Управленческие компетенции руководителя образовательной организации в контексте формирования компетентной личности выпускника

Лукашенко Валентина Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №83

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА

Аннотация. Целью моей статьи является раскрытие сущности и требований к профессиональной (управленческой) компетентности руководителя учебного заведения контексте формирования компетентной личности выпускника.
Ключевые слова: модель, управленческая деятельность, управленческая компетентность, компетенция, профессиональное развитие, руководитель ОУЗ, компетентный выпускник.
«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».
(В. М. Лизинский).
Школа является гарантом воспитания и обучения личности, которая свободно ориентируется в демократическом обществе, умеет применять знания и умения в своей деятельности, имеет сформированное планетарное сознание. Учитывая эти пребования, педагоги овладевают новыми технологиями и идеями педагогисческой науки, повышают свою профессиональную компетентность.
Управленческая компетентность сильного руководителя выражается в умениях определять перспективу развития школы, использовать альтернативы, создавать систему обмена информацией, связанной с разными направлениями развития школы, развитие системы внешних связей, которые дают возможность реагировать на изменения и достижение поставленных целей и задач.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
В современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.
Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:
Технологий;
Содержания образования;
Стиля жизни ОУЗ;
Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися. [1]
Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?
Компетенция – базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности.
Компетентность способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентности определяет превращение ресурса в продукт. [2, с. 19]
Отностительно формирования компетентной личности выпускника доцент кафедры управления качеством образования, кандидат педагогических наук Смирнова М.Е. рассматривает вопрос с точки зрения результатов, что направляет учебный процесс на формирование компетенций (знаний, умений, навыков, отношений и т.п.), которыми должны обладать выпускники школы. Этот подход соответствует современному взгляду на качественное школьное образование, которое рассматривает результат обучения как:
1) способность решать проблемы различной сложности на основе тех знаний, которые имеет ученик;
2) умение действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решения задачи, уточнение его условий, самостоятельной оценки полученных результатов;
3) развитие определенных личностных качеств и формирование системы ценностей, прежде всего моральных. [3, с. 36]
Для успешной самореализации в современных условиях выпускник школы должен обладать следующим набором ключевых компетентностей: готовность делать осознанный и ответственный выбор, технологическая компетентность, готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь), информационная компетентность, социальная компетентность, коммуникативная компетентность.
Ученые отмечают, чтобы достичь конечного результата учебно-воспитательного процесса, необходимо уже в его начале четко представлять, какими компетенциями будет обладать будущий выпускник школы. Поэтому, уместно моделирование образа выпускника не только на последнем этапе обучения и развития, а в каждом звене, на каждом отдельном этапе школьной жизни.
Руководители школы, педагоги, формирующие указанные компетентности у детей, должны соответствовать этим задачам. Поскольку результатом учебно-воспитательного процесса, согласно современной парадигме образования, должен стать выпускник, готовый к работе в нестабильных условиях, компетентный не только в профессиональной, но и в общекультурной сфере, обладающий социально-личностными компетенциями, а именно: умением работать в команде, приспосабливаться к динамично меняющейся ситуации на рынке труда, способный к дальнейшему самообразованию, конструктивно относящийся к критике, готовый использовать новые идеи и инновации для достижения цели, креативно мыслящий. [4, с. 67]
Под профессиональной (управленческой) компетентностью мы можем понимать профессионализм личности, то есть совокупность его теоретического и практического опыта в той или иной сфере. Между тем, как компетенция, это, скорее, наличие способностей личности к реализации той или иной деятельности и степень развития данных способностей. [5]
В трудах теоретического и методического характера термин «управленческая компетентность руководителя ОУЗ» трактуется достаточно широко и многоаспектно. Например, Е.Н. Белова считает, что управленческую компетентность руководителя образовательного учреждения можно понимать как способность и готовность руководителя выделять, точно формулировать, целостно и глубоко анализировать проблемы учебного заведения и находить целесообразные пути их решения [8, с.45]. Профессиональное становление руководителя школы предполагает развитие у него способности быть лидером, стратегом, педагогом, организатором, предпринимателем.
Уравленческая компетентность является показателем компетенций – умений руководителя осуществлять ведущие функции управления, к которым относятся: планирование, организация и контроль.
Управленческая компетентность руководителя-стратега выражается в умениях определять перспективу развития школы, использовать альтернативы, создавать систему обмена информацией, связанной с разными направлениями развития школы, развитие системы внешних связей, которые дают возможность реагировать на изменения и достижение поставленных целей.
Управленческая компетентность руководителя-организатора связана с организационным менеджментом, составляющими которого являются умения работать с персоналом, создавать материально-технические и социально-педагогические условия для функционирования и развития школы, ориентированной на достижение качества образования, формирование символического пространства школы, сохранение и развитие системы ценностей и убеждений.
Управленческая компетентность руководителя-предпринимателя проявляется в умениях эффективно использовать физические и финансовые ресурсы, проводить маркетинговые исследования образовательного рынка и рынка труда; коллегиально решать вопросы, связанные с нововведениями, опираться на педагогический опыт, который сложился в школе.
Существенными характеристиками непрерывного образования руководителя как ключевой составляющей его компетенции является гибкость, разнообразность, доступность во времени и пространстве. Важнейшим заданием самообразования руководителей должно стать не только усвоение профессиональных знаний и углубление профессиональной компетентности, но и постоянное развитие управленческих качеств. Существующий опыт свидетельствует о том, что нельзя овладеть этими качествами сразу, их нужно развивать в течении практической деятельности.
