Открытый урок по географии 8 класс Леса России


План-конспект урока по географии в 8 классе
Тема «Лес и окружающая среда»
Цели и задачи:
Определить значение леса в природе; познакомить с лесными ресурсами;
Оценить значение леса для человека,
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родной земле, осознание своей значимости в окружающем мире,
формировать экологическую культуру,
воспитывать эстетического восприятия географических объектов.
Оборудование:
Физическая карта России, выставка репродукций “Леса учит человека понимать прекрасное”, магнитофон, аудиозапись “Звуки леса”
Ход урока:
Эпиграф: «Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса…
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,
Свежий и прохладный, чистый и блестящий…
И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,
И хранит из веток крепкая завеса
Дремлющую сказку – сказку в сердце леса…»
Павел СлавецкийНа прошлом уроке мы начали изучение темы «География лесов России». Сегодня мы с вами познакомимся с лесными ресурсами и оценим значение леса в природе и для человека. Но с начала, повторим домашнее задание.
Проверка домашнего задания
Для каждого раздаются карточки по теме лекции «География лесов России» (Приложение 1)
Знакомство с новым материалом:
Значение леса в природе огромно и неоспоримо.
В первую очередь, лес – один из источников кислорода на Земле, гигантский естественный фильтр, который очищает атмосферу от углекислоты и вредных газов. Откроем тетради, подпишем сегодняшнее число и тему урока: «Лес и окружающая среда». Далее заголовок: Значение леса. И первое, что мы запишем, это источник кислорода на Земле.
Каково же значение леса в природе, кроме того, что это источник кислорода? Ответить на этот вопрос я предлагаю вам в ходе работы научно-практической конференции, на которую я пригласила представителей тех профессий, которые о значении леса знают все. Совсем недавно мы изучили почвы, поэтому первое слово предоставим агроному.
Агроном: (Мешков Александр)
Леса выполняют важную почвозащитную, протвоэрозийную и водоохранную роль. Массовая вырубка лесов в средней полосе России привела к развитию эрозии почв. Самым эффективным средством борьбы с эрозией является полезащитное лесоразведение.
Лесополосы сохраняют от губительных суховеев и пыльных бурь, накапливают влагу в почве и приземном слое воздуха. Полезащитные лесные полосы повышают урожай:
- зерновых - на 20 -30 %,
- овощных и бахчевых культур - на 50 -70 %,
- кормовых трав - на 100 – 200 %
Благодаря большой водопроницаемости лесной почвы лес уменьшает и предотвращает наводнения рек и резкое обмеление их летом.
В лесу заготавливают корма для скота, используют для выпаса скота.
Вывод: Леса выполняют важную почвозащитную, протвоэрозийную и водоохранную роль.
Медик: (Коняева Светлана)
Лес улучшает климат приземного слоя воздуха. Микроклимат леса является очень благоприятным для отдыха и восстановления здоровья человека. В лесу воздух чистый – без пыли и вредных газов.
В лесном воздухе содержится в 300 раз меньше бактерий, чем в городском. Причина этого – фитонциды - активные летучие вещества, которые выделяются листьями и цветами растений и убивают болезнетворные микробы и бактерии. Достаточно несколько грамм фитонцидов, чтобы обеззаразить сотни кубометров воздуха. Вокруг городов, между промышленными зонами и жилыми кварталами создаются зеленые санитарно – защитные зоны.
Сильнейшие фитонцидные растения – черемуха и можжевельник. Но наиболее полезен воздух в сосновом лесу, где и хвоя, и сами деревья вырабатывают ароматические летучие вещества, излечивающие многие тяжелые болезни.
Пребывание человека в лесу благотворно действует на людей с нервными, сердечно -сосудистыми и другими заболеваниями. Кроме того, в лесу произрастает большое количество лекарственных трав и растений.
Вывод: Микроклимат леса является очень благоприятным для отдыха и восстановления здоровья человека.
Зообиолог: (Чаплыгин Андрей)
Лес – кладовая грибов и ягод, плодов и орехов, лекарственных растений и других даров. “В лесу жить – голода не видать” - гласит русская народная пословица. В среднем с одного гектара леса можно собрать:
Кедровых орехов – до 500 кг, Грибов – 150 – 250 кг, Брусники и черники – 600 кг, Березового сока – до 30 т
С одного взрослого дерева липы пчелы собирают до 70 кг меда.
В России заготавливается около 600 видов лекарственных растений, из них 1/3 – лесные растения. В лесу живут ценные промысловые животные: лось, косуля, лисица, белка, соболь; много ценных лесных птиц: рябчик, глухарь, тетерев, куропатка и др.Вывод: Лес – кладовая грибов и ягод, плодов и орехов, лекарственных растений и других даров.
