Кружок вязания ВОЛШЕБНАЯ ПЕТЕЛЬКА


Пояснительная записка.
Все больше людей посвящают вязанию свой досуг. И это понятно: из клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных вещей. Но люди вяжут не только для того, чтобы сделать нужную, красивую, может быть, единственную в своем роде вещь. Сам процесс этого труда, приносит радость, дает возможность выразить себя в творчестве, увидеть в привычном и повседневном красоту и гармонию.
Однако, как и всякому делу, ручному вязанию нужно учиться. Необходимо познакомиться с его основами, овладеть техникой и приемами этого рукоделия. В объединении «Вязание» дети знакомятся с историей этого вида искусства, свойствами ниток и трикотажного полотна, многообразием сочетания оттенков и тонов, неисчерпаемостью орнаментальных решений, фасонов и моделей. Все это вместе позволяет в полной мере проявить свою фантазию, вкус, мастерство.
В ходе образовательного процесса у обучающихся формируются следующие качества личности: любовь к родному краю, семье; коллективизм; взаимопомощь; умение видеть прекрасное. Образовательная программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.
Цель данной программы: раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке, средствами декоративно-прикладного творчества. Развитие мелкой моторики пальцев рук через овладение учащимися техникой вязания крючком и спицами.
Задачи: обучать детей основным видам художественного вязания. Знакомить детей с различными видами деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения, навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми через участие в краевых выставках декоративно-прикладного творчества. Раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Развитие художественного вкуса при выборе цветовой гаммы.
Воспитание усидчивости, трудолюбия, сосредоточенности, аккуратности, целеустремленности, любознательности, инициативности.
Развитие эстетического восприятия народных промыслов, окружающего мира.
Развитие координации движений, ловкости, глазомера.
Развитие внимания, памяти (двигательной, зрительной и словесно- логической).
Обогащение фантазии и воображения.
Воспитание коммуникативной культуры учеников
Данная программа является комплексной. Включает в себя два уровня освоения учебного материала: вязание крючком, вязание спицами. Программа построена по принципу «от простого к сложному».
Принципы построения программы
В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять,что каждое созданное ими изделие пригодится на кухне (прихватки, грелки на чайник) или на письменном столе (карандашница, футляр для очков, пенал), их можно подарить друзьям и близким.
При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам вязания. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой вязания.
Задачи программы
Раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Развитие художественного вкуса при выборе цветовой гаммы.
Воспитание усидчивости, трудолюбия, сосредоточенности, аккуратности, целеустремленности, любознательности, инициативности.
Развитие эстетического восприятия народных промыслов, окружающего мира.
Развитие координации движений, ловкости, глазомера.
Развитие внимания, памяти (двигательной, зрительной и словесно- логической).
Обогащение фантазии и воображения.
Воспитание коммуникативной культуры учеников
Прогнозируемые результаты.
В зависимости от возрастных особенностей детей критерии успешного завершения обучения устанавливаются следующие.
знать:
- инструменты, технику безопасности, условные обозначения петель;
- материалы (нитки для вязания крючком), их свойства, уход за ними;
- правила определения плотности вязания;
- правила набора начального ряда;
уметь:
- набирать начальный ряд петель;
- выполнять образцы различных вязок (плотных, ажурных) по схематическим изображениям и описаниям;
- выполнять прибавления и убавления петель;
- соединять детали изделий.
Ожидаемые результаты:
Развитие детского прикладного творчества;
Формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к трудовой деятельности;
Развитие у учащихся воображения, мышления, памяти, внимания;
Пробуждение наблюдательности, познавательной активности;
Повышение личностной самооценки;
Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, взаимопомощи.
Вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность.
Участие учащихся в различных конкурсах и фестивалях.
Результатами работы по этой программе должны стать заинтересованность детей, желание совершенствовать умения и навыки самостоятельно, творческая активность, желание дарить радость своим друзьям и родителям.
Выполняя вязаные изделия, девочки не только повышают эстетический вкус, подчеркивают свою индивидуальность, но и приносят экономию в семейный бюджет. Конечным результатом такого творческого труда является представление работ на районные и краевые выставки декоративно-прикладного творчества.
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения воспитанники должны
знать:
основные приемы вязания;
условные обозначения;
соотношение номера пряжи и крючка и спиц;
особенности пряжи;
способы плотного вязания;
способы вязания ажурных узоров;
правила ТБ и санитарии;
уметь:
правильно набирать петли;
выполнять основные приемы вязания;
прибавлять и убавлять петли;
выполнять ажурные узоры;
вязать по простым схемам;
совершенствовать навыки в работе;
соблюдать правила ТБ и санитарии.
Материалы и инструменты
Нитки и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно. Руководителю необходимо иметь запасные инструменты и нитки. Основным инструментом является крючок. Крючки бывают металлические, пластмассовые, деревянные, разной толщины. Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован, не велика ли бородка. Острая, с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли при вязании. Так же нужно иметь ножницы, иглы и нитки, сантиметровую линейку.

