Рабочая программа для факультативных занятий по информатике

Пояснительная записка.
Рабочая программа для факультативных занятий по информатике для 5,7,10 классов разработана на основе Образовательной программы КГБС(К)ОУ «Барнаульская С(К)ОШИ №4 V вида, Положения о факультативных занятиях КГБС(К)ОУ «Барнаульская С(К)ОШИ №4 V вида» и с использованием авторской программы Н.В.Макаровой (Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция)).
В программу внесены следующие изменения: в связи со статусом специального коррекционного образовательного учреждения и в соответствии с учебным планом учреждения на изучение факультативного курса по информатике в 5, 7, 10 классах отводится по 1 уроку в неделю, в год всего для 5, 7 классов 35 часов, для 10 класса 34 часа.
Основная идея данной рабочей программы заключается в следующем:
Обучение информатике в школе – это объективная необходимость, необходимый шаг в развитии общего образования. Современный этап развития общества определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий. Он должен обладать определённым уровнём информационной культуры, который и определяет его умение оперативно и качественно работать с информацией на базе современных технических средств, технологий и методов. Этому способствуют факультативные занятия. Факультативные занятия - это одна из форм учебно-воспитательного процесса в школе, имеющие коррекционную направленность. Факультативные занятия имеют целью создание условий для наиболее полного удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, совершенствования их умений и навыков, формирования разного рода компетенций. Их деятельность дает учащимся возможность:
- дополнить, углубить свои знания и умения по предмету;
-развивать умения самостоятельно приобретать, применять знания, наблюдать и объяснять природные и общественные явления;
- развивать творческие способности; - подготовиться к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Изучение факультативного курса по информатике направлено на достижение следующих целей:
Для 5 класса:
-формирование представления об основных понятиях информатики;
- развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся;
- освоение начальной технологии работы в системной среде Linux;
-освоение технологии работы в среде текстового процессора Writer;
-освоение технологии работы в среде графического редактора;
-освоение технологии работы в среде kTurtle.
Для 7 класса:
-развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся;
- дальнейшее освоение технологии работы в среде kTurtle;
-освоение приёмов работы в Impress;
- приобретение знаний и умений создания презентаций в Impress.
Для 10 класса:
- формирование у учащихся системы базовых знаний по информатике;
-освоение базовой информационной технологии работы в программе SmartNotebook;
-формирование знаний о коллекции Notebook, интерактивных объектах и развитие умений и навыков по работе с ними;
- развитие навыков работы по созданию и редактированию мультимедийных презентаций.
Специальными задачами преподавания факультативного занятий по информатике в школе являются:
- развитие информационной культуры школьника;
- развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной работе;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- развитие навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Курс факультативного занятий по информатике для в 5, 7, 10 классах включает систему понятий, относящихся к:
5 классу
- Освоению среды текстового процессора: общая характеристика текстового процессора. Создание и редактирование текстового документа.
- Освоению среды графического редактора: общая характеристика графического редактора. Создание и редактирование рисунка. Создание и редактирование рисунка с текстом.
- Языку программирования: среда исполнителя Черепашки. Версия kTurtle. Основные команды и их особенности. Команды для создания расстояния между фигурами. Цвет линий и заливки. Переменные в Лого. Контейнеры. Вывод данных на экран. Организация диалога. Повторения и циклы.
7 классу
- Языку программирования kTurtle: среда исполнителя Черепашки. Версия kTurtle. Основные команды и их особенности. Условный оператор. Повторения и циклы. Подпрограммы. Организация движения объектов в Лого.
- Работе с презентациями: общие сведения. Основные приёмы работы в Impress. Создание презентаций в Impress.
10 классу
- Программе SmartNotebook: общая характеристика программы SmartNotebook. Режимы работы и инструменты. Коллекции Notebook. Работа со страницами. Интерактивные объекты.
- Созданию и редактированию мультимедийных презентаций: создание и форматирование презентации. Графические изображения в презентации. Некоторые объекты слайда. Дополнительные настройки презентации.
Предполагаемые результаты. Обучающиеся научатся:
5 класс
работать с текстовыми документами;
выполнять действия с различными объектами текстового документа;
осуществлять поиска и замены текста;
работа со встроенным словарём программы.
создавать составной документ;
создавать и редактировать рисунки, рисунки с текстом;
конструировать разнообразные графические объекты.
управлять движением Черепашки;
рисовать простейшие фигуры;
разрабатывать программы в среде исполнителя Черепашки;
составлять программы рисования графических объектов, используя команды для создания расстояния между фигурами, цвет линий и заливки;
использовать переменные в Лого, контейнеры;
выводить данные на экран, организовывать диалога;
использовать в программах команды организации цикла.
7 класс
работать в среде исполнителя Черепашки;
перемещать Черепашку по рабочему полю в разных направлениях.
разрабатывать программы рисования графических объектов;
производить необходимые действия с программой, используя условный оператор;
разрабатывать программы на основе типовых конструкций алгоритма;
создавать графические объекты как результат выполнения циклического алгоритма.
разрабатывать программы, используя подпрограммы;
организовывать движения объектов в Лого.
знать общие сведения, основные приёмы работы в Impress;
создавать презентации в Impress.
10 класс
изучить общую характеристику программы SmartNotebook;
знать режимы работы и инструменты;
работать с Коллекцией Notebook;
работать со страницами и интерактивными объектами;
знать общие сведения, основные приёмы работы в Impress;
создавать и форматировать презентации в Impress;
работать с графическими изображениями в презентации;
использовать дополнительные настройки презентации.
В программе используются следующие условные обозначения:
(п)- Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер,2010.
(оп)-Немчанинова Ю.П. Алгоритмизация и основы программирования на базе kTurtle (ПО для обучения программированию kTurtle): Учебное пособие.-Москва:2008.
(мп)-Ковригина Е.В., Литвинова А.В. Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций): Учебное пособие.-Москва,2008.
(ик)-КГОУ ДПО «АКИПКРО». Интерактивный комплекс в современной школе.
(ит)-Интернет-технологии для работников системы образования. Учебные материалы. – Барнаул, 2001 г.
Содержание тем учебного курса
№ урока
п/п
Наименование раздела, тем
Количество часов
Примечание (корректировка)


