Формирование толерантного сознания по отношению к другим людям

СПБ ГУ « Центр Адмиралтейский»
по работе с подростками и молодежью»








ПРОГРАММА

ТРЕНИНГ

«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ
ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ»



Составитель программы:
Педагог – организатор
Психолог
Ананьева О.А.




















Санкт- Петербург

2011г.


Цель тренинга: сформировать толерантное сознание по отношению к другим людям

Задачи:
объяснить подросткам, что такое толерантность и интолерантность;
развить компетенции: представление о сходстве людей и умение находить сходства в других людях;
предоставить знания о приветствиях в различных культурах;
сформировать компетентность: осознание стереотипности восприятия других людей;
развить компетенции проявлять толерантность к другим людям.


МОДУЛЬ №1

Знакомство с участниками группы и правилами тренинга.
Введение в тему «Что такое толерантность и интолерантность?»
Упражнение № 1 Знакомство
Цель: знакомство и запоминание имен всех участников игры
Процедура знакомства:

- психолог приветствует всех учащихся тренинговой группы и представляется им;
- знакомство с участниками группы проходит в игровой форме;
- знакомство с правилами работы в группе.

Продолжительность упражнения: 10 минут.

"Снежный ком"
Участники по кругу называют свои имена следующим образом:
1-ый участник называет своё имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например, Лена - ласковая); 2-ой участник говорит имя и характеристику первого и называет свои - имя и характеристику; 3-ий называет имена и характеристики 1-го и 2-го и называет свои и т.д.После того, как успешно прошла процедура знакомства с участниками, теперь можно перейти к процедуре знакомства участников с правилами работы в группе.

«Правила нашей группы»

Продолжительность: 5 минут
Доверительный стиль общения. Для того чтобы получить наибольшую отдачу, добиться доверия между членами группы, следует предложить принять единую форму обращения друг к другу на "ты". Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.
Общение по принципу "здесь и сейчас". Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует членов группы именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе. Иначе, как проявление психологических защит, может проявляться стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми и др.
Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому фразы должны звучать именно от себя (например, "Я думаю, что..."), а также, не должно быть безадресности (например, не "Многие не поняли меня", а "Вася и Коля не поняли меня").
Искренность в общении. Во время работы группы необходимо говорить только правду. Если нет желания высказаться искренне, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.
Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, не разглашается. Это помогает быть искренним, способствует самораскрытию.
Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего, мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не говорим "Ты мне не нравишься!", а "Мне не нравится твоя манера поведения!".
Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Не перебиваем, не комментируем, а вопросы можно задать лишь после того, как он закончит высказываться.
Активное участие в происходящем. Это норма поведения. Активно смотрим, слушаем. Не думаем только о собственном "Я". Только человек, активно участвующий в работе группы может взять что-то для себя.
Правило "СТОП". Если кто-то не может в данное время говорить о какой-то проблеме, не готов, то он может отказаться от этого, сказав "стоп". Только необходимо взять всю ответственность за это на себя: группа не сможет помочь этому человеку.
Дискуссия на тему что такое толерантность и интолерантность
Продолжительность 10-15 мин

Цель: Дать возможность каждому участнику высказать свою точку зрения о данных понятиях. Вести поправку в умозаключения и рассказать в конце дискуссии, какие бывают виды толерантности.



Мини – лекция
Продолжительность: 5-10мин

Толерантность - это проявление терпимости к представителям других культур, верований и стран: они не хуже и не лучше других, они просто – другие.
Толерантность – взаимопонимание.
Толерантность – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.

Виды различий субъектов
Объект проявления толерантности / интолерантности (нетерпимость)

расовая
Лица другой расы

Национально-этническая
Лица, принадлежащие другой этнической группе и национальности

Языковая
Лица, использующие для общения другой язык

Социальная
Лица, принадлежащие другой социальной группе (рабочие, служащие, интеллигенция, бомж, мигранты и др.)

Профессиональная
Лица другой профессии

Политическая
Лица, принадлежащие различным партиям и политическим блокам

Конфессиональная
Лица, исповедующие другую религию

Имущественная
Лица, обладающие большим или меньшим благосостоянием

Гендерная
Лица противоположного пола

Возрастная
Лица другого возраста (проблемы молодого и старшего поколения)

Региональная
Лица, проживающие в других регионах (центр-периферия и др.)


Упражнение № 2 «Мы похожи»

Цель: закрепить представление о сходстве разных людей.
Продолжительность: 15-20мин
Описания упражнения:
Участники группы разбиваются на пары. Перед каждой парой стоит задача: найти сходства между собой. Например: цвет глаз, стиль одежды, традиции празднования дня рождения и. т. д.
В конце упражнения подвести итог, о том, что каждый из нас обладает общими чертами и сходством, не взирая на национальную принадлежность и образ жизни.

Упражнение № 3 «Приветствие»

Цель: познакомить детей с различными культурами и стереотипами.
Продолжительность: 10 мин
Участники получают карточки с рисунками - приветствиями
разных стран: сложить руки ( как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония); потереться носами (Новая Зеландия); пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия); показать язык (Тибет); очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Участники расходятся по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.

Упражнение № 4 «Интересные люди»

Цель: осознать стереотипность восприятия других людей
Продолжительность: 10-15 мин
Участникам группы раздать по одной фотографии. Каждая фотография должна быть в двух экземплярах.
Задание:
Что за человек изображен на этой фотографии?
Как его зовут?
Откуда он?
Сколько ему лет?
Где он работает?
Как живет? и т. д. (Придумать про него рассказ)
Итог: сравнить с рассказами других детей.
Обсудить задание.
Соответствует ли их предположение действительности?



Упражнение № 5 «Примерка социальных ролей»
Цель: формирование милосердия и эмпатии к различным социальным группам. Сознание степени толерантности по отношению к мнению другого человека.
Продолжительность: 20 мин
Участникам группы анонимно одеваются на головы бумажные обручи с надписями социальных ролей (президент, банкир, бомж, директор школы, алкоголик, «панк», ВИЧ инфицированный, пенсионер, "гасторбайтер", олигарх и др.).
Участники должны подходить друг к другу и обращаться с просьбами, вопросами, но при этом не называть социальную роль, которую играет человек.
Затем следует обсуждение: комфортно ли чувствовали себя? Догадывались ли о социальном статусе своего героя, если да, то по каким признакам? Насколько мы терпимы к другим людям?





























Список использованной литературы:
1. Толерантность: путь к развитию. Учебное пособие / Автор составитель Е.И. Казакова. (2- изд) – СПБ.: Изд-во Ютас, 2008. 148с.
2. Учимся играть и дружить: Учебно – методическое пособие для детей и родителей / Под ред. Е.Е. Алексеевой, И.А. Хоменко. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – 167 с.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615