СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ АЛНАШСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Направленность работы: взаимодействие с семьей
Номинация: инновационные технологии в дополнительном образовании
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
Автор: Огородникова Галина
Степановна, методист, заместитель директора по УВР,
первая квалификационная категория
Ижевск, 2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ………………….6
1.1.Семейное воспитание как приоритет в развитии личности………………………………………………………………….6
1.2.Характеристика современной семьи и тенденции ее развития……………………………………………………………….....9
1.3.Основные типы семей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке……………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЕЙ………………………………………………………………..15
2.1. Нормативно-правовая база социально-педагогической
деятельности с семьей……………………...........................................15
2.2. Основные направления социально-педагогической деятельности с различными категориями семей………………………..................................................................20
Виды социально-педагогической помощи и
формы работы социального педагога с семьей………………………25
ГЛАВА 3. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЕЙ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ АЛНАШСКОГО ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА)…………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..33
Приложение …………………………………………………………....36
ВВЕДЕНИЕ
Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки в семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.
Проблемой семьи сейчас занимаются очень многие известные педагоги, такие как Т.А. Куликова, Ю.В. Васильева, М.А. Галагузова, М.В.Шакурова, А.В.Мудрик и другие. Они высказывают в своих работах авторское видение проблем современной семьи, и раскрывают пути и методы их решения.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями. Семья выступает как первый воспитательный институт, связи с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения.
Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей. Ослабление правового регулирования в области семьи приводит к таким явлениям, как «многосемейность» мужчины и «свободное материнство» женщины. Все чаще это приводит к уходу детей из семьи.Дополнительные факторы, влияющие на ослабление воспитательной роли семьи – малодетность, которая лишает ребенка общения, живой детской атмосферы.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны «образовательной организации».
Все это и определило тему нашего исследования «Современные подходы к социально-педагогической деятельности в работе с семьёй».
Цель исследования: выявить сущность, формы и методы социально-педагогической деятельности с современной семьей.
Объект: процесс социально-педагогической деятельности в работе с семьёй.
Предмет: подходы к социально-педагогической деятельности в работе с семьёй.
Гипотеза исследования: выбор форм, методов, технологий социально-педагогической деятельности с семьей зависит от типа семьи, нуждающейся в социально-педагогической поддержке.
На основании гипотезы, цели, объекта, предмета нами определены следующие задачи:
Проанализировать литературу по социально-педагогической деятельности с семьей.
Выявить сущность и основные типы современных семей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке.
Определить основные направления и виды социально-педагогической деятельности с различными категориями семей.
Изучить опыт организации социально-педагогической деятельности с семьей на примере Алнашского Дома детского творчества.
Оценить качество семейного воспитания на примере семей обучающихся Дома детского творчества.
Для решения данных задач нами использовались методы: теоретические – анализ литературы, обобщение, классификация; эмпирические - наблюдение, анкетирование, тестирование.
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ
1.1.Семейное воспитание как приоритет в развитии личности
Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениями о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.
Традиции семейного воспитания складывались веками. От времен Платона до наших дней ученые и педагоги утверждали, что на развитие и формирование человека, на его становление, его умственные, физические и духовные способности, его здоровье и моральные принципы влияют только родители. Если родители заботятся о здоровье, вкладывая душу и сердце, то дети будут защищены от вредного влияния среды. Но в каком бы богатстве и комфорте не воспитывался физически крепким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем не будут развиты духовные, гуманные черты личности, ничего хорошего он в мир не принесет. А.С.Макаренко был твердо убежден, что “родительское требование к себе, родительское уважение к семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания”. [22 c.237] И не нужно ребенка перевоспитывать; бывает, что достаточно изменить отношение к нему, а это зависит только от родителей. Ф.М.Достоевский писал: “Знайте же, что нет ничего сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома.… Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь”. [12, с.174]
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или в школе.
Как показывают психолого-педагогические исследования, из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет интимный круг общения. В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. Вот почему в качестве первого и очень важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детсады, школы и др.).
