Конкретизация общих компетенций при планировании образовательного процесса


Сервисный методический комплекс
Образовательных организаций профессионального образования
Западного региона Иркутской области
Педагогическая конференция
«Инновационная деятельность в образовательных организациях
Профессионального образования как ресурс повышения
Качества подготовки конкурентноспособных специалистов»
Конкретизация общих компетенций при планировании
образовательного процесса
Автор работы: Аникина Антонина Васильевна
Занимаемая должность: преподаватель ПМ и ОП
Место выполнения работы:
ОГАОУ НПО ПУ50 п.Залари
Залари,2014
Аннотация
Обеспечение результата освоения программы ПМ или ОП зависит от различных составляющих. Одна из них находит отражение в поурочном планировании при формулировании целей урока. При планировании уроков и формулировке целей, для реализации ФГОС по профессии делопроизводитель, использую анализ общих компетенций, разложив их на общеучебные, коммуникативные, организаторские, аналитические умения;
Разбивая формулировки общих компетенций на аспекты, можно четко добиваться поставленной на уроке цели, при этом урок от урока усложнять уровни усвоения деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования (далее – ФГОС НПО/СПО) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по различным специальности всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации.
В ФГОС НПО/СПО используются следующие термины и определения в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», а также с международными документами в сфере профессионального образования.
Компетенция – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Общая компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов деятельности.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.
Как образовательный результат, названы общие компетенции, которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда». Чтобы оценить сформированность общих компетенций, необходимо спланировать их формирование в образовательном процессе, конкретизируя их в поурочных планах.
Для того, чтобы обеспечить результат освоения программы ПМ или ОП необходимо проверить овладение профессиональных и общих компетенций. Если для профессиональных компетенций разрабатываются Контрольно-оценочные средства, сориентированные на проверяемый результат, заложенный в стандарте по профессии, то проверить все общие компетенции, как на уроке, так и на итоговой аттестации, очень сложно.
Для этого необходимо преподавателю:
Спланировать их формирование в образовательном процессе, разложив их на общеучебные, коммуникативные, организаторские, аналитические умения;
Оценить сформированность ОК.
Я считаю, для этого преподаватель должен четко отразить в плане урока в части целеполагания конкретное действие, которое обеспечит формирование общей компетенции у студентов в итоге. Разбивая формулировки общих компетенций на аспекты, можно четко добиваться поставленной на уроке цели, при этом урок от урока усложнять уровни усвоения деятельности.
При планировании уроков и формулировке целей, для реализации ФГОС по профессии делопроизводитель, я использую следующий анализ общих компетенций. Примеры по темам и целям урока приведены по ОП 03. Основы делопроизводства.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии и проявлять к ней устойчивый интерес.
Формулировка понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии не указывает на деятельность. Поэтому получение результата демонстрируется обучающимся через объяснение, приведение произвольных примеров и т.п. Формулировка проявлять к ней (будущей профессии) устойчивый интерес не представляет собой указания на образовательный результат. Таким образом, данная часть формулировки указывает на то, что в процессе обучения следует поддерживать постоянный интерес обучающегося к осваиваемой профессии.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из способов ее достижения, определенных руководителем.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, означает, во-первых, планирование деятельности в соответствии с заданным способом и, во-вторых, определение ресурсов для ее осуществления. 
Таким образом, получены формулировки:
ОК 2.1 Организация (планирование) деятельности:
- планирует деятельность, применяя технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно);
- разбивает поставленную цель на задачи, подбирая из числа известных технологии (элементы технологий), позволяющие решить каждую из задач;
- планирует деятельность в рамках заданных (известных) технологий, в том числе выделяя отдельные составляющие технологии;
- корректно воспроизводит технологию по инструкции.ОК 2.2 Организация деятельности (планирование ресурсов):- анализирует потребности в ресурсах и планирует ресурсы в соответствии с заданным способом решения задачи ;
- называет ресурсы для решения поставленной задачи в соответствии с заданным способом деятельности.
Например:
Тема: Внесение изменений в трудовые книжки.
Цель: корректно воспроизводит технологию внесения изменений в трудовую книжку, согласно инструкции заполнения трудовых книжек.
Тема: Заполнение трудовой книжки, внесение исправлений.
Цель: разбивает поставленную цель на задачи, подбирая из числа известных технологий - заполнения трудовой книжки, внесение исправлений в трудовые книжки, позволяющие решить каждую из задач.
