Программа развития библиотеки МКОУ Петропавловской СОШ на 2015- 2019 год


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
Директор школы
_______________ Коржов Е. И.
«__31» _августа 2015
Программа развития
ШКОЛЬНОЙ библиотеки
(примерная)
«Современный школьный
информационно-библиотечный центр МКОУ Петропавловской СОШ»
2015 г
СОДЕРЖАНИЕ.
Актуальность
Паспорт программы.
Наименование программы.
Заказчик программы.
Юридический адрес.
Контакты.
Нормативно-правовая база.
Руководитель программы.
Разработчики программы.
Реклама деятельности.
Сроки реализации программы.
Концепция программы.
Цели и задачи программы
Основные направления программы
Ожидаемы результаты программы.
Система организации контроля за исполнением программы.
Ресурсное обеспечение программы.
Этапы реализации программы
Информационная справка о школьной библиотеке.
Используемая литература
План мероприятий по реализации программы развития ИБЦ МКОУ Петропавловской СОШ № 16 на 2015-2019 гг.
I. АКТУАЛЬНОСТЬ
В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационного центра.
II.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2.1. Наименование программы:
«Современный школьный информационно-библиотечный центр"
2.2. Заказчик программы:
Администрация муниципального казённого общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа
2.3. Юридический адрес:
Село Петропавловка, улица Туркенича, дом 29.
2.4. Контакты:
Телефон: 
e-mail:
2.5. Нормативно–правовая база Программы:
Федеральная программа развития образования.
Национальная стратегия «Наша новая школа».
«Закон об образовании РФ».
Федеральный государственный образовательный стандарт.
Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.
Закон РФ "О библиотечном деле".
Закон РФ "Об информации".
Программа развития МКОУ Петропавловская СОШ на ………
2.6. Руководитель программы:
Коржов Е.И.-директор МКОУ Петропавловской СОШ.
2.7. Разработчики программы:
Олейникова Л.И..–зав. библиотекой;
2.7. Реклама деятельности:
На районных семинарах
На педсоветах
На школьном сайте
В библиотеке
Формы рекламной деятельности:
доклады и сообщения
буклеты, списки, листовки
информация в интернете
2.8. Сроки реализации программы: 2015-2019 г.
III. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Цели и задачи программы:
Цели:
Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания учащихся, родителей, преподавателей на основе новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.
Задачи:
1. Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющими внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.
2. Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры, повышение уровня общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ.
3. Создание банка данных программно-педагогических средств для использования ИКТ в учебном процессе.
4. Развитие на базе школьной библиотеки - медиатеки.
5. Дистанционное обучение учителей и учащихся.
6. Размещение информации в разделе «Библиотека» на сайте школы.
 
3.2. Основные направления программы.
1. Создание нормативной базы ИБЦ.
2. Создание материально-технических условий.
3. Привлечение в ИБЦ новых пользователей.
4. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.


3.3. Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
увеличение читательской активности:на 5 % - рост выдачи ресурсов, на 7 % - рост информационных запросов,на 3 % - рост посещаемости веб-ресурсов библиотеки...;
50% учащихся и 100 % педагогов обеспечены свободным доступом в Интернет и возможностью работы с веб-серверами в условиях образовательного учреждения;
Создание условий для получения информации и самообразования учащихся и педагогов 5 % - рост пользователей электронных каталогов,5 % - рост пользователей виртуальной справкой;
Создание банка данных программно-педагогических средств для использования ИКТ в учебном процессе.
Пополнение раздела «Библиотека» на сайте школы.
Создание на базе библиотеки информационного бюллетеня.
3.4. Система организации контроля за исполнением Программы:
1. Выполнение мероприятий программы.
2. Контроль за качеством выполнения мероприятий программы.
Предварительный (входной контроль всех видов ресурсов, проверка готовности к работе...)
Текущий
Поэтапный
Итоговый
3.5. Ресурсное обеспечение реализации программы:
1. Научно-методическая поддержка программы осуществляется:
Администрацией МКОУ Петропавловской СОШ
2. Источники финансирования:
Бюджетные средства.