Содержание программы
№п/п Раздел программы Кол-во часов Содержание
1 Введение 1 Знакомство с видами крючков и ниток. Изучение правил техники безопасности.
2 Знакомимся с узорами вязания 6 Обучение учащихся основным приемам вязания: воздушная петля, полустолбик, столбик с накидом, столбик с двумя накидами, столбик с тремя накидами. Отработка выполнения изученных узоров.
3 Осваиваем технику вязания 7 Выполнение учащимися простых изделий, помогающих освоить технику вязания крючком: круга, квадрата, шестиугольника, треугольника.
4 Вяжем для дома 10 Изготовление кружковцами изделий для дома и кухни: прихватки,кухонно – настенного панно, подставки под горячее.
5 Подарки для друзей и близких 10 Выполнение учащимися карандашницы, комнатных тапочек, накидки на стул.
п/п Раздел программы Кол-во часов Содержание
1 Введение 2 Повторение о видах крючков и ниток. Закрепление правил техники безопасности.Виды вязания;обычное,филейное.
2 Ажурное вязание 8 Освоение учащимися техники ажурного вязания. Изготовление простых ажурных изделий.
3 Игрушки - сувениры 10 Выполнение детьми игрушек – сувениров.
4 Модные вещицы 7 Изготовление учащимися шарфа, пинеток, футляр для сотового телефона.
5 Украшаем интерьер 7 Выполнение детьми панно и салфеток для украшения своей комнаты, квартиры, дома.

