Брошюра. Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивными детьми.


ГУ «Зареченская средняя школа»
Жорабек О.И
Агрессивные дети.
Психокоррекционная работа с агрессивными детьми.

С. Заречное
2016г
Автор: Жорабек О.И
Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивными детьми.- Заречное, 20126год
В брошюре даны определения некоторым понятиям по данной теме, описаны классификации видов агрессии, причины возникновения и проявления детской агрессии, возрастные и половые различия проявления детской агрессии, а также даны советы и рекомендации для родителей и педагогов. Приведены опросники для выявления агрессивности у детей. И некоторые методы, и приемы проведения игр, упражнений на снятия агрессивности, формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе, на расслабление.
Содержание
Введение……………………………………………………….4
1.Что такое агрессия?...................................................................6
2.Классификация видов агрессии…………………………….6
3.Причины возникновения детской агрессивности………………………………………………….9
4.Основные причины проявления детской агрессивности…………………………………………………10
5.Возрастные и половые различия в проявлении
детской агрессивности……………………………………..…12
6.Как выявить агрессивного ребенка?......................................18
7.Работа с родителями агрессивного ребенка……………….29
8.Игры и упражнения на снятие агрессии………………..…32
Заключение………………………………………………...…55
Список используемой литературы………………….………55
Введение.
Вот сидит перед нами, взгляните. Сжался пружиной, отчаялся он, С миром оборваны тонкие нити, Словно стена без дверей и окон. Вот они главные истины эти: «Поздно заметили»… «Поздно учли»… Нет! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли. С. Давидович
Одной из главных целей 12-летнего образования является создание и поддержка психологических условий, обеспечивающих полноценное психологическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно-воспитательный процесс становиться больше ориентированным на личность ученика. Его индивидуальные возможности, способности и интересы. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, т.е. человек, реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность, позже и агрессию.
А ведь рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования -это удовольствие и неудовольствие. Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие – тогда он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления, спокойного и безмятежного сна.
Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии. Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества в места не столь отдаленные.
Педагогам, психологам и родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.
Данные игры и упражнения предназначены как для детей, так и для взрослых. Они помогу детям научиться контролировать свою агрессию. А взрослым (педагогам, психологам) - организовывать и проводить интересные внеурочные и коррекционные занятия с агрессивными ребятами разных возрастов.
1.Что такое агрессия ?Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ».
В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».Агрессивное поведение - это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве).
Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т. д.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
2.Классификация видов агрессии.
Таблица 1
Разделение по направленности на объект Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.дАутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.
Разделение по причине появления Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).
Разделение по целенаправленности Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата. Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту.
Разделение по открытости проявлений Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно.Разделение по форме проявлений Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику. Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.
И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:
А. Социализированная.
Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.
У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: "Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают". Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно.
Б. Несоциализированная.
Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.
3. Причины возникновения детской агрессивности.
1.Заболевание центральной нервной системы.
2.Агрессивность как средство психологической защиты.
3.Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания:
неприятие детей родителями;
безразличие со стороны родителей;
разрушение эмоциональных связей в семье;
чрезмерный контроль или полное его отсутствие;
избыток или недостаток внимания со стороны родителей;
запрет на физическую активность;
отказ в праве на личную свободу.
4.Основные причины проявления детской агрессивности.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
- сниженный уровень саморегуляции;
- неразвитость игровой деятельности;
- сниженную самооценку;
- нарушения в отношениях со сверстниками.
Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.
5. Возрастные и половые различия в проявлении детской агрессивности.
Агрессия детей младшего (дошкольного) возраста.
Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих резидуально-органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: "Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись - бей всех подряд".
В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы). Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер - дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.
Маленькие дети вообще переходят от вербальной агрессии к физической гораздо легче, чем более старшие и, тем более, взрослые люди, но отличается агрессия младших от подростковой не только этим. В отличие от старших, маленькие легко вовлекают в свои конфликты взрослых - родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей и сибсов. Грамотные воспитатели, учителя и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.
Младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спорадическим и все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессией в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность - желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие - остается неизменной.
Кроме того, дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.
Особо следует отметить, что для целого ряда детей с коммуникативными нарушениями (шизоидных, сензитивных, тревожных и пр.) группа может быть фантазийной. Не имея возможностей и навыков общения для того, чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных и игровых фильмов, телесериалов и пр. Ребята с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся. Вот почему весьма небезопасны некоторые наши фильмы и сериалы, прославляющие агрессивное братство ("Бригада", "Брат" и пр.).