3.6. Этапы реализации программы.
1. Этап. Формирующий - (2015 год):
Разработка текста программы. Привлечение пользователей.
Материально - техническая база.
1. Дооборудование помещения.
2. Приобретение недостающей оргтехники.
3. Пополнение фонда медиа ресурсов.
5. Внедрение в работу программы библиотечной системы АИБС «МАРК- SQL» с последующей корректировкой, что позволит ускорить обслуживание читателей, учет и обработку фонда, осуществить перевод каталогов с бумажных носителей на электронные.
6. Комплектация фонда художественной, методической и учебной литературой.
2. Этап. Основной, организационный (2016-2019):
Реализация ведущих направлений программы. Осуществление промежуточного контроля их реализации.
Включение библиотечного центра в управленческую систему школы. С целью повышения интегрирования ИБЦ в единое информационное пространство школы как её структурного подразделения.
Основная задача библиотеки на этом этапе:
Отладка механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса и использования всех имеющихся ресурсов.
Создание системы мониторинга позволяющего взаимодействовать всех участников образовательного процесса с использованием имеющихся ресурсов.
Информационные ресурсы будут использоваться.
1. В проектной деятельности.
2. На уроках.
3. В кружковой деятельности.
4. Во внеклассной работе.
5. При подготовке к урокам.
3 этап - Аналитический. (2019 год):
Подведение итогов и анализ результатов реализации программы. Подготовка текста новой программы развития библиотеки.
На этом этапе библиотека ставит перед собой следующие задачи:
Развивать заложенные основы использования медиа ресурсов в образовательной практике школы;
Составление комплексных планов работы;
Организация консультационной работы;
Налаживание связей с другими организациями;
Создание единых информационных ресурсов;
Разработка и внедрение инновационных форм работы;
Обобщение и распространение опыта;
Подведение итогов и анализ реализации программы;
Подготовка текста новой программы развития библиотеки.
IV.ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Дата создания библиотеки: 1965 год
Помещение библиотеки: 90 кв.м.,
Режим работы: 8-00. – 16-00, суббота: 8.00- 13.00, выходной- воскресенье.
Кадровое обеспечение: 1 ставка - педагог – библиотекарь.
Техническое оснащение, его использование: -рабочее место библиотекаря: 1 компьютер, 1 сканер, 1 принтер.
-место для работы посетителей: 14 посадочных мест.
Объем и состав фонда: основной 39769 экз., учебники -16 542 экз., медиаресурсы- 100 экз.
Количество читателей - 600 ч.
Количество посещений: 3635
Количество книговыдач: 3270
Количество наименований подписных изданий, их направленность: в 2015 г. выписывались 4 наименования газет и журналов.
Состав читателей: учащиеся, педагоги, выпускники, педагоги сельских школ района..Используемые формы работы: проектная деятельность, общешкольные мероприятия (2 раз в год)- литературные гостиные, интеллектуальные игры ;часы поэзии, библиотечные уроки, книжные выставки, рекомендательные списки, буклеты, громкое чтение, презентации книг, встречи с поэтами и писателями Петропавловского края, посещение заседаний литературного клуба « Отчий край».
Взаимодействие с другими учреждениями: с МКУ «Межпоселенческая библиотека Петропавловского муниципального района», с Петропавловской детской библиотекой - посещение мероприятий, проведение совместных мероприятий, с школьным музеем «Русская изба» и др. учреждениями в рамках проектной деятельности.
Взаимодействие с педагогами-предметниками в совместных проектах: с учителями истории, технологии, ИЗО, музыки, физики, химии, русского языка и литературы.
Составление программы развития библиотеки обусловлено изменением роли школьной библиотеки в учебно-воспитательном процессе и повышением её статуса.
Общение с читателями составляет значительную часть работы школьной библиотеки.
