Информатизация образования. Изменение роли учителя в условиях информатизации образования. Мультимедийная дидактика. Использование ИКТ в преподавании истории.


Информатизация образования. Изменение роли учителя в условиях информатизации образования. Мультимедийная дидактика. Использование ИКТ в преподавании истории.
Информатизация образования.
(Педагогика. под ред. Пидкасистого П.И. М. 2000 г.)
Информатизация образования - часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины XX века, что дает основание характеризовать современное общество как информационное. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования. Информация становится научной и философской категорией наравне с такими категориями, как время, энергия, материя ....
Рост потребности в информации и увеличение потоков информации в человеческой деятельности обуславливает появление новых информационных технологий (НИТ) - применение электронных средств для работы с информацией, наряду с традиционными информационными технологиями, в которых используются традиционные носители информации (бумага, пленка).
Информатизация образования - комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Теоретической основой информатизации образования является в первую очередь информатика, затем кибернетика, теория систем и, конечно, дидактика. Информатика, как известно, - отрасль знаний, изучающая производство, переработку, хранение и распространение информации в природе, обществе.
Поэтому информатизацию образования следует рассматривать не просто как использование компьютера и других электронных средств в обучении, а как новый подход к организации обучения, как направление в науке, которое ученые называют педагогической информатикой. Информационный подход к обучению ставит перед дидактикой и в целом перед педагогикой ряд проблем.
Цели
1. Создание благоприятных условий для доступа к учебной, научной и культурной информации.
2. Интенсификации взаимодействия участников педагогического процесса с помощью применения средств информатизации.
3. Изменение модели управления образованием.
4. Повышение качества образования за счет использования ИКТ.
Развитие информатизации образования имеет следующие предпосылки:
- Стремительный процесс информатизации общества в целом. Так, на сегодняшний день все больше и больше людей имеют персональные компьютеры, подключаются к всемирной сети, в том числе школьники, студенты.
- Рост технических возможностей средств информатики и снижение их стоимости, что делает их более доступными. Практически в каждой школе есть свой компьютерный класс, а большинство современных школ и университетов устанавливают компьютеры, мультимедийные проекторы и доски в каждой аудитории.
- Курс на формирование новой информационной среды общества, инфосферы. Естественно, что при таких перспективах важно научить школьников и студентов правильно и с пользой использовать ИКТ.
Информатизация сферы образования основывается на достижении педагогических и компьютерных наук, таких как:
- информатика; - кибернетика; - теория систем; - дидактика.
Благодаря им в образование внедряются не только новые компьютерные технологии, с помощью которых учащиеся могут более эффективно овладевать знаниями, но и разрабатываются методы и подходы к обучению, его контролю. Создаются электронные учебники, тесты, образовательные программы, которые используют как новейшие достижения информатики, так и основополагающие принципы дидактики.
Для реализации основных целей центр информатизации качества образования предлагает проводить работы по следующим направлениям:
1. Компьютеризация образовательных учреждений, в которую входит не только обеспечение школ и университетов компьютерами, но и периферийным оборудованием, таким как мультимедийные проекторы и доски, принтеры, сканеры, модемы и прочее.
2. Подключение образовательных учреждений к сети интернет. В дальнейшем это позволит ученикам пользоваться информационно-образовательными ресурсами непосредственно во время урока, а учителя смогут проводить уроки удаленно либо же посещать дистанционные курсы повышения квалификации на рабочем месте.
3. Создание и реализация технологий дистанционного обучения. На сегодняшний день данная форма обучения считается одной из наиболее перспективных. Но в тоже время дистанционное образование имеет ряд недостатков, среди которых можно выделить высокую стоимость курсов и несколько непроработанную систему контроля знаний. В дальнейшем планируется тщательно проработать методику обучения и снизить его стоимость, что позволит сделать его доступным каждому.
4. Создание единой информационной системы мониторинга обучения, что поможет проводить своевременные срезы знаний, определять недостатки и преимущества того или иного способа обучения. Это одна из главных задач, которую преследует информатизация. Качество образования при этом должно значительно вырасти, считают эксперты.
5. Обеспечение образовательных учреждений электронными учебными пособиями, соответствующими образовательным программам. В последнее время популярной стала и проблема разработки электронных учебников, которые позволят значительно повысить эффективность обучения. В тоже время, на сегодняшний день отсутствуют единые, составленные согласно учебной программе, учебники. В большинстве случаев учителя самостоятельно разрабатывают электронные пособия для своих учеников.
