Методическая разработка открытого урока по дисциплине Основы Безопасности Жизнедеятельности От предмета ОБЖ к безопасной жизни

Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА

на тему: От предмета ОБЖ к безопасной жизни

для специальности: для всех специальностей









Согласовано: Разработал:
председатель предметной преподаватель УКСИВТ
цикловой комиссии:
__________ Хасанова З.М. __________Фоменков В.В.
«___»__________ 2016 г. «___»__________ 2016 г.


Заместитель директора по УМР
__________ Гареева С.М.
«___»__________ 2016 г.






2016 год
1. Пояснительная записка

Данный Всероссийский открытый урок проводится в соответствии с Планом мероприятий по проведению месячника безопасности детей в период с 15 августа по 15 сентября в Кировском районе городского округа город Уфа РБ.
Данное учебное занятие проводится со студентами 1 курса всех специальностей.

Содержание открытого урока: массовое мероприятие в общеобразовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации с доведением информации до подрастающего поколения, их родителей и педагогов о необходимости формирования у учащихся навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умений защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь. Вместе с тем открытый урок призван служить развитию Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».

Цели проведения открытого урока:
образовательная:
изучить основные требования, предъявляемые к учащимся в нашем колледже для обеспечения безопасного обучения;
изучить раздел Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в части, касающийся организации воинского учета в колледже.
развивающая:
расширить кругозор учащихся в вопросах безопасного прохождения курса обучения и военного законодательства.
воспитательная:
повысить ответственность студентов за выполнение своих гражданских обязанностей.
методическая:
убедить студентов в необходимости использования полученных знаний при выполнении своих гражданских обязанностей.

Задачи проведения открытого урока:
Пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поднятие его престижа.
Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения.
Практическая отработка навыков безопасного поведения учащимися в различных условиях.
Профессиональное ориентирование молодежи на дальнейшую службу (работу) в МЧС России, популяризация профессий спасателя и пожарного.
Развитие деятельности ВДЮОД «Школа безопасности».
Привлечение новых участников во ВДЮОД «Школа безопасности» (далее - Движение) и повышение степени охвата тех категорий подростков, которые не имеют возможности принимать участие в активных занятиях по состоянию здоровья.
Выработка у руководящего состава и обучаемых практических навыков умения осуществлять управление мероприятиями по защите учащихся и постоянного состава в чрезвычайных ситуациях.

По завершению изучения данной темы студенты должны:
знать:
Основные меры безопасности при прохождении курса обучения в колледже;
Требования ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в части касающейся организации воинского учета.
уметь:
Применять полученные знания при исполнении воинской обязанности.
понимать:
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в части касающейся организации воинского учета позволяют обеспечить успешное прохождение курса обучения.



2. Обеспечение занятия
Методическое: Методическая разработка Всероссийского открытого урока «От предмета ОБЖ к безопасной жизни».
Средства обучения.
Учебно-методический комплект занятия:
План мероприятий по проведению месячника безопасности детей ГБПОУ УКСИВТ;
технологическая карта занятия;
конспект занятия;
наглядные пособия – 1 комплект.
3. Литература:
1) Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;
2) В.Ю. Микрюков «Безопасность жизнедеятельности». – Уч., 3-е изд.,стер, – М.: КНОРУС, 2012.
3. Технологическая карта занятия

Тема: «От предмета ОБЖ к безопасной жизни»
Вид занятия: лекция.
Форма организации учебного процесса: урок усвоения новых знаний.
Время занятия: 1 час.
Цели занятия:
образовательная:
изучить основные требования, предъявляемые к учащимся в нашем колледже для обеспечения безопасного обучения;
изучить раздел Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в части, касающийся организации воинского учета в колледже.
развивающая:
расширить кругозор учащихся в вопросах безопасного прохождения курса обучения и военного законодательства.
воспитательная:
повысить ответственность студентов за выполнение своих гражданских обязанностей.
методическая:
убедить студентов в необходимости использования полученных знаний при выполнении своих гражданских обязанностей.
По завершению изучения данной темы студенты должны:
знать:
Основные меры безопасности при прохождении курса обучения в колледже;
Требования ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в части касающейся организации воинского учета.
уметь:
Применять полученные знания при исполнении воинской обязанности.
понимать:
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в части касающейся организации воинского учета позволяют обеспечить успешное прохождение курса обучения.




Структура занятия
Тема занятия: «От предмета ОБЖ к безопасной жизни».

