Рабочая программа по дисциплине Почвоведение

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Федеральное агентство лесного хозяйства
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В. Усенко»









Рабочая ПРОГРАММа

«Почвоведение»

















г. Вяземский

2011 г.






СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации учебной дисциплины

16

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18







































1.паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Почвоведение»

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство, входящей в состав укрупнённой группы специальности 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-распознавать по внешним признакам почвообразующие породы и минералы;
-проводить полевые исследования почв и составлять почвенные карты;
-оценивать по морфологическим признакам и результатам анализов лесорастительные свойства почв;
-подбирать мероприятия для улучшения плодородия почв;
-правильно подбирать и применять удобрения на лесохозяйственных объектах;


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-методику исследования почв;
-сущность почвообразовательного процесса, в т.ч. основы геологии;
-строение, распространение, лесорастительные свойства типов почв, пути повышения их плодородия;
-типы почв России;
-свойства удобрений и методы их применения;
-экологические основы охраны почв


1.4 Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 144часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часов;
в том числе лабораторно-практические занятия 44 часов;
самостоятельной работы обучающегося 48 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
96

в том числе:
44

лабораторные работы
14

практические занятия
30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
48

в том числе:


индивидуальное задание

12


Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Почвоведение»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение

Занятие№1
Содержание почвоведения, задачи и его связь с другими дисциплинами.
Понятие о почве.
Краткая история развития науки о почве.
Выдающиеся русские учёные-почвоведы, их вклад в дело развития отечественного почвоведения.
Значение почвоведения в лесном и лесопарковом хозяйстве. Лесной и Земельный Кодексы РФ о рациональном использовании и охране почв.
1







2

Раздел 1. Основы геологии

7


Тема 1.1. Происхождение Земли и строение земного шара

Занятие№1
Понятие о геологии.
Связь геологии с почвоведением.
Происхождение Земли.
Строение земного шара.
Образование и химический состав земной коры.
1
1





Тема 1.2. Главнейшие минералы и горные породы

Занятие№2
Понятие о минерале.
Химический состав и физические свойства минералов.
Основные породообразующие минералы. Их характеристика. Значение минералов в почвообразовании, их влияние на лесорастительные свойства почв.
Занятие №3
Понятие о горной породе, происхождение горных пород (магматические, осадочные, метаморфические) и значение в почвообразовании.
6



2




2


2




2







Занятие№4
Практическая работа 1
Определение наиболее распространённых минералов и горных пород по физическим свойствам и внешним признакам.
2
3

Тема 1.3. Выветривание горных пород и минералов. Почвообразующие породы

Занятие№5
Общие сведения о процессе выветривания.
Виды выветривания: физическое, химическое и биологическое. Формирование почвообразующих пород, их характеристика. Влияние почвообразующих пород на состав и свойства почв, рост и продуктивность лесных насаждений.
2




2


Самостоятельная работа обучающихся
Геологическая деятельность рек, ветра, ледников, подземных вод, морей.
2
3

Раздел 2. Образование, состав и свойства почв

42


Тема 2.1. Почвообразовательный процесс

Занятие№6
Сущность почвообразовательного процесса.
Факторы почвообразования.
Значение природных и антропогенных факторов в образовании и дальнейшем развитии почв.
2




2


Самостоятельная работа обучающихся
Геологический и биологический круговороты веществ.
4


Тема 2.2. Минеральная часть почвы



Занятие№7
Минералогический и механический составы почв, их влияние на плодородие почвы.
Классификации механических элементов и почв Н.А.Качинского.
Методы определения механического состава почв.
4


2
2


Занятие№8
Лабораторная работа 2
Определение механического состава почв простейшими методами.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся
Влияние гранулометрического состава на лесорастительные свойства почвы.
2


Тема 2.3. Органическая часть почвы



Занятие№9
Общая схема формирования органической части почвы. Источники органического вещества в почве и их характеристика. Формирование органического вещества в почве под лесными насаждениями.
Виды лесной подстилки и её значение.
Превращение органических остатков в почве.
Образование и состав гумуса, его роль в почвообразовании и плодородии почв.
4


2





2




Занятие№10
Лабораторная работа 3
Определение содержания гумуса в почве.
.
2
3



3


Самостоятельная работа обучающихся
Экологическая роль гумуса.
2


Тема 2.4. Почвенные коллоиды. Поглотительная способность почвы


Занятие№11
Понятие о почвенных коллоидах, их происхождение, состав, свойства.