Руководителю современного учебного заведения приходится работать в период обновления функциональных обязанностей и видов управленческой деятельности, что связан с конкретно-историческими условиями развития страны, расширения сферы знаний и умений в отрасли менеджмента образования и другими объективными обстоятельствами. Обязанность руководителя - создать условия, в которых бы каждый мог бы самореализоваться. [7, с.144]
Современный руководитель ОУЗ не столько должен давать распоряжение, сколько сотрудничать, а это значит, что нужно изменить стиль работы, произвести новую управленческую культуру.
Для этого следует, во-первых, перестроиться, измениться внутренне, подходить к учителю и ученику с позиции участника совместной деятельности, в которой заинтересованы все, во-вторых, стремиться больше знать с научной точки зрения о человеке и современном управлении.
Директор учебного заведения становится ключевой фигурой в осуществлении управленческой деятельности учебно-воспитательного процесса. Поэтому модернизация образовательного процесса требует сделать универсальными требования к профессиональной компетенции руководителя профессионального учебного заведения, а именно:
Внедрение государственно-общественной модели управления ОУЗ предусматривает привлечение к управленческим процессам широкой общественности педагогической общественности, родителей, общественных организаций. Поэтому одним из главных направлений обновления управленческой деятельности есть приобретение знаний и умений относительно управления школой как социальной системой. Директор в таком измерении становится социальным лидером, который должен принимать управленческие решения.
Руководитель современного ОУЗ становится менеджером, который управляет педагогической системой учебного заведения, ее развитием, организует и стимулирует профессиональную деятельность педагогических работников, способствует формированию культуры организации, изучает спрос на образовательные услуги, организует и обеспечивает их качество. Руководитель должен быть мотивирован, активен, самостоятелен, самокритичен, у него должна быть конструктивная позиция по отношению к собственной работе, соответствующее должности и профессии педагога социальное поведение, способность работать в команде, готовность и способность к учению, сознание ответственности и т.д. Ко всему этому готовит технология (идеология или техника) компетентностного подхода.
Вопросы качества образования нуждаются в создании принципиально новых моделей научно-методической работы в ОУЗ. Если раньше педагогический коллектив избирал проблему, за которой работал, то в новых условиях целесообразно прорабатывать целостную концепцию образовательной практики, которая бы учла особенности и возможности конкурентного учебного заведения. Такую деятельность педагогического коллектива должен направить творческий руководитель, который является опытным педагогическим работником [7, с.146].
Важными для руководителя показателями изменений во взаимодействии процессов является способ мышления, стиль поведения, умения вовремя отказываться от вредных привычек в собственном управлении, внедрения современных управленческих технологий, которые основываются на диалоге, моделирование ситуаций выбора, свободного обмена мыслями, обеспечению роста творческой и инновационной деятельности педагога.
Руководители школы, педагоги, формирующие вышеуказанные компетентности у детей должны соответствовать этим задачам.[6, с.98].
Мотивация и ответственность – отличительные черты компетентного поведения от некомпетентного. В нашей школе с 1997 года действует детско-молодежная организация ученического самоуправления «Молодежь будущего». Ученики актива принимают участие в управлении ученическим коллективом через технологию передачи учительских полномочий в воспитательной работе, которую проводит педагогический коллектив при непосредственном участии администрации и детей. Учащиеся выбирают Президента, идет процесс формирования правительства. Дети и учителя являются равными участниками планирования и реализации воспитательныхмероприятий. Учителя мотивируют учеников, а ученики учатся быть ответственными и мотивировать сверсников. Основой методического аппарата в данном подходе является педагогика активизации взрослых и школьников через опыт социального взаимодействия.
В педагогическую практику в нашей школе активно внедряется метод проектов – одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании. В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, в котором происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, кроме того, может быть оценен уровень их сформированности. В школе ежегодно реализуется до 10, проектов и это является хорошей практикой освоения разного вида компетентностей для детей, педагогов и руководителей школы. Многие проекты носят групповой, коллективный характер. Это является дополнительным основанием для широкого использования педагогики сотрудничества. Умелая организация работы с педагогами и учащимися является особым требованием, предъявляемым к руководителю, а также хорошим результатом проявления его управленческой компетенции.
Опыт работы школы, ее активность говорит о том, что ключ к устойчивым успехам школы в развитии системного и стратегического мышления, введении компетентностного подхода в управлении школой, предполагающего развитие творчества и инноваций. Для успешной самореализации выпускника школы в современных условиях должны быть созданы необходимые условия в учебно-воспитательной деятельности, которые дожен обеспечивать руководитель, обладающий системой управленческих компетенций.

Литература:
http://festival.1september.ru/articles/549225/
Ломакина Г. Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии [Текст] / Г. Р. Ломакина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 276-279.
Шрубковський С.В., Мецдерецький В.В. Компетентностный подход к обучению, как стратегический ориентир в управлении процессом экспериментальной подготовки школьников // Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко. Физико-математические науки. Выпуск 10. Каменец-Подольский, 2013. 265 с.
4. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).
5. Материалы опытно-экспериментальной работы Национального Фонда подготовки кадров и Института новых технологий образования «Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования» М., 2001
6. И.А. Зимняя «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании». Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
7. Тукачев Ю.А. «Образовательные и профессиональные стандарты: поиск теоретико-методологических оснований»//Психология профессионально-образовательного пространства личности: сб. науч. ст./Науч. ред. д.пс.н., профессор Глуханюк Н.С. Екатеринбург, 2003. с. 142 – 148.
8. Белова, Е.Н. Формирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждениясферы культуры: дис. канд. пед. наук. – Красноярск, 2006.