Рабочая программа. 8 класс. К учебнику: Баринова И.И. География России. Природа.


Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании авторской программы Н. В. Болотниковой. География. 8-9 классы. - М.: Планета, 2011.
УМК:
Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. - М.: Дрофа, 2013.
География России. Природа. 8 класс. Атлас. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2015.
Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2015.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, федеральному базисному учебному плану и учебному плану образовательного учреждения на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа рассчитана на 68 часов в год и 2 часа в неделю; практических работ - 19, из них оценочных - 8.
Оценочные практические работы
1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
2.Определение поясного времени для разных пунктов России.
3.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
4.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
6.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
8.Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы обеспечивают личностно-ориентированный характер обучения, в основном остаются теми же, что и у автора. Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Класс 8 – общеобразовательный, базовый уровень.
В авторскую программу внесены изменения: 3 часа резервного времени использованы в разделах «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые», « Природное районирование», и «Природа регионов России» на урок повторения и обобщения знаний.
Календарно-тематическое планирование. География 8 класс.
(68 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п Название темы, урока Сроки проведения
Календ. Факт.
Введение ( 1 ч)
1 Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации. 01.09.16 – 02.09.16 Пространства России ( 8 ч )
2 Географическое положение России
Практическая работа № 1 "Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран" 05.09.16-09.09.16 3 Моря, омывающие берега России.
Практическая работа №2. 05.09.16-09.09.16 4 Как осваивали и изучали территорию России 12.09.16-16.09.16 5 Как осваивали и изучали территорию России 12.09.16-16.09.16 6 Картографический метод в географии
Практическая работа №3. 19.09.16 – 23.09.16 7 Россия на карте часовых поясов 19.09.16 – 23.09.16 8 Практическая работа №4."Определение поясного времени для разных пунктов России" 26.09.16 – 30.09.16 9 Итоговый урок по теме «Пространства России».
Зачет 26.09.16 – 30.09.16 Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы ( 19 ч )
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (5 ч+1 ч)
10 Особенности рельефа России03.10.16 – 07.10.16 11 Геологическое строение территории нашей страны 03.10.16 – 07.10.16 12 Минеральные ресурсы России.
Практическая работа №5. " Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий" 10.10.16 – 14.10.16 13 Развитие форм рельефа. 10.10.16 – 14.10.16 14 Урок повторения и обобщения по теме «Рельеф» 17.10.16 – 21.10.16 Тема 2. Климат и климатические ресурсы (5 ч)
15 От чего зависит климат нашей страны. Климат Подмосковья. Практическая работа №6 "Определение по климатической карте закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны " 17.10.16 – 21.10.16 16 Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны
Практическая работа №7 "Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды" 24.10.16 – 28.10.16 17 Типы климатов России 24.10.16 – 28.10.16 18 Зависимость человека от климатических условий.
Практическая работа №8 “Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения” 07.11.16 – 11.11.16 19 Урок повторения и обобщения по теме «Климат и климатические ресурсы». Деловая игра. 07.11.16 – 11.11.16 Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (4 ч)
20 Разнообразие внутренних вод России. Реки. Реки Московской области.
Практическая работа № 9 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования» 14.11.16 – 18.11.16 21 Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Практическая работа № 10 14.11.16 – 18.11.16 22 Водные ресурсы. Охрана вод.
Практическая работа № 11 21.11.16 – 25.11.16 23 Урок повторения и обобщения по теме «Водные ресурсы. Охрана вод». 21.11.16 – 25.11.16 Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (3 ч)
24 Образование почв и их разнообразие 28.11.16 – 02.12.16 25 Закономерности распространения почв.
Практическая работа № 12 28.11.16 – 02.12.16 26 Почвенные ресурсы. 05.12.16 – 09.12.16 Тема 5. Растительность и животный мир (3 ч)
27 Растительный и животный мир России. 05.12.16 – 09.12.16 28 Биологические ресурсы. Охрана растительного и
животного мира.
12.12.16 – 16.12.16 29 Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Природно – ресурсный потенциал России». 12.12.16 – 16.12.16 Раздел II. Природные комплексы России ( 38 ч )
Тема 1. Природное районирование (6 ч + 1 ч )30 Разнообразие ПК России.
Природное районирование.
19.12.16 – 23.12.16 31 Моря как крупные ПК. 19.12.16 – 23.12.16 32 Природные зоны России.
