Конспект урока по трудовому обучению Конструирование с помощью круга


Тема: Конструирование с помощью круга.
Конструирование веселых открыток с окошком.
Цели: познакомить с разнообразием видов открыток; повторить способы разметки деталей разной формы; совершенствовать навыки работы с ножницами; развивать понимание того,
что настроение от каждой вещи зависит от ее конструкции и оформления; воспитывать эстетический вкус.
Демонстрационное оборудование: слайды или рисунки с изображением различных предметов, образцы открыток; предмет- но-технологическая карта; картон тонкий, цветная бумага, карандаши, шаблон, ножницы, клей, кисть; учебник; для учащихся - картон тонкий, цветная бумага, карандаши, шаблон, ножницы, клей, кисть; учебник.
Словарь: открытка.
Ход урока
Сообщение темы урока.
Перевернули страницу - и вот
Зимние ветры задули.
Снова к черте приближается год.
Ёлки стоят в карауле.
Л. Сирота
Какой праздник к нам приближается? (Скоро наступит Новый год.) Пришла пора начать к нему подготовку. Ведь если упустишь хотя бы одну минутку, потом ее вряд ли наверстаешь. А сделать надо многое. Необходимы украшения для елки и дома. Родным и близким надо подготовить подарки. А лучший подарок - тот, который сделан своими руками. А еще потребуются пригласительные билеты для гостей и поздравительные открытки. Вот сколько работы нам надо будет сделать. А это значит, что нам пора открывать новогоднюю мастерскую. И сегодня мы будем работать в цехе, где выпускаются поздравительные открытки.
Изучение нового материала.
1. Из истории праздника.
Новогодний праздник - один из самых древних из всех существующих праздников. При раскопках древнеегипетских
пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). Разлив Нила был очень важен, так как только благодаря ему в сухой пустыне вырастало зерно. А древние римляне ещё до нашей эры стали дарить новогодние подарки и веселиться всю новогоднюю ночь напролёт, желая друг другу счастья, удачи, благополучия. В течение долгого времени римляне праздновали Новый год в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. В России Новый год праздновался долгие годы 1 сентября. И лишь в 1700 году царь Петр 1 издал указ, по которому приказывалось праздновать Новый год, как и в Европе, 1 января.
2. Из истории открытки.
- С появлением праздников люди стали поздравлять своих родных и близких с ними, дарить подарки. А поскольку в те далекие времена не было ни телефонов, ни телеграфов, то поздравительные слова произносились только при личной встречи. Когда появилась письменность, заработала почта, тогда стало возможно поздравлять и тех, кого рядом в данный момент не было, написав им письмо. И только совсем недавно, около 150 лет назад, появились первые открытки, которые сначала расписывались вручную и лишь позже их стали изготавливать с использованием печатных машин. Теперь в магазинах большой выбор открыток на разные темы, к разным праздникам. Есть и новогодние, и ко Дню защитника Отечества, и к 8 Марта и др. На них могут быть изображены цветы, веточки деревьев, животные и многие другие предметы. Есть открытки строго оформленные, то есть без рисунка. Они предназначены для того, чтобы известить об ответе на ранее посланную заявку или же сообщить официальное приглашение в одно из учреждений.
3. Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей.
Как вы думаете, одинаковыми ли должны быть официальные открытки-извещения и поздравительные? (Ответы учащихся.) Конечно, они очень разные. Какой характер у официальных открыток? Какой у поздравительных? (Ответы детей.) Правильно, для открыток-извещений можно подобрать такие слова для описания характера: строгие, серьезные. А вот поздравительные можно описать такими словами: веселые, добрые, торжественные, смешные, лиричные и т. д.
Чем же будет различаться оформление этих открыток? Праздничные поздравительные открытки оформляются очень красочно, ведь они должны приносить людям радость. Поэтому рисунок для открытки может быть как веселым, юмористичным, так и очень торжественным.
Учащиеся под руководством учителя рассматривают разные открытки, определяя характер открытки и ее назначение.
III. Актуализация знаний учащихся.
1. Виды открыток и описание изготавливаемой открытки.
Если вы остановитесь в магазине возле стеллажа с открытками, то увидите, что открытки могут быть как одинарными, так и двойными, динамическими и музыкальными. Посмотрите на выставленные открытки и покажите, какие из них являются одинарными, а какие двойными. Как видите, в продаже мы можем найти самые разные открытки, на все случаи жизни, и поэтому у вас может возникнуть вопрос: а зачем нам нужно делать свою собственную? Может быть, у кого-то из вас есть ответ на этот вопрос? Открытка, сделанная собственными руками, доставит больше радости, потому что сразу покажет, что вы любите своих родных и близких, кроме того, в ней будет учтено, для кого она предназначена. Сегодня вы будете делать двойную поздравительную открытку. Про такую открытку говорят: открытка с окошком. (Показывает образец.)
Почему она так называется? Какую форму может иметь окошко? (Ответы учащихся.) Как видите, окошко вырезается не просто так. Оно входит в композицию. Посмотрите, как обыграно это отверстиена открытках, показанных на рисунках в учебнике (с. 39) или образцах (см. рис. на с. 50)]5. В окошко то светит солнышко, то выглядывает цветок, то вылетает бабочка. Конечно, можно и в новогодний праздник подарить такую открытку. Но все-таки более уместной будет открытка с традиционными новогодними аксессуарами: шарами, серпантином и т. д.
Материалы и инструменты для работы по изготовлению открытки с окошком.
- Какие инструменты и материалы потребуются вам для работы, вы узнаете, если отгадаете загадки:
Материал для письма, а также других целей. (Бумага.)
Липкое вещество для плотного соединения чего-либо. (Клей.)
Два брата одну работу делают. (Ножницы.)
Долговязый Тимошка Бежит по узенькой дорожке.
Его следы - твои труды. (Карандаш.)
Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)
Сговорились две ноги делать дуги и круги. (Циркуль.)
Линию прямую, ну-ка, Сам нарисовать сумей-ка! Это сложная наука! Пригодится здесь ... (линейка.)
Последовательность работы.
Учащиеся под руководством учителя и с опорой на предмет- но-технологическую карту изучают порядок работы по учебнику и отвечают на вопросы (с. 42).
4. Инструктаж по охране труда.
Дидактическая игра.
Учащиеся бросают кубик, на грани которого изображены инструменты (или учитель предлагает вытянуть карточку с изображением инструмента). Учащиеся рассказывают одно из правил работы с инструментом, который был нарисован на выпавшей грани. Правила не должны рассказываться дважды.
Практическая работа.
нарисовать эскиз оформления, разметить и вырезать заготовку детали открытки.
Украсить открытку аппликацией.
Во время практической работы учитель контролирует правильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.
Итог урока.
Выставка работ учащихся.
Заключительное слово учителя.
Добрым словом мы помянем Года старого уход, Начиная утром ранним Новый день и новый год!
С. Маршак
Прекрасные новогодние открытки изготовлены мастерами нашей новогодней мастерской. Осталось только найти хорошие, добрые слова для того, чтобы подписать их, придумать пожелания своим близким. Я думаю, это вам нетрудно будет сделать, ведь вы знаете, что хотят ваши родные.
Домашнее задание: выполнить творческое задание