Урок интегрированный по чтению и изобразительному искусству для 3 класса «Басня «Ворона и Лисица»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИССКУСТВУ.
3 класс
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск Самарской области: Каймакова Ольга Анатольевна

Тема: Басня И.А.Крылова «Ворона и лисица»
Цель: - знакомство с басней И.А.Крылова «Ворона и лисица»;
- проиллюстрировать басню (проект «Иллюстрации к басне «Ворона и Лисица»
Задачи: - отрабатывать навык выразительного чтения;
- развивать творческое воображение у учащихся, умение самостоятельно выбрать сюжет из басни и проиллюстрировать его;
- совершенствовать навыки передачи сюжета литературного произведения в рисунке;
- воспитание эстетического вкуса и интереса к творчеству И.А.Крылова.
Формы организации:
Урок
Индивидуальная, фронтальная работа детей
Самостоятельная работа
Оборудование для учителя:
Презентация: портрет И.А.Крылова, иллюстрации басен И.А. Крылова, книги с баснями И.А.Крылова; аудиозапись с басней.
для учащихся:
- учебник «Литературное чтение 3 класс» (часть1). Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Москва «Просвещение» 2011 г.
- художественные принадлежности для рисования акварельными красками.

Ход урока.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (физминутка для организации детей, сообщение темы и целей урока).

Урок чтения.
ЗНАКОМСТВО С БИОГРАФИЕЙ И.А.КРЫЛОВА (1 слайд)
Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец.
Почему мы говорим русский? Почему великий? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, природу, искусство. Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя. Глубоко и серьёзно работал над баснями. За свою жизнь написал около 200 басен. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми выражениями, сравнениями.
- Давайте все вместе прочитаем слова М.Исаковского, посвящённые И.А.Крылову. (2 слайд)
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ БАСЕН.
- Отгадайте, из каких басен следующие отрывки:
« Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона!»
«Да только воз и ныне там»
«Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!»

ВЫСТАВКА КНИГ И.А. КРЫЛОВА.(3 слайд)
ИЛЛЮСТРАЦИИ К БАСНЯМ КРЫЛОВА. (4 слайд)

ЗНАКОМСТВО С БАСНЕЙ «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
Первичное прослушивание басни (аудиозапись).

Чтение сильными учащимися басни по ролям у доски («Театр»)

Беседа по содержанию:
- Почему Ворона поверила Лисице?
- Что же Лисица думала на самом деле о Вороне?
- Почему в басне слова Ворона и Лисица написаны с заглавной буквы?
- Почему И.А.Крылов наделил зверей и птиц человеческими характерами?
- Среди людей встречаются «вороны» и «лисицы»?
- Какие черты характера человека можно назвать «вороньими»?
- Каких людей можно назвать «лисицами»?
- В чём мораль басни?

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА  ( пятистрочная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] форма, возникшая в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в начале [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] под влиянием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Ворона.
Лисица .

7. ФИЗМИНУТКА (для укрепления зрительного анализатора).
Учитель зеркальцем пускает солнечного зайчика и говорит:
Скачут побегайчики
Солнечные зайчики.
Мы зовём их – не идут,
Были тут и нет их тут.
Дети следят глазами за лучиком.


Урок изобразительного искусства.
ВВОДНАЯ БЕСЕДА ПЕРЕД ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕМ СЮЖЕТА ИЗ БАСНИ.
В поведении животных и птиц И.А.Крылов изображает поведение людей. Баснописец наделяет их людскими характерами, а художники одевают их в одежды людей. Автор высмеивает недостатки людей в образах животных и птиц.
- Какой вы представили себе Лису и Ворону?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1) Выбор сюжета из басни для иллюстрации.
- Подумайте, какой сюжет из басни вы хотели бы проиллюстрировать. Закройте глаза и представьте себе этот сюжет: как бы вы изобразили ворону (лисицу).

2) Выполнение эскиза иллюстрации.

3) Выполнение линейного рисунка, анализируется конструктивное строение изображаемых героев, перспективное расположение, линия горизонта и точка схода.

4) Завершение рисунка красками.
Передаётся изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве.
ИТОГ УРОКА.
Выставка рисунков, их анализ учащимися и оценивание рисунков и работы на уроке чтения, составление нескольких книг-иллюстраций к басне.
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (выучить наизусть басню) с.137-138