Календарно-тематическое планирование по предмету Изобразительное искусство. 4 класс (Кузин)


Пояснительная записка
1. Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 363;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.).
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
3. Место курса в учебном плане
 Программа рассчитана на 34 часа  в год (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения по изобразительному искусству.
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, русский язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
6.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Рисунок, живопись (19 ч)
Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе). Проведение доступных учащимся объяснений к заданиям по изображению: 1) круга в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальной перспективы и 3) угловой перспективы.
Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.
Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.
Примерные задания:
а) рисование с натуры и по памяти (в том числе наброски) отдельных предметов (коробка, бидон, шар, ваза, кувшин, чайник простой формы, барабан), цветка в вазе, двух-трех листьев на ветке дерева или кустарника, бабочки, стрекозы, жука (по коллекциям), овощей, фруктов;
б) рисование с натуры натюрмортов из овощей, фруктов, предметов быта (из двух предметов разной окраски);
в) рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека;
г) рисование с натуры и по памяти птиц и зверей;
д) рисование с натуры и по памяти грузовых и легковых машин;
е) выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы (композиция). Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.
Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).
Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.
Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.
Примерные задания:
а) рисование на темы «Летний пейзаж», «Восход солнца на море», «Портрет дерева», «Осень в лесу», «Осень в городе», «На уборке урожая», «Ребята на экскурсии», «Катание с гор», «Детская железная дорога», «Праздник 9 Мая — День Победы», «Песни нашей Родины», «Лесные тропинки»;
б) иллюстрирование русских народных сказок «По щучьему веленью», «Морозко», «Чудодейное колечко», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина; басен И. Крылова «Квартет», «Свинья под Дубом»; сказок «Растрепанный воробей» К. Паустовского, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Золушка» Ш. Перро, «Маленький Мук» В. Гауфа, «Удалой портняжка» и «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Пеппи
Длинныйчулок» А. Линдгрен, «Маленький водяной» и «Маленькая Баба-Яга» О. Пройслер, отрывка из романа «Путешествие Гулливера» Д. Свифта.
Декоративная работа (9 ч)
Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.).
Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.
Примерные задания:
а) выполнение эскизов памятного кубка; эскиз коллективного мозаичного панно «Слава спорту». На уроках технологии по возможности выполняются проекты, которые оформляются согласно эскизам;
б) выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия;
в) выполнение эскиза сказочного стульчика (стульчик-птица, стульчик-зверь и т. д.) и роспись готового изделия;
г) выполнение эскиза сюжетной росписи кухонной разделочной доски, роспись готового изделия. Примерные сюжеты: «Сказочные птицы», «Веселые звери», «Богатырские кони», «Любимый сказочный герой» и т. д.;
д) выполнение эскиза игрушки «Веселая карусель»; моделирование игрушки из бумаги с последующим ее выполнением на уроках технологии;
е) выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы или зверя и роспись готового изделия.
Аппликация. Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу».
Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
Скульптура (2 ч)
Лепка домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.).
Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.
Лепка тематических композиций на темы труда «Сталевар», «Кузнец», «Высотник», «Пожарный» и т. д.
Лепка героев русских народных сказок.
Восприятие произведений искусства (4 ч)
Основные темы бесед:
• жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);
• великие полководцы России;
• портреты знаменитых русских писателей;
• литература, музыка, театр и изобразительное искусство;
• русский портретист Валентин Серов;
• тема крестьянского труда, жизнь деревни на картинах Аркадия Пластова;
• красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи — мастер изображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);
7. Тематическое планирование по изобразительному искусству
Наименование
раздела
программы, страницы тетради. Тема урока
Элементы содержания урока Планируемые предметные результаты Формирование УУД Дата
1. Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
Р. Т. с. 1 – 9 Инструктаж по ОТ на уроках изобразительного искусства.
Рисунок «Летний пейзаж» Путешествуя по земному шару.
