Конспект классного часа. Права детей и родителей.Брей- ринг.


Тема классного часа: Права детей и родителей. Брей-ринг( 4 класс)
Цель: проработать Всеобщую Декларацию прав человека как основу поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи: воспитывать уважение к человеческой личности; научиться разбираться в трудных ситуациях, опираясь на положение международных правовых документов.
Предварительная подготовка: Изучение статей Всеобщей Декларации прав человека по книге - Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. “Ваши права”: Книга для учащихся начальных классов – М.: “Вита-пресса”, 1995г. – 64 ст.
Действующие лица:
ведущие;
чтецы;
эксперты по правам человека (жюри);
5 команд (3 взрослых, 3 детей).
Ход мероприятия
Вед 1: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах.
Чтец 1:В какой бы я хотела жить стране?Да в той, где места нет ни горю, ни войне,В которой люди счастливы всегда,Друг друга не обидят никогда.Где не слышны глухие взрывыИ где закаты так красивы…Я так люблю простор страны своей,Хоть далека она от совершенства,Хочу, чтоб испытали люди в нейЛюбовь большую, счастье и блаженство!
Чтец 2:Я б хотела жить в стране,Где зима и лето.Я б хотела как Абай,Быть ее поэтом.Я хочу, чтоб президентУмным был и честным,Чтоб страну свою любил,Был с народом вместе.
Вед 2: В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и на свете в 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми тридцатью ее статьями. Что вы и сделали. И вот сегодня на нашем брейн-ринге вы можете продемонстрировать свои знания по правам человека.Вед 1: В нашей игре принимают участие команды. (представление всех игроков)
Вед 2: Правила нашей игры таковы: ведущий задает вопрос, звучит сигнал гонга, команды приступают к обсуждению. Свой ответ вы должны записать на карточках, лежащих на ваших столах. После сигнала “Время” - наши помощники собирают карточки и передают их экспертам по правам человека – нашему уважаемому жюри. Позвольте вам его представить. (знакомство с членами жюри)
Вед 1: Призовой фонд нашей игры – сладкий приз.
Вед 2: Спонсор игры – благотворительный фонд “Развитие школы”.
Вед 1: Итак, команды готовы?
Первый раунд – ЛИТЕРАТУРНЫЙ.
Можно взять любую сказку или рассказ и поразмышлять о нарушении или торжестве каких прав человека в них идет речь. Буратино и Царевна – лягушка, Гулливер и Дон – Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о правах человека. И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев.
И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны. Итак, задание. Вы получили комплект книг. Я зачитываю статью из Декларации прав человека. После 30-секундного обсуждения вы записываете название книги, герой которой сталкивается с проблемой, декларируемой в статье.
Вед 2:Второй раунд – МУЗЫКАЛЬНЫЙ.
Вы слушаете 5 хорошо известных вам детских песен и песен героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах в них идет речь.
Вед 1:Третий раунд – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ.
Задания этого раунда – на карточках, лежащих на ваших столах. Время для обсуждения – 2 минуты. (гонг)
Вед 2:Четвертый раунд – ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ…
Внимание на экран. Посмотрите отрывки из мультфильмов и ответьте на вопросы.
1. Отрывок из м/ф “Чиполлино”, где Чиполлино вытаскивают из его домика.
Вопрос: Какое право Чиполлино нарушено?
Ответ: Право на неприкосновенность жилища.
2. Отрывок из м/ф “Буратино”, где Буратино идет в школу.
Вопрос: Каким правом воспользовался Буратино?
Ответ: Правом на образование.
3. Отрывок из м/ф “Попугай Кеша”, где Кеша в клетке кричит “Свободу попугаям!”
Вопрос: Какое право отстаивает попугай Кеша?
Ответ: Право на свободу.
4. Отрывок из фильма “Сказка о царе Салтане”, где князь Гвидон превращается в комара.
Вопрос: Каким правом воспользовался князь Гвидон, превратившийся в комара?
Ответ: Правом уехать из своей страны, а также вернуться на Родину.
5. Отрывок из м/ф “Буратино”, где кот Базилио и лиса Алиса пытаются отобрать у него монеты.
Вопрос: Какое право нарушили кот и лиса, пытаясь отобрать у Буратино монеты?
Ответ: Право на имущество (никого нельзя произвольно лишить его имущества)
Вед 1:Пятый раунд – СЛОВАРНЫЙ.
На экране вы видите слова, на карточках даны определения этих слов. Запишите эти слова в том порядке, в каком даны определения. Время для обсуждения – 3 минуты.
На экране Для проверки
Гражданин Конвенция
Декларация Декларация
Закон Конституция
Конвенция Гражданин
Конституция Закон
ООН ООН
На карточках:
Международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендации.
Принята в декабре 1993 года. Ее вторая глава – “Права и свобода человека и гражданина” отражает требования Всеобщей Декларации прав человека.
Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.
Обязательные для всех правила. Принимается государством, которое следит за его выполнением.
Создана в 1945 году, представляет собой международную организацию на добровольной основе государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.
Вед 2:Шестой раунд – ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ.
“Я имею на это право”, “Почему вы нарушаете мои права?” - эти слова приходится слышать довольно часто. Хорошо, что люди знают свои права, учатся их защищать и отстаивать. Плохо, если постоянные разговоры о правах служат оправданием пассивности, иждивенчества, стремления получать, ничего не отдавая взамен. Говоря иначе, стремление реализовать свои права, не выполняя обязанностей. Но если человек не понимает, как связаны права и обязанности, тогда он не умеет пользоваться своей свободой.
Сейчас перед вами будут разыграны “спорные” ситуации. Прокомментируйте их, используя статьи Всеобщей Декларации прав человека.
Ситуация 1.
Ученик: Мария Ивановна, я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее.
Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею, Мария Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте.
Вед: Имел ли Иванов право высказывать свое мнение? (Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителей – это они виноваты во всех наших бедах. Но тем не менее закон здесь на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей. Ст.13)Ситуация 2.
Вед: Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классному руководителю.
Учитель: Сидоров! Сидоров, я знаю, что ты разбил окно, не отпирайся!
Ученик: А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами то видели?
Учитель: А мне и видеть не надо. Так знаю. Пойдем-ка, голубчик, к директору. А весь класс подтвердит.
Ученик: А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем.
Вед: Может ли учитель бездоказательно обвинить ребенка, принуждать признать вину или принуждать других детей подтвердить его вину? (Ст. 28 п.2 - “Школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка”; Ст. 13 п.2 – предусматривает ограничения права ребенка, если он нарушает общественный порядок).
Чтецы
1.Человеку много нужно,Чтобы счастливо прожить –Нужен дождь, и даже лужи,Нужно с кем-нибудь дружить.
 2.Нужен ветер, нужно море,Нужно солнце и леса,Нужно счастье, нужно гореИ родные голоса.
 3.Невозможно без природы,Без синеющих небес.Хорошо иметь свободу,Мир загадок и чудес!
 4.Чтобы жить на белом свете,Чтоб остался рядом друг, Надо главное заметить,Все почувствовать вокруг!
Вед 1: Слово нашим экспертам по правам человека (жюри)
Одна команда-победительница.
Остальные команды получают грамоты по номинациям:
“Веский аргумент”
“Мудрое решение”
“Правовая грамотность”
“Справедливость”
Вед 2: Спасибо командам за участие, а гостям за внимание!