Речевые игры Карла Орфа

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ К.Орфа
"ИМЕНА"
Лена, Катя, Миша, Вова и Иван Забрались с ногами на диван. Лёша и Петя, Натали и Глеб Уплетают свежий белый хлеб. Уплетают вместе белый хлеб.
Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит.д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т.д.
"РАБОТНИКИ"
Катя и Мишенька встали с утра Сразу у них закипели дела: Кошку помыть и постричь воротник, Катя успела и брат озорник.
Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли.
"КОЛОКОЛЬЦЫ"
Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон
Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметьмаленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.
"МЫШКИ"
Вышли мышки как-то раз Поглядеть который час: Раз, два, три, четыре! Мышки дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон: Бом, бом, бом, бом! Убежали, убежали, убежали мышки вон!
Потешку можно разучивать сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост: мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т.д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут немузыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т.д.
"РЁВА"
Не плачь, не плачь. Куплю калач Не вой, не вой, Куплю другой Не реви. Не реви, Куплю сухари!
Модель даёт возможность разнообразно и плодотворно поработать над звучащими жестами. Каждую строфу лучше повторить дважды (вначале как эхо: педагог-дети) Дразнилка может разыгрываться по разным сценариям: плакса сидит в кругу и заливается горючими слезами. Предлагаю детям подобрать инструмент, который будет "плакать". Другой вариант: дети жалеют плачущего.
"ФОКУС-ПОКУС"
Фокус покус, трали-вали, Едет мышь на самосвале Ты чего же это, мышь, Сверху вниз на нас глядишь? Кыш! Кыш! Кыш!
Потешка может быть использована с детьми младшего возраста. Сюжет прост: мышка ездит внутри круга с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова "Кыш!, "Кыш!" можно озвучить каким-нибудь инструментом, например бубном.
"ТУТТИ-ФРУТТИ РОНДО"
Фини, лимо, банакос, Киви, персик, абрикос Тутти-фрутти ти-ри-ти-ри-та, ти-ти!
Скажите детям, что они должны отгадать, какие фрукты спрятались в стихах. Для игры и движения можно использовать детские стульчики, кегли и другие предметы.