Игра — тренинг Тайны общения


Тайны
общения






Цель: Познакомить школьников с определением личности и способами ее описания.
Формирование навыков самораскрытия.

Формирование и развития навыков общения с разными людьми
Задачи:
- формирование понятия личность;
- способствование развитию личности каждого ребенка.
- формирование навыков самопознания;

- формирование коммуникативных навыков.

- развитие навыков позитивного анализа межличностных отношений.
Ход занятия

Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы, как истории планет:
У каждой есть особое, свое,-
И нет планет похожих на нее.


1.Личность
Ребята, все вы личности, все индивидуумы потому, что по-разному проявляете себя в разных ситуациях. Давайте это проверим.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Откройте словари ЭМОЦИЙ и ЧУВСТВ и найдите однозначный ответ на следующие ситуации:
Тебя не пригласил на День рождения твой лучший друг (подруга).
Ты получил «5» за домашнюю работу по математике (которую списал у товарища).
Тебя оскорбил одноклассник. (обсудить)
Все мы в разных ситуациях бываем очень разными, Один и тот же Я – то Лидер, то Борец за Правду, то Циник, то Нытик Все это наши Лики, наши я, наши роли, наши личности. В этом смысле Меня много. Я – состоит из множества Я
- Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, -
На самом деле то, что называют мною, -
Не я один, нас много. Я – живой.
Человек многомерен. Увидим в человеке сразу троих: человека объективного (такой он есть в действительности), человека внутреннего (каким человек сам себя видит и чувствует), человека внешнего (как он себя подает, какое производит впечатление). В этой троице важен каждый.
- Необходимо изучить себя. Знайте, только тот, кто знает себя, может управлять собой.
- Нужно работать над собой для того, чтобы стать уважаемой Личностью.
- Старайтесь наилучшим способом использовать то, что вам дала природа:
Красоту или обаяние
Ум или трудолюбие,
Умение петь, или рисовать,
Способности к рисованию или танцам
И, как бы не сложились обстоятельства, вы должны стремиться к СОВЕРШЕНСТВУ.

2. Знаешь ли ты себя? Твои плюсы и минусы. Закон «эгоцентризма». Закон «непохожести»
Беседа с учащимися по вопросам:
- Часто ли вас называют ласковыми именами?
- В каких случаях это происходит:
- Когда обращаются с очередной просьбой?
- Когда у собеседника хорошее настроение?
- Какие чувства вы испытываете при этом?
- Что вам хочется сделать или сказать в ответ на такое ласковое обращение?
- Кто чаще всего вам говорит ласковые слова?
- Что вам мешает сделать это?
Итак, ребята, все вы – исследователи. Самое главное – это желание разобраться в себе, выявить неизвестные стороны своей личности, определить и совершенствовать свой стиль общения.
Во все времена развития человечества перед каждой личностью непременно вставали извечные вопросы: «Кто я? И «Что я могу?» Работая над собой вы не только сможете удовлетворить свою любознательность, открыть в себе неведомое, вы также научитесь понимать себя, свое настроение и свои взаимоотношения с окружающими людьми. Вспомни обращение Сократа к собратьям: «Познай самого себя». В любом человеке заложена изначально потребность в самосовершенствовании, но без глубокого всестороннего знания самого себя такое совершенствование невозможно. Давайте снимем «розовые очки» потому, что ваши проблемы не решаться сами собой. Источник многих проблем – вы сами. Поэтому познание себя – это только первый шаг в познании своей личности, а дальше необходима ежедневная кропотливая работа над собой, которая обязательно приведет вас к успеху.
Личностные особенности, тем более слабости – это очень интимные стороны нашей жизни, о некоторых из них мы не можем признаться даже самим себе. Хотя, как раз с понимания своих недостатков и начинается самосовершенствование личности. Не бойтесь недостатков: они есть у каждого также, как и достоинства. Все мы имеем как положительные (+), так и отрицательные (-) качества. Поэтому у каждого из нас будет два списка: белый (достоинства) и черный (недостатки) Мы их назовем просто – «Зебрами».
Практическая работа
Инструкция: Перед вами две «Зебры». Вам нужно будет заполнить в них 2-3 пункта. а) Однако необходимо заполнять так, чтобы достоинства и недостатки в самохарактеристиках были уравновешены, желательно, чтобы (+) и (-) одного номера в «Зебре» соответствовали друг другу, например:
Зебра А (оценочная)
+ (белый список) - (черный список)
МОИ ДОСТОИНСТВА МОИ НЕДОСТАТКИ

