Программа факультативного курса Основы речевого общения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Отдел образования администрации Кировского района
Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 88
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Донецкий республиканский институт Министерство образования
дополнительного педагогического Донецкой Народной
образования Республики
Протокол заседания Ученого совета Приказ от ___
от __ ____________ 20___ №_____ _____ 20 __ № _________





Программа факультативного курса

«Основы речевого общения»

(10-11 класс)




Нетяга Т.Н.
Близнюк О.С.






Донецк – 2016
«Одобрено к использованию в образовательных организациях»



Министерство образования и науки ДНР

Приказ от _________________№ _________



Рецензенты:

1. Белоконь С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и теории словесности, ДонНУ.
2. Курмакаева Н.П. , кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, ДонНУ.
3. Савченко Е.А., учитель русского языка и литературы, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы Кировского района г. Донецка, специалист высшей квалификационной категории, «учитель-методист», Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 77 Министерства образования и науки Донецкой Народной.




Составители:
1. Нетяга Т.Н., учитель украинского языка и литературы, директор школы, специалист высшей квалификационной категории, «старший учитель», Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 88 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
2. Близнюк О.С., учитель украинского языка и литературы, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, специалист II квалификационной категории, Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 88 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.





Авторы (составители)
1. Нетяга Т.Н., учитель украинского языка и литературы, директор школы, специалист высшей квалификационной категории, «старший учитель», Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 88 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
2. Близнюк О.С., учитель украинского языка и литературы, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, специалист II квалификационной категории, Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 88 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

Рецензенты:
1. Белоконь С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и теории словесности, ДонНУ (теоретик).
2. Курмакаева Н.П. , кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, ДонНУ (теоретик).
3. Савченко Е.А., учитель русского языка и литературы, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы Кировского района г. Донецка, специалист высшей квалификационной категории, «учитель-методист», Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 77 Министерства образования и науки Донецкой Народной.

Утверждено педагогическим советом школы


(протокол от «15» января 2016 № 1)


Директор
______________
Т.Н. Нетяга

М.П.
(подпись)
(Ф.И.О. директора)



Согласовано с методическим кабинетом отдела образования администрации Кировского района г.Донецка

Заведующая _________________________________ Е.В.Николенко


Научно-методическая экспертиза ИППО:
_____________________________________________________________________
_______________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Пояснительная записка

Программа разработана для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций.
На современном этапе развития общества возникла острая необходимость в людях, которые умеют самостоятельно мыслить, владеют мастерством переубеждения посредством живого слова, имеют четкое представление о роли языка в процессе коммуникации и успешно применяют его на практике. Именно этим коммуникативными качествами сможет овладеть обучающийся после изучения курса. Таким образом, программа является актуальной, поскольку будет способствовать формированию конкурентоспособного, востребованного выпускника старшей школы.
Факультативные курсы по риторики можно внедрять еще в начальной школе, а в 10-11 классах изучать курс «Основы речевого общения» как завершающее звено единой цепи.

Цели и задачи учебной дисциплины

Цель учебной дисциплины:
повышать уровень общеязыковой подготовки, языковой грамотности, коммуникативной компетентности обучающихся старшей школы.
способствовать приобретению коммуникативного опыта;
развивать креативные способности обучающихся;
активизировать познавательные интересы обучающихся;
реализовывать эвристические способности как определяющие для формирования конкурентоспособного выпускника;
вырабатывать навыки оптимального речевого поведения: влияние на собеседника с помощью умелого использования разнообразных языковых средств; овладение культурой создания монолога, диалога и полилога; восприятие и воспроизведение текстов; усвоение деловой лексики и терминологии; выбор коммуникативно оправданных языковых средств; умение использовать различные типы словарей.

Задачи учебной дисциплины:
формирование четкого и правильного понимания роли языка в процессе коммуникации;
совершенствование владения нормами современного русского литературного языка и соблюдения требований культуры устной и письменной речи;
выработка навыков самоконтроля за соблюдением языковых норм в общении;
развитие творческого мышления обучающихся;
воспитание уважения к русскому литературному языку, языковым традициям;
сформирование навыков оперирования терминологией.

