Методы и приемы нравственного воспитания воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста


Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Методы и приемы нравственного воспитания мальчиков девочек дошкольного возраста
Итоговая работа
Выполнила
Яхункина Наталья Дмитриевна
СП ГБОУ ООШ с. Старая Кармала «Детский сад « Капитошка»
воспитатель
24.02-04.03.2016

Cамара 2016
Содержание
Введение
Раздел 1. Теоретические основы нравственного воспитания, основные аспекты
1.1. Сущность и цели нравственного воспитания
1.2. Содержание нравственного воспитания
1.3. Механизмы нравственного воспитания
Раздел 2. Методика нравственно воспитания и формирования культуры поведения мальчиков и девочек дошкольного возраста
2.1. Анализ методов по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения
2.2. Методики нравственного воспитания и формирования культуры поведения дошкольников
2.3. Диагностика уровня нравственного воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы. Нравственное воспитание - одна из главнейших сторон многогранного движения развития личности, овладение индивидом нравственных ценностей, формирование им нравственных качеств, возможности ориентироваться на эталон, жить согласованно принципам, общепризнанным меркам и правилам морали, когда взгляды и представления о должном материализуются в реальных поступках и действии.
Формирование растущего человека как развитие развитой личности составляет одну из ключевых задач сегодняшнего общества. Прохождение отчуждения человека от его подлинной сути, формирование внутренне развитой личности в течении исторического развития общества не совершается машинально. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.
Формирование этических норм поведения у ребёнка считается нравственной задачей, которая имеет не только общественную, но и педагогическую важность. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.
Общественно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте обусловливается тем, что ребёнок вырабатывает самые первые нравственные оценки и суждения, он начинает сознавать, что такое нравственная норма, и вырабатывает своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда гарантирует соблюдение её в реальных действиях. Общественно-нравственное воспитание детей совершается на всём протяжении их жизни, и устанавливающее значение в становлении морали ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.
Решению вопросов социально-нравственного становления способствует организация образовательного процесса на основе индивидуально-ориентированной модели, которая учитывает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, разногласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.
Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А.В. Запорожец, Белорусова В. В., Ильина Т. А., Кондратюк А. П.,Подласый И. И., Решетень И. К. и др.
Объектом исследования является нравственное воспитание мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Предметом исследования является методические приемы нравственного воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Задачей исследования является анализ теоретических и практических основ морально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Раздел 1. Теоретические основы нравственного воспитания, основные аспекты
1.1. Сущность и цели нравственного воспитания
Воспитательная деятельность предполагает процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию при этом как воспитатель выступает «соавтором» и «поставщиком» воздействия общества на личность с помощью используемых им специфических воспитательных средств и приемов, так и объект воспитания является активным участником процесса воспитания: избирательно относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и поэтому в известном смысле сам выступает субъектом воспитания.
Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое содержание прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях. Усвоение моральных норм осуществляется стихийно в повседневном общении людей. Нравственное воспитание придает этому процессу целевую направленность, систематичность с помощью этического просвещения. Как бы ни варьировались его формы, принципиальным является то, что данное средство нравственного воспитания нуждается в развитии и совершенствовании. [4]
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.
Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.
И.С. Марьенко обозначил «нравственность» – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду. [5]
«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.
«Воспитание» - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности».
«Нравственное воспитание» - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».[7]
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает:
- формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
- ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
- превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
- формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
- формирование нравственных привычек. [10]
«Нравственное воспитание личности» - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере, автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.
Основные задачи нравственного воспитания:
- формирование нравственного сознания;
- воспитание и развитие нравственных чувств;
- выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное сознание - активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:
- жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения;
- выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. [6]
Принципы нравственного воспитания дошкольников:
1- единства и целостности воспитательного процесса (установлениепреемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания на всех этапах возрастного развития);
2- воспитания детей в коллективе (педагог постепенно формирует группу детей как первичный коллектив, для которого характерны элементы взаимопомощи);
3- требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности
(уважение к личности воспитанника означает веру в его силы, проявление доброжелательности, чуткости; в каждом ребенке нужно находить положительные качества и опираться на них в воспитании);
4- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей (воспитатель должен хорошо знать своих воспитанников, учитывать темперамент, черты характера, жизненный и нравственный опыт ребенка, особенности эмоциональной сферы);
5- единство воздействий на чувства, сознание и поведение детей (требует комплексного подхода к ребенку при выборе средств и методов нравственного воспитания);
6- систематичности и последовательности;
7- единства требований к детям в детском саду и семье.
