Деловая игра Принятие оперативных решений директором школы


Деловая игра
"Принятие оперативных решений директором школы"
Цель игры – отработка умения принимать оперативные решения по различным текущим делам и управлению воспитательно-образовательным процессом.
Принимаемые решения должны быть основаны на:
а) знаниях нормативных документов;
б) результатах педагогического анализа конкретных ситуаций;
в) умелом использовании информации;
г) результатах дополнительного доисследования в целях получения недостающей информации для принятия нужного решения;
д) умении предвидеть ход дальнейших событий от возможных вариантов принимаемых решений.
Описание игры. «Принятие оперативных решений директором школы» - фрагментарная игра. Она состоит из независимых фрагментов – ситуаций, отражающих школьную жизнь. Игра проводится в форме приёма посетителей директором школы. В один сеанс игры можно включить 5 - 6 фрагментов. Посетителями являются учителя, родители, учащиеся и другие работники школы. Они приходят к директору с конкретными вопросами, проблемами, заложенными в разыгрываемую ими ситуацию.
Поскольку приём посетителей ведётся экспромтом, то это обстоятельство требует от директора постоянной готовности как в отношении теоретических знаний, практических умений по основам управления школой и использования имеющейся информации, так и в отношении соблюдения профессиональной этики.
Руководитель школы, принимающий посетителей, ведёт с ними беседу, в ходе которой выясняет многие вопросы, уточняет факты, чтобы сделать правильные выводы и принять соответствующее решение. Бывает и так, что принятие решения требует дополнительной информации, изучения и уточнения отдельных фактов, явлений, о которых говорил посетитель, встреч и бесед  с учителями, учащимися и другими работниками школы. Поэтому директор школы намечает план своих действий, чтобы заполучить недостающую информацию для принятия объективного решения. Если исчерпывающее управленческое решение не может быть принято сразу, то размышления директора по поводу его дальнейших действий происходят вслух.
Тактика игры – разыгрывание ролей. Все участники игры делятся на непосредственных исполнителей ролей и наблюдателей – экспертов, которым предстоит произвести анализ игры и дать оценку исполнению ролей и моделированию ситуаций. Из числа игроков выбирается директор школы, которому предстоит принимать управленческие решения соответственно тем ситуациям, которые будут разыгрываться посетителями.
Правила игры. Участники игры – директор, посетители и наблюдатели – эксперты – действуют в соответствии с алгоритмами, инструкциями.
Алгоритм действий для директора школы по подготовке и принятию управленческого решения:
1. Внимательно выслушать и осмыслить информацию посетителя.
2. Совместно   с посетителем определить задачи и проблему, которые предстоит решать.
3. Установить имеющиеся для этого данные и проанализировать их.
4. Выявить, какая требуется дополнительная информация для принятия объективного решения.
5. Определить, что можно доисследовать в беседе с посетителем, и непременно сделать это.
6. Если данных для принятия решения оказывается достаточно, то его следует принять и сообщить посетителю.
7. Если принятие решения по каким-то причинам окажется невозможным, то посетителю следует указать срок, когда он сможет получить ответ, а подготовку решения поставить на контроль.
8. Наметить кто и что должен доисследовать, когда представить дополнительную информацию для окончательного решения возникшей проблемы.
9. Проанализировать полученную информацию, обсудить её с теми, кого касается данная проблема, и принять решение.
10. Принятое решение довести до сведения посетителя.
Правила игры, которыми должны руководствоваться игроки–посетители:
1. Каждому игроку – посетителю внимательно прочесть содержание ситуации, которую предстоит моделировать, хорошо осмыслить проблему, заложенную в ней.
2. Перевоплотиться, войти в исполняемую роль посетителя, продумать ход своей беседы и действий с учётом дополнительной информации, которая даётся после описания содержания ситуации, предлагаемой для моделирования.
3. Если принимаемое директором решение не удовлетворило посетителя, то он, как заинтересованное лицо, должен выразить своё несогласие и сформулировать дополнительные вопросы, направленные на решение основной проблемы.
Инструкция наблюдателям -экспертам. В ходе игры эксперты ведут целенаправленное наблюдение и готовятся к её анализу, руководствуясь при этом следующими вопросами:
1. Дать обую оценку игре с точки зрения её структуры и актуальности проблематики каждого фрагмента.
2. Правильность использования игроками времени, отведенного на игру в целом и её отдельные этапы.
3. Культура общения и взаимодействия исполнителей ролей.
4. Соблюдение участниками игры педагогического такта и профессиональной этики.
5. Степень перевоплощения исполнителей ролей и качество воссоздания поведения, соответствующего функциональным обязанностям моделируемого игроком лица.
6. Умение или неумение исполнителей ролей снимать возникшее в ходе напряжение, влияющее на принимаемое решение.