В исследования Т.А.Марковой находим обоснование еще двух факторов: постоянство и длительность воспитательных воздействий членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день; наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи [4].Чтобы дополнить характеристику уникальности семейного воспитания, отметим, что, будучи малой группой, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
Итак, современная наука располагает данными о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека. Для воспитания детей необходим особый социальный климат, который может возникнуть только в семье. Как невозможна социализация человека вне общества, так невозможно и превращение ребенка в нормального взрослого человека, минуя семью.
1.2.Характеристика современной семьи и тенденции ее развития
Ценность семьи и семейного образа жизни и в наши дни остается очень высокой. Тема семьи рассматривается многими учеными, педагогами. На наш взгляд, интересны мнения таких авторов, как А.В. Мудрик, М.А.Галагузова, Т.А.Куликова [23, 8 ,21].
Семья, как это определяется толковым словарем, – ячейка общества, малая социальная группа (социальная общность) с присущими ей групповыми (семейными) ценностями, традициями, перспективами.
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняется, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. А.В.Мудрик называет следующие:
Во-первых, большое количество семей состоят из двух поколений. Исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения с пожилыми, братьями и сестрами, тетками и дядями и др.
Во-вторых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей [18].
Крайним проявлением, ухудшающим положение семьи в российском обществе, отмечает Л.Я.Олиференко, стало неуклонно возрастающее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особую тревогу вызывает постоянно увеличивающееся количество детей, оставшихся без попечения родителей – “социальных сирот”. Такое явление, когда дети при живых родителях оказываются в положении сирот, – крайне противоестественное, но, тем не менее, оно приобретает в стране все более угрожающие масштабы [24].
Все эти негативные явления свидетельствуют о том, что состояние современной семьи имеет отчетливо выраженные следы кризиса, которые отрицательно сказываются на положении детей.
Таким образом, в современном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становятся одной из важных забот общества. Как и во все века, современная семья испытывает потребность получать поддержку в воспитании своих детей. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Национальные интересы России требуют безотлагательных мер по социальной поддержке семьи как главной составляющей структуры общества и приоритетного субъекта воспитания детей.
1.3.Основные типы семей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке
В современной науке существует множество типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого типа.
Разные авторы представляют различные типологии семьи. М.В.Шакурова выделяет следующие типологии: типология, в основе которой способность семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы; типология семьи по ее функциональной состоятельности; типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов (асоциально-аморальные, конфликтные, педагогически несостоятельные семьи); типология семьи по типу воспитательных ошибок (семьи с попустительско-снисходительным стилем воспитания, семьи с жестко авторитарным стилем воспитания и др.); малообеспеченные семьи, семьи безработных граждан, многодетные семьи [35].
Ю.В.Василькова выделяет следующие типы: семья, состоящая из многих поколений; нуклеарная семья; молодая семья; неполная семья; семья в повторном браке; семья “маленькая мама”; сельская и городская семья [3].
П.А.Шептенко и Г.А.Воронина предлагают такую классификацию семей: по структуре (полные, неполные семьи); по материальному обеспечению; по воспитательному потенциалу; по взаимоотношениям и т.д. [36].
Профессор М.А.Галагузова из существующего множества типологий семьи определяет комплексную типологию, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи [32]. Именно эта комплексная типология, как считает профессор Галагузова, отвечает задачам деятельности социального педагога, так как любой тип семьи может быть отнесен к одному из этих категорий.
Для эффективной работы с семьей необходимо рассмотреть каждую из этих категорий семей.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому необходимо наблюдать за состоянием такой семьи, за имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и, в случае необходимости, предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная социально-педагогическая поддержка. В зависимости от характера проблем таким семьям необходимо оказывать образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременной работы.
Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а так же органами опеки и попечительства.
Итак, мы видим, что типов семей, с которыми сталкивается педагог в своей работе, очень много. Объектом социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако, степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, те виды помощи, в которых могут нуждаться семьи, относящиеся к различному типу.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЕЙ
2.1. Нормативно-правовая база социально-педагогической
деятельности с семьей
Для успешной работы с семьей необходимо хорошо знать законодательную базу семьи, изучить правила действующего законодательства, регулирующие отношения в семье. Социально-педагогическая деятельность имеет четко определенные нормативно-правовые основания на международном, федеральном и региональном уровнях.