1.2. Содержание нравственного воспитания
Известные авторы выделяют различные подходы к пониманию содержания процесса нравственного воспитания:
- когнитивный,
- оценочно-эмоциональный,
- интегративно-мировоззренческий,
- аксиологический,
- поведенческий (деятельностный),
- целостный.
В когнитивном подходе (Архангельский Л. М., Болдырев Н. И. и др.) нравственное воспитание рассматривается как:
- процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей;
- процесс формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении.
Основным структурным компонентом их концепции нравственного воспитания является нравственное просвещение, направленное на развитие нравственного сознания и мышления. Архангельский Л. М. ограничивает содержание нравственного просвещения лишь сообщением воспитуемым определенной информации о должном поведении. [8]
Сторонники оценочно-эмоционального подхода (Вахтеров В. П., Каптерев П. Ф., Харламов И. Ф.и др.) считают, что восприятие информации о нравственности и тем более выработка собственных ценностных ориентации невозможны только на знаниевом (когнитивном) уровне. В этом процессе активную роль играют эмоции. В данном подходе нравственное воспитание рассматривается как:
- процесс формирования оценочных суждении,
- характеризующих отношение к нравственным ценностям,
- взаимоотношения людей,
- устойчивость, глубину и силу нравственных чувств.
Стержневым компонентом нравственного воспитания в данном случае является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных).
Сторонники интегративной позиции (Белорусова В. В., Ильина Т. А., Кондратюк А. П.,Подласый И. И., Решетень И. К.) по отношению к двум предыдущим подходам, признавая решающее значение сознания в нравственном воспитании, считают, что нравственные нормы воспринимаются не только сознанием (рациональным мышлением), но и чувствами. Таким образом, процесс нравственного воспитания требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного в личности.
Мировоззренческий подход (Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Савин Н. В., Сластенин В. А., Сухомлинский В. А., Шиянов Е. И и др.) интерпретирует нравственное воспитание как:
- процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества.[6]
Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный структурный компонент нравственного воспитания формирование мировоззрения.
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. И., придерживаясь аксиологического подхода, определяют нравственное воспитание как:
- специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
Это определение, также не выходит за рамки мировоззренческого подхода, так как в центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира.
Поведенческий (деятельностный) подход (Вентцель К. Н., Гессен С. И., Лихачев Б. Т., Марьенко И. С., Толстой Л. Н. и др.) рассматривает нравственное воспитание как:
- процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения;
- процесс свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности;
- процесс стремления человека к нравственному идеалу.
Основными компонентами нравственного воспитания сторонники данного подхода выделяют:
- формирование навыков и привычек поведения;
- формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми.
Согласно точки зрения Лихачева Б. Т., нравственное воспитание не должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек поведения. Лишь в реальных жизненных ситуациях, активных взаимоотношениях человека с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора формируются личностно значимые нравственные ценности, которые со временем закладывают фундамент нравственности данного человека.
В рамках целостного подхода к сущности нравственного воспитания (Богданова О. С., Каиров И. А., Черепкова С. В. и др.) нравственное воспитание рассматривается как целостный процесс формирования и развития нравственной личности ребенка.
Структурными компонентами данного подхода являются:
- нравственное просвещение,
- формирование нравственных убеждений,
- развитие нравственных чувств,
- формирование навыков и привычек нравственного поведения,
- выработка правильных нравственных оценок и отношений,
- формирование характера, черт личности, интериоризация общечеловеческих ценностей
- формирование мировоззрения человека.
1.3. Механизмы нравственного воспитания
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения - с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального. ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком.
Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности, является слабосильным, не способным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.
Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.
Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно-практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной, непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни. [12]
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно-чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.
Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям. Выбор, поведение осуществляются ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обусловливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие.
Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниями и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.[1]
В дошкольном возрасте под влиянием оценок взрослых у детей обнаруживаются и зачатки чувства долга. Первичное чувство удовлетворения от похвалы взрослого обогащается новым содержанием. Вместе с этим начинают формироваться первые моральные потребности. Удовлетворяя притязания на признание со стороны взрослых и других детей, желая заслужить общественное одобрение, ребенок старается вести себя соответственно социальным нормам и требованиям. Сначала ребенок делает это под непосредственным контролем взрослого, потом весь процесс интериоризируется, и ребенок действует под воздействием собственного приказа.
В ситуациях, где экспериментально создано несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка, обнаруживается 3 типа поведения и соответственно 3 способа разрешения таких ситуаций:
1-й тип - «дисциплинированный» (выполнить правило, чего бы это ни стоило) встречается с 3 - 4 лет. На протяжении всего дошкольного возраста идет изменение мотивации нравственного поведения: сначала ребенок старается избегать наказания или порицания, но постепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.
