Урок литературы в 9 классе Модель семьи в комедии А.Н. Островского Свои люди — сочтёмся

План конспект урока
по комедии А. Н. Островского «Свои люди - сочтёмся».

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


Ещё не прозвенел третий театральный звонок . Ещё не прошелестел распахивающийся театральный занавес Ещё не вышел на подмостки ни один персонаж спектакля Но он уже начался в нашем сознании, ведь перед нами его афиша.
(слайд №1)
Афиша

Яблоня действующие
с упавшим лица:
яблоком отец - ?
мать - ?
дочь - ?

приказчик - ?
(он же зять)
Долговая яма.
Ребята, о какой пьесе А.Н. Островского пойдёт речь? («Свои люди – сочтёмся») Почему вы так решили?











Самсон Силыч
Аграфена Кондратьевна
Олимпиада Самсоновна
(Липочка)
Лазарь Елизарыч Подхалюзин



Ответы детей.


Ориентировочная беседа








- Какой смысл несёт в себе название пьесы «Свои люди- сочтёмся»?
- Кого мы называем «своими людьми»? (приятели, близкие, родственники, семья).

В нашей пьесе речь идет о семье.
Что такое семья? Попробуйте дать определение.


СЛАЙД-2
Слово многозначное.

-Какое из определений больше подходит к содержанию пьесы?
- Какие отношения в таком случае должны быть между ними?
- А почему «сочтёмся»? Что означает это слово?

СЛАЙД-3

Работа со словарем.
1гр.-семья.
2-3 гр.- сочтемся.
(см. слайд №2)

Какое из значений будем рассматривать мы??

- К какому социальному сословию принадлежат герои?

Итак, в пьесе рассматриваются семейные = свои люди и имущественные = сочтёмся отношения в купеческой среде.
(слайд № 3)





Взаимовыручка, помощь, поддержка.


Работа со словарем.







Купечество


Осмысление учебного материала. Постановка проблемы урока.














Проблемная ситуация №1.
Приоткроем занавес семейных отношений

-Если герои свои люди(семья), почему так беспринципны и жестоки они друг к другу?
Я предлагаю в этом разобраться.
Запишите тему урока:
«Модель семьи в комедии А.Н. Островского «Свои люди- сочтемся»
Эпиграфом к уроку предлагаю взять слова главного героя Самсона Силыча Большова, которые он обращает к дочери и зятю:
Что вы? Что вы? Опомнитесь!
Ведь я у вас не милостыню
прошу Люди ли вы?
- Какой смысл заключает в эти слова Большов?


- А не кажется ли вам, что Островский явно адресует их нам, читателям, как предупреждение.

- Разве здесь речь идёт только о деньгах?


















Просит выкупить из долговой ямы, пытается усовестить.






Нет, об отношении детей к родителям (долг сыновний).

Проблемная ситуация № 2
Итак, в семье трагедия

- Конечно, я бы могла спросить сразу: кто виноват в ней – родители, которые дурно воспитали дочь и с детства взятого в семью зятя, Липочка, деньги и воля для которой важнее родителей, или неблагодарный Подхалюзин?

- Но давайте пойдём по иному пути, реконструируем события и посмотрим на них глазами героев.
- Как вы считаете, кто виноват?

Ответьте на этот вопрос
1 гр. – от лица Большова
2 гр. – от лица Липочки
3 гр. – от лица Подхалюзина
(1 минута)
















Винят друг друга.

Проблемная ситуация № 3
Итак, можем ли мы точно, со всей определённостью винить кого-то из героев?
Казалось бы, Липочка и Подхалюзин обманули Большова, но ведь он знал, что дочь ни во что не ставит мать (а отца просто боится), а Подхалюзин «не чист на руку», как и он сам.

- Может быть, причину следует искать не в этом.
- Давайте ещё раз посмотрим на эту ситуацию, но уже с другой точки зрения – историка, который нам расскажет о нравах купцов середины 19 века.
Ребята получали опережающее задание исследовательского характера

Работа с документами (избыточный материал).
1гр.-исторические справки (из учебника истории).
2гр.-вырезки из газет.
3гр.-отрывки из произведений худ.
лит-ры:
Островский «Гроза»














Работа с документами. Сообщение историков(выявление причинно-следственных связей).

Проблемная ситуация № 4.
Так что же, может виновато время, в котором жили герои?
- А разве сегодня мы не наблюдаем подобных ситуаций?

Да

Ответы ребят.

Проблемная ситуация № 5
Ребята, а может это судьба? Может кто-то свыше предопределяет нашу жизнь? Не объяви себя Большов банкротом, не случилось бы подобного!

Обратитесь к тексту, есть ли в нем обоснование такому ходу мыслей?










-Так что ж , может, действительно судьба вершит нашу жизнь?
(ответы детей)

-Но в другом месте находим:

Мать. Бог создал! Да сам-то ты что? – вот куда направляет наши мысли автор.

О домах престарелых.
Тяжбы за жилплощадь.


Работа уч-ся с текстом произведения.
Ответы детей.
( Большов.
Что ж делать-то, братец, уж знать, такая воля божия, против нее не пойдешь.













Проблемная ситуация № 6.
Может, человек сам виноват в своих бедах? Поищем причину в героях пьесы, в их психологии, взглядах на жизнь
Опираясь на текст, нарисуйте словесный социальный портрет героев:
1гр. – Подхалюзина
2гр. – Липочки
3гр. – родителей по плану, который у вас на столе.
4мин. хватит для работы?






Составляют психологический портрет.


Ответы учащихся.

Подхалюзин (цитата с частицей не).
Липочка

Родители.

Вывод: получается, в пьесе нет ни одного положительного героя, причем, даже среди второстепенных.
Атмосфера обмана, царящая в доме , губительно заражает, морально уродует и калечит людей

Рефлексия
Итак, отвечая на проблемный вопрос урока, мы рассмотрели несколько версий.
. Хотелось бы узнать мнение каждого из вас. Я предлагаю проголосовать.



Кто виноват?


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Человек! Он –источник своих бед;
он – источник своего счастья!

Найдите ключевую фразу текста произведения, подтверждающую наш вывод.
«Сама себя раба бьёт, коль нечисто жнёт».
В эти слова Большова Островский заключает весь смысл пьесы:
-Как вы ее понимаете?








Ребята, мы рассмотрели модель семьи в произведении Островского.
-Хотели бы вы жить в такой семье?

А, может, вы поделитесь , как складываются взаимоотношения в ваших семьях?






























Большова уже бьёт, а Липочку и Подхалюзина непременно ударит , потому что отступление от законов нравственности ведёт к банкротству т. е. несостоятельности в широком смысле этого слова.






Пройдёт не так уж много времени, и каждому придётся строить свою семью. Какой она будет – зависит от вас. Мне бы очень хотелось, чтобы вам не пришлось говорить своим детям:

-Что вы? Что вы? Опомнитесь!
Ведь я у вас не милостыню прошу Люди ли вы?

А как вы будете выстаивать отношения со своими детьми, чтобы не допустить подобного?
Напишите письмо-предупреждение себе.

д/з:заметка в СМИ

Моделирование своей семьи.








Уч-ся работают над письмом.


Зачитывают письма.


Берёт газету в руки, читает:

22 марта 2007 года состоялись похороны трагически погибших пожилых людей, проживавших в доме престарелых в станице
Камышевойской Краснодарского края. Вместо близких родственников в последний путь стариков провожали жители станицы.

Так что же, история повторяется?



15