КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА «Современная молодежная субкультура. Проблемы и пути решения» (беседа-диалог) ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ


КЛАССНЫЙ ЧАС
«Современная молодежная субкультура.
Проблемы и пути решения»
(беседа-диалог)
Цели и задачи классного часа:
воспитание гражданской позиции,
привитие навыков критического анализа, объективного суждения и аргументированного ведения диалога.
Ход классного часа
Классный руководитель: Ребята, тема нашего сегодняшнего разговора вас, наверное, удивит. Думаю, она вызовет у вас интерес и вы дополните или попытаетесь оспорить некоторые факты, которые я предлагаю вам обсудить. Итак, речь сегодня пойдет о современной молодежной субкультуре.
Что такое молодежная субкультура?
Носителями молодежной субкультуры являются неформальные объединения, в которых и заложен весь семиотический потенциал. Они различаются по характеру социальной нравственности, типу групповых ценностей, особенностями проведения досуга.
З.В. Сикевич дал характеристику неформальным молодежным движениям с учетом того, что причастность к группе может быть связана:
во-первых, со способом времяпрепровождения — музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;
во-вторых, с социальной позицией —экологокультурные;
в-третьих, с образом жизни — «системники» и их многочисленные ответвления (пипл, хайрасты, религиозные братства);
в-четвертых, с альтернативным творчеством — официально не признанные живописцы, скульпторы и др.
С.А. Сергеев предложил несколько другую классификацию молодежных неформальных движений. Среди них он выделил:
романтико-эскапистские (хиппи, индеанисты, толкинисты, байкеры);
гедонистическо-развлекательные (мажоры, рейверы, рэпперы и т. п.);
криминальные («гопники», «люберы»);
анархо-нигилистические (панки).
Сегодня криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборств, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть неизвестна многим участникам. Семиотическими признаками такого рода групп становятся конкуренция накачанных мышц (искаженная форма бодибилдинга), тренировочный костюм как наиболее приемлемая в любых ситуациях одежда, довольно часто — золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии преступного мира.
В последние годы в нашей речи укоренилось слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируется ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.
Неформалы — это те, кто выбиваются из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.
Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп — соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремится сделать что-то лучше, чем другие. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.
Они очень разные, поскольку многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.
Вопросы для обсуждения:
Как вы понимаете термин «молодежная субкультура»?
Чем, по вашему мнению, отличается молодежная субкультура от традиционной культуры?
Субкультура неформальных молодежных течений
Классный руководитель: А теперь постараемся охарактеризовать только некоторые неформальные молодежные организации.
Существуют некоторые классификации молодежных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.
Музыкальные неформальные молодежные организации.
Главная цель таких молодежных организаций — прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.
Среди музыкальных неформалов наиболее известны металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (также имеют название «Хэви металл»). Самыми распространенными группами, играющими рок-музыку, являются «Кисе», «Ай-рон Мейден», «Металлика», «Скорпионз», отечественные — «Ария» и т. д. В тяжелом металлическом роке присутствуют жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.
Другая наиболее известная молодежная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеров (от англ. break-dance — особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование — в одном из значений брейк — «изломанный танец» или «танец на мостовой». Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремлением их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.
Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носят поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.
В тот же раздел попадают и битломаны, в рядах которых когда-то состояли многие из родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и.наиболее известным его участникам — Полу Маккартни и Джону Леннону.
Неформальные организации в спорте. Ведущие представители данного течения — знаменитые футбольные фанаты. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, употребления наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобное встречается. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т. д.
Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам. Собираясь перед стадионом, они обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.
Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокерами. Рокеров отличают любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты — мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Движение рокеров часто становилось причиной дорожно-транспортных происшествий. Отношение к ним общественного мнения зачастую негативное.
Неформальные организации философской направленности. Интерес к философии — один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений и толкает к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме. Выделяются среди них хиппи.
Как и большинство других, эта молодежная субкультура была привнесена в нашу страну извне, возникнув в США и Западной Европе.