Этапы
занятия
Деятельность
преподавателя
Деятельность студента
Время

1
2
3
4
6

1
Вводная часть



Приём рапорта, проверка наличия людей.
Предоставление вступительного слова:
Директору колледжа С.З. Кунсбаеву;
зам. директора по УР З.З. Курмашевой;
зам. директора по ВР З.А. Сафуановой.
Сидят в актовом зале



5 мин.
5 мин.
5 мин.

2
Основная часть
Объявление темы и цели занятия.
Сидят в актовом зале
25 мин.

3




1 - вопрос
Основные требования к безопасному прохождению курса обучения
Разъяснение основных требований, предъявляемых к студентам для обеспечения безопасного прохождения курса обучения в колледже.



Внимательно слушают предложенный материал
20 мин.

4
2 - вопрос
Основные требования ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
Разъяснение основных требований ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предъявляемые к учащимся по организации воинского учета в колледже.
Внимательно слушают предложенный материал
5 мин.

5
Заключительная часть.
Подведение итогов открытого урока. Ответы на вопросы.
Внимательно слушают
5 мин.

4. Ход занятия
Вводная часть- 15 мин.
Прием рапорта, проверка наличия студентов на занятиях до начала занятий – 5 мин.
Вступительное слово директора колледжа Кунсбаева С.З.– 5 мин.
Выступление зам. директора по УР Курмашевой З.З. – 5 мин.
Выступление зам. директора по ВР Сафуановой З.А. – 5 мин.

Объявление темы и цели открытого урока.