Памятки. Путешествуем в небе. Путешествуем на воздушном шаре. Путешествуем по воде. Этот загадочный подводный мир. Удивительный мир животных.
Произведения русских художников:
Н. Рерих «Мощь пещер», В. Верещагин «Северная Индия. Монастырь Хемис в Ладакхе
Совершенствование умений и навыков отражения в тематическом рисунке природных явлений.
Формирование графических умений и навыков в изображении предметов карандашом, акварельными красками.
Формирование эстетического отношения к произведениям искусства.
Л.:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.:-умеет организовывать своё рабочее место и работу.
-принимает и сохраняет учебную задачу.
П.:-осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач.
К.:-формулирует собственное мнение и позицию;
-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 2. Декоративная работа. Аппликация. Составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке». Виды мозаики. Мозаичные работы из бумаги. Произведения искусства:Д. Налбондян «Яхты», Г. Чернышев «Крепость Гагры». Совершенствовать умения и навыки работы с цветной бумагой.
Уметь образно передать задуманную композицию.
Воспитание чувства товарищества во время коллективного сотрудничества. Л.:- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.:-умеет организовывать своё рабочее место и работу.
-принимает и сохраняет учебную задачу.
-проявляет познавательную инициативу  в  учебном сотрудничестве.
П.:-создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач.
К.:-осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. 3. Рисунок, живопись.
Рисование с натуры.
Р. Т. с. 10 - 15 Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей. Памятка. Конструктивный рисунок овощей и фруктов на основе геометрических тел.
Памятка. Конструктивный рисунок овощей и фруктов комбинированной формы на основе нескольких геометрических тел.
Памятка. Рисунок овощей и фруктов, разрезанных пополам, на основе конструктивного рисунка геометрических тел.
Памятка. Конструктивный рисунок овощей и фруктов с вырезанными частями на основе конструктивного рисунка геометрических тел.
Памятка. Конструктивный рисунок долек овощей и фруктов на основе конструктивного рисунка геометрических тел.
Памятка. Изменение цветовой гаммы натюрморта при разном освещении.
Фотовыставка «Необычные формы овощей, выращенных на дачных участках». Развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов; совершенствовать рисунок натюрморта.
Развитие умения определять и сравнивать форму, строение, цветовую окраску предметов окружающего мира.
Воспитание умения восхищаться красотой родной природы, духовной красотой, которая присутствует в природе. Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника:
- учиться выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от ужеизвестного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках;
- слушать и понимать речь других. 4. Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
Р. Т. с. 16 - 17 Ознакомление с произведениями изобразительного искусства.
Выполнение композиции с включением фруктов, овощей. Произведения изобразительного искусства: Т. Щурц «Бабочка», К. Винтерс «Тыквовоз», С. Сеаджо «Вершина мира».
Памятка. Овощи и фрукты – композиционный центр тематической композиции.
Памятка. Использование одного мотива для создания разных творческих композиций. Знать жанр изобразительного искусства – натюрморт.
Развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов; совершенствовать рисунок натюрморта.
Уметь работать по памятке. Л.:- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
Р.:- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.:- развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.:- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. 5. Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
Р. Т. с. 18 – 23 Изучаем азбуку изобразительного искусства. Конструкция предметов. Рисование на тему натюрморта из предметов быта. Памятка. Конструктивный рисунок предметов быта на основе геометрических тел.
Памятка. Конструктивный рисунок одинаковых предметов быта на основе геометрических тел.
Памятка. Конструктивный рисунок натюрморта в тематической композиции на основе геометрических тел.
Понятия: свет, тень, полутень, падающая тень, рефлекс, блик. Художественные материалы для передачи разных материалов, из которых сделана посуда.
Знать приемы изображений объемных предметов и фигур.
Уметь анализировать и сравнивать формы окружающих предметов.
Уметь рисовать с натуры предметы в группе.