Метапредметные связи освоения курса будут отображать:

- формирование умения обучающихся четко определять свои цели, задачи и пути их достижения;
- мотивация к самостоятельному планированию пути достижения целей, наиболее эффективных способов решения сложных коммуникативных задач;
- освоение обучающимися практических навыков действий в предложенных условиях;
- формирование навыков корректировать свои действия исходя из сложившейся ситуации.

Срок реализации – 2 года. Программа рассчитана на 35 часов в год.
Программа состоит из 3 содержательных модулей, каждый из которых разделен на темы.
Курс 2-х летнего обучения предполагает теоретические, практические занятия, самостоятельную работу, различные виды контроля (текущий тестовый контроль, перевод текстов, редактирование текстов после компьютерного перевода, оформление официально-деловой документации, итоговый контроль).


10. Методы обучения
кредитно-модульное обучение;
объяснительно-иллюстративный;
проблемный;
проблемно-поисковый;
развития критического мышления;
творческий;
самостоятельная работа;
эвристические.
11. Методы контроля

- Текущий (устный опрос (УО));
- Перевод текста (ПТ);
- Тестовый контроль (Т),
- Редактирование текста после компьютерного перевода (РТ),
- Оформление документов (ОД),
- Итоговый контроль.

В результате изучения факультативного курса «Основы языкового общения» обучающиеся должны:
основательно усвоить нормы современного русского литературного языка и практически применять их;
правильно использовать различные языковые средства в соответствии с коммуникативными намерениями;
четко выражать мысли для успешного решения проблем и задач в языковой деятельности;
воспринимать, воспроизводить, редактировать тексты разных стилей;
составлять различные типы документов, правильно подбирать языковые средства, которые представляют их специфику;
пользоваться лексикографическими источниками (словарями) и другой вспомогательной справочной литературой, необходимой для самостоятельного совершенствования речевой культуры речи.



Для оценивания факультативного курса необходимо учитывать:
Уровень знания обучающимся теоретического материала.
Уровень выполнения практических заданий.
Количество и качество выполнения самостоятельных работ.
Личностный рост обучающегося в процессе изучения курса.



















Учебно-тематический план

Наименование
разделов и тем
Количество часов
Формы
контроля


всего
теория
практика


Раздел 1. Законодательные и нормативно-стилевые основы речи
11
7
4
Тестовый контроль, устная проверка знаний

1.1. Русский язык – язык
международного общения
3
3
-


1.2. Основы культуры русского языка
4
2
2


1.3.Стили современного русского литературного языка
4
2
2


Резервное время
2
1
1


Итого: по разделу
13
8
5


Раздел 2. Основы коммуникации
40
22
18
Создание и защита презентации, устная проверка знаний.

2.1. Общение как инструмент жизнедеятельности коммуникатора
8
5
3


2.2. Риторика и искусство презентации
7
3
4


2.3. Культура устного общения
5
3
2


2.4. Формы коллективного обсуждения проблем
4
2
2


2.5. Деловые бумаги как средство письменной коммуникации
5
2
3


2.6. Деловые документы
5
3
2


2.7. Справочно-информационные документы
5
3
2


Резервное время
2
1
1


Итого по разделу:
42
23
19


Раздел 3. Научная коммуникация как составляющая речевой деятельности
15
9
6
Оформление
деловой документации (на выбор учителя), редактирование текстов, итоговый контроль

3.1. Роль терминологии в общении
4
3
1


3.2. Научный стиль и его средства в процессе общения
6
4
2


3.3. Проблемы перевода и редактирования научных текстов
5
2
3


Резервное время
2
-
2


Итого по разделу:
17
9
8


Всего:
70 (резерв – 6 часов)
46
18




Программа
«Основы речевого общения»


Название
раздела,
темы
Содержание
учебного
материала
Количество
часов
Планируемые результаты
(требования к учебным
достижениям учащихся)

1.
Содержательный модуль 1.
Законодательные и нормативно-стилевые основы речи
Ознакомление с нормативной базой учебной дисциплины, основами культуры русского языка, стилями современного русского языка
13
Знать нормативную базу учебной дисциплины, иметь общие понятия о русском языке как о языке международного общения, уметь различать функциональные стили русского языка, иметь достаточный
уровень овладения основами литературных норм.
Уважительно относится к русскому языку.