1)Умею смеяться

1)Легко впадаю в уныние

2)Доверчивый

2)Легко внушаемый










б) Формируя цель – проблему или цель – идеал задайтесь вопросом: «А для чего мне это нужно?» Само собой разумеется: речь идет о ваших душевных качествах, свойствах ума, или поведения.
Зебра Б (целевая)
- (цель – проблема) + (цель – идеал)
ИЗБАВИТЬСЯ, УМЕНЬШИТЬ, ОБРЕСТИ, УВЕЛИЧИТЬ,
ИСКОРЕНИТЬ РАЗВИТЬ

1) Тоскливость

1)Оптимизм

2)Завистливость

2) Достоинство





Индивидуальная работа:
- Заполните 2-3 пункта «Зебры», используя СЛОВАРЬ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ.
- Время от времени заполняйте «Зебру».
- Регулярно анализируйте свои ДОСТИЖЕНИЯ.
Закон «непохожести»
Большинству людей необходимо общение, для этого они стремятся к другим людям. Но, для того, чтобы люди тебя приняли (захотели общаться с тобой) ты им должен быть интересен и нужен, а чтобы быть таким, надо быть ЛИЧНОСТЬЮ. Запомните: Из всех способов вызывания, возбуждения и поддержания интереса к себе НЕПОХОЖЕСТЬ дуг на друга является самым эффективным и действенным способом. Закон «непохожести» проявляется в словах: «только у меня (нас)»; «я не такой, как все».


4. Обиды. Как простить обиду? Умеешь ли ты мириться?
Беседа с учащимися по вопросам:
- Кого и за что мы обвиняем?
- Сожалеем ли мы, обидев кого-либо?
- Легко ли исправляются ошибки и промахи?
- Кого мы реже всего обвиняем?
- Кого мы легче всего прощаем?
- Как часто и на что мы обижаемся?
Обиды и ссоры, которые частенько встречаются в нашей жизни и портят нам настроение, можно сравнить с серыми тучами, портящими пригожий летний солнечный денег. Именно им и посвятим мы сегодня свое занятие.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:
Откройте словари ЭМОЦИЙ и ЧУВСТВ и найдите однозначный ответ на следующие ситуации:
1)Родители вас не пустили на улицу (вы вовремя не вымыли посуду)
2)Учитель вам поставил «2» за ответ у доски (вопрос был сложный, никто в классе не знал на него ответ)
3)Ваша подруга ушла в кино с одноклассницей (вы в это время должны подготовиться к сдаче зачета по предмету, который вам дается с трудом)
(выслушать все варианты ответов)
Беседа с учащимися по вопросам:
- Часто ли вы ссоритесь?
- Что является причиной ссор?
- Часто ли вы обижаетесь?
- Часто ли обижаются на вас?
- С кем вы ссоритесь особенно часто?
- С кем почти не ссоритесь?
- Умеете ли вы мириться?
- Кто чаще делает шаг к применению, почему?
Выяснить, насколько вы мудры в своих действиях нам поможет откровенный разговор и, возможно, вы захотите что-то изменить в своих отношениях с окружающими?
5. Умеем ли мы ссориться? Умеешь ли ты мириться?
В вашем классе 22 человека, и всем конечно интересно узнать: КТО, на ЧТО и КОГДА обижается? Я, конечно же, умею хранить ваши секреты, но ведь нужно ответить и на все ваши вопросы, помочь многим из вас решить свои проблемы, поэтому мы с вами поступим следующим образом:
МЫ БУДЕМ НАХОДИТЬ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВСЕ ВМЕСТЕ, и не важно: чья это ПРОБЛЕМА.
Для этого я составила список общих ОБИД, включив в этот список и свои, о которых я не боюсь заявить открыто, поэтому они выделены. Если в процессе занятия у кого-то из вас появится желание рассказать всем о своей обиде, я буду рада вашему стремлению быть откровенным.
На что же мы обижаемся?
Когда оскорбляют и обзывают (13+1)
Когда грубят (8)
Когда разглашают тайны (7+1)
Когда разговаривают на повышенных тонах (5)
Когда бьют (2)
Когда ругают зря (7)
Когда не уважают (3+1)
Когда обижают (осмеивают) (8)
Когда отзываются о тебе плохо (за глаза) (9+1)
Когда отказывают в просьбе (4+1)
Когда не понимают (5)
Когда не правы, а спорят (спор ради спора) (6)
Когда надо мной смеются (11)
. Вопросы:
- Можно ли научиться избегать неприятности, ссоры и обиды?
- Что их порождает?
- Как научить своего внутреннего человечка бороться с ними?
- Как научить своего внутреннего человечка быть мудрым, вежливым и веселым?
Мир не прост, совсем не простИ серые тучи, которые частенько появляются в нашей душе и портят нам настроение, это не только ссоры и обиды, но и всевозможные претензии, которые предъявляют к нам окружающие нас люди, или мы к ним, а также односторонняя, или взаимная невежливость. Именно о них и пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии.
Мы все живем среди людей. Бывает всякое: не всегда мы довольны друг другом, иногда, даже близкие люди могут вызывать у нас отрицательные эмоции и это затрудняет наше с ними общение.
- Как вы думаете, почему это происходит?
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Откройте словари ЭМОЦИЙ и ЧУВСТВ и найдите однозначный ответ на следующие ситуации:
а) СИТУАЦИЯ №1
Ваш сосед по парте регулярно забывает учебник
б) СИТУАЦИЯ №2
Вы любите утром поспать, а ваш младший брат (сестра) даже в выходные дни встает чуть свет
Выпишите из списка КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ 2-3, которые раздражают вас более всего.
Итак ребята, все мы в жизни предъявляем претензии к окружающим нас людям, одни вслух, другие – про себя, а третьи – «по секрету – всему свету». Давайте заполним таблицу в тетради.
(ребята заполняют таблицу «СПИСОК ПРЕТЕНЗИЙ ОКРУЖАЮЩИМ»)
(обсудить)

