Программа внеурочной деятельности Понимаю себя, принимаю других

    



РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРТКОВСКИЙ РАЙОН, СЕЛО ГРЕКОВО-СТЕПАНОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГРЕКОВО-СТЕПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»
Директор МБОУ Греково-Степановской СОШ
Приказ от 29 августа 2016г. №
___________________Е.Г.Пащенко


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
социально-психологического направления
«Понимаю себя, принимаю других»

на 2016-2017 учебный год
Уровень общего образования: основное общее , 5 класс
Количество часов: 34
Учитель: Киселева Ольга Александровна (1 категория)
Программа составлена на основе пособия: Владимирова Ю. Новичок в средней школе. Программа адаптационных встреч для пятиклассников. // Школьный психолог № 09, 2015


ДАТЫ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ __________________



Содержание программы:

1. Место курса в плане внеурочной деятельности стр.3

2. Планируемые результаты стр.3

3. Содержание внеурочного курса стр.4-5

4.Тематическое планирование стр.6-7










Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с планом внеурочной деятельности ФГОС НОО МБОУ Греково - Степановской СОШ на 2016-2017 уч. год данный курс рассчитан на 1 год (35 часов), но с учетом расписания занятий внеурочной деятельности будет реализован за 34 часа (соединением тем), т.к учебный день выпадает на праздник 1 мая

Планируемый результат:

предотвращение школьной дезадаптации у обучающихся, снижение тревожности; развитие творческого потенциала детей, приобретение ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; формирование умения приобретать знания.
Признаки успешной адаптации пятиклассников: удовлетворенность процессом обучения и школой в целом; положительная успеваемость ученика; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Таким образом, ожидаемые результаты относятся в основном к формированию личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.











Содержание внеурочного курса

Тема1. Что такое 5 класс
Сообщение целей занятий, принятие правил. Упражнение «Имя превратилось».Упражнение «Расскажи мне о себе». Упражнение «Продолжи фразу».Упражнение «Те, кто»..Упражнение «Что важно для меня?» Рефлексия.
Тема 2. Новичок в средней школе. Школьные предметы и учителя.
Упражнение на воображение. Упражнение «Школьные правила». Работа по теме занятия «Новичок в средней школе». Рефлексия.
Тема 3. Понимаем ли мы друг друга
Упражнение «Ветер дует на тех, кто...» Упражнение «Слышать и слушать». Сравнение понятий «слушать» и «слышать». Упражнение «Рисунок по инструкции».Тест «Умеете ли вы слушать?» Игра «Пойми меня».Игра-шутка «Пойми меня». Рефлексия.
Тема 4. Мир эмоций
Упражнение «Необычное приветствие».Упражнение «Закончи предложение».Обсуждение прошлого эмоционального опыта учащихся. Игра «Угадай эмоцию».Упражнение «Фигуры эмоций».Игра «Назови эмоцию».Игра «Изобрази эмоцию».Упражнение «Как справиться с отрицательными эмоциями». Рефлексия.
Тема 5. Наши уроки и учителя
Упражнение «Дотронься до..».Упражнение «Какой урок важнее».Упражнение «Как зовут наших учителей?»Упражнение: «Настоящий учитель – это...» Упражнение «Мой любимый урок».
Тема 6. Ищу друга
Упражнение на внимание «Пальчики».Упражнение «5 качеств». Дискуссия по вопросам. Упражнение «Ищу друга» (единомышленника). Рефлексия.
Тема 7. Мы и наш класс
Упражнение «Ты мне нравишься». Упражнение «Коллаж класса». Упражнение «Какие мы». Рефлексия.












Календарно-тематическое планирование по элективному курсу
в 5 классе на 2016-2017 учебный год

Название темы
Количество часов
Основные виды
учебной
деятельности

Дата
проведения

1-2
Что такое 5 класс
2
Обсуждение, игра
5.09
12.09


3-4

5-6
Новичок в средней школе.

Учимся принятию других.

