Тетрадь для выполнения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОУД.01 Русский язык и литература


Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Корочанский сельскохозяйственный техникум»
« Утверждаю»
Заместитель директора по учебной работе
Старовойтова Н. А. ________________ «___»________2016 г.

Рабочая тетрадь
самостоятельной работы студентов
Ф.И.О.______________________________________________
Учебная дисциплина: ОУД.01. « Русский язык и литература»
Специальность (профессия): 35.02.05 «Агрономия»
Преподаватель: Островская Л.В.
Рассмотрено
на заседании предметной (цикловой) комиссии
гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Протокол № от «___»___________2016 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
С.Н. Куличкова___________
Самостоятельная работа № 1. Языковые нормы. Норма, ее динамика и вариативность. Формирование норм литературного языка.
Задание 1. Подготовить доклады по теме:
«Нормативный аспект культуры речи»,
«Правила использования языковых единиц».
Самостоятельная работа № 2 Тема 2. Речевой этикет. Назначение и формулы речевого этикета.
Задание 1. Подготовить сообщение по теме:
«Виды и особенности речевого этикета»
Самостоятельная работа № 3 Тема 3. Орфоэпия. Особенности русского ударения.
Задание 1. Расставьте ударения в словах: крапива, угля, сироты, ремень, красивее, позвонишь, творог, компас, банты, торты, верба, щавель, договор, средства, сантиметр, каталог, кулинария, кухонный, тефтели;Задание 2. Подготовить сообщение по теме : «Особенности русского ударения».
Самостоятельная работа № 4 Тема 4. Словообразовательный разбор слов.
Задание 1. Произвести словообразовательный разбор слов: преподаватель, жизненный, созидание, темнота, словесник ( обязательные) и 5 слов по выбору.
План словообразовательного разбора:
Найти производящее слово, определив лексическое значение производного.
Сравнить морфемный состав слов, выделив словообразовательную или словообразовательные морфемы.
Определить способ словообразования.
Проверить правильность разбора путем подбора слов, образованных по такой же словообразовательной модели
(Таблица Приложение 1.)
1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно-суффиксальный 4. БессуффиксныйПригород<–город Морской<–море Переносица <–нос Переход<–переходить
Некогда<– когда Рыбацкий<–рыбак Подмораживает<–мороз Отъезд<– отъездить
Сверхъяркий <–яркий Доброта<–добрыйКосьба<–косить Созвездие<–звезданапрямик<–прямой Высь<–высокийОтпуск<–отпустить
контратака<– атака Пароходный<–пароход Закамь[Й]е<–Кама Глушь<–глухой
Самостоятельная работа № 5. Тема 5. Имя существительное как часть речи. Грамматические и морфологические признаки имени существительного.
Задание 1.Составьте отдельные предложения (лучше текст), используя эти слова.
Имя, пламя, племя, семя, стремя, путь.
. Вставьте буквы. Объясните выбор вставленной гласной.
Голосишк_, зайчишк_, мостишк_, пальтишк_, плутишк_, сараюшк_, трусишк_, коровушк_.
Задание 3. От данных ниже слов образуйте новые слова при помощи суффиксов -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк-.
Брат, город, забор, крыло, река, шалун, гектар, деревня, корова, письмо, сын, дом.Задание 4. Определите род данных существительных.
Авокадо, алоэ, бандероль, бра, вуаль, вуз, Гоби, денди, жабо, желе, имбирь, казино, кофе, кашне, кашпо, кольраби, какао, маэстро, меню.Задание 5. Определите род имен существительных. Спишите, раскрывая скобки.
1) У стены стоит (черный) рояль. 2) На ужин мы приготовили (жареный) картофель. 3) Чтобы крыша не текла, ее нужно накрыть (толь). 4) Друг пригласил меня на чашечку (черный) кофе. 5) Для прослойки торта можно использовать (яблочный) повидло. 6) В зале сидит (компетентный) жюри. 7) Ребенок с удовольствием ест (картофельный) пюре. 8) В праздники в доме обычно готовили (вкусный) студень.
Задание 6. Укажите номер ряда, в котором все существительные в форме и.п. мн. ч. имеют окончание -ы(и).
1) Отпуск, приговор; 2) шофер, профессор; 3) доктор, фронт; 4) договор, конструктор.Задание 7. Образуйте от данных существительных форму и.п. мн.ч.
Выбор, директор, бухгалтер, договор, доктор, инженер, инспектор, округ, отпуск, конструктор, приговор, клапан, ревизор, повар, паспорт, слесарь, офицер, фронт, мастер.Задание 8. Образуйте от данных существительных форму р.п. мн.ч.
Бананы, лимоны, яблоки, апельсины, помидоры, мандарины, гренки, томаты, вафли, баклажаны, макароны, башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты, туркмены, солдаты, татары, цыгане, партизаны, граммы, килограммы, валенки, сапоги, туфли, ботинки.Задание 9. Спишите, раскрывая скобки.
1) На Черном море много песчаных (побережье). 2) Отряд (солдаты) и группа (партизаны) встретились в назначенном месте. 3) Я оставался в лесу долго: от синих (сумерки) до полных (потемки). 4) Я встал, сняв ребенка с (колени). 5) В саду много (яблони), (вишни), (смородина). 6) Сколько же (платья) тебе нужно? 7) Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). 8) Над болотом кружила пара (цапли). 9) Сколько (доли) от наследства ты получил? 10) В нашем городе много (грузины), (туркмены), (узбеки), (цыгане), (осетины), (башкиры).Самостоятельная работа № 6. Тема 6. Правописание имен прилагательных.
