Обобщающее повторение по теме: Атмосфера-воздушная оболочка Земли (6класс)

Краснодарский край Каневской район станица Новоминская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 34
муниципального образования Каневской район












Урок обобщающего повторения по теме: « Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

6 класс















учитель географии
МБОУ ООШ №34
Полещук Ольга Владимировна
УРОК обобщающего повторения
Тема «Атмосфера- воздушная оболочка Земли»

Цель: Развивать способности обобщать и систематизировать изученный материал путем игры, формировать умения работать в группах, учитывать мнения других; учить объяснять закономерности и процессы; устанавливать причинно-следственные связи, прививать интерес к предмету
Оборудование: приборы - барометр, анероид, термометр, гигрометр, теллурий, сборник загадок, атласы, схема “Строение атмосферы”, наглядное пособие: «Годовое движение Земли» и «Нагревание поверхности Земли», карточки-задания,
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, объяснение целей урока.
Учитель: Сегодня ребята у нас урок обобщение знаний по теме: « Атмосфера».
В течение урока вы продемонстрируете свои знания по этой теме. Урок будет построен в форме игры. Назовем его урок- КВН. Вам предстоит пройти 8 станций, дать правильные ответы и решения, тем самым вы проверите свои знания.

I. Класс делится на 2 команды. Дается задание придумать название команды. Вопросы и задания задаются поочередно командам. За каждый правильный ответ, дается 1 балл. Если команда дает неправильный ответ, то дается шанс другой команде ответить.

I.Разминка.
Проверка терминов - на столе разложены лепестки в виде ромашки. Учащиеся поочередно берут лепестки с вопросами и дают ответ.
Что называется:

1.Амплитудой температуры 9.Абсолютной влажностью
2.Атмосферными осадками 10.Муссоном
3.Виды атомных осадков 11.Облаками
4.Климатом 12.Атмосферным давлением
5.Бризом 13.Атносительной влажностью
6.Погодой 14.Величина нор-го атмосферного давления
7.Ветром 15.Ненасыщенный воздух
8.Атмосферой 16.Насыщенный воздух
II. « Объясняйка» - проверка знаний теоретического материала.

1.В книге шведской писательницы «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу, пусть меня греет. Добрался до вершины горы, до Солнца рукой подать, а у него от холода зуб на зуб не попадает. Так и замерз. Почему же замерз глупый Троль (так как температура с высотой понижается на 1км на 6 градусов)
2.В каком слове атмосферы сосредоточена основная масса воздуха, как он называется, каковы его границы? (Тропосфера – на экваторе до 18км, в умеренных широтах до 10-11, на полюсе 8-9км)
3.Как изменяется температура воздуха в течение суток летом при ясной погоде. Каковы главные причины такого изменения?
4.Почему в одно и то же время температура воздуха над сушей и морем бывает различна?
5.При каких условиях образуются облака?
6.Перечислите виды облаков. Опишите их.
7.От чего зависит распределение тепла на Земле?
8.От чего зависит сила ветра, в каких единицах ее измеряют?
9.Как называются дни 22июня и 22 декабря?
10.По какой широте проходит северный полярный круг (66,34(С)
11.Какие меры против загрязнения воздуха принимаются в нашей стране?
12. Что такое тропик.

III Наблюдатель ( Работа с приборами)
При работе с приборами показываю прибор и задаю вопрос.
1.Назовите этот прибор, с какой целью он используется, в каких единицах снимаются показания:

барометр- анероид
гигрометр
теллурий
флюгер
термометр
осадкомер

IV. Игра « Флюгер» Учащиеся стоят возле парт. По команде учителя учащиеся поворачиваются в ту сторону, куда дует ветер, т.е. исполняют роль стрелки флюгера. Например: ветер дует с севера, ребята поворачиваются лицом к югу. Если учитель дает команду метель- стоят, а если ураган, то кружатся. Кто неправильно выполнил команду, выбывает из игры.

V. « Матемучка» (Проверка теоретического материала в виде решений заданий)
Учитель: На этой станции вы будете решать задачи и давать ответы.
1. Решите задачу. За бортом самолета температура воздуха -30(С. В это время температура на поверхности Земли + 15(С. На какой высоте летит самолёт? (7,5км)
2.Определите на какой высоте от уровня моря расположен населённый пункт, если атмосферное давление у берегов Балтийского моря 760 мл рт.ст, а в нашем пункте 656 мл рт.ст ( 1км40м)
3. Определить среднюю температуру зимы для определенного населенного пункта – декабрь - -12(С, январь- -15(С, февраль- -14(С (-13(С)
4. Вычислить среднюю температуру суток по следующим показателям: Объясните причину суточного хода температур 1ч. - +5(С, 7ч -+7(С, 13ч- +9(С, 19ч - +6(С (=7)
5. Как будет дуть ветер (отметить стрелкой) и в каком случае он будет сильнее. Выберите правильный ответ.

