Урок английского языка как среда формирования функциональной грамотности обучающихся

Урок английского языка как среда формирования функциональной грамотности обучающихся


Сухомлин Яна Александровна
учитель английского языка,
специалист высшего уровня квалификации
без категории





В современном мире содержание понятия «грамотность» приобрело новое звучание. Сегодня это понятие включает в себя разные виды грамотности: компьютерную грамотность, политическую, экономическую и коммуникативную т.д. Функциональная грамотность выступает как «способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования с многоплановой человеческой деятельностью».
Как учитель английского языка, я вижу свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, её коммуникативной составляющей.
Умениями современного школьника в области изучения английского языка являются различные умения, в том числе, умение создавать письменные работы разного вида и стиля на английском языке, отвечать на вопросы, составлять диалоги, рассказывать стихи. Я стараюсь приучить своих учеников вдумчиво работать с книгами, справочниками, словарями, а также Интернет-ресурсами; создаю на уроке условия для развития умения использовать информацию СМИ и других источников.
Формирование коммуникативной грамотности включает в себя умение работать в группе, команде; умение расположить к себе других людей; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовывать работу группы, строить общение, используя слова иностранного языка в активном диалоге, поддерживать беседу.
Исследователями Мерсером и Литолтоном доказано, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, поэтому я активно использую на уроке разнообразные приемы организации диалогического обучения. Чтобы работа на уроке была продуктивной, предоставляю рабочие листы урока, в которых указаны ожидаемые результаты занятия, задания и время на их выполнение,
Предлагаю своим ученикам поработать в тройках, парах, даю время на подготовку к ответам на вопросы, представление сценки, диалога. Часто на моих уроках звучат стихи на английском языке, которые я сама очень люблю читать детям. Очень часто мы с учащимися поем, что, по моему мнению, способствует развитию речи и обогащению лексикона новыми выразительными словами. 
Учащиеся на уроках английского языка ребята успешно выполняют задания, способствующие развитию критического мышления. Прием «Кластеры» применяю для организации словарной работы. Работа по созданию «Кластера» заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде грозди понятий. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.
Этот прием позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, а также объединить их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели. Прием «Загадка» очень полезен при работе над лексической составляющей слова на любой стадии изучения английского языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения новых слов. Например, на уроке по теме: “Animals” я ставила перед собой цель: создать условия для тренировки учащихся в употреблении вопросительного предложения Is it.? Предложила отгадать загадку, что это за животное. 
It can jump, but it is not a kangaroo,
It can run, but it is not a dog,
It can swim, but it is not a fish,
It is strong, but it is not an elephant.
Учащимся этот прием очень нравится, они активны на таких уроках, а когда лексический запас их становится достаточно развитым, они начинают сами составлять загадки для своих одноклассников. Детей увлекает атмосфера совместного творчества, в ходе которой они увлеченно обсуждают содержание текстов, вопросов, загадок. Эта работа помогает вовлечь в активную работу даже самых пассивных учеников.
Очень помогает учащимся при запоминании слов прием «Прямоугольник – комната», который заключается в следующем: ученики рисуют прямоугольник, далее на рисунке располагают слова, которые необходимо запомнить, на потолке, стенах, полу, окне; таким образом происходит более качественное запоминание новых слов, которые дети успешно припоминают и используют в речи. Кроме того, используем прием «Записная книжка», когда на листочках, сложенных пополам, записывается слов и его перевод на русский язык, причем слова объединяются в пары по какому-нибудь общему признаку, по ассоциации.
Эти и другие приемы способствуют успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции и в целом для развития функциональной грамотности.



Список литературы:
Методика обучения иностранным языкам в средней . школе : учебник. - М.: Высш. Школа , 1999.
Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе . 1981
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе . – М., 1988г


15