Понимать и использовать в изобразительной деятельности изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета). Л.: -учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р.: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству. 6. Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
Р. Т. с. 24 - 25 Рисование на тему: «Букет цветов», «Букет листьев». Памятка. Мотив «букет цветов» в тематической композиции.
Памятка. Мотив «букет листьев» в тематической композиции.
Фактура цветов, веточек деревьев с осенними листьями. Передача пространства в букете.
Чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении.
Уметь рисовать с натуры, по памяти букет цветов или листьев, обращая внимание на форму, фактуру каждого цветка и передачу пространства в букете. Л.: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу.
-принимает и сохраняет учебную задачу.
-проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.: -создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач.
К.: -осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. 7. Лепка.
Р. Т. с. 26 – 28 Лепка из пластилина фигурного сосуда. Скопинская посуда. Техника изготовления посуды из глины. Объёмное изображение сказочных существ, зверей, птиц, рыб в основе формы сосудов. Глазурь.
Лепка из отдельных длинных жгутов-налёпков, которые соединяются вместе.
Ознакомление со скульптурой, расширение представлений о работе скульптора, способах скрепления деталей, развивать умение передавать пропорции.
Знать, какие художественные средства используют для скульптурных изображений. Л.: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;
П.: - ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству. 8. Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
Р. Т. с. 29 - 31
Иллюстрация к отрывку из сказа П. П. Бажова «Каменный цветок». Природные подземные царства (карстовые пещеры). Сравнение творений природы и человека. Сказы П. П. Бажова. Отражение выбора материала на художественном образе произведения.
Произведения искусства: И. Бесчастнов «Данила-мастер» (металл), И. Путилова «Каменный цветок», Р. Савинова иллюстрация к сказу П. П. Бажова «Каменный цветок», П. Кожин «Хозяйка медной горы» (фарфор). Знать правила изображения фигуры человека в движении.
Уметь использовать в иллюстрации выразительные возможности композиции сюжета из сказа.
Л.:- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения.
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
П.:- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
  известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К.:- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках;
 - слушать и понимать речь других. 9. Восприятие произведений искусства. Беседа «Жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры». Произведения искусства: пейзаж: А. Дейнека «Москва. Пейзаж», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», А. Матисс «Вид из окна», И. Шишкин «Мухоморы. Этюд», К. Юон «Русская зима. Лигачёво»; портрет: М. Антокольский «Иван Грозный», «Пётр I бытовой жанр: К. Коро «Воз сена», Б. Кустодиев «Купчиха за чаемисторический жанр:А. Бубнов «Утро на Куликовом поле Знакомство с основными видами и жанрами изобразительного искусства.
Усвоение начальных сведений о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и. т. п.).
Определение принадлежности произведения искусства к тому или иному виду или жанру искусства.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
- духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с репродукциями картин.
П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К.:- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
10. Рисунок, живопись.
Рисование с натуры.
Р. Т. с. 33 – 34 Рисование с натуры натюрморта «Мой письменный стол» Памятка: «конструктивный рисунок предметов во фронтальной и угловой перспективе».
Произведения искусства: А. Равский «Натюрморты», С. Сокогонь «Натюрморты». Освоение  способов  построения  перспективных сокращений  предметов  во  фронтальной  и  угловой  перспективе.
Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции. Л.: -учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р.: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству. 11. Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
Р. Т. с. 35 Иллюстрация к любимой сказке. Композиция на изображении открытого окна.. Линейная перспектива, точка схода, линия горизонта на рисунке.
Памятка. Конструктивный рисунок дверей и окон во фронтальной и угловой перспективе. Освоение  способов  построения  перспективных сокращений  предметов  во  фронтальной  и  угловой  перспективе.
Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции. Л.: -учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р.: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству. 12. Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
Р. Т. с. 36 Иллюстрация к отрывку из произведения К. И. Чуковского «Федорино горе». Памятка. Конструктивный рисунок и приёмы «оживления» предметов быта.