Приоритетным тематическим направлением работы библиотеки считается пропаганда библиотечно-библиографических знаний. Оно включает ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки , привитие учащимся навыков независимого пользователя, т.е. проведение библиотечных уроков, где ребят учат пользоваться словарями, справочниками, каталогами, картотеками, помогут быстро и оптимально извлекать нужную информацию, что позволит реализовывать образовательную функцию школьной библиотеки. В соответствии с отдельным планом всего за учебный год было проведено 10 библиотечных уроков.
За период прошедшего учебного года в библиотеке было оформлено 20 книжных выставок.
V.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Волобуева М.Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки / М.Ю.Волобуева. - // Школьная библиотека. - 2010. - №8. - С.27-29.
2. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ /Е.Н.Ястребцева. - М.: БМЦ, 2002.
Интернет-ресурсы
http://www.websib.ru/noos/director/books/1.html - Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения
http://lifereflex.blogspot.com/2010/09/blog-post.html - Подъяпольская О. Школьная библиотека — курс на планирование, осуществление и... развитие!!!
http://lib.1september.ru/view_article.php?id=201001104 - Лякина Г. Еще раз о проектах в школе и библиотеке
http://lib.1september.ru/view_article.php?ID=200900410 - Кондрашова С. Модернизируем нашу библиотечную среду
http://www.eos.ru/eos_delopr/eos_law/detail.php?ID=29681 - Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.(проект)
План мероприятий по реализации программы развития ИБЦ
МКОУ Петропавловской СОШ на 2015-2017 гг.
№ п/п Мероприятие Срок Исполнители Ожидаемый результат
1.Создание нормативной базы информационно-библиотечного центра школы.
1 Создание нормативной базы библиотечно-информационного центра школы. Внесение дополнений в Положение о школьной библиотеке. 2015 Библиотекарь 2 Создание материально-технических и кадровых условий для развития библиотеки
а) прохождение библиотекарем
курсов по информационным технологиям 2015
2016 Зам. директора по УР 3 Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним:
а) списание устаревшей литературы;
б) обновление фонда художественной литературы;
в) пополнение учебного фонда, медиатеки;
г) обеспечение доступа в «Интернет» в школьной библиотеке;
д) создание страницы «ИБЦ на сайте школы;
е) проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ.
г) предоставление массовой и индивидуальной информации о новых книгах, о поступлениях книг, цифровых образовательных ресурсов. 2015-
2019 Библиотекарь Доступность и востребованность информации всеми участниками образовательного процесса
4 Автоматизация библиотечных ресурсов
а) установка программного обеспечения «Автоматизированная информационная библиотечная система 1С «Библиотека» версия для школьных библиотек»;
б) создание электронного каталога библиотечного фонда;
в) обеспечение справочно-библиографического обслуживания в автоматизированном режиме
2015
2016

2015-
2019 Библиотекарь Объединение всех компьютеров ОУ в единую локальную сеть
создание электронного каталога
5 Издание электронного сборника открытых уроков, элективных курсов, разработанных педагогами школы 2015-2019 Педагоги школы. Повышение уровня информированности учащихся и их родителей в предоставлении школой образовательных услуг. Отбор лучших уроков, программ.
6 Внедрение необходимых программ 2016 Системный администратор. 7 Активизация участия школьной библиотеки в работе Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ 2015-2019 Библиотекарь Активизация и повышение темпов инновационного развития библиотеки школы и школьного информационно-методического центра
8 Создание и пополнение единого каталога электронных учебных пособий, а также художественной литературы 2016 Библиотекарь Наличие единого каталога электронных учебных пособий.
9 Заключение договоров с торгующими организациями на поставку учебной литературы, на ознакомление с новыми УМК Ежегодно Директор школы, библиотекарьИнформированность педагогов о новых УМК, 100 % обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ
10 Участие библиотеки и её читателей в конкурсном движении 2015-2019 Библиотекарь Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня
11 Проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников Ежегодно Классные руководители,
библиотекарь
Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися
12 Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей Ежегодно Классные руководители, библиотекарь Повышение эффективности воспитательной работы
13 Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления. Ежегодно май-июнь Список учебников, оформление стенда.