Конвенция о правах ребенка – основной международный документ по защите интересов детей. Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Конвенция гарантирует такие важнейшие стороны жизнедеятельности ребенка, как “уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития” (ст. 27) и право на защиту от всех форм насилия. В этом документе в общей форме декларируются обязательства государств, подписавших Конвенцию: исходить в своей политике из приоритетов интересов ребенка, принимать все необходимые меры, в том числе законодательные, для обеспечения всей совокупности прав детей [20].
В Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН подчеркивается: “… ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения”. Поэтому “ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь” [9. c.12].
Защита семьи, материнства и детства, реализация любых социальных программ всегда осуществляется правовыми средствами, поскольку любые экономические и социальные мероприятия, чтобы стать, с одной стороны, достаточно эффективными для реального проведения в жизнь, а с другой стороны, чтобы члены семьи имели возможность использовать то, что им предоставлено, должны быть обличены в правовую форму. В первую очередь на это направлены нормы самой Конституции, которые находят свое конкретное выражение и развитие в семейном законодательстве, законодательстве об охране здоровья, о труде и охране труда, по социальному обеспечению и других отраслях законодательства.
Конституция РФ в статье 38 закрепляет основное правило: “Материнство и детство, семья находится под защитой государства”. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей. В ст. 43 говорится о том, что ребенку гарантируется общее бесплатное образование, родители обеспечивают получение этого образования [20].
В соответствии с международными правовыми актами о материнстве и детстве разрабатываются федеральные программы. Их целью является создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, и семьи в целом, обеспечение их социальной защиты.
Защита семьи обеспечивается представлением различных льгот многодетным и малообеспеченным семьям, одиноким матерям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов: налоговых, пенсионных, по предоставлению и оплате жилья и др. Для детей-инвалидов и их семей установлены и другие социальные льготы, их перечень значительно расширен с принятием Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ”. Он устанавливает систему гарантированных мер по медицинской реабилитации детей-инвалидов, созданию возможностей получения ими общего и профессионального образования, льгот при пользовании жилой площадью, санитарно-курортным лечением и др.
Государственная поддержка семьи осуществляется и путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
На защиту членов семьи (особенно детей) от преступных посягательств внутри семьи направлены и нормы нового Уголовного кодекса РФ, который включает специальную главу – “Преступление против семьи и несовершеннолетних”.
Доминирующее положение среди правовых норм, призванных всячески служить семье, охранять ее на всех стадиях ее существования, защищать интересы членов семьи, занимают нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление, защиту ее прав, где ребенок признается как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти.
Современная семья формируется и функционирует в условиях реального государства. Поэтому важно преодолеть традиционный взгляд на семью как сугубо личное дело индивидов. Семейная политика как составная часть социальной политики представляет собой целостную систему мер экономического, правового, воспитательного характера, направленную на улучшение жизнедеятельности семьи.
Таким образом, мы видим, что законодательная база семьи имеет четко определенные нормативно-правовые основания. Все рассмотренные выше документы выражают стремление признать приоритетность семьи при решении любых вопросов и интересы детей ставят на первое место.
2.2. Основные направления работы социально-педагогической
деятельности с различными категориями семей
Этот вопрос освещается в работах многих известных педагогов, таких как Шептенко П.А., Воронина Г.А., Галагузова М.А., Шакурова М.В., Василькова Ю.В., и др. [36, 32, 35, 4].
В социально-педагогической поддержке может нуждаться семья любого типа. Организуя работу с семьей, вне зависимости от ее типа необходимо учитывать следующее:
- любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях, поэтому необходимо видеть хорошее в ребенке, хвалить его;
- нельзя предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания, не стоит злоупотреблять доверием детей и его родителей;
- никогда не следует ставить окончательный диагноз, ни один из методов диагностики не дает бесспорной и окончательно верной информации и т.д.
Так же можно выделить основные проблемы семей нуждающихся в социально-педагогической поддержке: материальные; досуговые, возникают проблемы проведения свободного времени, летнего отдыха, каникул с детьми; ухудшение психологической атмосферы в семье; рост числа индивидуальных проблем психологического, соматического, нравственного и т.п. характера; проблемы с воспитанием детей, перегрузка и стрессовые состояния у большинства из них и др.