2
Тема 1.1. Русский язык - язык международного общения.
Предмет и задачи курса, его научные основы.
Понятие национального и литературного языка. Существенные признаки литературного языка.
Языковые нормы.
3
Знать предмет и задачи курса, иметь четкое представление о понятиях национального и литературного языка.
Знать виды языковых норм.
Уметь распознавать нарушение языковых норм современного литературного русского языка.

3
Тема 1.2. Основы культуры русского языка
Язык и культура речи в жизни коммуникатора.
Коммуникативные признаки культуры речи.
Словари в формировании культуры речи.
Типы словарей. Роль словарей в повышении речевой культуры.
Языковой, речевой этикет, этикет общения. Стандартные этикетные ситуации. Парадигма речевых формул.
4
Иметь теоретические знания о культуре речи, признаках культуры речи.
Знать о непосредственном значении словарей при формировании культуры речи.
Знать основы языкового и речевого этикета.
Знать общие правила поведения в стандартных этикетных ситуациях.
Уметь применять теоретические знания на практике.

4
Тема 1.3. Стили современного русского литературного языка.
Функциональные стили русского языка и сфера их применения.
Основные признаки функциональных стилей.
Сфера использования официально-делового, научного и разговорного стилей.
Текст как форма реализации языковой деятельности.
4
Знать различие между функциональными стилями современного русского языка, их признаки и сферу использования.
Уметь определить принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю.


5
Содержательный модуль 2. Профессиональная коммуникация

Ознакомление с основами коммуникативной деятельности, основами риторики, культурой устного общения.

Иметь представление об основных принципах процесса коммуникации.
Уметь выступать на бублике; оформлять основные виды деловых документов.
Уметь пользоваться справочно-информационной литературой.
Проявлять культуру устного и письменного общения.


6
Тема 2.1. Общение как инструмент жизнедеятельности коммуникатора
Общение и коммуникация.
Функции общения.
Виды, типы и формы общения.
Основные законы общения.
Стратегии общения.
Невербальные компоненты общения.
Понятие делового общения.
7
Знать понятия «общение», «коммуникация».
Знать функции, виды, типы и формы общения.
Овладеть законами общения.
Уметь выстаивать стратегию общения.
Пользоваться невербальными компонентами общения исходя из коммуникативной ситуации.

7
Тема 2.2. Риторика и искусство презентации
Понятие об ораторской (риторической) компетенции.
Публичное выступление как важное средство коммуникации убеждения.
Искусство аргументации. Техника и тактика аргументации. Языковые средства убеждения.
Коммуникативные требования к речевому поведению во время публичного выступления.
Виды публичной речи.
Презентация как разновидность публичной речи. Типы презентаций. Речевые, стилистические и коммуникативные принципы презентации.
Культура восприятия публичного выступления.
7
Знать виды публичной речи, требования к речевому поведению во время публичного выступления.
Знать типы и принципы презентаций.
Уметь построить публичное выступление, грамотно составить презентацию как разновидность публичной речи.

8
Тема 2.3. Культура устного общения
Особенности устного общения.
Способы воздействия на людей во время непосредственного общения.
Индивидуальные и коллективные формы общения.
Функции и виды бесед. Стратегии поведения во время деловой беседы.
Этикет телефонного разговора.


5
Знать индивидуальные и коллективные формы общения.
Знать особенности устного общения, этикет телефонного разговора.
Уметь выстроить стратегию поведения во время деловой беседы, воздействовать на собеседника во время непосредственного общения.


