Конспект урока по теме Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей. (5 класс)


Конспект урока по математике в 5 классеУчитель: Обморышева Ирина АлександровнаОткрытый урок по математике в 5 классе в рамках семинара учителей математики Ростовского муниципального районаcentercenter1000001000000540385bottom19.2.2014
1000001500019.2.2014
centertop10000025000centerbottom1000000
Тема: Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.
Цель: познакомить учащихся с новыми числами – десятичными дробями, формировать знания и
умения записывать и читать десятичные дроби; развивать интуицию, догадку, эрудицию и
владение методами математики; воспитывать культуру математического мышления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер у учителя, экран, мультимедийный проектор; на столах: листы с
заданиями.
Структура урока:
Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому начнем с повторения.
Подготовка к изучению нового материала.
Решите анаграмму: дробь, угол, числитель, знаменатель.
Прочитайте, числа в таблице разрядов.
Из предложенных чисел выберите: натуральные числа, правильные дроби, неправильные дроби, смешанные числа.
Ознакомление с новым материалом.
Наш урок будет посвящёнИнтересной особе одной.Слушайте меня внимательно,На вопросы отвечайте,Всё, ребята, подмечайте.
Тема урока «Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей». Девиз урока: Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные».
Вспомним, как устроена десятичная система счисления. Рассмотрим таблицу разрядов и ответим на вопросы:
Вопросы:
Прочитайте числа, записанные в таблице.
Как меняется положение единицы в каждой следующей строке по сравнению с предыдущей?
Как меняется величина соответствующего числа?
Какое арифметическое действие соответствует этому изменению?
Вывод: перемещая единицу на один разряд вправо, мы каждый раз уменьшали соответствующее число в 10 раз и делали это, пока не дошли до последнего разряда – разряда единиц.
А можно ли и единицу уменьшить в 10 раз?Конечно,
Проблема:  Но вот места для этого числа в нашей таблице разрядов пока нет.Подумайте, как надо изменить таблицу разрядов, чтобы в ней можно записать число .
Рассуждаем, надо цифру 1 сдвинуть вправо на один разряд. Но справа от разряда единиц нет разрядов, значит надо добавить еще один столбец. Придумайте название для этого столбца: десятые.
Аналогично рассуждая: 
  (сотые) и QUOTE : 10т. = QUOTE (тысячные) и т.д.
Так как мы рассуждали правильно, то у нас получается следующая таблица:
Прочитать числа, записанные в таблице.
2 единицы  3 десятых.
 А чтобы записать числа вне таблицы нам необходимо отделять каким – либо знаком целую часть от дробной. Договорились делать это с помощью запятой или точки. В нашей стране, как правило, используется запятая, а в США и некоторых других странах – точка. Числа читаем следующим образом:а)  2,3 или 2.3 (две целых три десятых или два, запятая, три или два, точка, три)
Мы с вами сделали открытие. И это открытие – правило чтения и записи десятичных дробей. Оно у нас совпало с правилом, которое предложил автор учебника.
Правило: Если в десятичной записи числа использованы запятая  (или      точка), то говорят, что число записано в виде десятичной дроби. 
Для краткости числа называют просто десятичными дробями.Заметим, что десятичная дробь – это не новый тип числа, а новый способ записи числа.
В науке и промышленности, в сельском хозяйстве десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные дроби. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.
1703 год - В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в учебнике «Арифметика, сиречь наука числительная».
У нас есть все основания для того, чтобы выполнять задания по теме урока.
Первое задание. Прочитайте число
Прочитайте десятичные дроби
Что можно сказать об этих трех числах? (они равны)
Какой вывод можно сделать о нулях, которыми оканчивается десятичная дробь? (их можно не писать, они число не изменяют)
В конце десятичной дроби можно приписывать нули или отбрасывать нули, то десятичная дробь от этого не изменится. Написана одна и та же дробь.
Между целыми и дробными частями ставят запятую. При отсутствии какого – либо разряда долей, его заменяем 0 при записи числа. Количество цифр после запятой должно быть равно количеству нулей в знаменателе обыкновенной дроби.
Записать десятичной дробью:
.
Записать десятичные дроби под диктовку.
7 целых 8 десятых
2 целые 25 сотых
0 целых 92 сотые
12 целых 3 сотых
5 целых 187 тысячных
24 целые 24 тысячные
7 целых 7 десятых
7 целых 7 сотых
7 целых 7 тысячных
0 целых 5 десятитысячных
Сейчас выполняем самостоятельную работу, при выполнении которой проверите свои знания по теме урока.
Самостоятельная работа (5 минут)
Проверь себя:
Записать в виде десятичной дроби (в строчку);
Проверить ответы по таблице, поставив каждому числу соответствующую букву (под каждым числом без знака препинания)
Какое слово получилось? МОЛОДЕЦ
Рефлексия
Домашнее задание:
№647 а), 648 ав), 649 а), 650 в)