К основным направлениям работы в зависимости от индивидуальных особенностей семьи можно отнести: консультирование, оказание посильной организационно-юридической помощи; организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными организациями через оздоровительные и летние лагерные смены; оказание помощи в трудоустройстве через центры занятости; трудоустройство несовершеннолетних, оказание материальной помощи, информационное обеспечение о пособиях и социальных льготах, организация благотворительных акций, социальный патронаж и др. При оказании материальной помощи надо помнить, раздача продуктов, денег, жилья не решает все проблемы, формируя установку “деклассированного иждивенца”, поэтому необходима ликвидация или выравнивание причинных факторов.
Итак, мы видим, что социально-педагогическая деятельность с разными категориями семей начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. От этого зависит успешность осуществления целеполагания, прогнозирования, планирования и организации работы.
Большинству семей требуется социальная поддержка и помощь с тем, чтобы они более успешно выполняли свои функции. И очень важно, чтобы помощь носила конкретный характер и давала ощутимый результат. Педагог, «образовательное учреждение» не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.

2.3. Виды социально-педагогической помощи и формы работы социального педагога с семьей
Социально-педагогическая деятельность с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.
Рассмотрим последовательно каждую из составляющих. Образовательная составляющая включает в себя два направления социально-педагогической деятельности: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Поэтому деятельность образовательного учреждения предусматривает проведение широкого просвещения родителей по вопросам воспитания. Наряду с этим педагоги могут организовать еще и практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус.
Помощь в воспитании проводится в первую очередь, с родителями путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задач своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально-психологической помощи включает в себя два компонента: поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком: запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия. Педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
Посреднический компонент социально-посреднической помощи включает в себя три направления: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, семейных праздников, конкурсов и др.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам воспитания и социальной защиты.
Следующая форма работы – это консультационные беседы. Консультирование предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Наиболее распространенные приемы консультирования: убеждение, внушение, мини-тренинг, эмоциональное заражение и др.
В настоящее время широко используются групповые формы работы с семьей – тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Таким образом, мы видим, что деятельность социально-педагогическая деятельность с семьей обширна. В помощи, которую может оказать образовательное учреждение, нуждаются многие семьи. И для того, чтобы эта помощь была полной, квалифицированной, педагог должен быть одновременно и советником, давая педагогические советы в воспитании детей, и консультантом, консультируя по вопросам семейного законодательства, когда есть в этом необходимость.
ГЛАВА 3. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЕЙ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ АЛНАШСКОГО ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА)
Одной из главных  задач современного дополнительного образования является  раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. «Образовательное учреждение» является очень важным элементом в этом процессе, но не основным. Без участия родителей, как в учебном, так и в воспитательном процессе невозможно достичь высоких результатов. Только во взаимодействии педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка. И эффективность работы «образовательного учреждения»  характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.
В практике  нашего учреждения содержание работы с семьей определяется по нескольким направлениям: ознакомление родителей с нормативно-правовой базой учреждения, программой социально-педагогической помощи семье, с содержанием и методикой учебно-познавательного процесса; повышение психолого-педагогических знаний родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, в управление учреждением. С этой целью  используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия учреждения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. И все это делается для того, чтобы в конечном результате создать комфортные условия для всестороннего развития творческой, физически и духовно здоровой личности.
Одним из основных и эффективных направлений является знакомство с семьей и условиями жизни ребенка. Так как, только узнав ближе семью, ее климат, особенности воспитания в семье, можно правильно подобрать те или иные методы работы с семьей. Построить эффективное взаимодействие с родителями и с детьми, с целью решения или «смягчения» выявленных проблем. С этой целью было проведено небольшое исследование. Для изучения жизнедеятельности семьи мы использовали такую форму работы с семьей, как патронаж. И посетили несколько семей детей посещающих наши детские объединения. Поставили цель: выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка, и установление негативных источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.
