родному краю»Книга для чтения А.В. Федорчук «Ярославль. История твоего города».Авторское пособие Лузгиной Г.А. «Летопись Ярославского края» и др. Тема урока по УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова Задачи урока Краеведческий материал, вводимый на данном уроке. Возможные виды работы на уроке и вне урока. 1 класс Откуда берутся шоколад, изюм, мед? Пополнить знания учащихся о растениях, используемых человеком Создание искусственного каучука. Открытие сырья для искус- ственного каучука – рожь, свекла и картофель. 7 июля 1932 года впервые в мире в Ярославле был создан искус-ственный каучук. Изделия из каучука. Урок с элементами игры «Доскажи словечко», «Что из чего делают?»Ссылка 1Ссылка 2Ссылка 3 Примерное тематическое планирование уроков «Окружающего мира» с введением элементов исторического краеведения. 2 класс Поверхность и водоемы нашего края Познакомить с разнообразием водоемов, с важнейшими водоемами края, с частями реки. Волга—самая полноводная река России. Разные названия Волги. Исток, устье , притоки Волги. Волжские города. Работа с картой. Игра «Доскажи словечко». Кроссворд «Как называлась Волга в разные времена и у разных народов». Урок- путешествие «По Волжским городам».Ссылка 1Ссылка 2Ссылка 3 3 класс По золотому кольцу России. Познакомить детей с интересными городами нашей родины. Города Ярославского края. Гербы городов Ярославского края. Работа в группах: «Создать свой герб». Разгадывание кроссворда «Города Ярославского края». Ссылка 1Ссылка 2Ссылка 3 4 класс Трудные времена на русской земле. Формировать представление о времени татаро-монгольского нашествия. «Слово о полку Игореве», приобретенное А. И. Мусиным – Пушкиным в Спасо-Преображенском монастыре. Урок с использованием технологии РКМ «Тайны Спасо-Преображенского монастыря». Экскурсия в художественный музей. Ссылка 1Ссылка 2Ссылка 3 Русь расправляет крылья. Формировать представление о времени возрождении Руси. Экономическое развитие Ярославии в XV-XVI веках. Иван Грозный в истории Ярославского края. Урок с использованием ИКТ «Иван Грозный в истории Ярославского края»Ссылка Умение работать с научно-познавательным текстом историко-краеведческого содержания. Умение составлять устные высказывания на основе краеведческого материала.Знание исторических терминов.Знание исторических событий.Знание исторических лиц.Умение работать с картой.Навыки самостоятельной работы. Спасибо Игра «Что из чего можно приготовить?»Сварить борщ Испечь хлеб Приготовить пюре Игра «Доскажи словечко»От стыда мрачнеет Фёкла. Стала красная, как …свёклаПотрудился наш Тимошка – В поле выросла … картошкаЧёрный хлеб ты испечёшь, Если в срок посеешь … рожь Введение краеведческого материала на уроке «Окружающего мира» в 1 классе по теме «Откуда берётся шоколад, изюм и мёд? Русские учёные – химики, настоящие волшебники Взяли рожь, картофель, свёклу, Поразмыслили и вдруг:……Не пирог, не суп, не кашу,Получили каучук – Основу для резины, Чтоб машинам варить шины!Каучук – упругое вещество из сока тропических растений, используемое как сырьё для получения резины.Правда, это событие произошло очень давно, около 80 лет назад (77 лет), но оно прославило наш город, потому что именно в Ярославле впервые в мире был создан искусственный каучук. И русские машины стали ездить на русских шинах. А теперь для производства резины используют каучук и нефть и создают вот такие изделия: 4 У Г 5 Я Л  Р 6  Д А Н И  Л  О  В 3 Ч  С П  Л 5 П Е  Р  Е  С  Л  А В  Л  Ь  1  Т  В 2 Р Р 4  Л Ю Б  И  М 3  П О  Ш  Е  Х  О  Н  Ь  Е  Ь Ы С В Ш 1 Т С 2  Р Ы Б И Н С К  М О Л  О  Г  А  К И В Н Урок с использованием ИКТ Город-крепость на Обноре. Государь любил бывать, Соколиною охотой себя Тешить, забавлять. Ростов Любим УгличГород-подарок наследнику трона.Красавец на Волге,Чистый, зелёный. Ростов Любим Углич Разгадывания кроссворда с целью определения темы урока По горизонтали:1 Ярославский Китеж-град.2 В названии города спрятались обитатели водных глубин.3 Город, сменивший неблагозвучное имя.4 Любимое место охоты Ивана Грозного.5 Город-родина русского морского флота.6 В названии города спряталось мужское имя.По вертикали:1 Столица Ростово-Суздальского княжества в 12 веке.2 Город, который боится кошки.3 Город- тёзка первому императору России.4 Город-подарок наследнику трона.5 Столица Русского государства в 1612 году. Подумай Молодец Молодец Атл и Юл, Итиль, Атал. Всё ли вспомнил, перебрал? Есть ещё Атель и Ра. И не вспомнишь до утра! Есть Этиль, Идель, Идел. Что-то очень я вспотел. Вспоминаю долго… Это ж наша……….....Волга! По горизонтали:в письменных византийских и арабских источникаху марийцевв средние векау башкирПо вертикали:в армянском атласе VII векав средние векау чувашейу татар 1 1 2     2         4       3               4         Стадия вызова интереса Текст Ключевые слова Монастырь – религиозная община монахов (монахинь), ведущих строгий образ жизни, живущих в особых жилых помещениях (кельях), посещающих свою церковь. Религия, община, монах (монахиня), церковь, кельи (жилые помещения Монах (монахиня) – мужчина (женщина), живущие в монастыре, давшие обет вести строгий образ жизни, отказавшиеся от мирских удовольствий. Мужчина (женщина), обет, строгий образ жизни, мирские удовольствия Инок (инокиня) – мужчина (женщина), живущие в монастыре, проходящие испытания, готовящиеся стать монахами, т.е. принять постриг (религиозный обряд с подрезанием волос). Мужчина (женщина), обет, строгий образ жизни, мирские удовольствия, испытания, постриг, подрезание волос Стадия осмысления Спасский монастырь.Каменный, величественный.Защищает, таит, украшает.Монастырь – надежда и опора.Могущество. Стадия рефлексии СинквейныМонастырь.Древний, таинственный.Хранит, охраняет, спасает.Как за каменной стеной.Величие. Игра «Расположи гербы в хронологической последовательности их возникновения». Игра «Узнай герб по описанию» Герб … представлял скошенный слева щит. В правом поле был помещён выходящий медведь ярославского герба, левое в шахматном порядке разбито на зелёные и серебряные квадраты. Герб …: пересечённый щит, в верхнем поле медведь с секирой, зелёная кирпичная стена.Герб …: в серебряной главе ярославский медведь, в главном лазоревом поле – план городских валов, обозначенный серебряными линиями.