2.Формирование фонда ИБЦ
1 Разработка плана мероприятий по совершенствованию библиотечных технологий на базе использования современных компьютерных средств (на основе анализа работы ИБЦ, программы развития ОУ) 2015 Библиотекарь Повышение эффективности работы ИБЦ
2 Своевременное проведение обработки и регистрации в электронном каталоге поступающей литературы По мере поступления Библиотекарь 3 Обеспечение свободного доступа читателей к фонду библиотеки Постоянно Библиотекарь 4 Выдача изданий читателям. Постоянно Библиотекарь 5 Соблюдений правильной расстановки фонда на стеллажах. Постоянно Библиотекарь 6 Систематическое наблюдение за своевременным возвратом библиотечно-информационный центр выданных изданий Постоянно Библиотекарь 7 Ведение работы по сохранности фонда. Постоянно Библиотекарь 8 Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей. Постоянно Библиотекарь 3.Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий.
1 Активизация использования баз данных пользователями общеобразовательного учреждения за счет возможностей локальной сети 2015-2019 Библиотекарь Повышение эффективности учебно-воспитател. работы
2 Участие в проведении совместных исследовательских проектов, акций, презентаций, выставок (указать конкретные мероприятия, сроки, ответственных) 2015-2019 Библиотекарь 3 Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку. По мере поступления Библиотекарь 4 Развитие отношений с партнерами из внешней среды (на основании анализа
работы БИЦ, программы развития МКОУ Петропавловской СОШ) 2015-
2019 Администрация МКОУ Петропавловской СОШ. Библиотекарь 5 Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей – предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году. Ежегодно Библиотекарь 6 Инициирование проведения на базе БИЦ культурно-массовых мероприятий
Неделя детской книги Ежегодно
Библиотекарь 7 Размещение информационного стенда, создание буклета, проведение выставок в целях рекламы предоставления информационных, библиотечных услуг ИБЦ (в соответствии с планом работы МКОУ Петропавловской СОШ )2015-2019 Библиотекарь 4.Работа по пропаганде ББЗ
Формирование информационной грамотности учащихся
1 1класс.
- Знакомство с библиотечно-информационным центром.
- Правила пользования и правила обращения с книгой ежегодно Библиотекарь
2 2класс.
- Структура книги.
- Газеты и журналы для младшего школьного возраста. ежегодно 3 3класс.
-Как читать книги.
Выбор книги в библиотеке. - Компьютер в библиотеке, кассеты, диски. ежегодно 4 4 класс. Справочная литература.
Научно-познавательная литература для детей. ежегодно 5 5 класс.
Как построена книга. ежегодно 6 6 класс.
Выбор книг в библиотеке. ежегодно 7 7 класс. Структура книги и использование ее справочного аппарата при чтении. ежегодно 8 8 класс.
Методы самостоятельной работы с литературой. ежегодно 9 9 класс.
Сообщение, доклад, реферат. ежегодно 5.Реклама ИБЦ
1 Создание фирменного стиля:
-эстетическое оформление библиотеки (включая мелкий ремонт помещения)
-подбор цветовой композиции и оригинального стиля для оформления выставок, разделителей.
-озеленение библиотеки. 2015
Библиотекарь
2
3. постоянно 3 Реклама о деятельности центра:
-устная (во время перемен, на классных собраниях)
-наглядная (информационные объявления о мероприятиях, проводимых библиотекой) ежегодно
4 постоянно 6. Повышение квалификации
1 Работа по самообразованию:
- освоение информации из профессиональных изданий;
- использование опыта лучших школьных библиотекарей.
Ежегодно Библиотекарь
2 Посещение семинаров, участие в районных МО, присутствие на открытых мероприятия. По плану работы РМО библиотекарей Петропавловского района. 3 Ведение странички на сайте школы в сети Интернет. 2015-2019 4 Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. 2015-2019 5 Повышение качества библиотечно-информационных услуг на основе новых технологий. 2015-2019 7.Взаимодествие с библиотеками района
1 Использование обменно-резервного фонда библиотек школ района 2015-2019Библиотекарь
2 Совместная работа по подготовке и проведению Недели детской книги. Ежегодно