Иллюстрации художников к произведению К. И. Чуковского «Федорино горе». (В. Г. Сутеев, А. Котёночкин, К. Прыткова, К. Романенко). Уметь выполнять конструктивный рисунок предметов быта, приёмы «оживления» посуды, показать настроение в рисунке. Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
Р.: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.: - развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.13. Декоративная работа.
Р. Т. с. 37 Натюрморт в технике коллажа. Памятка. Последовательное выполнение рельефного оттиска.
Гравюра.
Знать термин «графика».
Научиться основным этапам выполнения гравюры на картоне.
Развивать графические и композиционные навыки; воображение и творческую фантазию.
Л.:- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения.
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
П.:- осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.:- слушать и понимать речь других. 14. Рисунок, живопись.
Рисование с натуры.
Р. Т. с. 38 Портрет – образ. Портреты людей из материалов, отражающих профессии этих людей.
Использование разных художественных материалов.
Произведения искусства: Э. А. Симмонс «Портрет С. Дали», «Портрет В. Шекспира»; А.Нит «Пианист на концерте»; Д. Гамильтон «Отражение в зеркале Джо Коттера»; Дж. Месье «Портрет Ф. Кало». Уметь изображать портрет разными художественными материалами, отражающими профессии людей. Л.: -учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р.: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству. 15. Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
Р. Т. с. 39 – 46
Пейзаж родных мест в любимое время года. Понятие «колорит». Использование разных художественных материалов и техник при передаче панорамы родного города.
Первый план, средний план, дальний план, точка схода, линия горизонта.
Памятка. Композиционное решение панорамы.
Памятка. Передача линейной и воздушной перспективы при изображении неба и земли.
Памятка. Зависимость направления и длины тени от освещения в разное время суток.
Палитра красок.
Памятки. Какого цвета осень? Какого цвета зима? Какого цвета весна? Какого цвета лето? Такие разные горы.
Совершенствовать умения и навыки отражения в тематическом рисунке объектов окружающего мира.
Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа.
Знать законы воздушной и линейной перспективы.
Уметь передавать освещение в пейзаже; на картинах художников описывать законы воздушной перспективы. Л.:- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения.
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже   известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках;  - слушать и понимать речь других. 16. Декоративная работа. Аппликация. Композиция сказочного леса из любимой сказки. Художественный образ сказочного леса в произведениях художников: Е. Поленова «Зверь», иллюстрация из журнала «Мир искусстваПамятка. Конструктивный рисунок избушки Бабы Яги. Научиться самостоятельно выбирать материал для творческой работы.
Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации. Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
Р.: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.: - развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. 17. Восприятие произведений искусства. Беседа: «Красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи – мастер изображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский») Произведения искусства: И. Айвазовский «Девятый вал.», «Кораблекрушение», «У крымских берегов», «Чёрное море»; А. Куинджи «Украинская ночь», «Эльбрус», «Эффект заката», «Эльбрус. Лунная ночь», «Море. Крым».
ЭЦО Презентация «Художник Архип Куинджи – мастер изображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский» Уметь анализировать полотна выдающихся русских художников А. И. Куинджи и И. Айвазовского, выделять своеобразие их творчества.
Развивать способности анализировать выразительные средства пейзажной живописи и композиционного построения картины.
Развивать эстетический вкус и творческие способности при восприятии произведений живописи.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
- духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с репродукциями картин.
П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К.:- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. 18. Декоративная работа.
Р. Т. с. 50 - 51 Эскиз города царя Салтана или князя Гвидона. Старинные города России. Города, входящие в «Золотое кольцо России». Упоминание старинных городов Росси в древних летописях, былинах и сказках.
Беседа: «Прославленные центры народных художественных промыслов. Дымковские игрушки». Элементы росписи дымковской игрушки».