Таким образом: на первом уроке студент выполняет простое действие, изучая тему урока, а на следующем уроке происходит усложнение действий, при формировании общих компетенций.ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию своей деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Все представленные формулировки описывают многоаспектную деятельность, поэтому, разобьем описанные формулировкой общие компетенции на аспекты.
ОК 3.:
- анализ рабочей ситуации (подготовка принятия решения);
- текущий контроль и коррекция деятельности;
- ответственность за результаты работы.
Теперь в каждом из аспектов можно определить уровни усложнения деятельности.ОК 3.1 Анализ рабочей ситуации:
-проводит анализ причин существования проблемы; 
-определяет проблему на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации;
-самостоятельно задает критерии для анализа рабочей ситуации на основе смоделированной и обоснованной идеальной ситуации; 
-самостоятельно задает критерии для анализа рабочей ситуации на основе заданной эталонной ситуации;
-анализирует рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями, указывая ее соответствие \несоответствие эталонной ситуацииОК 3.2 Текущий контроль и коррекция деятельности:
-предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов оценки продукта;
-предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов текущего контроля;
-планирует текущий контроль своей деятельности в соответствии с заданной технологией деятельности и определенным результатом (целью) или продуктом деятельности;
-осуществляет текущий контроль своей деятельности по заданному алгоритму. ОК 3.3 Оценка результатов деятельности:
продукт:
-определяет критерии оценки продукта на основе задачи деятельности;
-оценивает и планирует продукт своей деятельности на основе заданных критериев;
-оценивает продукт своей деятельности по характеристикам.результат:
-определяет показатели результативности деятельности в соответствии с поставленной задачей деятельности;
- оценивает результаты деятельности по заданным показателям.
Например:
Тема: Оформление приказа по личному составу
Цель: анализирует рабочую ситуацию в соответствие с заданными критериями (заявление, определение причины увольнения), указывая ее соответствие/несоответствие эталонной ситуации.
Цель: определяет проблему: причину увольнения, на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации.
Цель: осуществляет текущий контроль своей деятельности, сравнивая результаты со статьями Трудового Кодекса.
Таким образом, разбив данную компетенцию на аспекты, можно наблюдать проявление каждой из них в целеполагании, осуществив, при этом и анализ рабочей ситуации (подготовка принятия решения), и текущий контроль и коррекция деятельности, и проследить ответственность за результаты работы.
ОК 4. Осуществляет поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Формулировка описывает многоаспектную деятельность и требует не только разделения на аспекты, но и определения уровней освоения деятельности:
ОК 4.1 Поиск информации:
-принимает решение о завершении \ продолжении информационного поиска на основе оценки достоверности \ непротиворечивости полученной информации;
-предлагает источник информации определенного типа / конкретный источник для получения недостающей информации и обосновывает свое предложение;
-характеризует произвольно заданный источник информации в соответствии с задачей деятельности;
-формулирует вопросы, нацеленные на получение недостающей информации;
-характеризует произвольно заданный источник информации в соответствии с задачей информационного поиска;
- указывает на недостаток информации, необходимой для решения задачи;
-самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета;
- выделяет из содержащего избыточную информацию источника информацию, необходимую для решения задачиОК 4.2 Извлечение и первичная обработка информации:
-извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной структуры;
-извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в самостоятельно определенной в соответствии с задачей информационного поиска структуре;
-извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в рамках заданной структуры;
-предлагает простую структуру для систематизации информации в соответствии с задачей информационного поиска;
-извлекает информацию по одному основанию из одного или нескольких источников и систематизирует ее в рамках заданной структуры.ОК 4.3 Обработка информации:
-делает обобщение на основе предоставленных эмпирических или статистических данных;
-делает вывод о причинах событий и явлений на основе причинно-следственного анализа информации о них;
-делает вывод о применимости общей закономерности в конкретных условиях,
задает критерии для сравнительного анализа информации в соответствии с поставленной задачей деятельности;
-делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям или на основе заданных посылок и \ или приводит аргументы в поддержку вывода;
-выделяет в источнике информации вывод и \ или аргументы, обосновывающие определенный вывод.
Например:
Тема: Систематизация статей ТК.
Цель: Провести систематизацию статей, извлекая информацию по одному из источников (ТК) и систематизирует ее в рамках заданной структуры, статей оформления приема на работу.
Тема:Заполнение карточки формы Т-2
Цель:Осуществление поиска информации, необходимой для заполнения карточки ф.Т-2, формулируя вопросы, нацеленные на получение недостающей информации.