9
Тема 2.4. Формы коллективного обсуждения проблем
Совещания, собрания, переговоры, дискуссии как формы коллективного обсуждения. Искусство переговоров.
Собрание как форма принятия коллективного решения.
Дискуссия.
«Мозговой штурм» как эвристическая форма, активизирующая креативный потенциал собеседников во время коллективного обсуждения проблемы. Технологии проведения «мозгового штурма».
4
Знать формы коллективного обсуждения проблем, их признаки.
Знать технологию проведения «мозгового штурма» как активизирующей потенциал собеседника.
Уметь аргументировано участвовать доказывать свое мнение.
Уметь активизировать собеседника к обсуждению проблемы методом «мозгового штурма»

10
Тема 2.5. Деловые бумаги как средство письменной коммуникации
Классификация документов.
Состав реквизитов документов.
Требования к содержанию и расположению реквизитов.
Требования к бланкам документов.
Требования к тексту документа
5
Знать классификацию деловых бумаг, основные требования к их оформлению.
Уметь располагать реквизиты документа.

11
Тема 2.6. Деловые документы
Резюме.
Характеристика.
Рекомендательное письмо.
Заявление. Виды заявлений.
Автобиография.

5
Знать разновидности деловых документов, основные требования к их составлению.
Уметь составить резюме, характеристику, рекомендательное письмо, заявление, автобиографию в соответствии с требованиями.

12
Тема 2.7. Справочно-информационные документы
Пресс-релиз.
Отчет.
Служебная записка.
Справка.
Протокол, выписка из протокола.

5
Знать разновидности справочно-информационных документов, специфику их использования.
Уметь составить отчет, служебную записку, протокол, выписку из протокола в соответствии с требованиями.

13
Тема 2.8. Этикет служебной переписки
Классификация писем.
Реквизиты письма и их оформление.
Различные типы писем.
3
Знать классификацию деловых писем.
Уметь оформлять служебные деловые письма.

14
Содержательный модуль 3. Научная коммуникация как составляющая речевой деятельности
Ознакомление с особенностями делового стиля. Ознакомление с трудностями в процессе перевода научных текстов, особенностями компьютерного перевода, ролью терминологии в функционировании научного стиля.
15
Различать функциональные стили современного русского языка.
Знать особенности функционирования научного стиля, роль в этом процессе терминологии.
Иметь навыки перевода научных текстов.
Знать и выполнять правила культуры общения.

15
Тема 3.1. Роль терминологии в общении







История и современные проблемы терминологии.
Теоретические основы терминологии и лексикографии. Термин и его признаки.
Терминология как система. Общенаучная, межотраслевая и узкоспециальная терминология.
Электронные терминологические словари.

4
Знать историю возникновения и современные проблемы терминологии, теоретические основы лексикографии.
Различать виды терминов.
Уметь пользоваться терминологическими словарями.

16
Тема 3.2. Научный стиль и его средства в профессиональном общении
Становление и развитие научного стиля русского языка.
Особенности научного текста и профессионального научного изложения мысли. Языковые средства научного стиля.
Требования к оформлению результатов научной деятельности. План, тезисы, конспект как важное средство организации умственного труда.
Основные правила библиографического описания источников, оформление ссылок. Реферат как жанр академического письма.
Статья как самостоятельное научное произведение. Требования к научной статье.
Научный этикет.
6
Знать историю становления и развития научного стиля.
Знать требования к оформлению результатов научной деятельности, основные правила библиографии.
Уметь составить реферат, библиографию, оформить ссылки.

17
Тема 3.3. Проблемы перевода и редактирования научных текстов
Сущность и виды перевода. Буквальный, адекватный, реферативный, аннотационный перевод.
Выбор синонима при переводе.
Перевод терминов.
Особенности редактирования научного текста.

5
Знать различие буквального, адекватного, реферативного, аннотационного переводов.
Уметь выбирать синонимы при переводе тексов, редактировать научные тексты, исправлять недостатки компьютерного перевода.