Содержание программы кружка «Волшебные петельки»
( вязание спицами)
Тема №1 (2 часа)
Вводное занятие
Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
Анкета “Расскажи о себе”.
Тема №2 (2 часа)
Виды декоративно-прикладного искусства
Виды декоративно-прикладного искусства (макраме, пэчворк, вышивка, вязание). Художественное творчество в отделки предметов одежды.
Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.
Тема №3 (2 часа)
Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы.
Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.
Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.
.
Тема №4 (4 часа)
Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой.Закрытие петель.
Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.
Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель.
3.Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
Практическая работа. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной.
Тема №5 (4 часа)
Вязание спицами узоров: путанка, букле
Особенности вязания данных узоров.
Умение чтения схем.
Выполнение тренировочных упражнений
Практическая работа. Связать образцы узоров.
Вязание резинок( 4 часа)
Разновидности резинок отличительные особенности.
Чтение схем.
Выполнение тренировочных упражнений.
Практическая работа. Связать образцы узоров.
Тема №6 (4 часа)
Расчёт количества петель
1.Технология определения плотности вязания.
2. Расчёт количества петель. Построение чертежей.
3. Определение плотности вязания
4. Практическая работа. Рассчитать количество петель.
Тема № 7( 4 часа)
Вязание изделий. Комплект: шарфик с шапочкой.
1. Расчёт количества петель.
2. Технология вязания шапок.
3. Последовательность убавления петель.
4. Практическая работа. Выбор узора, вязание изделий.
Тема № 8 ( 4 часа)
Вязание пинеток.
Технология вязания пинеток.
Практическая работа. Расчёт количества петель.
Вязание подошвы.
Вязание пинеток.
Тема № 9
Орнамент в вязании( 4 часа)
Орнамент в вязании спицами.
Схемы орнаментов. Способ расчета петель.
Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение.
3. Выполнение тренировочных упражнений
Методические рекомендации:
Данная программа направлена на формирование у детей системы умений и навыков, необходимых им, для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данного курса у детей воспитывается дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться, помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы экономически рационального подхода к расходованию денежных средств. Связать новую оригинальную вещь можно используя, нитки при роспуске старых вещей, вышедших из моды.
При посещении данного кружка, дети вовлекаются в проектную деятельность, что дает толчок развития коммуникативных функций ребенка. Все ученики в ходе занятий обучаются использовать современные компьютеры и интернет – ресурсы. Освоение детьми программы кружка «Волшебные петельки» поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
О роли трудовой деятельности в жизни человека . О влиянии трудовой деятельности на здоровье человека
Назначение, сферы применения, основные свойства материалов ( ниток, текстиля, пряжи)
Назначение и применение инструментов ( крючки, спицы, ножницы, иглы)
Правила техники безопасности при работе с крючком, спицами и ножницами.
Условные обозначения основных узоров вязания крючком: воздушная петля, полустолбик, полустолбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами, пышный столбик, колечко.
Условные обозначения основных узоров вязания спицами.
Уметь:
Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности и контроль за её ходом и результатом.
Подбирать необходимые инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности.
Подбирать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы вязания, рисунки, эскизы на бумажных и электронных носителях.
Изготавливать изделие основных элементов вязания из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу.
Соблюдать последовательность технологических операций при выполнении изделий.
Подобрать нитки по цвету и фактуре, как контрастные цветовые гаммы, так и сочетающиеся в одной.
Осуществлять декоративное оформление и отделку связанных изделий, используя: синтепон, ленты, пуговицы, бисер и т.д.

Календарно – тематический план
кружка «Волшебные петельки»
(вязание крючком)
№п/п Наименование разделов, тем Всего часов Дата
Введение 1 1 Вводное занятие. Правила техники безопасности. Виды ниток и крючков. 2 Подбор ниток. Контрастные цвета. Нитки одной цветовой гаммы. Знакомимся с узорами вязания 6 1 Знакомства с основным узором вязания – воздушными петлями. 2 Обработка выполнения воздушных петель 3 Знакомство с новым элементом вязания – полустолбиком4 Отработка выполнения полустолбиков5 Знакомство с новым элементом – столбиком с накидом6 Отработка выполнения полустолбиков, столбиков с накидом7 Вязание простых полотен из полустолбиков и столбиков с накидом. 8 Отработка вязания простых полотен. Осваиваем технику вязания 7 1 Выполнение учащимися круга. 2 Вязание из кольца квадрата 3 Вязание из кольца шестиугольника 4 Вязание из кольца треугольника 5 Отработка вязания простых полотен. Вяжем для дома 10 1 Вывязывание прихватки «Сердце». 2 Вязание кухонно-настенного панно «Подсолнечник». 3 Выполнение подставки под горячее из отдельных элементов. Подарки для друзей и близких 10 1 Выполнение карандашницы. 2 Вязание накидки на стул. 3 Вязание комнатных тапочек. 4 Итоговое занятие. Выставка детских работ 1

Введение 2 1 Виды вязания: филейное, , обычное. 2 Повторение основных элементов вязания: воздушные петли, столбики,полустолбики,стобики с накидом. Ажурное вязание 8 1 Вязание ажурного узора: «Рогатка» 2 Вязание ажурного узора: «Веер» 3 Вязание ажурного узора: «Пико» 4 Вязание ажурного узора: «Колечко» 5 Самостоятельное вязание ажурных узоров. Закрепление Игрушки - сувениры 10 1 Изготовление игрушки-сувенира «Цыпленок». 2 Изготовление игрушки-сувенира «пингвин» Модные вещицы 7 1 Вязание футляра для сотового телефона. 2 Изготовление шарфа из шерстяных ниток. 3 Вязание детских пинеток Украшаем интерьер 7 1 Вязание отдельных элементов цветов. 2 Вязание отдельных элементов листьев 3 Создание композиции из отдельных элементов цветов и листьев. 4 Итоговое занятие. Выставка лучших работ учащихся 1