6. Открытие информационных образовательных центров, в которых не только ученики, но и учителя смогут повысить свою компьютерную грамотность, ознакомиться с новейшими информационными технологиями и методами их применения в образовательной сфере.
7. Информатизация образования – это и создание нормативно-правовой базы по внедрению в учебный процесс информационных коммуникационных технологий. Естественно, что для внедрения новых технологий необходима законодательная база, которая не только зафиксирует права и обязанности, порядок внедрения ИКТ, но и учтет вопрос авторских прав на электронные пособия.
Преимущества информатизации. Отметим основные преимущества данного процесса.
1. Совершенствование методов и технологий отбора учебных материалов.
2. Введение новых специализированных дисциплин, связанных с изучением информатики и информационных технологий как в университетах, так и в школах.
3. Изменение в методике преподавания традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой. К примеру, использование компьютеров на уроках биологии или химии позволит проводить опыты путем моделирования их с помощью специальных программ.
4. Дополнительная мотивация обучающихся, которая приводит к повышению эффективности обучения. Замечено, что уроки с применением компьютерных технологий более интересны детям, чем традиционные.
5.Информатизация системы образования также позволит создать новые формы взаимодействия в ходе обучения: ученик – компьютер.
6. Совершенствование системы управления образованием.
7. Развитие альтернативного и логического мышления.
8. Формирование стратегий поиска решения учебных и практических задач с помощью ИКТ. 9. Индивидуализация обучения.
Несмотря на свою привлекательность и массу преимуществ, информатизация современного образования имеет и ряд существенных недостатков:
1. Ограничение живого общения между учителем и учениками. При использовании ИКТ основная роль в обучении постепенно отходит техническим средствам, учитель же, по большей части, занимается отбором необходимого материала и последующей его презентацией.
2. Снижение коммуникативных навыков из-за наличия диалога: ученик - компьютер. Чем больше времени учащийся общается с техническими средствами обучения, тем меньше времени остается на беседы с учителем и другими учениками. В такой ситуации существенно снижаются навыки коммуникации, что в дальнейшем негативно влияет и на социализацию.
3. Снижение социальных контактов, что напрямую связано с предыдущим пунктом. Общение с компьютером снижает уровень социальной активности не только на уроке, но и в жизни в целом.
4. Использование готовой информации. Используя современные ИКТ, дети все меньше времени уделяют поиску и обработке информации. Они берут из интернета уже готовые доклады и рефераты и зачитывают их. При этом они не проводят детального подбора и анализа материала, а берут уже готовые образцы. В дальнейшем таким детям будет довольно сложно самостоятельно писать курсовые и дипломные работы с высоким уровнем уникальности.
5. Постоянная работа за компьютером может стать причиной зависимости. Это серьезная проблема, которая может привести не только к проблемам с учебой, но и психическим, физиологическим отклонениям.
6. Снижение здоровья. Постоянная работа за компьютером отрицательно влияет на формирование осанки ребенка, его зрение.
Центр информатизации образования отмечает, что внедрение ИКТ в образовательный процесс позволит:
- Создать открытую систему образования, обеспечивающую возможность получения качественного самообразования. Процесс обучения станет дифференцированным и индивидуальным.
- Внести изменения в организацию процесса познания и его смещение в сторону системного мышления.
- Предоставить новые возможности для ускорения интеллектуального развития личности.
- Разработать новые педагогические практики.
- Организовать мгновенную обратную связь между учениками и средствами ИКТ.
- Визуализировать учебную информацию.
- Создать новую высокоэффективную систему управления образованием.
Информатизация системы образования имеет две основные проблемы, которые существенно влияют на скорость внедрения ИКТ в учебный процесс.
1. Формирование постоянной потребности педагогов применять компьютеры. Переход на новую систему требует постоянного и непрерывного применения ИКТ в ходе обучения. На сегодняшний день далеко не все педагоги понимают значимость данного процесса и стремятся проводить занятия по старым стандартам, без использования технологий.
2. Необходимость непрерывного повышения информационной компетентности педагога. При работе с ИКТ учитель должен постоянно совершенствоваться, узнавать новые методы и приемы работы, осваивать все новые и новые программы. Далеко не всех устраивает такое положение дел. Кроме того, как это ни прискорбно, далеко не все педагоги умеют пользоваться компьютером.
К основным средствам информатизации относятся:
- средства для записи и воспроизведение звука и видео;
- радио и телетехника;
- проекционное и оптическое кинооборудование;
- компьютерные средства обучения – программы, учебники;
- телекоммуникационные средства обучения.