2

2
Тренинг
19.09
26.09
3.10
10.10


7-8

9-10

11-12
Мир эмоций.

Мои эмоции.

Понимаем ли мы друг друга.

2


2

2
Работа в парах, игра
17.10
24.10
7.11
14.11
21.11
28.11

13-14

15-16

17-18
Настроение.

Мои эмоции и настроение.

Радуга настроения.
2

2

2
Арт. терапия
5.12
12.12
19.12
26.12
9.01
16.01

19-20

21-22
Наши уроки и учителя.

Как найти взаимопонимание.
2

2
Тестирование, работа в группе
23.01
30.01
6.02
13.02

23-24

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34
Ищу друга. Важные качества друга.

Законы дружбы.

Выявление тревожности пятиклассников в период адаптации.
Мы и наш класс.

Планета нашего класса.

Понимаю себя, принимаю других.
2

2

2

2

2

2
Просмотр презентации, диспут, игра.
Элементы игрового тренинга
20.02
27.02
6.03
13.03
20.03
3.04
10.04
17.04
24.04
15.05
22.05
29.05


Итого:
34



СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
МБОУ Греково-Степановской СОШ
от 24 августа 2016 года № 1
Председатель методического совета
__________________Т А.Алексеева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ Греково-Степановской СОШ
________________Т.Г. Беденко.
25 августа 2016 года












Лист регистрации изменений, вносимых в календарно-тематическое планирование
внеурочного курса «Понимаю себя, принимаю других»
в 5 классе на 2016-2017 учебный год


изменений
Дата
Страница
с изменениями
Основания для внесения изменений
Содержание
откорректированных тем (раздел)
Подпись


























































































Приложение
Занятие первое «Что такое пятый класс?»
Цель: познакомить детей с целями занятий, формой работы, профилактикой проблем адаптации.
Задачи:
развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащихся начальной школы;
дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.
Материалы: небольшие листы бумаги, альбомные листы, мяч, лист с портфелем, лист ватмана с рисунком « школьный путь».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Знакомство
1. Упражнение «Имя»
2. Принятие правил
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мне бы хотелось, чтобы и вы представились.
(Вы можете воспользоваться любым способом знакомства, но в условиях работы с целым классом хорошо зарекомендовал себя способ – «Пресс-конференция»).
Инструкция: давайте представим себе, что вы все – очень важные деятели: политики, бизнесмены, артисты и т.д., и вам необходимо правильно представиться. Для этого нужно оформить таблички, стоящие на партах. На табличке, кроме имени, написанного крупно и ярко, нарисуйте какой-нибудь рисунок, который будет вашим символом. (Таблички ребята ставят на край парты и оставляют в таком положении до конца урока. В конце занятия Ведущий собирает таблички и хранит их до следующего занятия.)
– Наши с вами занятия будут отличаться от обычных уроков, к которым вы привыкли.
(Объясняется цель и задачи данных занятий). Чтобы наши встречи были продуктивными, нам необходимо установить правила!
внимательно слушать, когда говорят другие
уважать чужое мнение
начинать свою речь словами «я»
спорить, если не согласен
говорить по одному
Нельзя:
шуметь когда кто-то говорит, перебивать
угрожать, драться, обзываться, гримасничать
ставить другим оценки, давать определение и критиковать.
II. Работа по теме
1. Упражнение «Продолжи фразу»
На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь». На нем изображена гора, отображающая школьный путь с 1-го по 11-й класс. – Посмотрите, что напоминает вам этот рисунок? – Да это школьный путь от 1 до 11 класса. А почему школьный путь я изобразила в виде горы? – Ребята, в этом году вы в какой класс пошли? – Наверное, все осталось по старому, как в начальной школе? – А что же нового у вас появилось? Да, теперь вы стали достаточно большими, у вас сейчас другие учителя, новые предметы, Бывает трудно, а бывает и интересно. Я бы попросила вас продолжить фразу: «В начальной школе мне больше всего запомнилось» «В пятом классе мне бы хотелось» (Все высказываются по порядку, передовая друг другу мяч. Ведущий отмечает наиболее интересные высказывания и оптимистические ожидания, обращает внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче).
2. Упражнение «Те, кто»
– А давайте поиграем в Сделайте хлопок в ладоши – кто любит сладкое; поднять правую руку тем, кто играет в футбол; свистеть, у кого есть кошка; машут головой, кто играет в компьютер; показывают фонарики, кто летом отдыхал и купался; поднимают высоко руки и говорят « я», все кто является учеником 5 «..» класса. Вот видите, сколько вас много, и теперь чтобы у каждого из вас не произошло, чтобы не случилось, всех вас связывает, то, что вы вместе и воспринимать в школе вас будут не Леши, Тани,а 5 «» класс. Вы в ответе друг за друга. Школьный путь большой – 11 лет, 4 года вы уже миновали, вам предстоит пройти еще 7 лет.
3. Упражнение «Должен и может»
– А теперь давайте попробуем выяснить, чем же должен заниматься ученик в школе. Сейчас я на каждый ряд раздам вот такой листок,вот такой таблицей. Вы группой (рядом) заполняете правую и левую колонку таблицы. Затем по порядку зачитываете, я записываю на доске.
(После важно подвести ребят к тому, чтобы они самостоятельно сделали вывод о том, для чего же нужно ходить в школу и раздать памятки « Заповеди ученика»).
Ученик в школе должен
Ученик в школе может