5 класс
35


1
Вводный урок. Правила ТБ в кабинете информатики
1


2-6
Освоение среды текстового процессора
5


7-14
Освоение среды графического редактора
8


15-32
Язык программирования kTurtle
18


33-35
Повторение
3



7 класс
35


1
Вводный урок. Правила ТБ в кабинете информатики
1


2-17
Язык программирования kTurtle
16


18-32
Работа с презентациями
15


33-35
Повторение
3



10 класс
34


1
Вводный урок. Правила ТБ в кабинете информатики
1


2-17
Программа SmartNotebook
16


18-31
Создание и редактирование мультимедийных презентаций
14


32-34
Повторение
3


Календарно-тематическое планирование факультативных занятий
по информатике для 5 класса (1 час в неделю, всего 35 часов)


№ урока §
Тема
Содержание
Коррекционные цели
Виды учебной деятельности
Сроки

1
Вводный урок. Правила ТБ в кабинете информатики
Оборудование кабинета информатики. Техника безопасности при работе в компьютерном классе.
Основные понятия: информатика, информация, техника безопасности, правила ТБ.
Расширение и активизация словарного запаса учащихся.Развитие информационной речи при ответах на вопросы.
Слушание объяснений учителя.
Участие в беседе.
Фронтальный опрос.




Освоение среды текстового процессора

2-3
§3.1 (п)
Общая характеристика текстового процессора
Понятие текстового процессора, текстового документа. Классификация объектов текстового документа. Текущий объект текстового документа.
Основные понятия: текстовый документ, макет, структурирование, текстовый процессор, эффект, смещение, кернинг, абзацный отступ, втяжка, текущий объект
Закрепление умения давать развёрнутые ответы на вопросы.
Коррекция устойчивого внимания.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся.
Работа с интерактивной доской.
Словарная работа.