Использование компьютеров в образовательном процессе Как уже упоминалось, информатизация образования – это также и использование компьютеров в образовательном процессе. Данное направление получило название компьютеризации и подразумевает активное применение компьютерных технологий в процессе обучения.
Как можно разнообразить урок при помощи персонального компьютера?
1. Ознакомить учеников с той или иной темой, подкрепив ее красочной презентацией. С ее помощью будет задействовано сразу два канала, отвечающих за прием информации – слух и зрение. В презентации могут быть не только картинки и таблицы, основные определения, но и видео, аудиоматериалы.
2.Использование видеоматериалов - фильмов, видеороликов. Особенно удачно использование таких материалов при изучении истории, литературы, биологии и географии, химии, астрономии.
3. Использование специальных компьютерных программ-модуляторов. С их помощью можно проводить различные опыты – физические или химические, моделировать галактики и системы в астрономии. Все, что для этого нужно – задать компьютеру данные.
4. Использование программ-тренажеров. Наиболее известны программы для изучения языков, которые предлагают не только выбрать правильный вариант ответа, но и ввести перевод слова, оставить фразы из определенного набора букв.
5. Введение компьютерного тестирования. Использование компьютеров для поверки знаний не только облегчит жизнь преподавателям, но и позволит добиться более точно оценивания. Компьютер сам в произвольном порядке задает ученикам вопросы из заложенной в него базы знаний и предлагает варианты ответов. В зависимости от того, сколько правильных даст ученик, выставляется итоговая оценка.
6. Использование специальных справочных программ, словарей и переводчиков. Ведется работа и над электронными словарями и справочниками. Благодаря им ученики смогут найти нужную информацию в считанные минуты, всего лишь открыв нужную программу и введя ключевое слово для поиска.
Электронный учебник как одно из основных средств информатизации
Классический электронный учебник содержит в себе:
1.Текстовую информацию. Это могут быть правила, факты, тексты для чтения.
2. Графику. Сюда относят не только иллюстрации и фотографии, но и таблицы, схемы, графики.
3. Аудио и видеоматериалы. Сюда относят аудиозаписи произведений, тексты для аудирований и пересказов и т. д., научно-документальные фильмы, благодаря которым учащиеся смогут лучше усвоить ту или иную тему.
4. Блок проверочных заданий. Сюда относятся тесты и задания открытой формы. При этом важно, чтобы электронный учебник содержал поля для ввода ответов, мог проверять и анализировать их, указывая на допущенные ошибки.
5. Блок справочной информации. Тут должны быть ссылки на дополнительные материалы, онлайн-библиотеки и другие информационные ресурсы.
Однако проблема состоит в том, что нет единого электронного учебника для преподавания того или иного предмета. Центр информатизации образования в дальнейшем обязан провести работу по созданию единых для всех учебников по предметам для дальнейшего их использования в школах.
Информатизация образования – это сложный и длительный процесс, направленный на внедрение в обучение средств ИКТ и новых методик обучения. Он имеет как преимущества, так и недостатки. Его основная цель состоит в повышении качества образования на всех уровнях.
Кроме того, возникает ряд общепедагогических и социально-педагогических проблем или аспектов информатизации образования. Появился термин "визуальное образование", который означает, что в обучении изображение, образ, модели, знаки будут играть все большую роль, оттесняя привычные тексты. Работа со знаками и знаковыми системами, перевод из одной знаковой системы в другую, кодирование и декодирование - эти и другие процедуры должен уметь делать человек информационного общества. Информационную культуру личности, считают ученые, надо формировать в школе. Поэтому во второй половине XX века в педагогике формируется направление медиа-образование, которое исследует вопрос об изучении школьниками средств массовой коммуникации.
Главные задачи медиа-образования ученые понимают так: подготовить школьников к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств, то есть осуществлять коммуникации, осознавать последствия воздействия на человека средств информации, в особенности средств массовой коммуникации. В школах развитых стран изучается специальный предмет, призванный решать эти задачи. Его содержание примерно такое: понятие о коммуникации, знаковые системы, представление информации, средства массовой коммуникации. В последние годы к этому добавляют и компьютерную грамотность, что дает название предмету - "Основы компьютерной и медиаграмотности".