Первые российские хиппи появились в конце 60-х годов прошлого века как результат увлечения в элитной молодежной среде очередной зарубежной модой — на внешний вид, музыку, а затем и образ жизни. Вместе с тем вскоре появился новый, более модный молодежный стиль — панкизм, усиливший эпатажные тенденции хиппизма и отказавшийся от его романтических мотивов. Исчезли элитарность и элемент новизны. В настоящее время символика, нормы поведения, фольклор и даже внешний вид «тусовки» хиппи воспроизводятся с впечатляющей неизменностью. Внешний облик хиппи довольно своеобразен: нестриженые волосы, кожаная лента, охватывающая лоб и затылок; рваная одежда, немытое тело и обилие первобытных украшений; ожерелья, браслеты на руках и ногах, серьги у мужчин и женщин. Пестроту одежды дополняют украшения: значки, засушенные цветы, «куриный рог» (камень с дырочкой) и т. д. На руках нанизано множество браслетов: на одной — десяток ниток с бисером, на другой — деревянное кольцо; на щиколотках тоже красуется бисерная нитка, а на груди висит прямоугольный разукрашенный мешочек («ксивник») для хранения денег и документов.
Состав почти полностью сменяется каждые 3—5 лет, но субкультура остается практически неизменной. Она включает в себя три слоя хиппи: со стажем — «олдовые»; новички — «пионеры». Между пионерами и олдовыми находится средний слой — «настоящие хиппы». Это основная личность «системы», воплощение ее норм и ценностей. Они понимают традиции и ритуалы тусовки, выполняют их..Хип-система создала свой язык — системный сленг, который используется для общения в среде примыкающей к ней молодежи.
Политические неформальные организации.
В данную группу неформальных молодежных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.
Среди политически активных молодежных группировок выделяются пацифисты, нацисты (или скинхеды), панки и др.
Пацифисты одобряют борьбу за мир; выступают против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.
Панки относятся к достаточно экстремистскому течению среди неформалов, имеющих вполне определенную политическую окраску. По возрасту панки — преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни. Желание панка любым путем привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. Они используют шокирующие предметы в качестве украшений. Это могут быть цепочки, булавки, лезвия бритвы.
Панки делятся на «левых» и «правых» и пропагандируют цели «протеста против существующих меркантильных отношений в обществе». Борясь с ними, эти течения личным примером бескорыстных отношений стремятся утверждать этику будущего. В качестве средств достижения такой морали много говорят о добре, терпимости, роли труда. Однако такие разговоры, как правило, носят абстрактно-лозунговый характер. В целом панков отличают низкая степень трудолюбия, отказ от реальной работы. В значительной степени их отличают социальный паразитизм, поверхностная начитанность при весьма высоком самомнении, особенно в отношении собственных творческих способностей. Выступая против бюрократизма, черствости и расчетливости, они стремятся к самоутверждению в среде себе подобных путем резкого отказа от общепринятых вещей, демонстрации экстремизма в средствах борьбы с негативными явлениями.
Субкультура готов проникла с Запада в середине 90-х годов, где она имеет большое количество последователей и множество ответвлений. В рамках данной субкультуры сложилась не только развитая инфраструктура, но и своеобразная философия. Однако при переносе на нашу почву прямого заимствования субкультуры не произошло.
В целом для субкультуры готов характерны общая тенденция к театральности, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Готы охотно заимствуют кладбищенскую, вампирскую и хипповскую эстетику.
В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи замкнутость, «частые депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида. Характерной чертой большинства субкультуры готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия» (стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров).
Для готов характерно стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством). Большинство готов носят черные одежды, красят ногти, волосы и губы в черный цвет и подводят глаза. «Готический имидж» достаточно разнообразен.
Все течения в готической субкультуре выделяются достаточно условно. В 2005—2006 гг. усилилась ассимиляция готов с контактирующими с ними юношами-металлистами (металлерами). Подобные контакты происходят в клубах во время «готических вечеринок», куда металлисты приходят из-за непропорционально большого присутствия среди готов девушек. Большой поток в готы идет из движения анимэшников, энергетов; незначительный — из сатанистов.
В субкультуре готов заложены некоторые компоненты, которые могут представлять потенциальную угрозу, перерастая в определенных условиях в криминальные и экстремистские нормы поведения.
Подобную потенциальную опасность несут следующие субкультурные признаки
Выбор кладбищ в качестве приоритетных мест тусовок. Это приводит к тому, что такая распространенная в подростковой среде забава, как нанесение надписей и рисунков на стенках, в правовом плане рассматривается не как хулиганство, а как вандализм.
Ориентация на сатанизм как на одну из составляющих субкультуры готов. Подобная ориентация декларативна. Однако в отдельных случаях при невысоком интеллекте подростка подобная норма спорадически может вырождаться в дьяволопоклонничество, вандализм, издевательство над животными, жертвоприношение, в «фатальный образ существования» (отсутствие всяких интересов, смысла и цели жизни).
