Программа внеурочной деятельности по вязанию Петелька


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск
Рассмотрено
На заседании МО учителей начальных классов
Протокол от 29.08. 2014г. №1
Руководитель МО__________
Внучкова Л.В. Утверждено
Приказом директора
МБОУ СОШ №18 села Синегорск
от__________ №____
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Петелька»
(начальная школа I ступени)
на период 2016-2017год
Программа разработана на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 6 октября 2009 г
Григорьева Д.В. «Внеурочная деятельность школьников» и реализует направление во внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения
Составитель: Голубева Е.Ю.
учитель начальных классов
Синегорск
2016 г.
Пояснительная записка
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Жизнь показала, что утрачена связь духовных и нравственных ценностей у детей между сегодняшним днём и жизнью наших предков.
Духовное возрождение невозможно без ознакомления с культурными ценностями, тем богатейшим материалом, который передаётся от поколения к поколению, как великое достояние нации.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа рассчитана на 34 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю).
Вязание крючком – прекрасное, древнее, но нестареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий, при условии овладения всеми его секретами, безграничный простор для фантазии и творчества.
Занимаясь вязанием, постигая свойства вещей, дети невольно сами формируют себя и образ окружающего мира, приобщаются к ремеслу, которое пригодится им в жизни.
Творческая личность - это национальное достояние и истинное богатство страны. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями мастеров, традициями народных ремёсел. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Приобщение школьников к художественному вязанию по данной программе, создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся; формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком.
Цель программы
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы
- овладение основами техники вязания крючком;
- углубление и расширение знаний об истории и развитии вязания крючком;
- формирование знаний и умений по оформлению выполненной работы, по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
- развивать организационные и коммуникативные компетенции;
- создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
- привитие основ культуры труда.
Программа «Петелька» является прикладной, носит практико-ориентированный характер. Ннаправлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания крючком. Она разработана с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология. Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Вязание крючком развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении изделий. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально – экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Программа предназначена для обучения детей 7 - 10 лет.
При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Художественное вязание требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим оно предоставляет ребенку уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность
Программа курса по вязанию включает в себя систематический курс знаний, навыков и приёмов работы. Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Одним из способов развития творческой активности учащихся являются творческие задания с элементами исследований. При решении этих задач учащемуся предоставляется возможность проявить инициативу, творчество, исследовательский подход в ходе переработки учебного материала. Поставленные цели имеют практическую направленность, дают возможность полученные навыки применить в конкретно-бытовых нуждах.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы организации внеурочной деятельности начального общего образования на основе базовой модели дополнительного образования ожидается повышение результатов, как личностных, так и предметных и метапредметных.
Метапредметные:
• развивитие образного и пространственного мышления, творческих способностей, фантазии, наблюдательности;
• формирование эстетического вкуса и художественного вкуса;
• развитие моторных навыков.
Личностные:
• заинтересованность к истокам народного творчества;
• эстетическое отношение к действительности;
• формирование трудолюбия, самоконтроля, взаимопомощи при выполнении работы, усидчивости, аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца;
• умение экономичного использования применяемых материалов.
Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:
· улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;
· увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
· воспитание уважительного отношения к своей школе, своему городу, своей стране;
· воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
В результате изучения курса по вязанию крючком обучающиеся на ступени начального общего образования:
·получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
·получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах вязания, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
·научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских задач заложит развитие основ творческой деятельности, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
·в результате выполнения под руководством учителя творческих работ получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
·овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
·получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий;
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Ученик научится:
·понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
·планировать и выполнять практическое задание (практическую работу); при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
Выпускник получит возможность научиться:
·уважительно относиться к труду людей;
·понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире.
·отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
·прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
·создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Данная внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
· приобретение учащимися социального опыта.
Межпредметные связи
Содержание данной программы, позволяет учащимся интегрировать в практической деятельности знания, полученные в других образовательных областях (литературное чтение, , математика, окружающий мир, ИЗО, технология.) Знания и умения, полученные детьми во внеурочной деятельности ощутимо дополняют школьный минимум.
Содержание программы «Петелька»
№ п.п. Название раздела, темы Кол-во часов Краткое содержание
Раздел 1. Основы вязания крючком 25 1. Что такое вязание? 1 Знакомство с таким видом рукоделия как «Вязание крючком», необходимыми инструментами, материалами, техникой безопасности. Разными видами изделий, связанных крючком.
2. Необходимые инструменты и материалы. ТБ. 1 3 Из ниток и картона. Игрушка «Осьминог» 1 Изготовление поделки из ниток, приклеенных к картону. Знакомство со свойствами шерстяной пряжи.
4 Как сделать первую петлю. 1 Знакомство с правилами работы крючком, положением рук при вязании. Правилами подбора крючка к пряже. Выполнение первой петли, воздушной петли, косички из воздушных петель.
5 Воздушная петля 1 6 Цепочка из воздушных петель 1 7 Цепочка из воздушных петель 1 8 Картинка из вязаной косички 1 Закрепление умения вязать косичку из воздушных петель, подбирать пряжу необходимого цвета, вида. Определять точное количество петель для каждого элемента. Приклеивать косичку к картону по контуру, обрезать нить, закреплять петли.