4-6
§3.2 (п)
Создание и редактирование текстового документа
Отработка ввода и редактирования текста. Выполнение действий с различными объектами текстового документа. Осуществление поиска и замены текста. Работа со встроенным словарём программы.
Основные понятия: редактирование, словарь программы, служебные и функциональные клавиши
Введение в связную речь новых понятий.
Развитие логического мышления при решении информационных задач.
Эвристическая беседа. Участие в беседе.
Работа со словарем.
Выполнение работ практикума.



Освоение среды графического редактора

7
§2.1 (п)
Общая характеристика графического редактора
Понятие графического редактора. Виды графических изображений. Пиксели – элементы (точки), из которых состоит растровое изображение.
Основные понятия: графический редактор, векторная графика, растровая графика, пиксель
Расширение и активизация словарного запаса учащихся.
Коррекция и развитие долговременной памяти.
Слушание объяснений учителя. Работа с интерактивной доской.
Работа над новыми понятиями.
Работа с книгой.
Фронтальный опрос.
Работа на компьютере.


8
§2.1 (п)
Общая характеристика графического редактора
Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Типовые действиям над фрагментом изображения Инструменты графического редактора.
Основные понятия:
масштабирование, инверсия цвета, поворот
Закрепление умения давать развёрнутые ответы на вопросы.
Упражнение в проговаривании своих действий.
Работа с книгой. Чтение текста.
Работа со словарем.
Работа с раздаточным материалом. «Компьютерная» эстафета.



9-11
§2.2 (п)
Создание и редактирование рисунка
Использование инструментов графического редактора для создания и редактирования рисунка.
Основные понятия:
композиция
Введение в связную речь новых терминов.
Упражнение в проговаривании своих действий.
Эвристическая беседа. Участие в беседе.
Словарная работа.
Работа в парах.



12-14
§2.3 (п)
Создание и редактирование рисунка с текстом
Использование инструментов графического редактора для создания и редактирования рисунка с текстом. Создание буквиц.
Основные понятия:
панель атрибутов текста
Введение в связную речь новых понятий.
Закрепление умения давать ответы на вопросы, используя слова из вопросов.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся.
Работа над новыми понятиями. Работа с ИАД.



Язык программирования kTurtle.

15
с.16-20 (оп)
Среда исполнителя черепашки. Версия kTurtle.
Среда исполнителя черепашки. Основные части в Графическом режиме kTurtle.
Основные понятия:
среда, Графическое поле, Рабочее поле, Строка меню, Командное поле, Информационное поле, Панель управляющих кнопок
Закрепление умения давать развёрнутые ответы на вопросы.
Закрепление умения ориентироваться в учебнике. Коррекция и развитие кратковременной памяти.
Слушание объяснений учителя. Работа с интерактивной доской.
Работа с книгой. Работа со словарем.
Фронтальный опрос.
Работа на компьютере.


16-17
с. 21-24
(оп)
Основные команды и их особенности
Применение основных команд для организации движения черепашки.
Основные понятия:
команды перемещения, команды очистки, управление спрайтом
Расширение и активизация словарного запаса учащихся.
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся.
Работа с учебником в парах. Работа над новыми понятиями. Работа с электронным пособием. Компьютерный практикум.


18-19
с.24,27-29 (оп)
Команды для создания расстояния между фигурами
Использование команд для создания расстояния между фигурами при изображении графических объектов. Установка обёртки холста.
Основные понятия:
отдельное изображение, управление пером, работа с холстом, обёртка
Развитие информационной речи при ответах на вопросы. Коррекция памяти и переключения внимания.
Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся. Словарная работа.
Компьютерный практикум.


20-21
с. 25,28
(оп)
Цвет линий и заливки
Работа с цветом. Таблица основных цветов. Работа с линией.
Основные понятия:
цвет экрана, цвет заливки, цвет пера
Закрепление умения давать ответы на вопросы, используя слова из вопросов.
Коррекция внимания.
Слушание объяснений учителя. Фронтальный опрос. Работа со словарем. Компьютерный практикум.


22-23
с.29,30
(оп)
Переменные в Лого. Контейнеры
Понятие контейнера. Текстовые контейнеры. Получение случайных чисел.
Основные понятия:
контейнер, переменная, строка, случайное число