Определены главные цели и направления научной и практической работы:
освоение и внедрение новых информационных технологий в обучение, воспитание и управление образованием на основе исследовательских работ по дидактике, информатике;
формирование информационной культуры школьников, то есть информационных знаний, умений учиться с помощью компьютера и других электронных средств, элементарных умений программировать;
изменение методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением в учебный процесс информационных технологий;
подготовка учителей к осуществлению обучения в условиях работы с электронными средствами.
Можно видеть, во-первых, что информатизация образования затрагивает такие важные компоненты образования, как цели и содержание. Одним из главных компонентов, составляющих модель выпускника школы и вуза, становится информационная культура. Это требует не только введения специальных предметов в школе и вузе, но и пересмотра содержания традиционных школьных дисциплин; и характер этих изменений пока еще не ясен ученым.
Во-вторых, использование в учебном процессе автоматизированных обучающих систем и других технологий ведет к пересмотру методов и форм обучения ~ школе, к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения, а также к новому взгляду на процесс обучения с точки зрения психологии.
В-третьих, информатизация образования предполагает, прежде всего, разработку учебного обеспечения дидактического процесса на основе новых и традиционных информационных технологий. Следует знать, что новые информационные технологии в образовании включают 1) себя три составляющие: технические устройства, программное обеспечение и учебное обеспечение. К современным техническим устройствам, кроме компьютера, относятся принтер, модем, сканер, теле- и видеоаппаратура, устройства для преобразования информации из одной формы в другую и пр. Поскольку компьютер является основой информационных технологий, часто информатизация образования пони мается как компьютеризация обучения, то есть использование компьютера как средства обучения и шире многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.
Второй составляющей информационных технологий являются программы, управляющие работой на компьютере, обслуживающие эту работу. Третьей и самой главной составляющей информационных технологий с позиций дидактики является учебное обеспечение, это, по существу, особый класс программ - обучающие программы, обучающие системы. Собственно они и задают, определяют процесс, технологию компьютерного обучения. Они все время совершенствуются специалистами. В настоящее время имеются базы и банки данных, гипертекстовые системы, созданные специально для обучающих целей. Среди обучающих систем наиболее распространены такие: для тренировки умений и навыков; тренировочные; для формирования знаний, в том числе научных понятий; программы по проблемному обучению; имитационные и моделирующие программы; дидактические игры.
К наиболее сложным программам относятся интеллектуальные (в том числе экспертные) обучающие системы. Их особенность в том, что они диагностируют учащегося и составляют историю его обучения, модель конкретного ученика, и предлагают на этой основе индивидуальную программу обучения.
Таким образом, информатизация образования ведет, как было сказано, к изменению существенных сторон дидактического процесса. Изменяется деятельность учителя и ученика. Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и другое. Учитель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить динамику обучения и развития ученика. Следует сказать, однако, что масса учителей не готова к переходу от классно-урочной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий в образовании. Электронная техника пока используется в основном как вспомогательное средство обучения. В определенной мере учителя правы: компьютер и новые информационные технологии постепенно будут менять дидактический процесс и, вероятно, не заменят полностью традиционные технологии обучения.
В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решения актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов и их использование в УВП, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникативных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательных учреждений.
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» в последние 5 лет проведено оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой и программным обеспечением.
Немаловажным результатом выполнения этой программы стало создание систем федеральных образовательных порталов.
В 2005 году стартовал проект «Информатизация системы образования», цель которой создание условий для информатизации школ, системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство.
Данный проект рассчитан на 5 лет и осуществляется по трем основным направлениям «Учебные материалы нового поколения», «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» и «Создание системы межшкольных методических центров».
Вопросам информатизации образования уделяется первостепенное внимание и Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы. В рамках этой программы выполняется ряд проектов по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего (полного) общего образования. Удаленный доступ к этим ресурсам представлен всем образовательным учреждениям.
Существенной проблемой стала интеграция Интернет-ресурсов, размещенных на образовательных порталах, на сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках. Для решения этой проблемы создана новая информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», нацеленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов Интернет, к электронной библиотеке учебно-методических материалов.
Мощный импульс внедрению информационных и коммуникативных технологий в систему общего образования придал приоритетный национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 году. В рамках этого проекта решилась задача подключения к сети Интернет  более 50 тысяч школ и обеспечение школ пакетом лицензионно программной продукцией, что значительно расширило возможности использования компьютера как на уроках, так и в дополнительном образовании школьников, во внеклассной работе, в управлении качеством образования.
