Конспект урока математики для 5 класса «Понятие десятичной дроби.Чтение и запись десятичных дробей»


Конспект урока математики в 5 классе по теме:
«Понятие десятичной дроби.
Чтение и запись десятичных дробей»
Разработала и провела учитель Аншукова В.М.
МБОУ СОШ № 119 Авиастроительного района г. Казани
Тип урока: комбинированный
На данный урок были определены следующие цели:
Образовательные:– сформулировать определение десятичных дробей;– сформировать умения записи и чтения десятичных дробей;
- активизировать познавательную деятельность АМО.
Развивающие:– совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;– развивать внимание, познавательные способности учащихся;– формировать ключевые компетентности.
Воспитательные:– воспитывать интерес к изучению математики;
–воспитывать интерес к происходящим важным событиям в стране, различным видам спорта;– воспитывать чувство взаимопомощи, умения работать в команде, стремление к успеху.
Форма проведения урока : урок - игра
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, колонки, презентация, маршрутный лист, карточки с заданием, наборы разноцветных долей круга, карточки с талисманами, магниты с талисманами.Ход урока.
Слайд 1. Организационно-мотивационный этап.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Венера Маратовна, и сегодня я проведу у вас урок математики.
Сначала хочу у вас спросить: «Какое важное событие приковывает внимание всех жителей нашей страны?»
Дети отвечают: «зимние Олимпийские игры»
Правильно! 22 зимние Олимпийские игры! А где они пройдут?
Дети отвечают: «в Сочи»
Правильно! В городе Сочи с 7 по 23 февраля.
Слайд 2.
-Узнаете вы этих героев? (Дети отвечают)
-Они являются?... Дети отвечают
-Да, конечно, талисманами Олимпиады. И сегодня мы с вами тоже проведем математические Олимпийские игры! А для этого мы разделимся на команды: 1 ряд – одна команда, 2-й ряд – другая команда, 3-й ряд – третья команда. Я попрошу выйти сюда по одному представителю от каждой команды.
- Вы должны выбрать свой талисман. (3 представителя выбирают одну из трех картинок с изображением талисманов)
- Замечательно! У нас команда «Снежных леопардов» под номером 1, команда «Белых заек» под номером 2 и команда «Белых медвежат» под номером 3.
- Скажите ребята, а чем занимаются спортсмены перед соревнованиями? (Дети отвечают)
- Конечно же, разминкой! И мы начнем с разминки.
- Итак, сейчас я буду задавать вопросы, один из вас будет на него отвечать, а остальные поднимать сигнальные карточки: зеленая будет означать «Я согласен», а красная – «Я не согласен». Всё понятно? Начинаем!
Слайд 3. Актуализация знаний.
Разминка. 1. Устный счет (на экране появляются примеры, после правильного ответа учащихся и большинства согласных появляется результат и появляется рисунок-эмблема одной дисциплины видов спорта зимних игр):
36+64 =
78-68 =
400:10 =
250*4 =
1000:8 =
Слайд 4.
Разминка. 2. Задания на сравнение (на экране появляются задания, после правильного ответа учащихся и большинства согласных появляется знак сравнения < , >, =, «левее», «совпадают»):
сравните дроби: 1) 410 810 ; 2) 140100 60100 ; 3) 25 4104) Как на координатном луче расположена точка А (210) по отношению к точке В (710)
5) Как расположены точки С(100100) и Е(1)
Слайд 5.
Разминка. 3. Логические задания (на экране появляются задания, после правильного ответа учащихся и большинства согласных появляется правильный ответ):
Назовите следующие 2 дроби ряда: 12 ; 14 ; 16 ;
Назовите следующие 2 дроби ряда: 12 ; 34 ; 58 ;
Назовите лишнюю дробь в ряду: 98 ; 188 ; 58 ; 278 ; 368
Вставьте недостающую дробь: 12 ; 23 ; 34 ; 45 ; 56Цветными мелками написаны дроби:
12 ; 35 ; 24 ; 78 ; 56У дробей, написанных красным цветом, есть цифра 2, у дробей синего цвета есть цифры 3 или 7. Какие дроби записаны не красным и не синим цветом?
- Ребята, мы с вами очень хорошо «размялись» и на экране у нас появилась «мозаика». Что это за рисунки?
Дети отвечают: «15 дисциплин видов спорта в зимних Олимпийских играх»
- Да, правильно, эти 15 дисциплин представляют 7 видов спорта, включенных в зимние Олимпийские игры. И сейчас мы их аккуратно сложим в наш олимпийский кейс. (На экране появляется кейс с эмблемой Олимпиады, куда складываются все картинки.)
-Этот кейс и будет нам предлагать задания для нашей математической олимпийской игры. Победители на каждом этапе будут получать «медали». Вам нужно получить как можно больше медалей.
Слайд 7. Изучение нового материала.
На экране из кейса появляется картинка-эмблема и картинка «Хоккей с шайбой».
- Итак, 1 состязание по виду спорта «Хоккей с шайбой». Вам нужно будет в команде собрать разноцветную шайбу!
Каждой команде предлагается набор разноцветных 10 долей круга. Команды должны собрать фигуру (у всех получится круг). Чья команда быстрее соберет фигуру и правильно ответит на все вопросы – та команда победит. «Медаль» команде, которая 1 закончит собирать шайбу.
Слайд 8.
Вопросы:
Какая часть шайбы закрашена
для 1 команды: розовым цветом? Какая желтым? Что вы можете сказать про эти части?
для 2 команды: зеленым цветом? А по- другому? Что вы можете сказать про эти части?
для 3 команды: синим цветом? Можно другой дробью представить эту часть? Почему?
- Это темы следующих уроков, но я предлагаю вам об этом подумать.
- Молодцы! Раздать «медали» за правильные ответы. А теперь отметим продвижение команд. … команда вырвалась вперед, … после неё, а …. команда пока отстаёт. (На маршрутной карте (ватмане) изображены графы под номерами 1,2, …7 – этапы математической игры и магнитиками, на которых прикреплены талисманы: леопард, зайка и мишка, показывается их перемещение после прохождения каждого этапа)
Слайд 9. Иучение нового материала
- Какое задание предложит нам кейс? А дальше «Керлинг».
Слайд 10.
- Какие дроби встречались нам сегодня при выполнении различных заданий?
(Дети отвечают)
- Да, правильно, со знаменателем 10.
И для таких дробей есть специальное название – десятичные. Рассмотрим как записываются десятичные дроби. (Учитель показывает и объясняет запись десятичных дробей)
2 10 = 0,2 ; 43100 = 0,43 ; 58 1000 = 0,058 ; 3 10 6 57 100 14 =1 2 5 10 =1 5 2 10 = 0,5 ; = 0,2 ; = 6,3 ;= 14,57 ;
Слайд 11.