Строитель: (Андропов Дмитрий)
Основным продуктом леса является древесина. Древесина – универсальный материал. Несмотря на то, что в последнее время для строительства широко используются бетон, стекло, пластмассы, потребность в древесине не уменьшается. Без древесины не может обойтись ни одна отрасль хозяйства. Только на постройку 100 – квартирного кирпичного дома уходит эшелон древесины. Очень много древесины идет на строительство железнодорожных вагонов, изготовление шпал, на опоры для линий связи и электропередач, в судостроительной и горнодобывающей промышленности – для укрепления сводов шахтных тоннелей.
Дома, построенные из дерева, являются наиболее экологически чистым жильем. Отходы лесопереработки в виде щепы используют для изготовления древесных плит и как наполнители для строительных блоков
Вывод: Лес дает универсальный строительный материал - древесину
Химик: (Лапшин Алексей)
Не только древесина, но и кора, хвоя, ветви, пни и корни служат сырьем для многих отраслей химической промышленности. Из них получают такие ценные продукты, как:
скипидар, канифоль, деготь, аспирин, уксусную кислоту, спирты, камфору, лекарственные вещества.
До 40 % всей древесины используется для производства бумаги и картона.
Из лесных отходов изготавливают кормовые дрожжи и хвойно – витаминную муку, которые используют в сельском хозяйстве.
Вывод: Лес используют для производства многих ценных продуктов
Теперь, давайте посмотрим, что у нас получилось. И так, лес…(Зачитывают значение леса). Обратимся к нашей выставке. Лес дарит нам еще и красоту, а также оставляет неизгладимую память о нем, если хоть раз побывал там. Беря в руки эти предметы мы чувствуем теплоту леса, его запах, такая красота согревает нам душу. Жители тайги издревле использовали эти дары в своей хозяйственной деятельности. Изучая реки, почву, мы называли их ресурсами страны. В тетради записывается определение.
Лесные ресурсы – Это все, что человек использует в качестве пищевых продуктов, кормов и сырья. Это исчерпаемые и возобновимые ресурсы. Заполним таблицу на доске, а вы в тетради.
Лесные ресурсы
Пищевые Сырьевые Кормовые
Лесные животные и птицы
Лекарственные растения
Ягоды и плоды
Орехи
Грибы Древесина Луга (сенокосы и пастбища)
В зависимости от народохозяйственного назначения леса делят на три группы:
Леса зеленых зон вокруг городов, крупных предприятий, курортов, заповедников; (запрет на вырубки)
Леса малонаселенных и густонаселенных промышленных областей Центра европейской части страны; лесодифицитные районы (ограниченный режим рубок);
Леса лесоизбыточных слабозаселенных районов Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока (прирост древесины превышает ее заготовки)
Здоровьесберегающий тренинг. (Голоса птиц)
Сядьте удобно, глубоко вздохните всей грудью, закройте глаза.
Представьте, что мы находимся в смешанном лесу. Вот мы с вами на опушке леса. Сколько здесь солнца, пахнет цветами, разными травами. Рядом тихо покачивает ветвями белоствольная берёза, трепещет осина. Чуть подальше наблюдаем, какраскинул огромные ветви красавец клён. Ах, что это за чудный запах! Так благоухает липа, наполняя воздух медовым ароматом. Давайте вздохнём полной грудью, всем нам хорошо и спокойно.
Теперь приглашаю вас в глубь леса. Здесь темно и прохладно. Огромные деревья образовали зелёный шатёр. Под высокими деревьями мы видим густые заросли орешника, черёмухи, жимолости, бузины, других кустарников и мелких деревьев.
Оглядываемся назад и видим, что за нашей спиной надвинулся мрачный тёмный ельник. Проходим туда и замечаем, что лес точно отступает, и перед нашими глазами раскидывается поляна – такая свежая, яркая, что трудно удержаться, чтобы нелечь и покувыркаться. Представим, что мы кувыркаемся по траве, всей грудью вдыхая ароматный запах леса, свежести…
Посреди поляны растёт огромный дуб. Мы замечаем, что его огромная зелень даёт густую тень, даже в самый жаркий день. На окраине поляны видим большую сосну, которая раскинула ветви, под тенью которой приютилась маленькая ёлочка.Дальше лес всё становится гуще и темнее… Туда мы не пойдём, а вернёмся обратно в класс. Глубоко вздохнули и открыли глаза.
Чувствуете ли вы себя отдохнувшими? Молодцы!