Календарно-тематическое планирование
Кружка «Волшебные петельки» (Вязание спицами)
№ № занятия
Тема занятия Количество часов Дата
1 1 История развития рукоделия: вязание на спицах. 2 2 Как организовать рабочее место. ТБ при работе со спицами. 3 3 Спицы. Их виды и назначение. 4 Пряжа. 4 О пряже. 5 Расход пряжи. Основы вязания. 6 Окраска пряжи. 7 Стирка и обработка пряжи. 5 8 Плотность вязания и основные узоры. 6 9 Сшивание деталей. 7 Набор петель. 10
Набор петель. Традиционный способ набора петель. 11,12 Второй способ набора петель. 13,14 Третий способ набора петель. 8 Лицевая петля. 15
Способы выполнения лицевой петли: классический. 16 «Бабушкина» петля. 9 Изнаночная петля. 17
Способы выполнения изнаночной петли: классический. 18 «Бабушкина» петля. 19 Вязание лицевых и изнаночных петель. 20
Практическая работа №1.
Лицевая (чулочная) гладь. 21 Практическая работа №2.
Изнаночная гладь. 10 22
23 Практическая работа №3,4.
Чередование лицевых и изнаночных петель. 11 24
Практическая работа №6. Вязание изделия: шарф. 25
Практическая работа №7. Чередование лицевых и изнаночных петель. 26
27
28 Практическая работа №8. Вязание изделия: шарф.
Практическая работа №9. Завершение петель.
Оформление готового изделия. 12 Накид. 29 Накид. 30 Практическая работа №10.
Вязание двух петель вместе лицевой и изнаночной. 13 Букле. 31 Вязка-букле. 32 Вязка «двойное букле». 14 33 Обобщающее повторение за 1 год обучения. 15 34 Выставка готовых изделий. Литература для учителя:
1.Л.М.Фридман «Психологический справочник учителя», г. Москва «Просвещение» 1992 г.
П.А.Рудик «Психология», г. Москва ,«Просвещение» 1993 г
С.Ф. Тарасенко «Забавные поделки крючком и спицами» г. Москва «Просвещение» 1992 г.
Т.И. Ерёменко «Кружок вязания крючком» г. Москва «Просвещение» 1984 г.
А.М. Гукасова «Рукоделие в начальных классах» г. Москва «Просвещение» 1984 г.
М.К. Андрукович «Вязание. Модные дополнения» г. Минск «Полымя» 1991 г.
М.В. Максимова «Азбука вязания» г. Москва П.К. «Алтай» 1992 г.
С. Кириянова «700 новых узоров для вязания крючком» г. Москва «Внешсигма» 2000 г.

Литература для учеников:
Белякова О.В. « 207дучших подарков своими руками» .Издательство «Лада» Москва 2009 год.
М.К. Андрукович «Вязание. Модные дополнения» г. Минск «Полымя» 1991 г.
С. Кириянова «700 новых узоров для вязания крючком» г. Москва «Внешсигма» 2000 г.
Журнал «Валя – Валентина». Издатель ЗАО «Импост» с 2007 года по 2012 год
Интернет –ресурсы:
1.http://www.schoolbase.ru - Всероссийский школьный портал.
Сайт http://www.rukodelie.bu / Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия
3) «Вязание крючком», мультимедийное программное обеспечение для ПК, издатель «Новый диск». 2008г.
4) Клуб рукоделие http://www.club-rukodelie.com/toys.html
Правила безопасности проведения занятий
Крючки и спицы должны быть отшлифованы и храниться в футлярах или пеналах.
Нельзя делать резких движений рукой с крючком и спицами.
Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцом вперед с сомкнутыми лезвиями.
Не пользоваться ржавыми иглами и булавками – они могут порвать изделие, сломаться. Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы вязаное полотно оставалось всегда чистым, а на руках не оставалось мелких частиц шерсти.
Во время работы клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на столе с левой стороны от работающего учащегося.
По окончанию работы все инструменты следует складывать в рабочую коробку, крючки в футляр и убирать вместе с неоконченной работой.