 
 

 
 

Заповеди ученика:
1. Все главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты станешь в последующей жизни. 2. Наша школа самая лучшая, потому что она НАША. Жизнь в школе, которую ты не любишь, – мука. Постарайся полюбить свою школу. 3. Нас много, и все мы разные – учитывай это, старайся вести себя так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. Относись к ним так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. 4. Школьная жизнь сложна и разнообразна: в ней немало радости, но есть и печали. Учись мужественно переносить неприятности. Не срывай неудачи на товарищах и учителях. Тогда плохое скоро пройдет. 5. Ты постоянно растешь, развиваешься, изменяешься. Помоги себе сам стать хорошим человеком. Займись самовоспитанием. 6. Хочешь – не хочешь, а учиться надо. Не унижай себя бездельем, не ленись. Лентяям в нашей школе плохо. Учти, что в России встречают по одежки, а провожают по уму. 7. Если случится ошибиться, отступиться – не выкручивайся и не ври. Будь честен, прежде всего, перед самим собой. 8. Защищай слабого, приходи на помощь товарищам, не дожидаясь, пока тебя попросят. Вообще стремись жить с пользой для людей и для себя. 9. Дорожи школьным товариществом: оно – на всю жизнь. Не забывай и не предавай школьных друзей. Старайся оставить о себе добрую память. Словом и делом, примером своей жизни приумножай славу о родной школы!
4. Упражнение «Что важно для меня?»
– Представьте ребята, что вы с родителями надолго должны уехать, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас. – Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги. (Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи.) – Кто-нибудь выбрал то же, что и ты? – Чьи записи тебя удивили? – Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас? – Какой предмет из тех, который кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным? – О ком ты узнал что-нибудь новое?
III.Анализ занятия (обратная связь)
– Давайте посмотрим, как прошло наше занятие. Выберете одну рожицу из двух, каждая из них обозначает: интересно или не интересно. Запишите свой вариант на нашем импровизированном нарисованном портфеле.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Занятие второе «Школьные предметы и учителя »
Цель: помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам, выяснить их отношение к школьным предметам.
Задачи:
создание внутренней «когнитивной карты» учебного процесса;
формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи;
формирование представлений о педагогах как об интересных личностях.
Материалы: списки качеств «настоящего учителя» (3 или 6 экземпляров); анкета по адаптации; карточки с названиями учебных предметов, имен и отчеств преподавателей; лист с текстом интервью учителей-предметников (проводится заранее); доска и мел.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Разминка
Упражнение на внимание «Нос, пол, потолок » или «Карлики и великаны»
Ведущий называет: «нос», или «пол», или «потолок». И сам показывает ладонью на пол, на потолок, и на нос (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать играющих). Задача участников – показать то, что называет Ведущий.
