Модернизация современной системы образования. Анализ школьной практики.


Уважаемые коллеги. Я представляю вашему вниманию свою защиту исследования в действии, проведенное за короткий срок практики.
Модернизация современной системы образования нашего государства коснулась всех школ, и естественно школы, в которой я работаю. Благодаря обучению на курсах и приобретенными новыми знаниями я смогла ответить на вопрос ,который тревожит меня как учителя уже давно. Я, как учитель с большим педагогическим стажем, вроде бы, делаю все, чтобы дети понимали и любили мой предмет, как люблю его я. Но результат работы не так высок, как хотелось бы мне. Я знаю, что этот вопрос интересует многих педагогов. Это является и проблемой для учителей моей школы.
Я как лидер смогла на своей школе реализовать исследование в действии. Моя задача состояла в том , чтобы выявить проблему внутри школы и внести возможные изменения в план развития школы, приемлемые именно для нашего коллектива.
Для определения проблемы моей школы я использовала различные методы сбора информации.
Анкетирование. родителей на выявление степени удовлетворенности образовательным процесса детей в школе. Результаты показывают, что большинство родителей доверяют школе и удовлетворены качеством преподаваемых предметов и знаниями своих детей. Но меньшую удовлетворенность знаниями своих детей испытывают родители старшеклассников. Всего в исследовании приняли участие 76 родителей учащихся 4-9 классов.
На уровне учеников школы также провела анкетирование. Анализ анкет учащихся 7,9,10,11 классов показывает, (4,5%) опрошенных не доверяют школе и учителям (10%) респондентов имеют частые проблемы во взаимоотношениях с учителями; они же указывают, что у них отсутствует мотивация к прогрессу, что не выполняют те задания, которые им предлагают учителя, не стремятся к определению и планированию перспектив. Благодаря данному исследованию на ученическом коллективе я смогла определить, что 94 % опрошенных учащихся нашей школы относятся к категории принимающих учеников. Но они имеют внутренний потенциал для того чтобы перейти в категорию воздействующих учеников. Возникает вопрос: « Что необходимо изменить, чтобы учащиеся перешли в категорию воздействующих ?»
Это ученик, который самомотивирован на планирование своих перспектив, готовый к обсуждению с учителями проблем в процессах преподавания и обучения, расположен к принятию ответственности на себя, умение вести организаторскую работу, умению оказать помощь другим ученикам. Благодаря анкетированию учащихся я выяснила, что они внутренне готовы к такой деятельности, их необходимо только направить. А для этого необходимы наставники, желающие помочь учащимся в удовлетворении их потребностей. «Масштаб такого потенциального обучения был определен как «Зона ближайшего развитии» -ЗБР И таких наставников должна предоставить школа, педагогический коллектив, которому сначала необходимо овладеть новыми стратегиями, а затем уже переключиться на работу с детьми. Помочь своим коллегам в работе над новыми подходами в обучении и преподавании, является моей основной миссией, как лидера. Поэтому необходимо было определить проблемные зоны наших учителей в работе с учащимися.
Многих учителей, также как и меня, волнует вопрос: «Что необходимо изменить в своей работе, чтобы ученик чувствовал удовлетворенность от учебы? Чтобы выученный материал сегодня, мог «сплыть» в умах учеников завтра и примениться на практике послезавтра?»
Проанализировав план развития школы, посещенные уроки, выяснила, что 73% учителей проводят уроки по традиционной методике. Это потвердили и учащиеся в Голос ученика. В результате анализа собранных доказательств я задумалась В ходе различных встреч через анкетирование с различной аудиторией я выяснила, что учащиеся нашей школы обладают низкой саморегуляцией. Влияет ли формативное оценивание учащихся на мотивацию учащихся?
2. В результате умственных процессов у меня созрела гипотеза, что если изменить практику наших учителей с внедрением в учебный процесс использование семи модулей Программы, то в конечном итоге это отразиться на эффективности урока, в результате чего ученики научатся учиться, им станет интересно на уроке, а значит, решится проблема мотивации. Поэтому решила, что в целом весь процесс обучения в самом-то деле зависит именно от профессионального уровня учителей, от умения их правильно строить учебный процесс, используя всевозможные рычаги для качественной работы с учениками. Моя задача как лидера мотивировать учителей, оказать им поддержку, убедить в верности выбранных направлений, а этого можно добиться через внедрения в практику процессов коучинга и менторинга. Из руководства для учителя для себя отметила, что каждый из семи модулей Программы направлен на стимулирование мотивации обучения. Все методики, применяемые учителями, являются главными предпосылками для этого. Я посчитала важным для себя и моих коллег школы познакомить их с двумя модулями Программы. С этой целью я провела две коучинг-сессии «ОдО и ОО», «Эффективность использовании ИКТ в управлении образования». В результате моих вторжений в решении проблемы школы я ожидала увидеть изменения
в повышении уровня учебной мотивации учащихся через сравнительное исследование;
повышение профессиональной компетенции учителей школы
умение учителей задействованных в эксперименте применять модули Программы в своей практики.
Для внесения изменений в практику моих учителей я собрала группу единомышленников, которые, как и я, заинтересованы процессами изменения в школе. В основном в группу вошли педагоги школы, которые как я работают над совершенствованием своей практики. Для решения выявленной проблемы низкой мотивации учащихся необходимо научить учителей эффективно организовывать процесс преподавания и обучения на уроке, поскольку учебную мотивацию можно повысить только через урок. Именно на уроке можно настолько увлечь учеников учебной деятельностью, используя разнообразные формы и методы для этого, чтобы ребенок с удовольствием и желанием шел в класс. Идеи Программы семи модулей подсказывают пути решения данной проблемы- повышение саморегуляции. За короткий период своей практики я попыталась провести исследование по теме « Влияние формативного оценивания на повышение мотивации учащихся». Для оказания методической помощи своим коллегам я организовала проведение коучингов по данному модулю и менторинг с сертифицированным учителем 3-го уровня и молодым начинающимся педагогом. Результат всей этой работы должен отследить динамику в преобразовании практики преподавания и обучения учителей, что должно способствовать существенному изменению ситуации в классе .
3. для оценивания эффективности проведенных изменений преобразований я использовала видео материалы, самоанализ уроков учителей, обратная связь с учеником виде его голоса, интервьюирование учеников, учителей, родителей. В ходе наблюдения посещенных уроков подопечных я отметила что изменилась атмосферы в классах, работу в группах.
Более широкое привлечение учащихся к процессу оценивания своих достижений, достижений одноклассников
Итог совокупности различных видов оценивания – как итоговая оценка результата учебной деятельности
«Работаем все вместе, можем, не стесняясь высказать свое мнение,
оцениваем сами, если чего-то не знаешь, одноклассник обязательно поможет».
Оценивание одноклассников при работе в парах и самооценка – есть нечто большее, чем просто выставление оценок детьми работам друг друга или собственным работам. Чтобы улучшить процесс изучения, эта деятельность должна вовлекать детей в качество их работы и помогать им в осмыслении того, как ее улучшить.
В результате всей проведенной работы я пришла к выводу, что при правильном подходе и планомерной работе изменения в моей школе возможны. И эти изменения проходят через учителей. Чем больше учителей будет вовлечено в процесс преобразования школы, тем быстрее и безболезненно он пройдет. В своей последующей работе планирую дальше вести работу в данном направлении: помогать, мотивировать, оказывать всяческую поддержку, создавать ситуацию успеха для своих коллег с целью планомерных внесений изменений в развитие школы.