Вовлечение родителей в образовательную деятельность МБДОУ

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующей направленности №16
«Золотой ключик»






Вовлечение семей в образовательную
деятельность МБДОУ































г. Урай, 2014

В настоящее время разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества.
Одним из приоритетных направлений детского сада является участие семей воспитанников в коррекционно-развивающей работе как равноправных партнеров МБДОУ.
Так как наше учреждение посещают «особые» дети, а именно дети имеющие проблемы в развитии, то акцент коррекционного воздействия необходимо переносить на семью «особого» ребенка. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на «особого» ребёнка, созданию благоприятных условий для его обучения не только в специальных учреждениях, но и дома. З. Фрейд говорит о том, что социализация ребёнка с проблемами в развитии не может быть достигнута без приобщения к этому процессу родителей. В.В. Ткачева пишет, что решение проблемы социальной адаптации семей, имеющих «особых» детей следует искать в сфере реализации коррекционного воздействия не только на «особого» ребёнка, но и на родителей.
Итак, включение семьи, имеющей «особого» ребенка в поле коррекционно – педагогического воздействия будет являться главным фактором социальной адаптации ребёнка.
Сегодня работа с семьей во всех образовательных учреждениях является наиболее актуальной, так как семья – это первый социальный институт в жизни ребёнка, где складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. Но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить особые образовательные потребности ребёнка, имеющие проблемы в развитии.
Использование только традиционных форм работы (родительские собрания, просмотры фронтальных и индивидуальных занятий, консультации, беседы и т.д.) не приведёт к осуществлению поставленных задач, так как, в основном, родители являются наблюдателями и слушателями при использовании данных форм. Это указывает на то, что детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка. Однако согласно Закону РФ «Об образовании» (ст.18 п.1) «родители являются первыми педагогами своих детей и несут ответственность за их воспитание и развитие», а общественные организации, каким является дошкольное учреждение, призваны поддерживать и дополнить их воспитательную деятельность. Именно родители организуют свободное общение во время бесед, совместных прогулок, экскурсий, походов в магазин и т.д. Мама - это самый главный человек в жизни ребёнка дошкольника. Поэтому её участие в данном виде деятельности является мощным стимулом в формировании мотивации ребёнка. С другой стороны - родители получают возможность быть постоянно в курсе проблем своих детей, следить за их успехами, вносить свой творческий вклад в коррекционно-развивающий процесс.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности специалистов и педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Поэтому должно произойти превращение воспитания из общественного в семейное, переосмысление педагогическим коллективом роли семьи в воспитании и обучении детей. Это требует не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм работы дошкольного учреждения с семьей.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Мы поставили перед собой цель – оптимизировать деятельность по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников по коррекционно-развивающей работе как с равноправными партнерами МБДОУ.
Достижению данной цели способствовали задачи:
содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности коррекционно-развивающего процесса в семье и ДОУ;
объединять усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции дошкольников, раскрыть возможности совместной работы,
вовлекать родителей в коррекционно-развивающий процесс, достижение единства требований к ребенку;
повышать интерес родителей к коррекционно-развивающей и воспитательной работе;
активизировать деятельность родителей на сотрудничество;
устанавливать открытые, доверительные отношения в системе «педагоги – дети – родители».
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:
родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Ни одна коррекционно–развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно–образовательном процессе.
Вся коррекционно–развивающая работа с семьей, для получения эффективных результатов, проводится по следующим направлениям.
Первое, направлено на ознакомление родителей с результатами диагностики психофизического развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно–педагогический процесс. Родители не владеют информацией о возрастных особенностях и потребностях развития собственных детей и не могут адекватно оценивать свои воспитательские способности и возможности. Второе направление коррекционно–развивающей работы направлено на изучение и коррекцию родительских социально–психологических установок и на формирование у родителей адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка.
Третье направление предполагает: ознакомление родителей с содержанием коррекционно–педагогической работы в саду.
Коррекционная работа в четвертом направлении, предусматривает обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей.
Пятое направление предполагает активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы с ребенком. Участие родителей в организации коррекционно–развивающего пространства: создание семейных альбомов, подбор фотоматериалов, изготовление поделок из различных материалов и т.п.; участие родителей в подготовке праздников и других мероприятий.

Ожидаемые результаты
В результате внедрения программы родители будут уметь:
Конструктивно общаться с ребёнком;
Выстраивать взаимоотношения в семье в диаде «ребенок-родитель»
Организовывать коррекционно-развивающую деятельность для ребенка, грамотно подбирая игры для коррекции нарушений в развитии;
Грамотно организовывать игровую деятельность, правильно подбирая развивающие игры;
Выстраивать отношения сотрудничества с различными специалистами, воспитателями.

Будут знать:
Цели и задачи воспитания и обучения детей;
Методы и приемы коррекционно-развивающего обучения;
Воспитательские возможности коллектива и семьи;
Психологические особенности детей;
Способы преодоления трудностей в поведении детей;
Способы оздоровления детей;
В результате программы улучшится:

·Детско-родительские отношения;
Межличностные отношения между участниками образовательного процесса.