Произведения искусства: А. Зинин «Чудо-юдо рыба-кит» (керамика); З. Пенкина композиция «Город златоглавный» (дымковская игрушка); Н. Малышева шкатулка «сказочный город» (фарфор). Знать достопримечательности некоторых городов, входящих в «Золотое кольцо России».
Уметь правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы, строения, пропорций, цветовой окраски сказочных сооружений.
Уметь использовать в иллюстрации возможности композиции сюжета из сказки. Л.: -учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р.: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству. 19. Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
Р. Т. с. 52 – 53
Городской пейзаж. Композиция архитектурного сооружения в цвете при разном освещении. Угловая и фронтальная перспектива. Точки схода.
Памятка. Изменение цвета предметов в разное время суток.
Палитра красок в разное время суток.
Понятия: свет, тень, полутень, падающая тень, тон, полутон, оттенок краски. Знать законы линейной и воздушной перспективы. Уметь передавать в рисунке изменение цвета предметов при разном освещении и в разное время суток.
Уметь смешивать краски для получения нужного оттенка.
Уметь пользоваться приёмом усиления цвета. Л.: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;
П.: - ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству. 20. Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
Р. Т. с. 54 – 55
Конструирование здания на основе геометрического тела. Необычные конструкции зданий. Геометрические тела в основе зданий.
Формирование графических умений и навыков в изображении предмета сложной формы.
Уметь выполнить эскиз здания на основе геометрической формы.
Развитие эстетического восприятия и понимания красоты труда людей. Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
Р.: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.: - осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. 21. Рисунок, живопись. Рисование с натуры.
Р. Т. с. 57 – 58 Портрет одноклассника.
Автопортрет. Беседа: «Портреты знаменитых русских писателей». Произведения искусства: И. Браз «Портрет писателя А. П. Чехова», А. Голубкина «Л. Н. Толстой», О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина», И. Крамской « Н. А. Некрасов в период «Последних песен», И. Репин «Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу», В. Серов «Портрет Максима Горького», В. Тропинин «Портрет А. С. Пушкина».
Памятка. Пропорции фигуры человека.
Памятка. Конструктивный рисунок головы человека. Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы.
Уметь выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека.
Уметь передать в портрете настроение. Л.: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;
П.: - ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках;
 - слушать и понимать речь других. 22. Декоративная работа. Выполнение эскиза памятного кубка или Эскиз коллективного мозаичного панно «Слава Спорту». Разнообразие формы кубков. Тематика кубков. Беседа: «23 февраля – День защитника Отечества». Атрибутика армии для изображения на кубке.
Спортивная атрибутика. Уметь рисовать разнообразные формы кубков, наносить на готовую форму армейскую атрибутику. Л.: -учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р.: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству. 23. Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
Р. Т. с. 59 – 60
Рисование на тему: «Мои увлечения» или «События школьного дня». Рисунки А. С. Пушкина портретов современников на рукописях. Средства художественной выразительности при передаче движения.
Памятка. Изображение фигуры человека в движении.
Произведения искусства: А. Дейнека «Теннис» (гравюра), «Эстафета» (бронза), «Футбол», «Хоккей» (мозаика). Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы.
Уметь изображать фигуру человека в движении, передать в работе настроение.
Л.: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;
П.: - ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству. 24. Восприятие произведений искусства.
Р. Т. с. 61 - 62 Беседа: «Литература, музыка, театр и изобразительное искусство». Раздел «ЛИТЕРАТУРА»
1. Тема: Литература как вид искусства. Поэзия и проза. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка).
2.  Тема: Литературные жанры: сказка, рассказ, пьеса, стихотворение.
3. Тема: Литература и синтетические виды искусства. Литература и музыка. Литература и изобразительное искусство. Искусство иллюстрации. Литература и театр.
Раздел «МУЗЫКА»
1. Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Музыка в природе.
2. Тема: Музыкальные инструменты. Классификация музыкальных инструментов. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Оркестр - как групповая форма исполнения музыкального произведения.