7. Умение избежать острые конфликтные ситуации благодаря правильным тактическим действиям директора или наоборот – усложнение существующего в содержании игры напряжения и создание конфликтной ситуации в результате неправильных действий директора и других исполнителей ролей.
8. Умение или неумение поддерживать установившиеся равновесие во взаимодействиях играющих, направленных на реализацию общей задачи, решаемой в ходе игры.
9. Достижение целей и задач игры. Анализ путей, позволивших директору принять правильное решение: умелое использование знаний основ управления школой, нормативных документов, умение использовать внутреннюю и внешнюю информации.
10. Какие педагогические и управленческие решения сформировались в игре у  частников игры.
11. Свободное выступление слушателей в прениях по затронутым вопросам в игре и итоговой дискуссии.
Подведение итогов игры и дискуссии организатором игры с её участниками: анализ и оценка проведённой игры, обобщение всех выступлений и выработка общих взглядов и подходов по обсуждаемым вопросам.
Регламент. Распределение ролей организатором – 3 мин, разыгрывание 5 – 6 ситуаций  посетителями 60 мин, т.е. ориентировочно 10 мин на каждую. Около 60 мин на анализ проведённой игры.
В качестве образца можно привести несколько фрагментов  - ситуаций.
1. Посетительница – учительница английского языка М. У неё конфликт с заместителем директора, который составляет расписание. По мнению М.  у неё слишком много «окон»  в расписании. Заместитель директора С.объяснила, что в связи  с тем, что школа вынуждена работать в две смены, а учитель английского языка у нас в школе один, то сократить количество «окон» она не может.
Дополнительная информация: учительница М. ведет уроки в данной школе 10 лет. Расписанием всегда недовольна. Администрация всегда шла ей на уступки, т.к. не хотела скандала. Человек М – неуравновешенный, считает себя всегда кем-то обиженной, любит скандалить по поводу и без повода.
2. Посетительница  - мать ученика 6 класса Андрея Иванова. Пришла с жалобой на учительницу русского языка К., что она явно занижает оценки сыну. По мнению мамы Андрея, учительница ненавидит её сына, хотя мальчик всегда выполняет домашние задания и мама следит за ребёнком постоянно.
Дополнительная информация. У матери среднее техническое образование. Она много внимания уделяет своему единственному сыну, посещает собрания. Жалоб на мальчика со стороны учителей не было. С учительницей русского языка пыталась поговорить, но разговор не получился.
3. Посетитель  - учительница физической культуры В. Её назначили классным руководителем 7- б класса, в котором все обучающиеся цыгане. Учитель не знает как организовать с ними работу. В классе много неуспевающих за первую четверть, многие пропускают уроки без уважительной причины. Авторитетом классный руководитель, как впрочем и другие учителя школы, у них не пользуются.
Дополнительная информация. Предыдущая классная руководительница ушла в декретный отпуск. Другого учителя, свободного от классного руководства, в школе нет. Положение безвыходное.
4. Посетитель – дежурный школы. Дежурный пришел сообщить о том, что ученик разбил стекло и убежал. Дежурный не успел заметить кто это был.
Дополнительная информация. Дежурный работает только неделю, всех учеников еще не знает. Дежурного учителя в этот день в школе не было. Дежурным администратором был сам директор.
5. Посетитель  - ученица С. 4 класса. Пришла со слезами на глазах, с жалобой на учителя. Учительниц Н. не разрешает ей сидеть на первой парте. Всегда пересаживает её на последнюю парту, мотивируя тем, что она высокая девочка и из-за неё плохо видно другим ученикам, что написано на доске.
Дополнительная информация. Ученица С плохо ведет себя на уроках, мешает вести урок учителю, любит, что бы всё было по её. И первая парта ей нужна только для того, чтобы вызвать на конфликт учительницу. Девочка очень разбалована семьёй, чувствует поддержку в любых её поступках.
6. Посетительница – учительница математики И. Пришла разрешить конфликт, который нарастает с каждым днём между ней и завучем школы. По мнению учительницы И. завуч считает, что она не достаточно хорошо готовится к урокам. Уроки разработаны на карточках, которыми учительница пользуется во время уроков. Завуч требует написание конспектов к уроку.
Дополнительная информация: учитель работает в школе 10 лет. Раньше работала в другой школе, вынуждена была сменить место работы в связи с переездом. К поурочным карточкам, которыми она пользуется в данный момент, прикладывает листок, где намечает, кого и по какому вопросу следует спросить, предусматривает индивидуальные задания.
7. Посетитель – отец ученика 7-а класса. Пришел за советом, что делать с сыном. В семье следующая обстановка: отец мальчика женат второй раз (с первой женой в разводе), но сын от первого брака. Отношения с между мальчиком и женщиной, которая является второй женой не складываются. Мальчик хочет уехать к матери в другой город.
Дополнительная информация: отец разведен 3 года тому назад. Сын пожелал остаться с отцом. Так как мать вела себя аморально, пьянствовала. Со второй женой есть совместный ребёнок.