Информационное обеспечение
Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2001. - 29 с.
Аникеева Н.П. Обучение школьников способам общения // Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. - С. 131-183.
Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. - М.: МПСИ, 2002. - 432 с.
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2000. - 328 с.
Бендлер Р., Лавалль Дж. Искусство убеждать. - Киев: София, 2002. - 224 с.
Березина А.В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2003. - 23 с.
Биркенбиль В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. - М.: ФАИР-Пресс, 2002. - 352 с.
Веденская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Март, 2001. - 512 с.
Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК; ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 318 с.
Герт В.А. Общение как основа индивидуализации человека (методологический аспект исследований): Автореф. дис. ... канд. филос.
Глозман Ж.М. Нарушения общения и школьная дезадаптация // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. - 2001. - № 3.
Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 199 с.
Гойхман О.Я., Надеина Г.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2012.
Голубков С.В. Особенности организации педагогического общения при различных типах профессионального отношения учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2010. - 20 с.
Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
Дилтс Р. НЛП: навыки эффективной презентации. - СПб.: Питер, 2012. - 192 с.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб: Речь, 2004.
Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 2000.
Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми. - М.: АСТ, 2002. - 363 с.
Зинин С.И. Психологические механизмы формирования профессионализма педагогического общения в подготовке учителя-филолога: Дис. канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2004. - 192 с.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
Касаткин С. Техника обратной связи. Мастер общения.-СПб.: Питер, 2002. - 192 с.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.
Кольцова В.А., Мартин Л Личностные детерминанты общения в условиях совместной деятельности // Психологические исследования общения. - М.: Наука, 1995. - С. 207-219.
Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Характеристика связей педагогического общения со свойствами разных уровней индивидуальности педагога// Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. - Пермь, 2005.
Коротаева Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. - Екатеринбург, 1995. - 31 с.
Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговаться или всё о переговорах: Пер. с англ. - Минск, 1995. - 160 с.
Костецкий В.Э. Динамика общения в условиях групповой дискуссии: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1991.
Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - 2-е изд. - М.: Смысл; Академический Проект, 1999. - 279 с.
Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практ. пособие. - М.: Ось-89, 2003. - 319 с.
Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
Лабунская В. Психология затрудненного общения. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д., 1999. - 608 с.
Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие. - М. , 2001. - 288 с.
Лавриненко Н.М. Социальная психология и этика делового общения. - М., 1995.
Леонов Н. Психология делового общения. Учеб. пособие. - М.: МПСИ, 2002. - 216 с.
Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М.: Педагогическое общество России, 2001.
Основы научной речи: Учеб. Пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений/ под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой. СПб.:Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие /Автор-составитель Усанова О.Г. Челябинск, 2003.
Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие /Авторы-составители И.А. Стернин, М.С.Саломатина. Воронеж, 2003

























Приложение 1

Темы практических занятий

№ п/п
Название темы
Количество часов

1
Государственный язык - язык общения
1

2
Основы культурного русского языка
1

3
Стили современного русского литературного языка
3

4
Общение как инструмент речевой деятельности
1

5
Риторика и искусство презентации
2

6
Формы коллективного обсуждения профессиональных проблем
1

7
Деловые бумаги как средство письменной профессиональной коммуникации
3

8
Этикет служебной переписки
1

9
Научный стиль и его средства в профессиональном общении
2

10
Проблемы перевода и редактирования научных текстов
2

Приложение 2
Самостоятельная работа

Самостоятельная работа является средством овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время и является неотъемлемой частью процесса изучения факультативного курса.
Содержание факультативного курса состоит из следующих видов деятельности:
Подготовка к практическим работам;
Самостоятельная проработка материала;
Выполнение индивидуальных заданий;
Подготовка к тестовым заданиям, контрольным работам.



Темы для самостоятельной работы:


№ п/п
Название темы

1
Тенденции развития русского языка на современном этапе.

2
Средства обеспечения статуса престижности русского языка. Исторический опыт.

3
Коммуникативные признаки культуры русского языка. Языковые нормы.

4
Трудности русского словоизменения и словосочетания.

5
Социопсихолигвистичний аспект культуры речи.

