План-конспект урока №1 на тему Климат и климатические ресурсы России


Тема «Климат и климатические ресурсы России», учебник Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа
Урок №1
Тема: От чего зависит климат нашей страны.
Цели: познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат России.
Развитие таких мыслительных операций как: анализ, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие устной речи, развитие творческих способностей. Воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности.
Тип урока: урок новых знаний
Оборудование: карты атласа (суммарная солнечная радиация, температура января, июля) картосхемы учебника; теллурий, ПК и программа Googe Earth, физическая карта России.
Структура урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный Приветствие. Психологический настрой Приготовить учебные принадлежности
2.Изучение нового материала Формирование проблемной ситуации:
Ребята! Сегодня собираясь в школу вам легко было просыпаться? Как вы думаете почему? Как солнечный свет влияет на наше самочувствие? Почему солнечная энергия уменьшается день ото дня? От каких астрономических явлений это зависит? Отвечают на вопросы
Определяют для себя трудности с ответами.
Определение путей решения данной проблемы:
Что мы знаем?
Как изменяется продолжительность светового периода и температура воздуха?
Почему это происходит?
Ваша версия?
Систематизируют знания по поставленным вопросам:
По нашим наблюдениям:
сокращается продолжительность светового дня;
снижается температура воздуха.
Предположение:
Движение Земли вокруг Солнца, изменения угла падения солнечных лучей
Практическая задача:
Определение высоты Солнца над горизонтом для своего населенного пункта (п Каменка) по формуле:
90 – ГШ +_α,
Где ГШ – географическая широта местности, α – солнечное склонение (22 июня - +24, 22 декабря – 24, 21 марта и 23 сентября – 0, то есть 80 – 1 месяц) Решают задачу на определение высоты солнца над горизонтом для своего поселка.
22 июня 90 - 50 + 24 = 640
23 сентября 90 – 50 = 400
27 октября 90 – 50 – 8 = 320
22 декабря 90 – 50 – 24 = 160
Вывод: в зимний период уменьшается угол падения солнечных лучей и как следствие уменьшение светового периода и температуры воздуха.
На греческом языке наклон земной поверхности к солнечным лучам означает klimaЧто это?
Климатообразующие факторы?
Зональные:
ГШ - <
Атмосферная циркуляция
Азональные:Характер подстилающей поверхности.
Близость к океану.
Течения. Климат
Находят определение термину. Записывают в тетрадях.
Анализ схемы в учебнике.
Записывают в тетрадях.
Что такое солнечная энергия?
Излучение энергии космическим объектом это?
Виды солнечной радиации?
Анализ схемы учебника
Что такое радиационный баланс?
Определяют закономерности его изменения по карте атласа
Формула закономерности:
ГШ - < - R – t
Отвечают на вопросы:
Радиация
Анализируют схему в учебнике и записывают виды солнечной радиации: прямая, рассеянная, отраженная, поглощенная. Поясняют свое преставление о каждом виде радиации.
Находят в тексте учебника определение и записывают в тетрадь.
По карте атласа определяют закономерность изменения радиационного баланса на широте 800, 600, 500, 400.
Вывод: с продвижением на юг радиационный баланс увеличивается.
Записывают в тетрадь выведенную формулу.
Как изменяется радиационный баланс по сезонам года? Почему?
Как перемещаются воздушные массы? Почему?
Как земная поверхность влияет на солнечную радиацию? Летом все климатические центры сдвигаются к северу, а зимой к югу.
Цвет земной поверхности предопределяет отражательную способность, др.
Практическая задача:
Определение зависимости температуры, солнечной радиации и географической широты: 800, 600, 500, 400
Деление на группы и выполнение заданий Работа в группах:
Лето: ГШ - < -R – t
800 -< 20 - 00
600 - < 40 - +160
500 - < 90 - +200
400 - < 120 - +240
Вывод: чем южнее, тем больше солнечной радиации и выше температура воздуха.
3. Закрепление Работа с ПК в Googe Earth
Посмотреть в режиме онлайн состояние атмосферы в разных точках планеты и России.
4.Подведе-ние итогов Чему научились?
Работа с картами атласа, закономерности: зависимость температур от солнечной радиации и ГШ
5. Д/ЗП 9 П 9