Этапы и сроки реализации проекта
Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей.
I этап – подготовительный (январь 2013 года –октябрь 2013 год).
II этап –– практический (ноябрь 2013 год – январь 2015 год).
III этап –– контрольно-аналитический (февраль 2015 год – июнь 2015 год).
I этап – подготовительный

Мероприятия
Сроки выполнения
Участники

1.
Анкетирование, направленное на изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по развитию, воспитанию своих детей и детей детского сада
Январь, сентябрь
Специалисты, воспитатели
детского сада

2.
Группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы.
Февраль, октябрь
Специалисты, воспитатели
детского сада

3.
Составление программы совместных действий педагога и родителей
Март
Специалисты, воспитатели
детского сада

4.
Заполнение социального паспорта семей
Сентябрь
Заведующий, социальный педагог

5.
Сбор социально-медико-психологической информации (анамнез, история заболевания)
Январь, сентябрь
Специалисты
детского сада

6.
Диагностика семей
Январь, сентябрь
Специалисты


II этап –– практический

Мероприятия
Сроки выполнения
Участники

1
Дни открытых дверей
1 раз в квартал
Педагоги-родители-дети

2
Семейного клуба «Сотрудничество»
1 раз в квартал


3
Родительская конференция
1 раз в год
Специалисты, родители
детского сада

4
День здоровья
1 раз в квартал
Инструктор по ФИЗО, родители

5
Посещение семей
В течении года
Социальный педагог, воспитатели, родительский комитет

6
Семейные физкультурно-оздоровительные досуги
1 раз в квартал
Инструктор по ФИЗО, воспитатели, родители

7
Творческие мастерские
1 раз в квартал
Воспитатели, родители

8
Волонтерское движение родителей
В течении года
Родители

9
Тематические выставки
В течении года
Воспитатели, родители

10
Информационные стенды
В течении года
Специалисты, воспитатели,
родители

11
Деловые игры
2 раза в год
Специалисты, воспитатели,
родители

12
День здоровья
Апрель
Инструктор по ФИЗО

13
Пополнение банка информационных идей
В течение года
Специалисты,
воспитатели,
родители

14
Тематические экскурсии
В течение года
Воспитатели, родители

15
Непосредственно-образовательная деятельность с участием родителей
В течение года
Воспитатели, родители

16
Родительский клуб по интересам
В течении года
Воспитатели, родители

17
Телефон доверия
В течении года
Специалисты,
воспитатели,
родители

18
Дискуссионный клуб для отцов
1 раз в квартал
Специалисты,
воспитатели,
родители

19
Родительские собрания
В течение года
Специалисты, воспитатели
детского сада

20
Совместные праздники, утренники, развлечения, чаепития
В течение года
Специалисты,
воспитатели,
родители

21
Педагогическая гостиная
В течении года
Специалисты,
воспитатели,
родители

22
Совместная проектная деятельность для родителей и детей
В течении года
Специалисты,
воспитатели,
родители

23
Школа здоровья
1 раз в квартал
Узкие медицинские специалисты, родители

24
Семинары-практикумы
1 раз в квартал
Специалисты,
воспитатели, медицинские работники,
родители

25
Библиотека игр
В течении года
Специалисты,
воспитатели,
родители


III этап –– контрольно-аналитический

Мероприятия
Сроки выполнения
Участники

1
Итоговая диагностика, анкетирование
Май
Специалисты,
родители

2
Контрольно-оценочный блок:
опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику
Май
Специалисты,
родители

3
Родительское собрание
Май
Специалисты,
родители

4
Определение положительных результатов деятельности МБДОУ в ходе взаимодействия с семьями:
- мониторинг;
- анкетирование;
- выводы.
Июнь
Специалисты,
родители

5
Обобщение опыта работы, предоставление опыта работы по реализации «Взаимодействие с семьями воспитанников по коррекционно-развивающей работе как с равноправными партнерами в МБДОУ» в средства массовой информации
на городских и региональных семинарах
Апрель - июнь
Руководители,
специалисты, воспитатели


Заключение
Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.
В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как круглые столы, аукционы, творческие мастерские, клубы по интересам, родительские конференции и др.
Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы, активная поддержка связи с микрорайонами, приносит весомые результаты. А если к этому добавить некоторые изменения в структуре дошкольного образования, то можно добиться большего.
Введение в систему дошкольного образования ДОУ, работающих по открытой системе, только улучшит качество работы педагогов дошкольных учреждений города с родителями, укрепит связь детских садов и микрорайонов, обеспечит более оперативное и эффективное распространение передового педагогического опыта, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников.





























Список литературы
1. Закон Российской Федерации “Об образовании” (12.07.1995)
2. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь. М.: МИРТ, 1995.
3. Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
5. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5/6. -С.45-49.
6. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 1993.
7. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994.
8. Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с № 66 г. Тамбова. Тамбов.: 1995.
9. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272с.
10. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с.
11. Семейное воспитание: Словарь/ Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 1972.
12. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.

13. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993.
14. Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения/ Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянов, В.Н. Гуров. - В 2 т. Т.1. Кн. 2. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997.
15. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
16. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.:1987.
17. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии: метод. пособие [текст] / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.



15