По этой схеме дети сами пытаются прочитать дроби. Правильное чтение повторяют все хором.
Слайд 12.
- А теперь задание. На выданных распечатках заполняете свою фамилию и имя и
Выполняете 1 задание на них на время, через 30 секунд вы услышите звук и должны будете закончить выполнение задания. Итак, готовы? Время пошло!
Запишите в виде десятичных дробей числа:
7 целых 8 десятых –
0 целых 59 сотых –
15 целых 3 сотых -
6 целых 6 тысячных –
33 целых 108 десятитысячных –

Учащиеся выполняют задание. После звона колокольчиков, появляются правильные ответы. Ребята выполняют самопроверку и выставляют себе оценки: без ошибок – «5», с одной ошибкой «4», больше ошибок – «3». Побеждает та команда, у которой больше «5». Выдать «медаль» победителям.
Слайд 13. Закрепление изученного материала.
- Какое задание предложит нам кейс? (на экране появляется эмблема и картинка «Биатлон»)
Слайд 14.
- Ребята, а вы знаете, в чем заключаются соревнования по данному виду спорта?
Дети отвечают.
- А сколько мишеней надо поразить?
- Правильно, пять. И вам будет предложено поразить 5 «мишеней» - решить 5 примеров.
Учитель объясняет условия соревнования.
- Вам будет дано по 5 одинаковых примеров для каждой команды(они записаны на доске заранее до начала урока). Участие принимают 5 человек из каждой команды по цепочке. Первый участник решает пример и записывает ответ. Передает мел второму участнику. Второй участник вписывает в начало своего примера результат первого примера и решает получившийся пример. Передает мел третьему участнику. Третий участник вписывает в начало своего примера результат второго и решает получившийся пример. Эта эстафета выполняется на скорость и на правильность. Выигрывает та команда, которая первая и правильно закончит решение все 5 примеров. И т.д. Понятно? Начали!
Слайд 15.
На экране примеры, ответы пока закрыты «шторкой». На доске заранее были записаны три столбика с одинаковыми заданиями для 3-х команд (закрыты). По 5 участников от каждой команды друг за другом выбегают к доске и решают математическую эстафету по одной строчке каждый.
После завершения эстафеты, открываются правильные ответы, и проверяется правильность выполнения решений командами. Результаты соревнований отмечаются на маршрутной карте и выдаются «медали» победителям за скорость и за правильность.
Слайд 16.
- Что предложит нам кейс дальше? Санный спорт. Поскольку спортсмены честные и благородные мы «дадим фору» отстающей команде в виде задачи полегче, чем для других.
Слайд 17.
На слайде условие задачи и схема. Следующий шестой участник отстающей команды устно решает задачу. Члены команды могут помогать.
Задача. За первый час было расчищено от снега 0,3 всей трассы для санного спорта, а за второй час 0,5 .
Какая часть трассы была расчищена от снега за эти два часа?