Основная часть – 25 мин.
Современное развитие общества, не смотря на новейшие достижения науки и техники, к сожалению не гарантирует повышения безопасности. В основе этого негативного фактора лежат отказы технических устройств и разрыв между новейшими достижениями науки и техники и умением эти достижения применять в трудовой деятельности и в быту. Сегодня мы приступаем к занятиям в новом учебном году. В связи с этим хотелось бы ознакомить Вас с теми основными требованиями, которые предъявляются к учащимся в нашем учебном заведении и теми требованиями, которые призваны обеспечить безопасное пребывание в стенах нашего колледжа.
Во-первых хотелось бы, чтобы Вы уяснили, вы поменяли статус и являетесь теперь не школьниками, а студентами, значит должны соответствовать новому, более престижному званию и вести себя соответствующим образом. А это значит, что должен соблюдаться Устав нашего учебного заведения, который предполагает соблюдение требований трудовой (учебной) дисциплины, основными из которых являются: все передвижения по колледжу осуществляются только шагом. Без указания преподавателей никто по коридорам колледжа сломя голову не бегает и не кричит во весь голос. Помните, что в колледже идут занятия! Если Вы получили от персонала колледжа замечание, его необходимо немедленно устранить, не вступая в пререкания. Отдельно хочу предупредить о соблюдении пропускного режима. Вход студентов в колледж только по пропускам. Это наша безопасность. Поэтому, если Вы забыли пропуск, попросите вахтера, чтобы он вызвал на вахту Вашего куратора и в его сопровождении пройдите в колледж.
Во-вторых учитесь строить бесконфликтные взаимоотношения с однагруппниками. Словесные, а тем более физические оскорбления могут повлечь за собой дисциплинарные взыскания вплоть до исключения из колледжа, в зависимости от наступивших последствий. Помните, что за свои необдуманные поступки надо будет отвечать.
В-третьих, в соответствии с приказом директора в помещениях и на территории колледжа курение категорически запрещено. Это вредно для Вашего здоровья. Это создает дополнительную работу уборщицам и дворникам. Это может привести к пожару. Кроме того, в соответствии с приказом директора запрещается использовать электрические нагревательные приборы в общежитиях №№ 1 и 2. С учетом плотности заселения общежитий электропроводка может не выдержать нагрузки, что может привести к возникновению пожара. При использовании электроприборов, прежде чем их включить, необходимо визуально убедиться в исправности розеток, вилок и шнуров электроприборов, как во время проведения занятий, так и в быту.
В-четвертых, для минимизации последствий возможного пожара, существуют правила поведения при возникновении пожара. С целью практической отработки этого вопроса у нас ежегодно проводятся тренировки по эвакуации учащихся в случае возникновения пожара в общежитии № 2 и из учебных корпусов. В частности 15 сентября такая тренировка будет проводиться в общежитии № 2. Сигнал на эвакуацию – три длинных звонка. Кроме того в учебных корпусах может идти звуковое или речевое оповещение о возникновении пожара.
Время на эвакуацию – 5 минут. Место сбора после эвакуации всегда – футбольное поле во дворе колледжа. Услышав сигнал об эвакуации необходимо быстро, без суеты одеться по сезону, взять документы и по ближайшему пути эвакуации как можно быстрее, но без паники, организованно покинуть здание. Если это произошло во время занятий, то эвакуация проводиться под руководством преподавателя. В процессе тренировок имели место случаю, что некоторые студенты пытались спрятаться. Естественно это приводило к повторной тренировке. Маршруты эвакуации вывешены во всех учебных корпусах и общежитиях. Кроме того, в случае возникновения пожара, каждый из вас может подать сигнал пожарной тревоги, нажав на кнопку оповещения о пожаре, которые есть на каждом этаже. При этом такого рода баловство недопустимо, так как в случае возникновения реального пожара люди могут не среагировать на такой сигнал.
В соответствии с требованиями пожарной безопасности в тех кабинетах, где это необходимо, а так же в коридорах установлены огнетушители. Каждый должен уметь им пользоваться. На каждом огнетушителе указано, что можно им тушить.
Порядок применения огнетушителя следующий:
1 – выдернуть чеку;
2 – направить сопло на очаг возгорания;
3 – нажать на рычаг.
Тушить с расстояния 2-5 метров. Это должен знать каждый. Однако никто не требует от вас заниматься тушением пожара. Для руководства колледжа самое важное сберечь ваши жизни и здоровье. Поэтому основным способом защиты жизни и здоровья при пожаре является эвакуация.
В-пятых, ежегодно 1 сентября начинается месячник безопасности дорожного движения. Это делается для того, чтобы учащиеся вспомнили правила дорожного движения и переходили улицу строго по пешеходным переходам. При этом прежде, чем начать движение, необходимо убедиться, что все транспортные средства остановились и путь свободен. Здесь хочу заметить, что некоторые граждане так «сроднились» со своими гаджетами, что даже дорогу переходят не отвлекаясь от него. Кроме того, некоторые еще пользуются наушниками. А это значит, что органы зрения и слуха отключены от оценки окружающей обстановки, что и может привести к трагедии.
И последнее. Вы вступаете в такой возраст, когда помимо прав у вас появляются и обязанности перед обществом. Одной из них является воинская обязанность. Поэтому все юноши, поступившие в наш колледж до 15 сентября должны сдать копии паспортов с пропиской, которые кураторы сдают мне для организации воинского учета. При этом юноши 2000 года рождения уже в этом году должны будут подготовить документы для постановки на воинский учет, а юноши 1999 года рождения и старше должны подойти ко мне в кабинет № 111 и завести карточку воинского учета. Для этого необходимо иметь при себе паспорт, удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, ИНН, свидетельство государственного пенсионного страхования. Знать год рождения родителей и почтовый индекс по месту жительства. При этом хочу обратить внимание юношей, которые проживают в нашем общежитии. В соответствии с действующим законодательством и правилами проживания в общежитии вы во время обучения в колледже должны состоять на временном воинском учете в отделе военного комиссариата РБ по Кировскому и Ленинскому районам города Уфы. Для этого необходимо прибыть в отдел ВК РБ по Кировскому и Ленинскому районам г. Уфы по адресу: ул. Мубарякова 6/2, имея при себе паспорт, удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу и свидетельство о временной регистрации в общежитии. За невыполнение этого требования администрация колледжа может поставить вопрос о выселении из общежития юношей, не выполнивших данное требование. По всем вопросам, касающимся воинского учета, Вы можете обратиться ко мне в кабинет № 111.

Заключительная часть – 5 мин.

Подведение итогов открытого урока. Ответы на вопросы.
Вопрос: В какой период времени осуществляется первоначальная постановка на воинский учет юношей 2000 года рождения?
Ответ: Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1-го января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.

Вопрос: Какие документы необходимо подготовить для постановки на первоначальный воинский учет?
Ответ: Для постановки на первоначальный воинский учет необходимо подготовить следующие документы: 1. Копия паспорта;
2. Копия свидетельства о рождении;
3. Копия аттестата об образовании за 9 класс;
4. Характеристика;
5. Анкета;
6. Лист изучения призывника;
7. Фотографии 3х4 с правым уголком ч/б – 4 шт.;
8. медицинские анализы:
- общий анализ мочи;
- общий анализ крови;
- флюрографию;
- ЭКГ;
9. Справку с места учебы;
10. Справку о составе семьи с ЖЭУ.
Бланки документов будут вам выданы в ноябре.















Заголовок 1 Заголовок 715