(Приложение 1)
Организация совместного досуга детей и взрослых, вовлекая их на участие в различных конкурсах, мероприятиях проводимых в Дома детского творчества приносит ощутимые результаты в сплочении союза педагог – родитель - ребенок, что очень положительно влияет на успехи в воспитании наших детей. Это такие мероприятия как, совместные выставки работ обучающихся и родителей, конкурсы для бабушек и детей «А ну-ка, бабушки!», где в конкурсе дети принимают участие с бабушками; мероприятия, посвященные к Международному женскому Дню, где мамы и дочки вместе достигают определенной поставленной цели, конкурсы, организованные для пап и сыновей, где они показывают свои ловкость и силу, поддерживая друг друга, приносят огромную радость общения и большой положительный заряд для всех участников этого процесса. Такие мероприятия имеют большое воспитательное значение, иногда превосходя, все выше упомянутые методы работы с родителями. Также мы организовываем совместный досуг детей и их родителей на районных мероприятиях, где проводятся игры и конкурсы по станциям: конкурсы «Рыболов», «Попади в цель», «Вбей гвоздь» т.д. Эти игры стали уже традиционными и пользуются большой популярностью у детей и взрослых. Все эти мероприятия преследуют цели не только совместного досуга детей и взрослых, а в первую очередь их сближения, более тесного контакта родителей и детей, создания общих интересов и проектов, чего крайне недостаточно в наше быстротечное время, когда информационные технологии смещают общение и совместное времяпровождение детей и родителей.
Родительские собрания – остаются одним из методов работы с семьей. Они организуются на различную тематику. В рамках родительского собрания проводятся тренинги, лекции по направлениям работы с семьей, организуются мастер-классы, где родители знакомятся с технологиями, включенными в образовательные программы для детей, испытывая эмоции радости и самоудовлетворения. Большое значение уделяется здоровьесбережению, нормативно-правовой базе социально-педагогической поддержки семьи. Проводятся как общие родительские собрания, так и в детских объединениях в начале и в конце учебного года и по мере необходимости. Оказываем посредническую помощь, приглашая на встречи с родителями психологов, юристов и т.д. для решения различных вопросов, возникших трудностей по воспитанию детей.
Организуется показательные выступления детей для родителей, в программу которого включаются номера вокального, хореографического объединений, знакомим родителей с лучшими проектно-исследовательскими работами, а так же организовываем выставку детских работ.
Особое место при работе с семьей уделяется разработке программ по трудоустройству подростков в летний период времени, по организации лагерных смен. Нами разработаны и пользуются большой популярностью у детей и родителей лагерные смены «Шундыпиос» и «Цветик-семицветик», где так принимают участие родители.
Организуем клубы выходного дня для взрослых, где в неофициальной обстановке (за чашкой чая) можно обсудить наболевшие вопросы по воспитанию детей, по организации их досуга. В этом же клубе можно посетить мастер-классы и на себе испытать радость творчества. Информируем родителей через СМИ о проводимых мероприятиях в ДДТ, о работе детских объединений, для того, чтобы родители, которые заинтересованы в полезном, целесообразном провождении свободного времени своих детей, могли выбрать своему ребенку полезное по интересу, по душе занятие. Включаемся в работу месячника «родительский всеобуч».
Таким образом, мы видим, что совместные мероприятия положительно влияют на процесс воспитания подрастающего поколения. И надежный результат будет тогда, когда родители осознают, что не только мы педагоги, а в первую очередь они, родители, несут ответственность за воспитание своих детей. Они в первую очередь должны быть заинтересованы в том, где и как дети проводят свободное время. И даже найдя своему ребенку занятие по интересу, родитель не должен на этом успокоиться. Он должен поддерживать интерес ребенка, контролировать его, помочь ему достичь намеченной цели. А мы, помогая семье в обучении и воспитании детей, оказывая психологическую поддержку и выступая в роли посредника должны помнить, что не должны решать за семью все проблемы. Наша задача лишь активизировать семью на решение трудностей, добиться осознания возникшей проблемы и осознания того, что родители могут лучше всех позаботиться о своем ребенке, окружить его заботой и сделать детство по-настоящему счастливым. Ф.М. Достоевский писал «Знаете же, нет ничего сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства... Если много набрали таких воспоминаний с собою, то спасен человек на всю жизнь».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что семья – первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека. Для воспитания детей необходим особый социальный климат, который может возникнуть только в семье. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения. Как невозможна социализация человека вне общества, так невозможно превращение ребенка в нормального взрослого человека, минуя семью.