Прежде, чем мы с вами сделаем окончательные выводы, я советую вам вникнуть в смысл и проанализировать следующие строки:
Э. Асадов «Раздумье»
1 чтец:
Когда в непогоду в изнеможенье
Журавль что-то крикнет в звездной дали,
Его товарищи журавли
Все понимают в одно мгновенье,
И перестроившись на лету,
Чтоб не отстал, не покинул стаю,
Не дрогнул, не начал терять высоту,
Крылья. Как плечи, под ним смыкают.
2 чтец:
Когда в Антарктиде гибнет кит
И вынырнуть из глубины не может,
Он SOS ультразвуком подать спешит
Всем, кто услышит, поймет, поможет,
И все собратья киты вокруг,
Как по команде на дно ныряют,
Носами товарища подымают
И мчат на поверхность, чтоб выжил друг,
1 и 2 чтецы:
А мы с тобою, подумать только,
Запасом в тысячи слов обладаем,
Но часто друг - друга даже на толику
Не понимаем, не понимаем! (обсудить)


Ребята, жить среди людей постоянно обращая внимание на их недостатки нельзя. От этого плохо и нам и окружающим нас людям. Тем более нельзя предъявлять людям свои претензии. Каждый человек имеет право быть самим собой.
«Вы предъявлять претензии не торопитесь,
А точку зрения других людей понять стремитесь.
Не стоит людям быть невежами,
А лучше научится быть всем вежливыми».
Желаю вам:
Не высказывать своих претензий.
Разрешите себе быть самим собой, а другому – другим.
Искренне радуйтесь за других.
6. Откровенно говоря. Мои добрые дела. Мои проблемы.

Индивидуальное задание
МОИ ДОБРЫЕ ДЕЛА
Какое доброе дело вы сделали вчера?_____________________________________
_______________________________________________________________________
Кому сказали доброе слово?_____________________________________
_______________________________________________________________________
Что вы при этом чувствовали?______________________________
_______________________________________________________________________
Как вас за это отблагодарили?__________________________________________
_______________________________________________________________________
Какими должны быть по-вашему мнению формы благодарности?_______________
_______________________________________________________________________
Сколько своих добрых дел вы смогли вспомнить?____________________________
_______________________________________________________________________
Способны ли вы на добрые дела?______________________________
_______________________________________________________________________
Если нет, то что вам мешает?____________________________________________
_______________________________________________________________________
Индивидуальное задание
МОИ ПРОБЛЕМЫ
Какая ваша самая большая проблема?________________________________
_______________________________________________________________________
Чем она вызвана?_______________________________________________
_______________________________________________________________________
Кто виноват в ее возникновении?____________________________________
_______________________________________________________________________Кто сможет помочь вам от нее избавится?___________________________________
_______________________________________________________________________
4.6. Домашнее задание:
1.Прочитайте письмо себе любимому, добавьте несколько ласковых слов о себе.
2. Вспомните и напишите ласковые слова, которыми вас называют окружающие вас люди.
3. Определите свой стиль общения и нарисуйте словесный образ общительного человека, которым вы бы хотели стать.
4.Выясните мнение еще 7 человек о вашей общительности (включая мнение своих родителей, друзей, учителей и одноклассников).
5. Какие волшебные слова могут творить чудеса и располагать к общению.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15