2-й тип - «недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило, удовлетворив свое желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуется преобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствий ее нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.
3-й тип - «недисциплинированный правдивый тип» (нарушить правило, следуя своим желаниям, и не скрывать этого): младшие дошкольники проявляют его в силу недостаточности произвольного контроля, поэтому они и не переживают «свой позор»; а старшие дети бывают смущены и стыдятся совершенного даже наедине с собой.[9]
Раздел 2. Методика нравственно воспитания и формирования культуры поведения мальчиков и девочек дошкольного возраста
2.1. Анализ методов по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения
Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя, педагога.
Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом.
При помощи методов нравственного воспитания осуществляется:
- целенаправленное воздействие на учащихся,
- организуется и направляется их жизнедеятельность,
- обогащается их нравственный опыт.[7]
Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.
И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания как:
- методы приучения
- упражнения,
- стимулирования,
- торможения,
- самовоспитания,
- руководства,
- объяснительно - репродуктивные
- и проблемно-ситуативные.
В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как:
- упражнение и убеждение.
Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.
Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.
Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю.[6]
Самостоятельное решение нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения.
Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.
И.Г. Щукина выделяет три группы методов:
- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример).- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как:
- поощрение и наказание.
Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий.
К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.
В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения.
Итак, нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.[11]
Во всех видах детской деятельности происходит сочетание методов. В качестве примера метода воспитания используется педагогом одновременно прибегая к разъяснениям и убеждениям.
Труд:
- различают четыре вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Воспитатель привлекает детей к совместному сотрудничеству к выполнению совместных поручений, организует труд рядом.
В труде у детей развивается самостоятельность, формируются навыки в самообслуживании. Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая подготовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственность отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.
Дежурство:
Дежурство - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной для коллектива.
Дети поочередно включаются разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение.
Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности. Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.
Во второй половине года вводятся дежурства по под­готовке к занятиям. Воспитатель назначает 2-3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет меж­ду ними работу («Коля, ты поставишь на каждый стол стакан с кисточками», «Верочка, тебя я попрошу разложить клееночки и тряпочки»), приходит им на помощь, учит детей доводить начатое дело до конца, убирать использованное оборудование.
В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно меняются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Дежурных выбирают с учетом дружеских отношений детей. Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать, с учетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.[9]
Большое внимание в организации трудовой деятельности дошкольников уделяется решению задач нравственного воспитания.
Педагог формирует у детей представление о важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывает желание во время справиться со своей работой, проявляя заботливость с окружающих. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, благодарит за своевременное выполнение обязанностей, учит всех детей относиться с уважением к их труду. Растут требования и к качеству работы дежурных, своевременному ее выполнению, уровню самоорганизации. Дети должны проявляй достаточную деловитость, сноровку, сознательно выполняй предъявляемые требования.[7]
Этическое воспитание является составляющей нравственного воспитания. Понимание сути таких понятий, как справедливость, любовь, дружба, сострадание и доброта не только является значительным уровнем эмоционального развития, но и помогает ребенку спокойнее переживать стрессовые ситуации и не поддаваться негативному влиянию извне. В результате такого нравственно-этического воспитания дошкольников дети начинают вести себя правильно не для одобрения со стороны взрослых, а считают соблюдение норм поведения важной составляющей отношений между людьми.
2.2. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения дошкольников
Личностное становление ребенка начинается очень рано. В целостном процессе его развития нравственность занимает важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого.
Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Его педагогическая деятельность становится еще эффективней при активном взаимодействии с родителями.
Приобретенные дошкольником знания, умения, представления включаются в игру, в результате чего формируются динамические характеристики ума (например, ребенок быстро переключается на новую роль, конструирует оборудование для игры из имеющихся предметов и пр.), а также регулируемое ребенком собственное поведение. В играх в дочки-матери, детский сад, больницу, магазин и других находит отражение образ, сложившийся у ребенка. В период, когда дети овладели сюжетно-ролевой игрой, взрослый присутствует в игре опосредованно, через роль, которую берет на себя ребенок. В игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений.
Специальная работа по ознакомлению детей с правилами поведения может проводиться в форме мини-бесед, содержание которых опирается на литературные произведения. Приведем пример.[5]
После чтения сказки «Репка» можно специально остановиться на дружной работе героев (рассматривание иллюстраций позволяет детям представить персонажей): «Кто самый сильный? (Дед.) А кто самый маленький? (Мышка.) Почему удалось вытащить репку?» (Все дружно тянули репку, не ссорились.) А с помощью вопроса: «Что было потом, о чем в сказке не говорится?» - дети представляют, как герои варили кашу из репки, как дружно хвалили вкусную кашу.