Изучение и анализ литературы показали, что социально-педагогическая деятельность с семьей разнообразна и обширна. Она включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. Объектом социально-педагогического воздействия могут быть: ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья в целом как коллектив.
Типов семей, с которыми сталкивается педагог в своей работе, очень много. Выбор форм и методов деятельности с семьей зависит от типа семьи и ее проблем. Степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, виды помощи, в которых могут нуждаться семьи, относящиеся к различному типу.
Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе, и помощь, оказываемая социальным педагогом семье, будет носить конкретный адресный характер: квалифицировано оказываться помощь в воспитании и обучении детей, будет оказываться психологическая поддержка и коррекция при необходимости. Воспитание успешной личности будет эффективным тогда, когда воспитание будет целенаправленным и совместным, где активно принимают участие педагоги, родители и другие члены семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Банникова Е.Ю. Правовые аспекты воспитательной работы. /Е.Ю. Банников, С.Ю. Ерофеев.- Ижевск 1999. с. 24 – 25.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра./ М.И. Буянов. – М., 1988.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога./ Ю.В. Василькова.– М.: Академия. 2001.
Василькова Ю.В., Социальная педагогика./ Ю.В. Василькова., Т.А. Василькова.- М.: Изд.ц. Академия. 2001. с. 440.
Взаимоотношения детей и родителей // В.ш. № 8, 2001. с. 50.
Виноградова Л.И. Семья и школа – партнеры в воспитании // Внешкольник № 5, 2002. с. 33.
Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш. / Общ.ред. Н.М.Ершовой – М., 1980.
Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. Пособие для студ./ Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева., Г.Н. Штинова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
Декларация прав ребенка. // Права ребенка. Основные международные документы. – М.: Дом.
Джуринский А.Н. История педагогики. Учеб.пособ. для студ. / А.Н Джуринский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
Достаточны ли ваши контакты с детьми? Друг ли вы своим детям? // В.ш. №10. 2000. с. 18.
Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч.: ВЗОТ./ Ф.М. Достоевский.– Л., 1974г. – т. 28 – с. 174.
Домашняя юридическая энциклопедия. Семья. – М.: Олимп: ООО “Издат-во АСТ – ЛТД”, 1997. – 608 с.
Сафонова Т.А. Жестокое обращение с детьми./ Т.А. Сафонова и др. – М.: Издательство ИПК и ПР НО МО, 1993. – 40 с.
Изучение школьников в семье // В.ш. № 2. 2001. с. 11.
Канн-Калик В.А. Семейная педагогика: Педагогические раздумья о проблемах воспитания детей в семье./ В.А. Канн-Калик– Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1987. – 84 с.
Кодекс о браке и семье РФ. – М.: Юридическая литература.
Кожевников Е. Нужна государству семейная политика. // В.ш. № 10, 2001. с. 9 – 14.
Конвенция о правах ребенка // Директор школы № 2. 1998. прил. к журн.
Конституция РФ. – М.: ООО Издательство АСТ, 2002.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание./ Т.А. Куликова. - М.: Академия, 1999.
Макаренко А.С. Книга для родителей. / А.С. Макаренко.– Киев, 1987 – с. 237.
Мудрик А.В. Соц. Педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2000.
Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. – М.: Изд. центр “Академия”, 2002. – 256 с.
Останина Н. Кибер-дети уже родились. Кибер-родителей пока нет. Парламентская газета № 223 от 22 ноября 2002.
Подласый И.П. Педагогика кн. II. / И.П. Подласый. - М.: “Владос”, 1999.
Помощь родителям в воспитании детей. / Общ.ред. В.Я.Пилиповского. – М., 1992.
Семейный кодекс РФ. – М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”. Изд. “ЭКМОС”, 2010. 96 с.
Семенов Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями // В.ш. № 5, 2010. с. 28 – 35.
Семья в лабиринте развода.//Дополнительное образование и воспитание №4, 2014. С.17-20 И.В.Елисеева,
Семьеведение : учебник для бакалавров / Под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой, Е. М. Черняк. — М. : Издательство Юрайт,2013. — 403 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.
Социальная педагогика / Под общ. редакцией Галагузовой М.А. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 416 с.
Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая. // В.ш. № 3, 2001. с. 29 – 30.