Подростковый возраст.
Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.
Это очень сложный момент в жизни семьи. И специалист должен разъяснять родителям, что, как бы им ни хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка - конечно, не сразу и не резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучиться науке коммуникативности, должен большую часть времени проводить среди сверстников. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета - но действовать он должен сам.
Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:
- проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт - следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;
- прятать и подавлять, становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания.
Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:
1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности.
2. Органические поражения головного мозга - травмы, арахноидиты, менингиты и т. п.
3. Отношение взрослых - школы и, главное, родителей.
Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными способами.
А. Эмоциональное отвержение.
Отцы чаще отвергают своих детей, особенно сыновей. Эти папаши страдают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и большими переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей. Матери провоцируют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда "переживают вторую молодость" и занимаются устройством своих личных дел.
Б. Ужесточение контроля.
Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями о росте подростковой преступности, наркомании, разврате и пр., стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Особенно достается при этом девочкам. Нормальные юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума и опыта для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные или вообще абсурдные поступки, алкоголизируются, наркотизируются и вообще творят именно то, чего так боятся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.
Конфликтуя с родителями, молодежь обычно переносит свою агрессивность на лиц, архетипически им соответствующих, - учителей, врачей, психологов и других специалистов. Это важно учитывать всем профессионалам, к которым родители приводят своих детей, не имея уже возможности с ними справиться. Некоторые особо впечатлительные юноши и девушки распространяют этот перенос и на своих сверстников, поведение которых, по их мнению, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до более молодых ребят (тем более что проявлять свою агрессию среди них более безопасно).
Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто?
Мальчики:
А. "Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.).
Б. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестким и авторитарным.
Девочки:
А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью.
Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер.
6. Как выявить агрессивного ребенка?
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер.
Таблица 2
Стратегия воспитания Конкретные примеры стратегии Стиль поведения ребенка Почему ребенок так поступает
Резкое подавление агрессивного поведения ребенка «Прекрати!», «Не смей так говорить». Родители наказывают ребенка Агрессивный (Ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте). Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения
Игнорирование агрессивных вспышек ребенка Родители делают вид что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал. Агрессивный. (Ребенок продолжает действовать агрессивно). Ребенок думает что делает все правильно и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера
Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим Если родители видят, что ребенок агрессивен, они могут вовлечь его в игру, которая снимает гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях Скорее всего ребенок научиться управлять своим гневом Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком для родителей).
Контингент: 4-5 лет, с 1-го по 4-й класс.
Ребенок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
Критерии агрессивности у ребенка (анкета для педагогов). Контингент: с 1-го по 4-й класс.
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность — 7—14 баллов.
Низкая агрессивность — 1—6 баллов.
Опросник Г.Айзенка.
Вопросы анкеты.
Часто я не уверен в своих силах.
Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход.
Я часто оставляю за собой последнее слово.
Мне трудно менять свои привычки.
Я часто из-за пустяков краснею.
Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом.
Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.
Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое.
Я часто просыпаюсь ночью.
При крупных неприятностях я обычно виню только себя.
Меня легко рассердить.
Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни.
Я легко впадаю в уныние.
Несчастия и неудачи ничему меня не научат.
Мне приходиться часто делать замечания другим.
В споре меня трудно переубедить.
Меня волнуют даже воображаемые неприятности.
Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесполезной.
Я хочу быть авторитетом для окружающих.
Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться.
Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни.
Нередко я чувствую себя беззащитным .В любом деле я не довольствуюсь малым , я хочу добиться максимального успеха .
Я легко сближаюсь с людьми.
Я часто копаюсь в своих недостатках.
Иногда у меня бывают состояния отчаяния.
Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь.
Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется.
Меня легко убедить.
Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности.
Предпочитаю руководить, а не подчиняться.
Нередко я проявляю упрямство.
Меня беспокоит состояние моего здоровья.
В трудные минуты я иногда веду себя по детски.
У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
Я неохотно иду на риск.
Я с трудом переношу время ожидания.
Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки.
Я мстителен.
Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.
Ключ.
Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13 , 17, 21 , 25, 29, 33, 37.
Шкала фрустрации: 2, 6, 10 , 14, 18, 22, 26, 30 ,34, 38.
Шкала агрессии: 3, 7 , 11, 15, 19 , 23 , 27 , 31 , 35 , 39 .
Шкала ригидности: 4, 8, 12 , 16, 20 , 24, 28 , 32 , 36 , 40 .
