Лирика Н.А. Некрасова 1845-1855 годов. Искания лирического героя.


Учитель Осинина Т.Ю.
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ


ТЕМА: Лирика Н.А.Некрасова 1845-1855 годов. Искания лирического героя.
Цели: показать основные особенности лирики Некрасова 40-50-х годов как периода формирования его социально-нравственных взглядов и гражданской позиции. Выявить диалектику понятия «лирический герой». Найти связь лирического героя с личностью поэта.
Повторить основные факты биографии поэта, повлиявшие на формирование его мировоззрение .Ход урока
Эпиграфы к урокам:
Восторг всеобщий…Вы теперь лучшая надежда, можно сказать, единственная прекрасная надежда нашей литературы.
Н.Г.Чернышевский
Что ни толкуй его противники, а популярнее его нет теперь у нас писателя…
И.С.Тургенев
I. Организационный момент.
II .Проверка домашнего задания.
Рассказ  о жизни и творчестве Н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений с использованием приготовленных по группам презентаций.
1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ НЕКРАСОВА

2. «МЕЧТЫ И ЗВУКИ» (1840)

3. СТИХОТВОРЕНИЕ «В ДОРОГЕ» (1845)

4. РЕДАКТОРСКАЯ И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬН. А. НЕКРАСОВА

III. Работа по теме урока
Вступительное слово учителя.
Лирика 40-50 годов поэта – яркое отображение личности молодого поэта .Образ лирического героя произведений поэта высвечивает лучшие стороны молодого Некрасова и его связи с обществом.
Прочтите эпиграфы. Они есть высказывания современников Некрасова о сборнике стихов 1856 года.
- Почему стихи имели такой успех? Кто стал читателем Некрасова? Почему «Мечты и звуки» не могли иметь такого признания?
Ответ на эти вопросы вы сможете дать только в конце урока
2. Работа над понятием «лирический герой»
- Что такое лирический герой?
(Человеческий образ, стоящий в центре лирики, близкий к личности самого автора)
а)Чтение стихотворения «Родина» (1846)
- Можем ли мы найти общее в жизни поэта и лирического героя?
(Да. Оба из дворянской семьи, оба молоды.)
- Значит лирический герой равен Некрасову? Так ли это?
(Нет. Некрасов очень любил Грешнево, сад, герой стихотворения : « Я с отвращением кругом кидаю взгляд…»)- Почему так по-разному звучит тема детства в автобиографических воспоминаниях и в стихотворении?
( Стихотворение - это не автобиография. «Родина» явилась произведением, где личный опыт поэта соединился с опытом его современников. Впервые в поэзии дан образ лирического героя современный поэту характер передового, революционно-демократического интеллигента 40-х годов)б).«Родина» - стихотворение о детстве лирического героя. Как складывается его юность, какие чувства ему свойственны – об этом мы узнаем, читая стихи: «Памяти Белинского»(1853), «Маша»(1855), «Памяти Асенковой»(1855)
- Что общего в жизненных судьбах людей, о которых рассказывает поэт?
(Судьба герое одинаково печальна. Лирический герой одинок и беден.В этом стихотворении автор показал не только пережитое им лично, но и подробности жизни других людей. Этот герой- сплав человека того времени.)- Каков лирический герой стихотворения? За что он презирает себя?
(Герой недоволен собой. «Он зол и угрюм». Он осуждает себя за бездеятельность.)- В чем же основной смысл стиха?
(В самообвинении)
в.)Давайте посмотрим, как лирический герой относится к людям. Проследим это на примере стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…»(1847).Прочтите это стихотворение и составьте краткий рассказ по плану самостоятельно:
А.Что мы узнаем о детстве героини?
Б.Как можно представить историю ее первого замужества? Почему героиня порывает с мужем?
В.Как сложилась жизнь героини со вторым мужем? Какой он7Г.О чем говорит их жилище и смерть сына?
Д.Как лирический герой вспоминает образ героини и всю историю ее жизни?
Проверка самостоятельного анализа стихотворения:
1 ученик рассказывает о прошлом лирического героя. ( В прошлом это больной о голодный человек, который выбивался из сил. Нищета его придавила, поэтому он ничего не смог сделать для любимой и ребенка. Смерть ребенка развела его с другом.)2 ученик рассказывает о героини стиха. (Безрадостное детство. Ни одного ласкового слова от отца. Выходит замуж за нелюбимого, поддавшись уговорам отца. Новая жизнь принесла новые испытания. Но героиня горда, поэтому рвет отношения с мужем(церковный брак!)
Вывод : Облик лирического героя Н.А.Некрасова раскрывается в семейных обстоятельствах, положение его драматично, но герой думает не только о себе. Для него характерны отзывчивость, сердечность, умение чувствовать чужую боль.
г). Особенности образа лирического героя периода 1845-48 годов мы отметили. Акак формировался его характер в период с 1848 по 55 годы7 Какие качества изменились? (Чтение стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…»- Каким человеком мы увидели лирического героя в этом произведении? (Это передовой человек , гражданин, выразитель интересов простого народа. В образной форме Некрасов передает первые ощущения своего назначения как поэта). IV.Подведение итогов урока.V. Домашнее задание
Найти стихотворение, где лирический герой рассказывает о своих встречах с простыми крестьянами. Записать, какие чувства лирического героя переданы в этом стихотворении, подкрепить ответ примерами из текста.