Задание 1. Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.
Как называется полочка для книг?, Как называют маму за доброту?, Как называют варенье из вишни?
Задание 2. Составить  предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.
Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого.
(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце.)
Задание 3 Спишите текст, пользуясь таблицей (см. страницу 49), вместо вопросов впишите словосочетание черное золото, обозначьте падеж, подчеркните окончание у прилагательного черный.
Черное золотоТы, конечно знаешь, что такое черное золото? Это драгоценный металл желтого цвета. А слыхал ли ты (о каком?) ….. ……? (каким?) …………… называют нефть. Такое название (какому?) ……. дали недаром. Без (какого?)…………. остановились бы автомобили на дорогах, а в полях не могли бы работать тракторы. Золото (какое?) ………… - это богатство нашей страны.
Задание 4 Спишите, употребите имена прилагательные в скобках в нужном падеже и обозначьте его. В случае затруднения пользуйтесь таблицей (см. страницу 47), окончание прилагательных выделите.
Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали белую пену на песчаный берег с (золотистый) песком. Пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.
Задание 5 Пользуясь таблицей, запишите словосочетания весеннее солнышко, прохладный ветер, чистый воздух, ближний лес, ранний сев сначала в творительном падеже, а потом в предложном падеже единственного числа. Употребите в творительном падеже предлоги с, над, перед, за, а в предложном – о, в, на.Например: с солнышком (каким?) весенним, о солнышке (каком?) весеннем.
Задание 6. Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.
(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем.
Правописание имен числительных.
Задание 1.
1. Укажите неверное утверждение.
а)Порядковое числительное обозначает порядок предметов при счете.
б)Имена числительные могут быть простыми и составными.
в)Количественные и порядковые числительные могут быть целыми дробными.
2. Укажите имя числительное.
а)Третий;
б)тройка;
в) третьеклассник.
3. Укажите количественное числительное.
а)Тридцать пятый;
б)один;
в) одна вторая.
4. Укажите составное числительное.
а)Одиннадцать;
б)девять;
в) сто тридцать пять.
5. Укажите числительное, которое пишется сьв середине.
а)15;
б)50;
в) 30.
6. Укажите числительное, в котором допущена ошибка.
а)Трехсот (Р. п.);
б)двадцати трем (Д. п.);
в) восьмьюдесятью (Т. п.).
7. Укажите числительное, которое пишется слитно.
а)(Триста)(семьдесят)восемь;
Самостоятельная работа № 7. Тема 7. Знаки препинания в сложносочиненном предложении, в бессоюзном сложном предложении.
Задание 1. Какое предложение является сложноподчиненным с придаточным определительным?1) Ветер дул порывами и с такой силой, что стоять на ногах было почти невозможно.2) Не успело просветлеть небо, а уж голова колонны далеко вытянулась, поползла по шоссе.3) Молнии в потемках казались ослепительными, так что глазам было больно.4) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне.
Задание 2. Какое предложение связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения?
(1) Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка. (2) Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову. (3) Чистая белая рубаха, застегнутая у горла и кистей, ложилась короткими, мягкими складками около ее стана. (4) Она была очень недурна собою. (5) Я не мог видеть глаза девушки: она их не поднимала.1) 2 3) 42) 3 4) 5Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания БСП.
Задание 1. В состав какого сложного предложения не входит безличное?1) В глазах темно, и замерла душа.2) Блажен, кто верует, тепло ему на свете.3) Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно и смешно.4) Мы хорошо знали, что ещё долго в этом доме говорили о том, как Алексей смог решиться на такой поступок. Задание 2
5 Какое сложное предложение состоит из двух неопределённо-личных?1) Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льёт благодать.2) Над хвастунами хоть смеются, а часто в дележе им доли достаются.3) Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый, рыжий очаг.4) Сяду да подумаю, как мне жить дальше.
Методические рекомендации
по написанию доклада
1. Структура доклада: - титульный лист - оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт); - введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы); - основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы); - заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации); - список использованных источников. 2.Структура и содержание доклада 2.1. Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента. 2.2. Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада. Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора. В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д. 2.3. В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам. 3.4. Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания. 4.5. Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1». 3. Требования к оформлению доклада 1. Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. 2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. 3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. 4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата. 
Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Тема эссе
Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению.
Построение эссе
Структура эссе.
Титульный лист.
Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.
Как подготовить и написать эссе?
Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:
исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).
.
Методические рекомендации
по написанию сообщения
1 Структура сообщения: - титульный лист - оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов сообщения, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт); - введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи сообщения, дается характеристика используемой литературы); - основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы); - заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации); - список использованных источников. 2. Структура и содержание сообщения2.1. Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента. 3.2. Основная часть. В ней раскрывается содержание сообщения. Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора. В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д. 5.3. В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам. 5.4. Список использованных источников. 5.5. Приложение к сообщению оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1». 6. Требования к оформлению сообщения6.1. Объем сообщения может колебаться в пределах 3-5 печатных страниц;