II. Работа по теме
Дети сидят за своими партами. Ведущий вместе с ребятами вспоминает о чем говорилось на первой встрече. – Вы стали достаточно большими, у вас сейчас другие учителя, новые предметы. Бывает трудно, а бывает и интересно, насколько вам интересно в пятом классе мне хотелось узнать и задать вам несколько вопросов.
Проводится анкета по адаптации детей.
1. Выявление тревожности пятиклассников в период адаптации
Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным. Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время»
1. Я быстро устаю (да, нет). 2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет). 3. Я чувствую себя свободнее (да, нет). 4. У меня появились головокружения /слабость/ подташнивание (да, нет). 5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет). 6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет). 7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет). 8. Я избегаю трудностей (да, нет). 9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет). 10. У меня стало больше конфликтов (да, нет). 11. Домашние задания стали интереснее (да, нет). 12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет). 13. Я долго переживаю неприятности (да, нет). 14. Я не высыпаюсь (да, нет). 15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет).
Подсчет баллов: начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы 2, 3, 7, 11.
2. Оценка уровня тревожности:
1–4 балла низкий уровень. 5–7 баллов средний уровень. 8–10 баллов повышенный уровень. 11–15 баллов высокий уровень.
– Давайте вспомним, прежде всего, какие у вас в 5 классе есть учебные предметы? Некоторые из них вы изучали в 4 классе и продолжаете изучать сейчас, в 5 классе. – Так какие же это предметы? Помогите мне (вызывается к доске один из учеников, он записывает предметы). Детям, в это время, предлагается карточки с названием предметов. Ребенок должен зачитать классу то, что на ней написано, и сказать, есть ли такой предмет, изучается он в 5 классе или нет. Карточки прикрепляются на доску. Кто-то из детей озвучивает общий перечень учебных предметов и подсчитывается их общее количество. – Да, вы много что изучаете. Наверное, есть предметы, которые нравятся вам больше, чем другие, а есть – меньше. А, может быть, такие, которые в 4 классе нравились, а сейчас, не нравятся. Я, учитель начальных классов, классный руководитель хотим знать: Изменилось ли ваше отношение к предметам, которые были в 4 классе, и есть сейчас. Перед вами бланки с учебными предметами, ответьте на вопрос: каквыотносились к этому предмету в 4 классе?
Если любили – нарисуйте солнышко; Если безразлично – елочку; Если не любили – тучку.
Как вы относитесь к предметам сейчас – сделайте то же самое.
Ребята заполняют бланки ответов
Школьные предметы
4 класс
5 класс
учитель
урок

Русский язык
 
 
 
 

Чтение
 
 
 
 

Литература
 
 
 
 

Математика
 
 
 
 

Окружающий мир
 
 
 
 

Природа
 
 
 
 

История
 
 
 
 

Иностранный язык
 
 
 
 

Физкультура
 
 
 
 

Музыка
 
 
 
 

Рисование
 
 
 
 

Технология
 
 
 
 