3. Тема: Музыкальные направления и стили. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка.
6.Раздел «ТЕАТР» 1.Тема: Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Древнегреческий театр. Использование масок в театре. Виды театральных постановок. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. 
2. Тема: Выразительные средства театрального искусства.
Визуальные (театральные декорации, костюмы, грим), пластические (жесты и мимика, сценическое движение, танцы) и временные (темп, ритм, антракт, занавес). Самостоятельная работа: выполнение костюма персонажа.
3.Тема: «Детский театр». Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: выполнение эскиза театральной куклы. Знать литературные жанры, структуру художественного текста, художников - иллюстраторов детских книг.
Знать элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер), некоторые музыкальные инструменты, направления и стили музыки.
Уметь слушать музыку природы, соотносить музыкальное произведение с произведениями литературы, изобразительного искусства.
Знать театральные атрибуты и термины, выразительные средства театрального искусства. П.: - готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;
- ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве с взрослым и самостоятельно;
К.: - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
25. Декоративная работа. Эскиз росписи кухонной разделочной доски. Сюжеты для росписи: «Сказочные птицы», «Весёлые звери», «Богатырские кони», «Любимый сказочный герой» и т. д.
Беседа: «Прославленные центры народных художественных промыслов». «Искусство родного края».
Элементы городецкой, хохломской росписи для украшения деревянной разделочной доски.
Знать элементы городецкой, хохломской росписи.
Формирование умения выполнять на разделочной доске роспись, составлять орнамент, используя изученные элементы.
Уметь создавать сюжетную, декоративную, ассиметричную композицию.
Л.: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Р.:- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
П.: - готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;- ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач; - умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров. 26. Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
Р. Т. с. 63 – 66 Тематическая композиция «Конкурс бальных танцев», «Сцена из любимого балета» Использование разных материалов и приёмов для передачи художественных образов.
Передача движения в композиции.
Памятка. Конструктивный рисунок рук в разном положении.
Памятка. Конструктивный рисунок танцевальных движений»
Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы.
Уметь изображать фигуру человека в движении, передать в работе художественный образ.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
Р.: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.: - развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. 27. Скульптура.
Р. Т. с. 67 – 68 Лепка из пластилина героев сказки. «Когда-то наш далекий предок впервые обратил внимание на то, что комок глины можно мять и при этом он принимает различную форму. Так было положено начало искусству лепки. Римляне ввели в оборот слово “скульптура”, что значит “вырезать”, “высекать”. Древние славяне назвали это искусство “ваянием”. Древние греки разработали каноны (нормы) совершенных пропорций тела человека».
Скульптурное изображение сказочных героев для детского парка отдыха или сквера.
Произведения искусства: Л. Азарова «Иван-царевич с царевной-лягушкой»; Уметь передавать в лепке характерные особенности внешнего вида сказочного героя; определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей скульптуры, использовать при лепке конструктивный способ: лепить ноги, руки и туловище сказочного героя из одного куска, голову и шею из другого, мелкие детали лепить налепами.  Л.:- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения.
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от ужеизвестного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К.: - донести свою позицию до других; - слушать и понимать речь других. 28. Декоративная работа.
Р. Т. с. 69 – 71 Сказки на шкатулках. Выполнение эскиза иллюстрации к былине «Садко» для украшения шкатулки. Произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок.
Отличительные признаки иллюстраций к сказкам мастеров лаковой миниатюры от иллюстраций в книгах. Построение композиции рисунка с учётом формы шкатулки.
Памятка. Изображение фигур сказочных героев в разных положениях.
Познакомиться с традициями миниатюрной живописи Палеха и процессом её изготовления.
Уметь создавать гармоничную композицию на основе образных представлений, впечатлений.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
Р.: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.: - осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. 29. Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
Р. Т. с. 72
Эскиз проекта города будущего. Решение экологических, социальных, экономических проблем при проектировании города будущего.