При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2» , совпавших с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла , за ответ «1» - 1 балл . Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале - 10 . Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.
Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:
личностная тревожность -склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги ;
фрустрации – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи ;
агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям ; Ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки.
Диагностика состояния агрессии (опросник «Басса-Дарки»).
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".
ОпросникВременами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет
Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
Я часто бываю несогласен с людьми да нет
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет
Меня немного огорчает моя судьба да нет
Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
Я не способен на грубые шутки да нет
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
Довольно многие люди завидуют мне да нет
Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет
Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
Неудачи огорчают меня да нет
Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
Я ругаюсь только со злости да нет
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
Я часто думаю, что жил неправильно да нет
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
В последнее время я стал занудойда нет
В споре я часто повышаю голос да нет
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет
При составлении опросника использовались принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
I. Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7
2. Косвенная агрессия:
"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49
3. Раздражение:
"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69
4. Негативизм:
"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36
5. Обида:
"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
6. Подозрительность:
"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75
7. Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75
8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.
7.Работа с родителями агрессивного ребенка.
Работая с агрессивными детьми, воспитатель, учитель или психолог должен прежде всего наладить контакт с семьей.
Существует множество способ эффективной работы с агрессией ребенка. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.
Для родителей, которые недостаточно хорошо понимают, каким образом они или их дети могут выражать свой гнев, рекомендуем разместить на стенде в классе или в группе следующую наглядную информацию (см. табл. 3).
Таблица 3.«Позитивные и негативные способы выражения гнева» (рекомендации доктора Р.Кэмпбелла)
Способы выражения гнева
Позитивные Негативные
Вежливость Выражение гнева в громкой и невежливой форме
Стремление найти решение Выражение основной жалобы без уклонения в сторону Использование словесных оскорблениий Правила работы с агрессивными детьми.
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.
Советы для родителей:
Учитесь слышать своих детей.
Старайтесь делать так, чтобы только вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение.
Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
Умейте принять и любить их такими, какие они есть.
Рекомендации психолога для педагога по работе с агрессивными детьми:
Агрессивные дети часто бывают вооружены.
Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
Обсуждайте поведение только после успокоения.
Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... .Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
Пусть за что-то отвечает в школе.
Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
«Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
Свое плохое настроение не разряжать на нем.
14.Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом
8. Игры и упражнения на снятие агрессии.
На первых этапах работы с агрессивными детьми я рекомендую подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.
«Выбиваем пыль» (для детей с 4 лет)
Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».
«Детский футбол» (для детей с 4 лет)
Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.
Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
«Час тишины» (для детей с 4 лет)
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час „можно“, когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: „часы“ можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
«Падающая башня» (для детей с 5 лет)
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа: «А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.
Примечание:
Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.
«Штурм крепости» (для детей с 5 лет)
Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть «пушечное ядро» (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – «крепость» – не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.
«Ругаемся овощами» (для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А та – тыква» и т.д.Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.
«По кочкам» (для детей с 5 лет)
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – «лягушки», живущие на болоте. Вместе на одной «кочке» капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум «лягушкам» тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую «кочку».
Примечание: взрослый тоже прыгает по «кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.
«Два барана»
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».
Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
«Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
«Тух-тиби-дух»
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.
В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
«Попроси игрушку» — вербальный вариант
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.
Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».
Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
«Попроси игрушку» — невербальный вариант
Цель: обучение детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.).
После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?»
Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.
«Прогулка с компасом»
Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами.
После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.
«Ласковые лапки»
Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
«Толкалки»
Цель: научить детей контролировать свои движения.
Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: “Стоп”».
Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.
«Жужа»
Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».
Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.
«Ласковый мелок»
Цель: Развитие навыков общения, снятие агрессивности.
Дети делятся на пары. Один ложится на половичек, а другой- пальчиком на его спине рисует солнышко, цифры, буквы. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования- нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.
«Рубка дров»
Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
«Головомяч»
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».
Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.
«Аэробус»
Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.
«Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу “летать”».
Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета.
С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги, живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля...
Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер».
Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.
«Бумажные мячики»
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.
«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».
Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.
«Дракон»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«Волки-волки»
Цель: С помощью этой игры можно уровнять всех участников группы в правах и таким образом нейтрализовать негативного, деструктивного лидера и немножко повысить статус аутсайдеров в группе
Ведущий вызывает желающих и как можно плотнее друг к другу ставит их в один угол.
Затем предлагает участникам повторить слова с той же интонацией (возбужденно, устало, грозно и т. п.), с которой говорит он сам.