Занятие№12
Поглотительная способность почв, её виды и практическое значение. Ёмкость поглощения.
Влияние состава поглощённых ионов на свойства почвы.

Занятие №14
Кислотность и щелочность почв.
Буферная способность почвы
10

2




2




2



2




2



2



Занятие№13
Лабораторная работа 4
Опыты с коллоидными растворами почв.

Занятие№15
Практическая работа 5
Определение РН солевой вытяжки.

2



2
3









3


Самостоятельная работа обучающихся
Коагуляция и пептизация коллоидов.
2


Тема 2.5. Физические свойства почвы











Занятие№16
Общие физические свойства почвы: плотность, плотность твёрдой фазы почвы, пористость, их динамика и экологическое значение.
Физико-механические свойства почвы.

Занятие№18
Значение воды в почве. Состояние и формы воды в почве. Водные свойства почв. Типы водного режима.
Влияние древесных насаждений на водный режим местности.

Занятие№20
Тепловые свойства, тепловой режим почв и методы его регулирования.
Воздушные свойства почвы и методы его регулирования
10

2






2




2



2


2






2



Занятие№17
Лабораторная работа 6
Определение плотности почвы и плотности твердой фазы почвы.

Занятие№19
Лабораторная работа 7
Водные свойства почвы.
2


2
3


3

Тема 2.6. Строение и морфологические признаки почвы

Занятие№21
Понятие о морфологии почв.
Строение почвенного профиля.
Название горизонтов по генезису, их обозначение и описание. Морфологические признаки почв и их характеристика.
4
2



2




Занятие№22
Практическое занятие 8
Изучение строения и морфологических признаков почв по монолитам и почвенным образцам.
2
3

Тема 2.7. Плодородие почвы


Занятие№23
Понятие о плодородии.
Условия, определяющие плодородие почвы.
Виды почвенного плодородия.
Классификация удобрений их применение

Занятие№24
Бактериальные удобрения ТБ при работе с удобрениями
Подбор удобрений к конкретным условиям.
10

2





2


2




2



Занятие№25
Практическое занятие 9
Определение минеральных удобрений с помощью качественных реакций

Занятие№26 и №27
Практические занятия 10 и 11
Расчет доз удобрений


2




4
3




3

Раздел 3. Почвы

42


Тема 3.1. Понятие о почвенных типах и зонах

Занятие№28
Многообразие почв в природе и их классификация.
Понятие о почвенных зонах.
Основные типы почв РФ.
Закономерности географического распространения почв.
2
1


Самостоятельная работа обучающихся
Классификация почв.
2
3

Тема 3.2. Почвы тундровой и лесной зон













Занятие№29
Географическое положение тундровой зоны.
Природные условия почвообразования в тундре.
Строение, лесорастительные свойства и классификация тундровых почв.
Использование почв тундры и мероприятия по их улучшению.

Занятие№30
Географическое положение лесной зоны. Природные условия почвообразования.
Генезис подзолистых почв. Подзолистый процесс почвообразования.
Роль древесной растительности в подзолообразовании.
Дерновый процесс почвообразования.
Глеевый процесс почвообразования.

Занятие №31
Строение, агрохимическая характеристика и классификация подзолистых, дерново-подзолистых и дерновых почв.

Занятие №32
Болотный процесс почвообразования. Причины и виды заболачивания. Типы лесных болот.
Строение, агрохимическая характеристика и классификация болотных и подзолисто-болотных почв.
Использование и лесорастительные свойства почв лесной зоны, мероприятия по повышению их плодородия.
10


2








2





2



2




2






2




2




2


Занятие№33
Практическое занятие
Определение и описание почв лесной зоны по монолитам. Разработка комплекса мероприятий по повышению плодородия лесных почв.
2
3







3


Самостоятельная работа обучающихся
Почвообразовательные процессы в лесной зоне.
Влияние древесной растительности на подзолообразовательный и дерновый процессы.
Отличие почв болотных и подзолисто-болотных.
Отличие почв дерновых от дерново-подзолистых.
4


Тема 3.3. Почвы лесостепной зоны








Занятие№34
Географическое положение лесостепной зоны.
Природные условия почвообразования в лесостепи.
Генезис серых лесных почв, их строение, агрохимическая характеристика и классификация.
Лесорастительные свойства.
Использование и улучшение серых лесных почв.
4

2
1

2


Занятие№35