3. Упражнения «Наши учителя»
– Некоторые ребята очень рады тому, что стали большими, познакомились с новыми учителями. Многие из вас уже успели полюбить своих учителей, а некоторые еще нет. Один и тот же учитель одним кажется добрым, а другим – не очень, кому-то он кажется строгим. Некоторых учителей вы знаете хорошо, но, может быть, еще не всех хорошо запомнили? Давайте запомним своих учителей.
Дети делятся на 2 группы: мальчики и девочки. Мальчики получают набор карточек, на которых написаны имена учителей. Задача: отобрать имена их учителей (столько карточек с одинаковыми именами, сколько раз это имя встречается). Девочки получают карточки с отчествами (5 минут на обсуждение)
– Сейчас я буду называть предмет, который есть в вашем расписании. Выйдет мальчик и прикрепит карточку с именем на доске. Затем выходит девочка и прикрепляет – отчество(проверить: повернуть спиной и спросить: предмет – ребенок называет имя и отчество или наоборот). Молодцы! Теперь вы всех запомнили.
4. Пауза-отдых, упражнение «Школа огородных пугал»
Ведущий говорит всем: Поднимем руки вверх, покачаем ими. Теперь сильнее покачаем и шипим: «ш-ш-ш-ш-кш-кш». Спасибо! Вы с успехом окончили школу огородных пугал». Задача ведущего в этой игре быть как можно более эмоциональным и показывать участникам «пример», а затем, когда участники разыграются, дать им волю самовыражения и прейти в позицию наблюдателя, для того чтобы последние слова были уместными. – Интересно, а как к вам относятся учителя? На бланке нарисуйте солнышко, если считаете, что учитель по этому предмету относиться к тебе хорошо; нарисуй елочку – если ни хорошо, ни плохо; нарисуй тучку – если плохо. Ребята заполняют бланки ответов. – Учителям предметникам и мне очень хочется узнать, как вы чувствуете себя на уроках.
Нарисуйте солнышко, если вы на этом уроке чувствуете себя хорошо, спокойно, вам интересно. Нарисуйте елочку – если чувствуете себя не всегда спокойно, иногда волнуетесь. Нарисуйте тучку – если всегда волнуетесь, переживаете, что спросят, поставят плохую оценку.
Дети рисуют в бланках ответов.
5. Упражнение «Профессия – педагог»
– Ребята, а как вы думаете, педагог это легкая профессия? Любой человек может быть педагогам? (Пятиклассники высказываются) – Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку: его возможностям, качествам. Например, космонавт должен быть крепким физически, а ученный должен обладать развитым умом. К профессии педагога тоже есть свои требования. Каждый педагог имеет набор профессиональных качеств. – Сейчас мы попробуем определить какими качествами должен обладать учитель. Для этого давайте разделимся на 3 группы (быстрее получается, когда рябят делят по рядам). Каждая группа получает список качеств и свойств. Среди них есть важные для педагога, а есть – нейтральные. Ваша задача: отметить те качества, которыми должны быть обязательно у настоящего учителя (на выполнения работы отводиться 5 минут) После прохождения отведенного времени. Из каждой группы представитель прикрепляет свои качества на доску и объясняет, почему оно необходимо. Когда перечень качеств составлен – он зачитывается. – Итак, мы с вами увидели, что каждый учитель обязательно должен обладает теми качествами, которые необходимы для его профессии. И в то же время, каждый учитель – уникальная, своеобразная личность, у них тоже есть свои интересы, они о чем-то мечтают, что-то любят, а что-то нет. И вы в этом убедитесь сами. Ваши учителя ответили на некоторые вопросы – дали интервью. Сейчас вы тоже ответите на такие же вопросы и мы сравним ваши ответы и ответы учителей.
6. Вопросы для интервью.
Кем вы мечтали стать в детстве?
Ваши увлечения. (Что вы любите делать?)
Что вы не любите?
Ваш любимый мультфильм.
Ваше любимое время года.
Ваш любимый день недели.
Какой был (есть) в школе любимый учебный предмет?
После опроса детей идет обсуждение, подмечается общее у учителей и детей. – Посмотрите, оказывается, у вас есть много общего. Как человек, учитель может быть вам близким по духу, а может быть непонятным. Но помните, что учителя всегда готовы: 1. Выслушать вас. 2. Понять вас. 3. Помочь вам. Попытайтесь и вы понять их, не бойтесь обращаться к ним за помощью, и тогда проблем в 5 классе у вас не будет.
III. Анализ занятия (обратная связь)
– Давайте посмотрим, как прошло наше занятие: интересно или не интересно. Ребятам, которым понравилось, покажите это при помощи жеста – ладонь сжата в кулак, а большой палец направлен вверх, тем, кому занятие показалось не интересным, покажите при помощи противоположного жеста – пальцы в кулаке, большой палец указывает вниз.






















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




 
·