Слова ведущего: «Волки-волки».
Слова участников: «Нет волков».
После 3-4 раз (когда участники вошли во вкус и дружно говорят «нет волков») ведущий громко всем говорит: «Полный угол дураков!»
Примечание. Ведущий должен быть осторожен! Поскольку, вызвав агрессию на себя, он, таким образом, противопоставляет себя группе. Это может спровоцировать отвержение группой ведущего, или даже бойкот. Используйте этот прием, только если вы полностью уверены в эффекте!
«Гипнотизер»
Ведущий обращается к участникам группы: «Друзья, сейчас мы увидим воздействие неизученных возможностей человека. Кто желает попробовать себя в роли гипнотизера? (Выбирает любого игрока.) А теперь нужны те, кто хочет испытать на себе это воздействие, всего несколько человек. Смелее!»
Теперь ведущий обращается к 5-6 «испытуемым»: «Сейчас я буду называть действия, вы должны их выполнять. Скажу присесть — присядете, открыть рот — откроете. А вы (обращаясь к «гипнотизеру») должны смотреть на испытуемых и мысленно усиливать мощь и влияние моего голоса. Итак, испытуемые, закрыли глаза (мелодично, подражая интонации психотерапевта). Представьте: вы идете по чудесному парку, светит солнышко, небо блистает неповторимой голубизной, воздух напоен свежестью. На пути вы встречаете маленькую клумбу, где растет изумительной красоты роза. Вы так потрясены, что опускаетесь на одно колено (испытуемые выполняют). Вы видите нежные лепестки, ощущаете неземной, волшебный запах и протягиваете одну руку к розе (испытуемые выполняют). Протягивая руку, вы вдруг видите маленькие переливающиеся капельки росы на бутоне и высовываете язык, пытаясь слизнуть их. (Резко меняет интонацию и, обращаясь к «гипнотизеру») Товарищ старшина, группа служебных собак построена!»
Обязательные условия: перед началом «сеанса» нужно потребовать от зрителей тишины и максимальной серьезности; «испытуемые» выстраиваются лицом к зрителям; глаза их всегда закрыты; следите за своей интонацией. (Текст можно изменить по желанию).
«Змея» (Все участники стоят в кругу).
Цель: нейтрализация деструктивного лидера группы (главное, предварительно договориться со змеей).
Водящий идет в центре круга и говорит: «Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу». Подходит к кому-либо из участников и говорит: «Хочешь стать моим хвостом?», тот проползает у «змеи» под ногами, цепляется за его пояс и становится продолжением «змеи».
Они идут по кругу, и игра продолжается. Когда все участники присоединились к «змее» и остался один участник, он начинает ползти под «змеей», участники замыкают круг, и... он может ползать очень долго.
«Моя бразильская бабушка» (Играющие стоят в кругу).
Ведущий предлагает выучить фразу: «У меня в Бразилии есть бабушка». Все повторяют эту фразу быстро и ритмично. Теперь надо будет повторять движения. Итак, у меня в Бразилии есть бабушка и у нее вот такие ноги. — Трясет ногами. — Вот такие вот ноги и вот такие вот руки. — Трясет руками. Затем прибавляется выражение лица — улыбка и высунутый язык. Потом — смешные прыжки. Наконец: «У меня в Бразилии есть бабушка, у нее вот такие вот ноги, вот такие вот руки, такое лицо, она так прыгает и кричит: «У-ля-ля, у-ля-ля».
Когда смех чуть стихает, ведущий говорит: «Да... Какова бабушка — таковы и внуки...»
Задача ведущего в начале игры — быть как можно более эмоциональным и показывать участникам «пример», а затем, когда участники разыграются, дать им волю самовыражения и перейти в позицию наблюдателя, для того чтобы последние слова были уместными.
«МПС»
Один желающий удаляется за пределы слышимости (скажем, выходит из комнаты). Когда он войдет, то будет по кругу по часовой стрелке задавать каждому участнику вопрос и пытаться отгадать, кого загадала группа. А остальные участники на эти вопросы (какие увлечения, внешность и т. п.) отвечают о своем правом соседе. Задача водящего — догадаться, что загаданный — Мой Правый Сосед.
Если водящий не может определить принцип, по которому он слышит ответы, то не стоит его долго мучить, и после того как он пройдет 3-4 круга, рассказать ему о принципе.