Федеральный Закон «Об образовании РФ». – Москва : Проспект, 2013. – 160с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. / М.В. Шакурова.– М.: Изд.центр “Академия”, 2002. – 272 с.
Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога / П.А. Шептенко, Воронина Г.А., под ред. В.А.Сластенина.– М.: Издат. центр “Академия”, 2001. – 208 с.
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/10/12/organizatsiya-raboty-s-semey-v-sovremennykh-dou
http://www.sociologyzone.ru/sogos-656-2.htmlhttp://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/PSIHOLOG/SOD_MET_PR/LEK/5.HTMhttp://nsportal.ru/vu/shkola/sotsialnaya-pedagogika/organizaciya-osnovnyh-napravleniy-socialno-pedagogicheskoy/lekciy-0https://ru.wikipedia.org/wiki Федеральный государственный образовательный стандарт
Приложение 1.
Диагностика семьи и качества семейного воспитания
Для изучения жизнедеятельности семьи мы использовали такую форму работы с семьей, как патронаж. И посетили несколько семей детей посещающих наши детские объединения с целью выявления воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка, и установление негативных источников влияния на детей и возможных путей их преодоления. Наметили следующие задачи:
- изучение образа жизни семьи;
- выявление особенностей ситуации семейного воспитания;
- положение детей в системе внутрисемейных отношений;
- характеристика нравственного микроклимата семьи;
- установление неиспользованных резервов семейного воспитания.
Исследования проводились в сельской местности. В нем участвовало 9 семей. В своей работе мы пользовались такими методами: анкетирование, тестирование, наблюдение.
Тест “Достаточны ли ваши контакты с детьми?” Цель: изучение особенностей воспитания в семьях. Проанализировав ответы родителей, можно сделать такие выводы. У 66,7% отношения с детьми можно назвать благополучными. У 33,3% - отношения удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. У большинства родителей взаимопонимание с детьми есть и выражается это в наличии общих интересов, понятий и увлечений, в организации детских праздников, в обсуждении фильмов, телепередач.
Тест “Пытаетесь ли вы понять своего ребенка?” Цель: выявление положения детей в системе внутрисемейных отношений. Результаты показали следующее. Тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности присущ 22,2% опрошенных. Тип родителя понимающего, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за свои поступки, свойственны большинству родителей – 55,6%. Тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным методом его воспитания является порицание и наказание, присущ 22,2%.
Тест “Для родителей”. Цель: изучение взаимоотношений родителя и ребенка. Анализируя полученные результаты этого теста, мы увидели, что 55,6% родителей правильно оценивают свои поступки и поступки ребенка: терпеливы, сдержанны. Для них ребенок – достойный уважения человек. У 33,3% отношения с детьми не идеальные, но они стараются понять ребенка, хотя не всегда делают это деликатно: 11,1% родителей срочно нужно менять отношения с ребенком. Многие недостатки ребенка следуют из их недостатков.
Кроме тестирования, мы провели анкетирование с родителями и детьми. Анкета для родителей “Вы и ваши дети”. Цель: изучение особенностей воспитания детей в семьях. Проанализировав результаты, можно сделать следующие выводы. В большинстве семей единство требований к детям со стороны всех ее членов семьи соблюдается, но не всегда. Они стараются соблюдать меру любви и строгости в отношениях к ребенку. Но почти каждый родитель испытывает трудности в воспитании своих детей, основными из которых являются: нехватка времени на общение с детьми и неприятие родительских требований со стороны детей.
Анкета для учащихся. Цель: выявление социально-психологического состояния детей в семьях. Проанализировав анкеты, напрашивается следующий вывод: родители очень мало времени посвящают своим детям, поэтому многие дети ощущают потребность в общении со взрослыми. Свои проблемы им можно обсуждать с группой сверстников, но все-таки внимание родителей для них важнее всего. В сложных житейских ситуациях за советом и помощью учащиеся предпочитают обращаться к родителям.
Помимо анкетирования мы использовали метод наблюдения и посетили несколько семей. Посещение семьи – дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка – и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться и поведать о своих бедах.
Посетив семьи, изучив их жизнедеятельность, взаимоотношения, мы составили их описание, взяв за основу классификацию семей, которую дает Подласый И.П.: семьи, уважающие детей; отзывчивые семьи; материально-ориентированные семьи; враждебные семьи; антисоциальные семьи.