Предоставим слово экологу.
Эколог.
Но всегда ли мы бережно относимся к величайшему творению – лесам?
И этот лес, эту красоту земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым греемся в долгие жестокие зимы – не бережём. К сожалению, лесные ресурсы гибнут от пожаров,браконьерской вырубки и нетрадиционного использования.
Например, на Дальнем Востоке браконьеры, почти полностью вырубив ясень и дуб, взялись за кедр. Осталось что-то вроде кустарника, а весь элитный лес уже давно ушёл в Китай.
За последние десятилетия в результате пожаров были утеряны миллионы гектаров темнохвойных и смешанных лесов в Западной Сибири и Дальнего Востока. Не зря в народе говорят: “Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев”. И здесь вполне закономерно может возникнуть вопрос: “А чем я могу помочь в сохранении лесов?” Идёшь на прогулку в лес – не оставляй непотушенным огонь, а лучше вообще не разводи его, не шуми, не тревожь лесных обитателей, не топчи молодой подрост деревьев. Не ломай живые ветки, не царапай кору. Весной не оставляй открытыми засечки после сбора берёзового сока, а зимой не руби живую ёлочку к Новому году, не оставляй в лесу мусор. Чтобы вырастить ёлку или сосну до 2 метров необходимо 10 лет. Пройдёт 100-120 лет, прежде чем хвойный лес будет способен к воспроизведению. 1 гектар леса за 1 час поглощает такое количество углекислого газа, которое за это жевремя выдыхает 200 человек. 1 гектар леса выделяет в год около 30 тонн кислорода.
Так каково основное правило поведения человека в лесу? Попробуйте составить его из предложенных слов.
«Заходи - тихо, веди - бесшумно, бери - мало, уходи - благодарно»
Что представляют собой леса нашего края, Липецкой области (Подготовленное сообщение)
Липецкая область расположена в зоне лесостепи. Леса, главным образом, берёзовые и сосновые. Небольшие лесные массивы приурочены, в основном, к поймам рек Дон и Воронеж. Общая площадь земель лесного фонда, всего, 210,6тыс. га; В общем объёме лесопокрытой площади 38% занято хвойными насаждениями, 41% - твердолиственными и 21% - мягколиственными растениями. Возрастная структура лесов неравномерная. Преобладают средневозрастные древостои - 60%. Спелые и приспевающие насаждения составляют 9%, молодняки - 31%. Ежегодно рубки ухода проводят на площади 3 тыс. га. В процессе рубок ухода заготавливается 80-110 тыс. куб.м в год. К I и II классам пожарной опасности, характеризующихся наивысшей горимостью лесов, отнесено более 74 тыс. га лесного фонда области. Санитарное состояние лесов области - удовлетворительное.
Лесные ресурсы Елецкого района бедны и представлены группами полезащитных насаждений. Деятельность по лесоразведению и лесоохране в Елецком районе осуществляет Областное казенное учреждение «Елецкое лесничество», которое находится в районе станции Телегино и «Елецкий Лесхоз» в с. Копани. Заповедную ценность предствляет «Хомутов лес», площадью 900 га, с. Казаки, «Лес Прасека» в Аргамач-Пальне, низовья реки Сосна в районе с. Голиково, Дендрологический памятник природы в с. Воронец и другие лесоохранные объекты.
Итог урока:
Необычайна велика и многогранна роль леса в Географической оболочке Земли. Ученые все чаще приходят к выводу, что общение с природой является необходимым условием нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Лес является исчерпаемым природным ресурсом, поэтому возникает необходимость рационального его использования, бережного отношения ко всем его богатствам.
3.Оценки за урок
4.Домашнее задание: приготовиться к проверочному тестированию
Приложение 1
Карточка №1
Тема: «География лесов России»
1 вариант
Что такое тип леса?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой природной зоне соответствуют хвойные леса?______________
Из каких пород деревьев образованы смешанные леса?____________
___________________________________________________________
Где в Российской Федерации расположены широколиственные леса?
___________________________________________________________
Тайга бывает: светлохвойная и ________________________________
Приведите примеры лиственных пород деревьев__________________
____________________________________________________________
Карточка №1
Тема: «География лесов России»
2 вариант
Что такое тип леса?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой природной зоне соответствуют смешанные леса?___________
Из каких пород деревьев образованы широколиственные леса?_____
___________________________________________________________
Где в Российской Федерации расположены хвойные леса?_________
___________________________________________________________
Смешанные леса бывают хвойно-мелколиственные и ________________________________
Приведите примеры хвойных пород деревьев____________________
____________________________________________________________