Формирование у детей интереса друг к другу, потребности в общении не может не сопровождаться воспитанием доброжелательности. Ее основы закладываются в семье - там, где ребенка любят, заботятся о нем. Доброжелательные отношения в группе, поддерживаемые воспитателем, способствуют эмоционально-положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым положительных поступков детей и неодобрение негативных позволяют малышам понять, как можно поступать, а как нельзя.[4]
В процессе повседневного общения дети проявляют по отношению друг к другу не только внимание и доброжелательность, но и грубость, что приводит к ссорам. Преодолевая негативные проявления детей, воспитатель должен не только оценивать их поступки, но и показывать образцы поведения: «Посмотри, как хорошо, дружно играют Саша и Степа. Они молодцы».
Доброе отношение к людям помогает воспитывать игра. Особое место среди игрушек занимает кукла как носитель человеческих качеств. Подражая взрослым, ребенок может качать куклу, обнимать, кормить, лечить, сопровождая свои действия ласковыми словами. Через игру, общение с куклой, поощрение доброго и ласкового обращения с ней ребенок приобретает положительный опыт. После игры важно подвести итог: «Вот Миша и Катя сделали из пластилина пирожные для кукол, пригласили гостей, угощали их. Потом возили кукол на машине в парк. А Митя и Паша построили из кубиков для кукол дом». Дети сами начинают с гордостью говорить, что они сделали для кукол и что собираются сделать. Положительная оценка воспитателя подкрепляется проявлением заботы, внимания, добрых чувств к детям. Образцы доброго отношения из игры переносятся в повседневную жизнь.[10]
Усвоение социальных ценностей происходит в процессе коллективной деятельности. Умение играть вместе приходит не сразу. Эгоцентризм малыша, как особенность данного возраста, мешает ему понять, что другой ребенок тоже имеет право на то, на что он сам претендует. Здесь нужна помощь воспитателя, который должен разрядить ситуацию, не допустив конфликта («Предложи в обмен свою игрушку», «Учитесь играть с одной игрушкой по очереди», «Я сейчас предложу тебе замечательную игрушку» и т. п.).
Играя рядом, дети часто не обращают внимание друг на друга, поэтому так важно, чтобы воспитатель помогал малышам налаживать общую игру, обучал игре «вместе», руководил игрой и даже включался в нее.
Коллективные игры с куклами позволяют формировать добрые отношения между детьми. Материал для таких игр готовит воспитатель, включая в этот процесс малышей: «Куда сегодня поедут куклы? (В лес.) Где у нас будет лес? Для поездки нам нужны машины. Где машины, на которых мы поедем?». Если организуется поездка в зоопарк, дети располагают в «клетках» зверей и т. д. Важно поддерживать творческие предложения детей: «Коля нашел место, где будет лес. Молодец!» «Аня предложила теплее одеть кукол, ведь на улице холодно. Давайте наденем на них пальто». Взаимодействие детей в игре – это ступень к дальнейшему развитию коллективных игр, формированию опыта игровых умений.
В этом возрасте дети уже знают некоторые «вежливые» слова. Углубить представления о них помогут небольшие инсценировки, в которых обыгрываются ситуации из повседневной жизни. Хорошо взять за основу ситуацию, когда без вежливого слова просьба не выполняется, а с ним осуществляется как по волшебству.
Дети младшего дошкольного возраста постоянно в своем поведении ориентируются на воспитателя, радуются его вниманию, принимают заботу родителей. Представление о том, что взрослые все знают, все могут, что они сильные, приводит детей к ощущению бесполезности заботы о них. Необходимо учить детей словами («Я тебя люблю. Я соскучился по тебе».) и конкретными действиями (принести папе домашние тапочки, бабушке – очки и т. п.) выражать свою любовь к родным. [9]В беседе с детьми важно подчеркивать, что в семье все должны заботиться друг о друге, помогать друг другу (даже маленькие дети могут мыть посуду вместе с бабушкой, пылесосить вместе с дедушкой и т. д.). После беседы можно предложить малышам что-нибудь нарисовать и вечером подарить рисунок кому-нибудь из членов семьи.