В результате оказалось, что мы посетили следующие типы семей.
Семьи, уважающие детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Здесь детей понимают и любят. В семье уважают интересы каждого. Здесь стоит благоприятный психологический климат, который способствует успешной социализации всех членов семьи. В семьях устойчивые взаимоотношения родителей и детей, которые характеризуются доверительностью, искренностью, порядочностью. В детях с раннего детства воспитывается независимость, инициативность, способность к сопереживанию, развиваются интересы. Данный тип семьи временные затруднения может решить самостоятельно без внешней помощи. Она может нуждаться в социально-педагогической поддержке в ситуациях ненормативного стресса, при возникновении опасных, но естественных ситуаций, таких, как несчастный случай, серьезное заболевание, безвременная смерть и др. Им достаточно разовой однократной помощи. Более того, эти семьи могут выступать даже добровольными помощниками педагогов. Позиция ребенка в такой семье – педагогически оправданная, ему комфортно в ней. Отношение родителей: заботливое, внимательное, любовь в сочетании с требовательностью, доверие, поощряется самостоятельность. И, как следствие, нормальное развитие личности ребенка, адекватная самооценка.
Следующий тип – это отзывчивые семьи. Эти семьи отличаются внешне нормальными отношениями, но каждый в этом социуме знает свое место, и дети повинуются родителям во всем. Решение всех проблем детей родители берут на себя. Четко прослеживается гиперопека родителей над детьми. Дети не имеют собственного мнения и вырастают недостаточно инициативными. Данные семьи в немалой степени нуждаются в поддержке и защите, но из-за их “закрытости” от внешнего мира, обращение за ней возможно лишь в случае событий, как бы “взрывающих” границы семьи и становящихся известными. Таковыми могут быть психические заболевания, насилие над членами семьи и т.п. Ребенок в данной семье оказывается в позиции “задавленное детство”. Отношение родителей к детям: запреты как основная система воспитания, чрезмерная требовательность, опека, излишняя строгость, грубое проявление родительской власти. И как следствие – проблемы в социализации личности ребенка, неуверенность в себе (страх), обидчивость, попадание под влияние “сильных”, заниженная самооценка, приспособленчество, угодничество.
Враждебные семьи. В таких семьях царит неблагоприятный психологический климат. Родители плохо относятся к детям: не уважают их, оскорбляют, наказывают. Последние в ответ на это пропускают уроки в школе, убегают из дома. В отношениях нет доверительности, искренности. В семьях часто бывают конфликты, ссоры, и правда всегда уходит на сторону родителей.
Данные семьи имеют хаотичную структуру, низкоорганизованны, конфликтны и почти не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. Поэтому они в наибольшей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке. Это семьи функционально несостоятельные, т.е. не справляющиеся с воспитанием детей. В них наблюдаются разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко авторитарный, педантично-подозрительный, непоследовательный. Ребенок в такой семье оказывается в позиции “загубленное детство”. Отношение родителей: аморальные примеры, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребенок - объект постоянных ссор, каждый стремится привлечь его на свою сторону. И, как следствие, формирование отрицательного идеала, оправдание собственных недостатков; злость, агрессивность, неверие в будущее, взрослым; стремление отгородиться от других и уход в собственный мир.
Реальная помощь педагога этим семьям может быть следующей:
- психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);
- правовое просвещение в проблемных семьях;
- помощь детям в преодолении затруднений в учебе;
- организация досуга детей и их родителей;
- ежегодное проведение научно-практических конференций по проблемным темам с участием всех заинтересованных лиц: педагогов, психологов, валеологов, школьных медиков, сотрудников правоохранительных органов др.;
- убедительное, подробное разъяснение родителям вреда физического наказания и его последствий;
- помощь в преодолении предсказуемых жизненных изменений;
- организация встреч родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни.
Итак, диагностика семьи и семейного воспитания показали, что в настоящее время семья испытывает трудности в воспитании детей. Большинству семей требуются социально-экономическая поддержка и помощь с тем, чтобы они более успешно выполняли возложенные на них функции, особенно сильно страдает воспитательная функция. Важно, чтобы помощь носила конкретный характер и давала ощутимые результаты.