6
Гендерные аспекты общения.

7
Невербальные средства общения.

8
Современные технологии паблик рилейшнз.

9
Языковые средства убеждения.

10
Речевые, стилистические, композиционные и коммуникативные принципы презентации.

11
Дискуссия, полемика, диспут как разновидность спора.

12
Становление и развитие научного стиля русского языка.

13
Аннотирования и реферирования научных текстов.

14
Научный этикет. Научная дискуссия и ее правила.

15
Калькирование элементов близкородственных языков. Перевод терминов.







Приложение 3
Индивидуальные задания

В течение изучения курса обучающиеся:
- изучают курс;
- выполняют индивидуальные задания, которые являются неотъемлемой составляющей самостоятельной работы;

Индивидуальные учебные задания обучающиеся выполняют за счет часов самостоятельной работы.
Выполнение заданий должно засвидетельствовать уровень знаний лексических, грамматических, синтаксических, орфографических и других норм русского литературного языка; умение работать со справочной литературой (толковыми, переводными словарями, словарями иностранных слов и др.). Обучающийся должен продемонстрировать навыки перевода текстов и практическое применение знания норм русского литературного языка.



























Приложение 4
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Понятие национального и литературного языка. Существенные признаки литературного языка.
Язык и культура речи в жизни коммуникатора.
Коммуникативные признаки культуры речи. Типология языковых норм.
Словари. Типы словарей.
Социопсихолингвистический аспект культуры речи.
Языковой, речевой этикет, этикет общения. Стандартные этикетные ситуации.
Парадигма языковых формул. Выбор языковых единиц в речи.
Функциональные стили русского языка и сфера их применения. Основные признаки функциональных стилей.
Профессиональная сфера как интеграция официально-делового, научного и разговорного стилей.
Сущность общения. Общение и коммуникация. Функции общения.
Виды, типы и формы общения. Основные законы общения.
Невербальные компоненты общения. Слушание и его роль в коммуникации.
Гендерные аспекты общения. Стратегии речевого общения.
Понятие делового общения. Стили и модели делового общения.
Понятие коммуникации, типы коммуникаций, препятствия и барьеры коммуникации.
Понятие об ораторской (риторической) компетенции.
Публичное выступление как важное средство коммуникации убеждения. Виды публичной речи.
Искусство аргументации. Языковые средства убеждения.
Коммуникативные требования к речевому поведению во время публичного выступления. Техника и тактика аргументации. Психологические приемы влияния на партнера.
Презентация как разновидность публичной речи. Типы презентаций. Речевые, стилистические, композиционные и коммуникативные принципы презентации.
Индивидуальные и коллективные формы профессионального общения. Функции и виды бесед. Собеседование с работодателем.
Этикет телефонного разговора.
Совещания, собрания, переговоры, дискуссии как формы коллективного обсуждения.
Собрание как форма принятия коллективного решения. Совещание.
Дискуссия. «Мозговой штурм» как эвристическая форма активизации креативного потенциала собеседников во время коллективного обсуждения проблемы. Технологии проведения «мозгового штурма».
Классификация документов.
Состав реквизитов документов. Требования к содержанию и расположению реквизитов. Требования к бланкам документов.
Требования к оформлению страницы. Требования к тексту документа.
Документация по кадрово-контрактным вопросам.
Справочно-информационные документы.
Этикет служебной переписки.
Научная коммуникация как составляющая профессиональной деятельности.
История и современные проблемы терминологии.
Термин и его признаки. Терминология как система. Общенаучная, межотраслевая и узкоспециальная терминология.
Кодификация и стандартизация терминов.
Особенности научного текста и профессионального научного изложения мысли. Жанры научных исследований.
Оформление результатов научной деятельности.
План, тезисы, конспект как важное средство организации умственного труда.
Аннотирование и реферирование научных текстов.
Основные правила библиографического описания, оформление ссылок.
Реферат как жанр академического письма. Составляющие реферата.
Статья как самостоятельное научное произведение. Требования к научной статье.
Научный этикет.
























15