Наблюдаются случаи, когда происходит смещение норм поведения на ценности агрессивной низкоинтеллектуальной субкультуры панков, допускающей различные противоправные действия и формирование совместных тусовок с дворовыми агрессивными полисубкультурными группами (бесцельные и спонтанные драки, погромы, сексуальная распущенность).
Наибольшую угрозу неагрессивной субкультуре готов несет существующий приток из маргинальных слоев общества. Именно в образованных данным потоком слоях сообщества готов происходят основные противоправные действия.
Вероятность появления или присоединения некоторой части готов к религиозным террористическим или сектантским организациям, падение интереса среди молодежи к мировой культуре и общечеловеческим ценностям.
Субкультура гопников. Гопники (гопота, пацаны, гопы, гоп-стопники и т. п.) — многочисленный слой молодежного общества. В наше время гопники имеют различную форму одежды. Но основная тенденция все же просматривается — это (согласно сленгу гопников) «трэкошки», «кэпка», «кроссовочки», «олимпыйка». Основной род деятельности — поиск различного рода развлечений, «грызьба сэмачек», организация бессмысленных скандалов, драк; пустое времяпрепровождение в собственных тусовках, сексуальная распущенность. Как правило, гопники — низкоинтеллектуальная часть молодежи, порой обучающаяся в училищах. Они пренебрежительно относятся ко всем молодежным организациям и движениям, к «заучкам» — интеллигентной, студенческой молодежи.
Гопники считают себя «среднестатистическими пацанами» и гордятся этим. Их музыкальные предпочтения — попмузыка. Большую часть речи современного гопника составляет нецензурная брань. Поведение характеризуется бравадой, порой неуважительным отношением к младшим и старшим по возрасту; отрицательной реакцией на замечание и т. д.
' о
Своеобразная субкультура и у мажоров. Интересы мажоров в основном связаны с вещами, деньгами, куплей- продажей, перепродажей. В речи преобладают переиначенные иностранные, чаще всего английские слова.
Среди мажоров выделяются хайлафисты. Обычно это дети богатых родителей. Вещи они носят только импортные. Встречаются обычно у кого-то дома или в лучших кафе, ресторанах. Любят сплетни об известных работниках искусства — это как ритуал. Стремятся к общению с людьми, имеющими высокое положение в обществе или большие материальные возможности. К другим же относятся крайне высокомерно.
Группы собственно мажоров можно встретить в портовых и наиболее крупных городах, где много иностранных туристов. Их образец — деловая молодежь Запада (хотя представления о ней порядком искажены). У мажоров такие же высокие материальные потребности, как у хайлафистов. Но чтобы их удовлетворить, приходится рассчитывать только на себя: многие подростки здесь из неполных, малообеспеченных семей.
Внутри общности выделяются различные группы.
Люберы — «социальные санитары», которые убеждены, что выступают от лица государства и отстаивают его интересы. Они нетерпимы к проявлению западных влияний, ко всему иностранному, считая, что это враждебно нашему строю. Они отбирают атрибуты у металлистов, вещи у мажоров, срезают волосы у хиппи. Эти акции сопровождаются избиением. Среди «санитаров» процветает культ силы. Особенности сленга связаны с их действиями: «погасить» (избить), «обуть» (снять атрибуты), «заложить» (сильно ударить).
Скинхеды — субкультура националистического толка. Националистические группировки, или скинхеды, — это участники относительно нового неформального движения. Слово «скинхеды» происходит от слияния двух английских слов: skin — кожа и head — голова. В России представители этого движения предпочитают называть себя бритоголовыми, появление первых группировок скинхедов относится к началу 90-х гг. прошлого века. Первых скинхедов сначала увидели в Москве, с той поры считающейся идеологическим и духовным центром движения.
1 П
Сколько на сегодняшний день в России националистических организаций, точно сказать невозможно. 99% таких объединений состоит из 3—5 человек, очень часто один и тот же человек состоит в нескольких организациях одновременно. По данным МВД, в 2002 г. только в Москве нацистские группировки располагали 3 тыс. активистов. Кроме того, еще около 30 тыс. человек, проживающих в столице, так или иначе, связаны с экстремистскими организациями ультраправого толка. Что же касается молодежных группировок — «скинхедов», то в столице их более 10 тыс.