Дети 3- 4 лет достаточно самостоятельны, чтобы обслуживать себя. Это придает им уверенность в своих силах, рождает стремление делать то, что кажется интересным, привлекательным. Ограничение самостоятельности ребенка, лишение его возможности проявить себя, сделать что-то интересное нередко приводят к протестам, протекающим очень бурно. Если это повторяется часто, то говорят о «кризисе трех лет». Это явление преодолимо при условии тактичного поведения взрослого, его способности своевременно переключить ребенка на доступные ему и не менее привлекательные действия. Используя стремление детей к самостоятельности, нужно учить их самообслуживанию, бытовым делам. Некоторые действия им уже хорошо знакомы.
Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Это позволяет воспитателю обосновывать свои требования, ссылаясь на возможные последствия действий: «Надо играть дружно, не ссориться, а то тебя не будут принимать в игру». Наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.
Методика проведения этических бесед с дошкольниками.[3]
В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:
- научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть:
- дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;
- способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;
- формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» – «нельзя», «хорошо» – «плохо»); правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;
- учить соблюдать нравственные нормы поведения.
Формы проведения этических бесед: индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек, фронтально.
Место проведения этической беседы: традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке.
Содержание этической беседы: возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства. Темой этической беседы могут стать пословицы, поговорки: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Нет милей дружка, чем родная матушка».
Структура этической беседы:
- прослушивание короткого рассказа, просмотр мультфильма,
разыгрывание сценки;
- обсуждение морали;
- практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить
чувства, овладевают способами морального поведения.
Продолжительность бесед с детьми 4–5 лет составляет 20 минут, с детьми 6–7 лет – 30–35 минут.
Требования к этической беседе:
1- опора на жизненный опыт детей;
2- соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту (в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, старшие дошкольники пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации);
3- конкретность обсуждаемых ситуаций;
4- подача материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание;
5-использование наглядного материала (например, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному воспитателем;
6- наличие ситуации выбора и противоречий;
7 - связь с последующей деятельностью и практикой поведения (по материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п.);
8-соблюдение такта при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы;
9- активизация познавательной и эмоциональной активности детей, их самостоятельности в поиске решения предлагаемых ситуаций;
10- оценка обсуждаемых фактов, событий (положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная призвана тормозить нежелательные поступки);
11- обучение умению делать самостоятельные выводы и обобщения, а е
пассивно воспринимать и запоминать;
12- окончание беседы должно быть кратким, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора. [8]
2.3. Диагностика уровня нравственного воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста
Разнообразие социальных выражений ребенка, его чувств и взаимоотношений в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личностного развития дошкольников и его результаты: социальная компетентность, социально-личностная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность.
Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для педагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.
Перед диагностикой особенностей социально-личностного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста, перед педагогом ставятся задачи:
Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.
Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.
Особенности диагностики социально-личностного развития дошкольника связана с многообразием его проявлений в различных видах детской деятельности и общения. Это определяет комплексный характер диагностики, в которой наблюдение будет являться одним из ведущих методов, позволяющих определить характер социально-нравственной воспитанности ребенка.
Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводиться индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравственному воспитанию необходимо побеседовать с 6-8 детьми из разных по "благополучию" групп, выделенных на основе первой методики. Для этого используются две методики - "Сюжетные картинки" и "Закончи историю" (для детей старшего дошкольного возраста). (Приложение 1 и Приложение 2).
Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания. [5]
Для выявления особенностей понимания дошкольниками различных эмоциональных состояний и их причин, умений ориентироваться на чувства и переживания других в повседневной жизни данные методики могут быть дополнены диагностиками, представленными в статьях Бабаевой Т.И., Гайворонской Т., В.А. Деркунской и А.Н. Рындиной.
Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.
Заключение
Нравственное воспитание растущего поколения - один из основных вопросов общества. Маленький человек входит в непростой универсальный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
В основе содержание воспитания остается в нашем обществе неизменным, однако конкретное его наполнение меняется в зависимости от этапа развития общества, от возраста воспитанников, от их психологических возможностей в восприятии окружающего мира. Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути.
Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом.
Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.
Список использованной литературы
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
Буре Р.С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М., 2011.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. и др.; Под.ред. Виноградовой А.М, 2008г.
Е.А Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». - М., 2007г.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2011.
Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд. 4-е, испр. и доп. – М., 2008.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2008.
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.– Т.5. – М.: Просвещение, 1976,с.193.
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.– М., 2008.
Микляева Н. В, Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2013.
Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.В. Запорожец.- М., Педагогика, 2007г.
Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб., 2011.
Приложения
Приложение 1
Методика «Закончи историю» автор Р.Р.Калинина.
Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственнных норм. Исследование проводят индивидуально.
Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.
Примеры ситуаций:
История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.
1 балл - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
2 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Приложение 2
Методика «Сюжетные картинки» авторы Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойщик. Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.
Обработка результатов
0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.