Ученик решает устно с места задачу. Все слушают решение. После чего появляется на экране решение задачи, а на маршрутной карте показывается продвижение команды и вручается «медаль».
Слайд 18.
- Что предложит нам кейс дальше? А дальше «Коньковый спорт». Фигурное парное катание. И вы работаете в парах, но каждый на своем листочке. Выигрывает пара, т.е. решить должны задачу оба соседа по парте, можно обсуждать решение, совещаться. Выигрывает та команда, у которой пара быстрее решит задачу.
Слайд 19.
На слайде и на распечатках условие задачи и схема.

Выигравшей команде выдается «медаль», а на карте продвижение.
Слайд 20.
- Что предложит нам кейс дальше? Лыжные виды спорта.
Слайд 21.
Это задание командное. На своих листочках каждый решает эту задачу. Закончив решение и проверив у учителя, вы можете помогать всем членам команды. Выигрывает та команда, у которой все участники сдадут листочки с правильными решениями учителю.

Ученики решают. «Медаль» вручается команде, сдавшей листочки учителю быстрее.
Слайд 22.
Учащиеся выполняют задание. Сдают учителю. Учитель быстро проверяет. На экране появляется схема и правильное решение. На маршрутной карте отражается продвижение команд.
Слайд 23. Домашнее задание.
- Что предложит нам кейс на этот раз? Остался последний 7 вид спорта – «Бобслей». Это ваше домашнее задание: составить и решить задачу по нашей теме используя для данных элементы этого вида спорта.
Слайд 22. Оценивание.
- А сейчас подведем итоги и награждение. Посчитаем, у какой команды больше медалей, она занимает 1 место, следующая команда 2 место и 3 место у команды с наименьшим количеством медалей? (Расставляются на слайде «талисманы» на пьедестал согласно маршрутной карте: на 1, 2, 3 место под дружные аплодисменты).
- Итак, 1 место заняла команда ….. И вы получаете оценки «отлично», а остальные могут получить отличные оценки, выполнив 7 домашнее задание.
Слайд 23. Разбор домашнего задания.
-А чтобы вам всем было легче справиться с этим заданием, давайте составим и решим задачу про наш класс.(Учитель изображает условие задачи с помощью кругов Эйлера)
- Сколько всего человек в классе?
Дети отвечают: 25
- Поднимите руки те, кто занимаются зимними видами спорта? 12.
- Какая часть класса занимается зимними видами спорта?
Дети отвечают: 1225- Поднимите руки те, кто занимаются летними видами спорта? 10.
25
- Какая часть класса занимается летними видами спорта?
12
Дети отвечают : 102510
- Какая часть класса занимается спортом?
Дети отвечают: 2225- Какая часть класса не определились с выбором своего вида спорта?
Дети отвечают: 325Рефлексия.
- Ребята, сколько видов спорта включены в зимние Олимпийские игры?
Дети отвечают: 7.
- Ребята, вы все проявили сегодня себя как настоящие олимпийцы! Решали быстро, правильно, стремились к победе! Я желаю вам дальнейших успехов, как в учебе, так и в спорте и на других поприщах. Спасибо за урок и я хочу подарить вам ваши талисманчики.