Скинхеды называют себя солдатами третьей мировой войны, уже вступившими в войну. Их группировки наиболее многочисленны и опасны. Согласно исследованиям социологов, в России сейчас (конец 90-х — 2000 гг.) не менее 35 тыс. «скинов», объединившихся, чтобы поддержать «чистоту нации».
Согласно исследованиям последних пяти лет, результаты которых приводит агентство ИТАР-ТАСС, 15% россиян в возрасте 8—30 лет объединены в неформальные молодежные объединения, одно из которых — скинхеды. В 1992 г. скинхедов в России было всего несколько десятков человек, к началу же 2000 г. их насчитывалось уже свыше 20 тыс. Большинство из них объединены в небольшие банды по месту жительства или учебы.
Для того чтобы понять сущность и идеи скин-движения в России, необходимо рассмотреть его состав, используя классификацию журналиста С. Беликова, изложенную в его статье «Бритоголовая культура».Первая самая многочисленная группа — «малолетки», подростки 12—14 лет, иногда даже начиная с 8-летнего возраста, которые выучили несколько расистских или нацистских лозунгов, уяснили некоторые основные нормы поведения. Эта категория активно использует внешнюю символику — свастику.
Вторая категория — «молодые», подростки старшего возраста, 14—16 лет, активно участвующие во всевозможных митингах, демонстрациях. Эта категория обладает более четко оформленной политической ориентацией и умением связно изложить главные принципы националистического движения.
Третья категория — «старшие» — помимо участия в митингах и сборищах они обладают твердой, достаточно прочно сложившейся политической ориентацией, умеют не только связно изложить основные пункты программы своего движения, но и ведут агитационную работу. Эта категория обладает, как правило, прочными связями с различными право- и леворадикальными экстремистскими организациями.
Среди огромного количества националистов самых разных видов, степеней организованности существует небольшая сплоченная группа, так называемые «старые» скинхеды.
Эта относительно маленькая часть националистического движения состоит из наиболее идеологизированных и активных. Они хорошо знают обычаи, традиции, принципы националистов, являясь их основными хранителями и толкователями для основной массы. Каждый из них имеет определенный стаж пребывания в данном движении, от 3—5 до 10 лет, в течение которых они должны жить и действовать, соблюдая все принципы и заповеди националистического движения.
«Старые» члены движения — это в основном политики, занимающие активную жизненную позицию. Статус этот могут иметь и некоторые особо агрессивные музыканты, исполняющие песни в стиле рока или панк-рока.
В идеологии скинхедов присутствует крайняя форма расизма, проявляющаяся в открытом выражении неприязни и ненависти по расово-национальному признаку, которая выражается в лозунгах, надписях, рисунках, призывах и прямых действиях стычках, столкновениях, драках. Объекты воздействия определяются по визуальному признаку — цвет кожи, разрез глаз, черты лица. У определенной части участников движения господствуют антисемитские и антикавказские настроения.
Главное в идеологии скинхедов — национализм, национал-расизм, превозношение своей (в данном случае русской) нации как стоящей выше других наций. Гордость за свои обычаи, традиции своей страны и национальности.
Некоторые социальные теории бритоголовых воплощены в их лозунгах: «Россия для русских», «Москва для москвичей», «Все лучшее для белых», «Работа не для эмигрантов» и др. Самые популярные лозунги скинхедов: гитлеровский «Зиг хайль» и «White power» («Белая сила»).
Влияние на общественную жизнь скинхедовских группировок достаточно велико. Нарушение правопорядка, драки, стычки, погромы — основные занятия молодежи, относящей себя к скин-движению. Эти действия создают атмосферу страха и опасности в различных слоях российского общества.
Агрессивное поведение скинхедов породило новое молодежное движение — скинхеды-антифашисты, внешне они ничем не отличаются, но идеология отнюдь не расистская. Явным отличием являются красные шнурки на ботинках. Антифашисты не пьют, не курят, пропагандируют жизнь без наркотиков, презирают расизм и по возможности выступают против скинхедов противоположной направленности
Вопросы для обсуждения:
Как вы относитесь к субкультуре перечисленных неформальных молодежных движений?
Постарайтесь объективно оценить субкультуру некоторых неформальных молодежных течений или движений: каковы, по вашему мнению, позитивные и негативные тенденции в их деятельности?
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Современная молодежная субкультура.
Проблемы и пути решения»
(беседа-диалог)
ГРУППА ТЭЭО 12/9
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ АХМЕДОВА Н.С.
2014