«Школа огородных пугал»
Ведущий говорит всем в кругу: «Поднимем руки вверх, покачаем ими. Теперь сильнее покачаем и шипим: «"ш-ш-ш-ш-кш-кш". Спасибо! Вы с успехом окончили школу огородных пугал».
Так же как и в игре «Моя бразильская бабушка», задача ведущего в начале игры быть как можно более эмоциональным и показывать участникам «пример», а затем, когда участники разыграются, дать им волю самовыражения и перейти в позицию наблюдателя, для того чтобы последние слова были уместными.
Игра «Цыплята»
Ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.
Игра «Молчанка»
Эта игра проводится с командами «Стоп!» или «Замри!» Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают спо-собность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.
Игра-упражнение «Где прячется злость?»
Ребенок закрывает глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимает вверх. Не открывая глаз, нужно словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?»
Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.
«Гусеница»
Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно.
Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. “Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту”.
«Смена ритмов»
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Привлечь внимание детей, психолог начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать : раз, два, три, четыре,.. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают : раз, два, три, четыре... Постепенно психолог, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.
«Зайки и слоники»
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
“Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется “Зайки и слоники”. Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся” и т.д. Дети показывают. “Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?” Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. “А что делают зайки, если видят волка?...” “А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... ” Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
«Волшебный стул»
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать “историю” имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и “Волшебный стул” — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Игры, способствующие расслаблению.
«Водопад»
Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.
“Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове,.. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза”. После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.
«Танцующие руки»
Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
“Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось” (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.
«Слепой танец»
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
“Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку”.
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.
Упражнение «Поверь мне»
Цель: выработка внутреннего самоконтроля и неагрессивных способов решения личностных проблем.Участники выбирают комиссию в составе 3 человек, которую один из участников должен убедить в том, что именно он навел порядок в классе, ранее им же приведенном в разгромленное состояние. Исходным моментом является следующая ситуация: «Один из учеников интенсивно готовился к контрольной работе. Он очень хотел получить хорошую оценку. Однако допустил несколько ошибок. На неудовлетворительную оценку он отреагировал с такой злостью и гневом, что после уроков разгромил весь класс. Потом, неизвестно почему, навел порядок, однако учителя не верят, что это он сделал по собственной воле».
Комиссия каждому отвечающему присуждает очки, от 0 до 5 баллов. Победитель присуждает приз, придуманный комиссией.
«Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
“Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”
«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза.
«Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.
«Подарок под елкой»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
“Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.
«Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы. в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
Этюды на расслабление мышц.
«Штанга»
Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины. “Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”.
Вариант 2.
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
“А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз.
«Сосулька»
Цель: расслабить мышцы рук. “Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!”
«Шалтай-Болтай»
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
“Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.
Шалтай-БолтайСидел на стене.
Шалтай-БолтайСвалился во сне. (С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”.
«Винт»
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
“Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!”
«Косое и мяч»
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. ” Затем играющие меняются ролями.
«Незнайка»
«В жизни у всех нас бывают удачные дни и денечки «так себе». В некоторых ситуациях мы чувствуем себя уверенно, «на высоте», а в других – теряемся. Я предлагаю вам игру, в которой вы свободно сможете почувствовать себя человеком, который может чего-то не знать. Кто хочет побыть им? «Незнайка» на все вопросы других детей должен отвечать: «Не знаю», подтверждая свой ответ интонацией, голосом, мимикой, жестом».
Упражнение «Кляксы»
Упражнение выполняется в парах. Один из детей берет немного краски того цвета, какого ему хочется, и капает на лист бумаги. Его партнер дорисовывает «кляксу» до какого-либо образа. Затем участники меняются ролями.
Заключение.
Предложенные игры и упражнения далеко не исчерпывают весь арсенал игр и упражнений на снятие агрессии. Даже этот небольшой перечень перечисленных игр в работе с учащимися, даст богатый материал в руки учителя, психолога. Это даст разрядку, снимет напряжение и покажет ребятам как можно научиться управлять своим гневом, своей агрессией.
В заключении хочется сказать, что все предлагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребенком как педагогам, так и родителям.

Список используемой литературы
Агеева И.А., Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. –СПб.: Речь, 2006г.
Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы /Л.М.Новикова, И.В. Самойлова.-М. :Эксмо,2008.-384с.
Новейший психологический словарь/ В.Б.Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред.В.Б. Шапаря.- Изд.2-е- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 808с.
Справочник дошкольного психолога/ Г.А. Широкова.- Изд.6-е.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008. -382с.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С.. , Высоцкая Н.В .Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.- М.: ВАКО, 2006 г.