Сообщение на ШМО учителей естественно-математического цикла


Учитель математики: Беттигер Л. М.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.
В. А. Сухомлинский
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет; это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Поэтому и придумывают учителя различные «завлекалочки» на уроках — игры, слайды и т.д. Но все это — внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счете качество образования зависят от мотивации внутренней. Поэтому педагоги должны держать  проблемы мотивированности в поле внимания, и работать в этом направлении.
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Для разных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации — смысла учения для школьника — значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.
Сегодня необходимо знать какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы в работе.
В. Ф. Шаталов утверждал, что, для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект солёного огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол? Что взять за его основу? Многое педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства.
Работа же по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально — познавательного и рефлексивно — оценочного.
Мотивационный этап состоит из трех учебных действий:
1) Создание учебно — проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов:
а) постановкой перед обучающимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему;
б) рассказом учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы;
в) рассказом о том, как решалась эта проблема в истории науки.
2) Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для обучающихся целью их деятельности на данном уроке.
3) Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. Создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.
Операционально — познавательный этап.
На этом этапе обучающиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержании мотивации к учебной деятельности будет зависеть от того, ясна ли обучающимся   необходимость данной информации,    понимают ли они предложенный учебный материал. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной  деятельности на данном этапе могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности.
Рефлексивно — оценочный результат
связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы обучающиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Этот этап должен служить своеобразным подкреплением учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.
Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем  индивидуальная. Групповая форма втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных обучающихся. Подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью в обучении. Дети, которые обучаются  в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.
Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой отметкой, что еще больше тормозит процесс усвоения знаний. Т.о., чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе.
Основные признаки неуспешности обучающихся:
- пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях;
- пробелы в навыках учебно — познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
- недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
- ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не понимает текста.
Причины возникновения трудностей.
Причины возникновения трудностей у  подростка, проявляющейся в форме отставания в учебе:
- слабое здоровье обучающихся;
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания);
- недостаточное развитие мотивационной сферы.
И выявление причин отставания у обучающихся — дело трудоемкое. Среди основных   способов обнаружения отставаний обучающихся можно назвать:
- наблюдения за реакциями обучающихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- вопросы учителя пи его требования сформулировать то или иное положение;
- обучающие самостоятельные работы в классе (учитель наблюдает за работой обучающихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает).
Приемы деятельности учителя, которые помогут обучающимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:
- отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;
- подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у обучающихся с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;
- занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные задания;
- контроль используется как средство мотивации обучающихся;
- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;
- создание ситуации успеха;
- стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности обучающегося.
Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:
- связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
- обусловленные отношениями с учителями, другими обучающимися;
- связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей;
- положительные эмоции от полученных знаний (любознательность, любопытство);
- от самостоятельного добывания знаний, от овладения способов добывания знаний.
Мотив не может возникнуть сам по себе — необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:
- новизна информационного материала — стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;
- демонстрация незавершенности теоретических знаний. Обучающиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы наук. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний.
 Итак, педагогические факторы, влияющие на формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности у учащихся начальной и средней школы.
1.     Содержание учебного материала.
2.     Организация учебной деятельности.
3.     Стиль педагогической деятельности учителя.
4.     Коллективные, групповые формы учебной деятельности.
5.     Оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.
В контексте данной темы предлагаем мотивационный цикл, позволяющий учителю наполнить психологическим содержанием каждый этап урока в начальной и средней школе.
1-й этап. Возникновение мотивации. На данном этапе нужно зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений. (Мы хорошо поработали над предыдущей темой.) Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности. (Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы.) Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность. (А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях.)
2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. На этом этапе используются чередование разных видов деятельности, материала различной степени трудности и оценивание, вызывающее положительные или отрицательные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности. Целесообразно также активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.
3-й этап. Мотивация завершения. Здесь важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого необходимо усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с дифференцированной отметкой учителя.
Условия, способствующие формированию позитивных мотивов учения старшеклассников.
1.     Осознание ближайших и конечных целей.
2.     Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.
3.     Наличие любознательности у школьников.
4.     Положительный психологический климат в классе.
5.     Профессиональная направленность в учебной деятельности.
Перейдем к организации поэтапной учебной деятельности, способствующей формированию устойчивой, положительной мотивации старшеклассников.
1-й этап – мотивационный. Он включает в себя следующие учебные действия:
        создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы (постановка учебной задачи, теоретическая и практическая значимость темы, ее ценность в истории науки);
        формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации (цель деятельности на данном уроке);
        рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки (план работы, установка на подготовку к изучению материала).
2-й этап – операционально-познавательный. Он предполагает:
        усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием;
        положительные эмоции, подкрепляющие учебную деятельность, достижение конкретного результата.
3-й этап – рефлексивно-оценочный. На этом этапе происходит:
        анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы;
        организованное подведение итогов, переводящее удачные и неудачные ответы учащихся в плоскость позитивного, приобретенного опыта («на ошибках учатся»);
        «подкрепление» учебной мотивации, что, в свою очередь, приведет к формированию ее устойчивости.
Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).
КИТ 1Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.
Техника «Проблемные вопросы»
Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.
Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?
Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.
Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.
Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:
  + – ?
Я это знал(а) Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал(а) Я хочу об этом узнать побольше
От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту — и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.
КИТ 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)
— Почему ты ходишь в школу?
Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.
Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…
КИТ 3Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»
Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.