758мл.рт.ст. 755мл.рт.ст. 762мл.рт.ст

760мл.рт.ст. 758мл.рт.ст. 758мл.рт.ст.

760 мл.рт.ст. 760мл.рт.ст 760мл.рт.ст.

750 мл.рт.ст. 750 мл.рт.ст. 751мл.рт.ст

7.Отметьте стрелками перемещение воздуха. Как называется ветер, где встречаются эти ветра? Какая погода господствует?

лето зима
суша океан суша океан

8.Обозначте стрелками перемещение воздуха в течение суток. Как называется ветер?
суша река

9. При какой погоде ( облачной или безоблачной) суточная амплитуда температур бывает большей? Почему?
10. Где будет выше 22 июня угол падения солнечных лучей у тропиков или на экваторе? Почему?
11. Какое время года в Мельбурне, если в Краснодаре лето? В каком поясе освещённости находятся города?
12. Где на земном шаре бывают самые длинные по продолжительности ночи и дни?
13. На каком полюсе теплее Северном или Южном?
14. Атмосферу называют десятой одеждой нашей Земли. Почему?

VI Картографическая станция (Определение географических координат и ответы на вопросы)
1.Определите какие города, имеют эти координаты. В каком из этих городов теплее.
60(с.ш.30(в.д. и 51(с.ш. 30(в.д. ( Санкт- Петербург и Киев)
66( с.ш.67(в.д. и 50(с.ш. 72(в.д. ( Салехард и Караганда)
2. В каких поясах освещенности расположены города Краснодар и Воркута. Определите их координаты. (Краснодар 40(с.ш. 38( в.д. и Воркута 68(с.ш. 64(в.д.)
3. Определите координаты Москвы и Мурманска. Какое влияние на климат этих городов оказывает океан?

VII Чайнворды
Если решите чайнворд, верно, то прочитаете названия воздушной оболочки Земли.
1 команде


1






2










3










4












5







6












7









8






9







1.Туман, образовавшийся на высоте от земной поверхности.(облако)
2.Прибор, для измерения давления ( барометр)
3. Разность между наименьшими и наибольшими значениями температур. ( амплитуда)
4. Профессия, человека, который ведет наблюдения за состоянием атмосферы.(метеоролог)
5. Ветер, меняющий направление два раза в год. (муссон)
6. Нижний слой воздуха в атмосфере, толщиной от 8 до 18 км.( тропосфера)
7. Прибор, для определения направления ветра.( флюгер)
8. Ветер, меняющий направление два раза в сутки.( бриз)
9. Вся влага, выпадающая на землю из атмосферы. (осадки)

2 команде


1






2















3











4








5









6











7






8







9







1.Вид осадков, образовавшийся в результате охлаждения воздуха у поверхности Земли. (роса)
2. Климат, характерный для суши.( континентальный)
3. Прибор, для измерения выпавших осадков. ( осадкомер)
4. Состояние тропосферы в определенное время суток (погода)
5. Климат, характерный для побережий ( морской)
6. Наука о сезонных изменениях живой природы. (фенология)
7. Вид осадков. ( иней)
8.Параллель, когда Солнце 22 июня в полдень находится над головой. ( тропик)
9. Совокупность характерных для данной местности и повторяющихся из года в год определенных типов погоды. ( климат)

VIII Загадки.

1.Такой большой, что занимает весь мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет. ( воздух)

2. Голубой шатер, всю землю покрыл. (небо)

3. Зимой на земле лежал, а весной в речку побежал. ( снег)

4. Я- вода, да по воде же и плаваю ( лед)

5.Не снег, не лед, а серебром деревья убирает ( иней)

6.Что в сундуке не закроешь. ( луч Солнца)

7.Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет ( рассвет)

8.Красное коромысло над речкой повисло ( радуга)

9.Серое сукно тянется в окно ( пар)

10. Сам без рук без ног, а рисовать умеет ( мороз)

11. горя не знает, а горько плачет (туча)

12. В воде родится, но воды боится ( соль)

Подведение итогов игры. Выставление оценок.
Информационные ресурсы
1. Пятунин В.Б. ”Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2000; ”
2. Постников М.В. « Контрольные вопросы, занимательные задания, тесты» М. издательство « НЦ ЭНАСГ», 2006
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Занимательная география» 5. Журнал “География в школе”.№7/98,4/97,6/98,3/98,2/98. 6. Пивоварова Г.П. География: от урока к экзамену


7. Агеева И.Д.» Веселая география на уроках и праздниках», издательство «ТЦ Сфера» М. 2012г
8. Николина Н.А. « Поурочные разработки по географии 6 класс» издательство «Вако»,М. 2005г
9. Диполь «Занимательная география», издательство: Новый Диск , 2008г
































































































































Рисунок 4ђ Заголовок 215