Вертикальный зоопарк в Аргентине в Буэнос-Айресе.
Способ передвижения, технические находки в конструкции дверей, окон, балконов, крыш.
Уметь создать интересные архитектурные сооружения, дома-символы, дома-образы.
Уметь создавать объёмный фантастический образ путём комбинации предметов различной формы.
Поиск необычных конструктивных решений. Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- личностное ориентирование в творческом процессе.
Р.: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.:- осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках. 30. Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
Р. Т. с. 73 – 74 Рисунок комнаты или класса с использованием правил перспективы. Интерьер – образ эпохи.
Памятка. Конструктивный рисунок интерьера во фронтальной перспективе.
Памятка. Конструктивный рисунок интерьера в угловой перспективе.
Дизайн комнаты. Знать законы фронтальной и угловой перспективы.
Уметь изобразить интерьер комнаты в угловой или фронтальной перспективе.
Л.: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.
П.: - ориентироваться на разнообразие способов решения задачи.
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству. 31. Декоративная работа. Проект памятной доски, обелиска, памятника или монумента, посвящённого героям Великой Отечественной войны. Беседа: «Великие полководцы России».
Произведения искусства: П. Корин «Портрет маршала Г. К. Жукова», А. Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году», И. Мартос «Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому».
Мемориальный ансамбль «Могила неизвестного солдата» в Александровском саду у Кремлёвской стены в Москве. Монумент защитникам Москвы у въезда в г. Зеленоград.
Знать произведения художников, на которых изображены полководцы России.
Уметь анализировать полотна выдающихся русских художников.
Развивать эстетический вкус и творческие способности при восприятии произведений живописи.
Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения.
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощьюучителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с репродукциями картин.
П.: - развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.:- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках. 32. Декоративная работа.
Р. Т. с. 77 – 79 Эскиз изразца для печки или рисунок печки с изразцами. Изразцовые печи. Изображение на рельефах фантастических и реальных животных и растений, военных походов. Красные (терракотовые), поливные (муравленые), многоцветные (ценинные), голландские (с росписью кобальтом по белой эмали) изразцы.
Памятка. Конструктивный рисунок печи.
Знать, что такое изразцы, их разнообразие.
Научиться выделять элементы узора в изделии.
Научиться стилизовать формы растительного и
животного мира в декоративные.
Уметь изобразить эскиз изразца для печи или печь с изразцами. Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
Р.: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.: - осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. 33. Восприятие произведений искусства. Беседа: «Тема крестьянского труда, жизнь деревни на картинах Аркадия Пластова».
Проверочная работа. Краткое знакомство с биографией художника Аркадия Пластова. Произведения искусства: «Колхозные кони», «На гумне», «Полдень», «Витя-подпасок», «Лето», «Завтрак трактористов», «Жатва», «Пастух Виталий», «Август колхозников», «Сенокос». Уметь анализировать полотна выдающегося русского художника А. Пластова, выделять своеобразие его творчества.
Развивать способности анализировать выразительные средства пейзажной живописи и композиционного построения картины.
Развивать эстетический вкус и творческие способности при восприятии произведений живописи.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с репродукциями картин.
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К.:- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. 34. Рисунок, живопись. Создание плаката на тему «Защитим весенние первоцветы». Бережное отношение к электроэнергии, воде, лесу, воздуху. Средства художественной выразительности, композиция в плакате. Мощность пропагандистской роли плаката. Произведения художников плакатистов. Плакаты Всемирного фонда дикой природы по защите животных и природы.
Познакомиться со средствами художественной выразительности, композицией в плакате.
Познакомиться с произведениями художников плакатистов.
Научиться выполнять плакат на экологическую тему: «Защитим весенние первоцветы». Л.: -учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р.: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству 8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Тетрадь: «Изобразительное искусство» 4 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)
Методическое пособие «Книга для учителя «Изобразительное искусство» автор Кузин В. С.
Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.