Из данной постановки целей видно, что в каждом конкретном случае, в соответствии с темой можно конкретизировать вид деятельности на уроке, а так же задать уровень усвоения.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Формулировка использовать (какое-либо средство) не указывает на деятельность, в процессе которой это средство применяется. Если мы перенесем акцент в формулировке – осуществляет профессиональную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, - то получим указание не на универсальные, а на специальные способы деятельности, которые еще нужно конкретизировать.
Поэтому при постановке целей с использованием данной общей компетенцией, необходимо учитывать профессиональную деятельность, где могут потребоваться разнообразные ИКТ.
Например, для делопроизводителя это – набор офисных программ, техника печати, подготовка мультимедийных продуктов, использование электронной почты, умение пользоваться ресурсами Интернет, что возможно не приемлемо в любой другой профессии.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
При неопределенности цели коммуникации эффективное общение \ взаимодействие целесообразно разделить на аспекты в соответствии со спецификой универсальных технологий коммуникации, связанных с формами коммуникации: монологическое выступление перед аудиторией, диалог, письменная коммуникация.
Таким образом, получается четыре аспекта ОК 6, внутри которых можно выстроить иерархию деятельности с позиции ее усложнения, следовательно, повышения уровня образовательного результата.ОК 6.1 Работа в команде (группе):
процедура: 
при групповом обсуждении:
-использует приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмирует причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения \ деятельности;
-фиксирует особые мнения;
-принимает и фиксирует решение по всем вопросам для группового обсуждения;
-договаривается о процедуре и вопросах для обсуждения в группе в соответствии с поставленной целью деятельности команды (группы);
-участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу.содержание:при групповом обсуждении:
-дает сравнительную оценку идей, высказанных участниками группы, относительно цели групповой работы;
-развивает и дополняет идеи других (разрабатывает чужую идею); 
-задает вопросы, проверяет адекватность понимания идей других;
-убеждается, что коллеги по группе поняли предложенную идею; 
-аргументированно принимает или отвергает идеи;ОК 6.2 Эффективное общение (монолог):
-самостоятельно готовит средства наглядности;
-самостоятельно выбирает жанр монологического высказывания в зависимости от его цели и целевой аудитории;
-использует средства наглядности или невербальные средства коммуникации;
соблюдает заданный жанр высказывания (служебный доклад, выступление на совещании \ собрании, презентация товара / услуг);
-соблюдает нормы публичной речи и регламент, использует паузы для выделения смысловых блоков своей речи, использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своей речи;ОК 6.3 Эффективное общение (диалог):обмен информацией: 
-работает с вопросами в развитие темы и \ или на дискредитацию позиции;
-запрашивает мнение партнера по диалогу;
-отвечает на вопросы, направленные на выяснение мнения (позиции);
-задает вопросы, направленные на выяснение фактической информации;
-начинает и заканчивает служебный разговор в соответствии с нормами;
-отвечает на вопросы, направленные на выяснение фактической информации;понимание: 
-выделяет и соотносит точки зрения, представленные в диалоге или дискуссии;
-извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) фактическую и оценочную информацию, определяя основную тему, звучавшие предположения, аргументы, доказательства, выводы, оценки;-извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) требуемое содержание фактической информации и логические связи, организующие эту информацию;
-извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) основное (общее) содержание фактической информации;ОК 6.4 Эффективное общение (письменная коммуникация):
-самостоятельно определяет жанр продукта письменной коммуникации в зависимости от цели, содержания и адресата;
-создает продукт письменной коммуникации сложной структуры, содержащий сопоставление позиций и \или аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции;
-создает стандартный продукт письменной коммуникации сложной структуры;
-создает стандартный продукт письменной коммуникации простой структуры.
Тема: Организация и проведение совещаний
Цель: принимает и фиксирует решение по вопросам проведения совещания для группового обсуждения.
Цель: соблюдает заданный жанр высказывания (служебный доклад, выступление на совещании ) при организации проведения совещания;
Цель: выделяет и соотносит точки зрения, представленные в диалоге или дискуссии, отвечает на вопросы, направленные на выяснение фактической информации по организации и проведению совещаний
Для профессии Делопроизводитель необходимо уметь эффективно общаться: проявлять ораторские способности, вести диалог, участвовать в групповом обсуждении (проведение совещаний, заседаний), самостоятельно готовить средства наглядности (презентации, видео), отвечать на вопросы – прием посетителей, разговор по телефону и др. Поэтому, при подготовке урока, использую данную иерархию деятельности, что позволяет добиться желаемого и проверяемого результата при освоении общих компетенций.ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Данная формулировка содержит ограничение по гендерному признаку. Так как в набранной группе по профессии Делопроизводитель юношей нет, ОК 7 не использую.