9 Картинка из вязаной косички 1 10 Картинка из вязаной косички 1 11 Картинка из вязаной косички 1 12 Картинка из вязаной косички. Заключительный этап. Мини-выставка картинок 1 13 Зачем нужен столбик без накида и как его связать. 1 Знакомство с понятием «столбик без накида», его применением в работах рукодельниц. Закрепление умения подбирать крючок к пряже, вывязывать первую петлю, цепочку из воздушных петель, столбик без накида. Вязание прямого полотна столбиками без накида, выполняя петлю подъема в начале каждого ряда.
14 Вязание столбика без накида1 15 Вязание прямого полотна столбиками без накида, петля подъема 1 16 Вязание простого узора из столбиков без накида и воздушных петель 1 17 Зачем нужен столбик с одним накидом и как его связать1 Знакомство со столбиком с одним накидом и его применением в вязании. Закрепление умения вывязывать первую петлю, цепочку из воздушных петель, столбика с одним накидом. Вязание прямого полотна столбиками с одним накидом, выполняя столбик подъема. Знать различие между петлей подъема и столбиком подъема.
18 Вязание столбика с одним накидом1 19 Вязание прямого полотна столбиками с одним накидом, столбик подъема 1 20 Вязание простого узора изученными петлями 1 Знакомство с понятием «вязаный узор» и его применением. Закрепление умения вязать изученные петли. Знакомство со способами выполнениями узоров при помощи изученных петель. Самостоятельное составление узора и его вывязывание.
21 Вязание простых узоров изученными петлями 1 22 Вязание простых узоров изученными петлями 1 23 Знакомство с условными обозначениями петель и вывязывание их 1 Знакомство с понятем «условное обозначение», «плоский узор» и его применением в вязании. Разбор простых схем и вязание по ним. Развитие внимания, усидчивости, терпения при выполнении работы.
24 Знакомство со схемами плоских узоров 1 25 Вязание по схемам плоских узоров, для чего использую плоские узоры 1 Раздел 2. Вязание по кругу 8 26 Основные приемы вязания круга, соединительная петля, прием прибавления петель 1 Знакомство со схемой круга, основным приемом прибавления петель. Использование круговой схемы в вязании. Умение правильно прибавлять петли, красиво и аккуратно соединяя каждый ряд круга.
27 Подставка под горячую кружку. Вязание круга по схеме 1 Знакомство с подставкой под горячую кружку, ее применением. Разбор схемы подставки, основные петли. Закрепление умения вязать круг, аккуратно соединяя каждый ряд. Закрепление умения подбирать нити в соответствии с цветовой гаммой. Знакомство со способом смены цвета нити, переходом от плоского узора к ажурному.
Воспитание аккуратности, терпения, трудолюбия.
28 Подставка под горячую кружку. Вязание круга 1 29 Подставка под горячую кружку. Вязание круга 1 30 Подставка под горячую кружку. Вязание ажурной части по схеме 1 31. Подставка под горячую кружку. Вязание ажурной части 1 32 Подставка под горячую кружку. Вязание ажурной части 1 33. Подставка под горячую кружку. Вязание ажурной части. Закрепление нити. 1 34 Подведение итогов, изученного за год. Мини-выставка связанных поделок 1 Срез знаний полученных за год через игру «Собери клубок», «разгадай кроссворд». Оформление мини-выставки.
Форма контроля
В учебно-воспитательном процессе используются различные формы промежуточного и итогового контроля знаний: дидактические карточки, кроссворды, игровые формы контроля, выставки работ учащихся. Используется форма – Портфолио ученика.
Подведение итогов работы является необходимым элементом в работе творческого коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Литература для учителя
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Гурбина Е.А. Технология; поурочные планы по разделу «Вязание»/ авт.-сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009 – 200 с.
Приложение 1
Календарно-тематический план программы «Петелька» 1 класс 34 часа
№ п.п. Название раздела, темы Дата Корректировка
Раздел 1. Основы вязания крючком 1. Что такое вязание? 2. Необходимые инструменты и материалы. ТБ. 3 Из ниток и картона. Игрушка «Осьминог» 4 Как сделать первую петлю. 5 Воздушная петля 6 Цепочка из воздушных петель 7 Цепочка из воздушных петель 8 Картинка из вязаной косички 9 Картинка из вязаной косички 10 Картинка из вязаной косички 11 Картинка из вязаной косички 12 Картинка из вязаной косички. Заключительный этап. Мини-выставка картинок 13 Зачем нужен столбик без накида и как его связать. 14 Вязание столбика без накида15 Вязание прямого полотна столбиками без накида, петля подъема 16 Вязание простого узора из столбиков без накида и воздушных петель 17 Зачем нужен столбик с одним накидом и как его связать18 Вязание столбика с одним накидом19 Вязание прямого полотна столбиками с одним накидом, столбик подъема 20 Вязание простого узора изученными петлями 21 Вязание простых узоров изученными петлями 22 Вязание простых узоров изученными петлями 23 Знакомство с условными обозначениями петель и вывязывание их 24 Знакомство со схемами плоских узоров 25 Вязание по схемам плоских узоров, для чего использую плоские узоры Раздел 2. Вязание по кругу 26 Основные приемы вязания круга, соединительная петля, прием прибавления петель 27 Подставка под горячую кружку. Вязание круга по схеме 28 Подставка под горячую кружку. Вязание круга 29 Подставка под горячую кружку. Вязание круга 30 Подставка под горячую кружку. Вязание ажурной части по схеме 31. Подставка под горячую кружку. Вязание ажурной части. 32 Подставка под горячую кружку. Вязание ажурной части 33. Подставка под горячую кружку. Вязание ажурной части. Закрепление нити. 34 Подведение итогов, изученного за год. Мини-выставка связанных поделок