Арктические пустыни, тундра, лесотундра. 09.01.17 – 13.01.17 33 Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.
Практическая работа № 13 «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны ( по выбору ) на основе анализа общегеографических и тематических карт» 09.01.17 – 13.01.17 34 Безлесные зоны на юге России: степи полупустыни и пустыни. 16.01.17 – 20.01.17 35 Высотная поясность. 16.01.17 – 20.01.17 36 Урок повторения и обобщения по теме «Природное районирование» 23.01.17 – 27.01.17 Тема 2. Природа регионов России ( 23 ч + 1 ч )
37 Русская (Восточно-Европейская ) равнина23.01.17 – 27.01.17 38 Природные комплексы русской равнины.
30.01.17 – 03.02.17 39 Географическое положение своего региона 30.01.17 – 03.02.17 40 Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые Московской области
Практическая работа № 14 06.02.17 – 10.02.17 41 Особенности климата Московской области.
Практическая работа № 15 06.02.17 – 10.02.17 42 Природные зоны Московской области.
Практическая работа № 16 13.02.17 – 17.02.17 43 Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемые объекты.
13.02.17 – 17.02.17 44 Урок повторения и обобщения по теме «Природа своего региона» 20.02.17 – 24.02.17 45 Северный Кавказ – самые молодые высокие горы России 20.02.17 – 24.02.17 46 Природные комплексы Северного Кавказа
Практическая работа № 17 27.02.17 – 03.03.17 47 Урал – «каменный пояс» Земли русской
27.02.17 – 03.03.17 48 Своеобразие природы Урала 06.03.17 - 10.03.17 49 Природные уникумы Урала. Экологические проблемы 06.03.17 - 10.03.17 50 Западно-Сибирская равнина13.03.17 – 17.03.17 51 Природные ресурсы Западной Сибири.
Проблемы их освоения.
Практическая работа № 18 13.03.17 – 17.03.17 52 Восточная Сибирь: величие и суровость природы.
27.03.17 – 31.03.17 53 Природные районы Восточной Сибири03.04.17 – 07.04.17 54 Жемчужина Сибири – Байкал03.04.17 – 07.04.17 54 Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения
10.04.17 – 14.04.17 56 Дальний Восток- край контрастов.
10.04.17 – 14.04.17 57 Природные комплексы Дальнего Востока
17.04.17 – 21.04.17 58 Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком
17.04.17 – 21.04.17 59 Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Природа регионов России» (игра) 24.04.17 – 28.04.17 Раздел III.Человек и природа (9 ч)
60 Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
24.04.17 – 28.04.17 61 Географический фактор в развитии общества 01.05.17 – 05.05.17 62 Антропогенное воздействие на природу 01.05.17 – 05.05.17 63 Рациональное природопользование
Практическая работа № 19 08.05.17 – 12.05.17 64 Особо охраняемые территории 08.05.17 – 12.05.17 65 Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране 15.05.17 – 19.05.17 66 Экологическая ситуация в России15.05.17 – 19.05.17 67 Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Человек и природа» (игра) 22.05.17 – 26.05.17 68 Итоговый контроль по курсу географии 8 класса.
Контрольный тест. 22.05.17 – 26.05.17 Учебно-методическое обеспечения
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2014. – 342 с.
2. Игры на уроках географии: метод. Пособие / В.А.Снигирев. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2015. – 240 с.
3. Н.А.Никитина. Задания школьных олимпиад по географии. 6-10 классы. – М.: ВАКО, 2015.-
4. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 8 класс. – М.: ВАКО, 2015.
5. Атлас мира. – М.: «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2006.
6. Таинственные места России. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.
7. Конкурсные уроки географии. 5-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / Н.А. Архипова, А.Н. Астраханцева и др.; сост. Н.В. Болотникова. – М.: Планета, 2015.
8. Задания школьных олимпиад по географии. 6-10 классы. – М.:ВАКО, 2015.
Материально-техническое обеспечение
1. Тематические таблицы.
2. Географические карты.
3. Модель Земли - глобус.
4. Интерактивная доска.
5. Персональный компьютер
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей
естественно – научного цикла
№ 1 от «29» августа 2016 года
____________Тынчеров И.Р.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
_____________Савичева Л.М.
От «29» августа 2016года