Таким образом, в течение последних лет в рамках программ и проектов, направленных на создание и развитие единого образовательного информационного пространства, были выполнены и выполняются мероприятия, позволившие по-новому позиционировать информационные технологии в сфере образования. Это и поставки новых компьютеров, программное обеспечение, доступ в Интернет и повышение квалификации работников образования и т.д.
Подключение школ к сети Интернет дает возможность и учителям, и ученикам пользоваться образовательными ресурсами прежде всего основного Федерального образовательного портала «Российское образование».
Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Развиваются содержание, методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из передатчика знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.
60%  педагогов нашей школы используют современные образовательные технологии. Ежегодно на научно – практическую конференцию представляют свои работы члены кружков,  научного общества учащихся, классные коллективы. В проектную деятельность включились и учащиеся первой ступени обучения. Нам трудно представить  организацию дополнительного образования школьников, подготовку школьников к итоговой аттестации, подготовку к семинарам, педсоветам и т.д. без использования компьютера.
Компьютеризованны рабочие места администрации, в двух учебных кабинетах (один начальных классов) также стоят компьютеры. Электронная почта позволяет осуществлять  внешнюю связь с педагогами и школьниками.
Изменение роли учителя в условиях информатизации образования.
Важнейшая задача учителя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.
чтобы успешно справиться с этой задачей каждому учителю информационного общества требуется:
глубоко знать процессы, происходящие в образовании;
оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;
уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий;
повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру;
собирать, оценивать, модифицировать и разумно использовать полученную информацию для совершенствования методики урока;
тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрации, педагоги, учащиеся, родители);
теоретически осмысливать результаты своей деятельности;
обладать широкой эрудицией.
Следовательно, эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки преподавателя. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога.
С переходом на новый вид обучения, сочетающий традиционные формы с применением современных информационно-коммуникативных технологий, в образовании происходит:
Смена модели “образование на всю жизнь” новым подходом – “образование в течении всей жизни”.
Это обусловлено ускорением темпов развития цивилизации. Знания быстро устраивают в меняющемся мире и требуют постоянного обновления, что ведет к непрерывному обучению.
Перенос центра тяжести с обучения на учение.
Сегодня учитель перестает быть источником первичной информации, превращаясь в посредника, помогающего ученикам добывать эту информацию. И важнейшая задача преподавателя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. А чтобы успешно справиться с этой задачей, каждому учителю требуется не только повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру, но и уметь осваивать и использовать на своих занятиях постоянно расширяющийся спектр новых технологий, оперативно и постоянно обновляя свои профессиональные знания.
Отечественная система образования, претерпевающая преобразования, связанные с широкомасштабной информатизацией, предъявляет новые ключевые требования к профессиональной деятельности учителя: ориентация обучения на использование инновационных технологий с применением ИКТ, максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ученика, готовность к профессиональному взаимодействию, передаче передового педагогического опыта. Под влиянием широкомасштабного внедрения ИКТ в образование существенно меняется роль учителя в учебном процессе, выдвигаются требования к соответствию его профессиональной подготовки современному уровню информатизации.
В этой связи основной функцией современного учителя становится сопровождение, коррекция самостоятельной работы учащихся, организация качественного поиска информации в мировых информационных ресурсах.
В сложившихся условиях педагог должен быть готов к любым изменениям его профессиональной деятельности, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, стремиться к профессиональному развитию.
Охарактеризуем особенности профессионального развития учителя, которые определяются
активной информатизацией образования. Придерживаясь интегративного похода к понятию «профессиональное развитие учителя», предполагающего взаимосвязанное изучение личностного и профессионального роста педагога, рассмотрим следующие компоненты данного понятия: направленность, компетентность, творческие достижения, мотивация само-
образования.
Нарастающая экспансия электронного обучения определяет новые характеристики педагогической направленности учителя. В этих условиях учителю необходимо проявлять интерес к преобразованию системы обучения и воспитания личности, которой предстоит жить и работать в информационном обществе. Понимание дидактического потенциала информационных и коммуникационных технологий в развитии личности ученика, его индивидуальности и творческих способностей является важной характеристикой педагогической направленности учителя.
Компьютерные технологии, обладая возможностями создания образовательной среды для экспериментирования, самопознания, побуждают познавательный интерес, но без своевременной поддержки и руководства учителя этот интерес может угаснуть.
Востребованным становится такое профессиональное качество педагога, как способность принимать ответственность за результаты электронного обучения с учетом здоровье сберегающих и личностно ориентированных образовательных технологий. Для этого требуется направленность на освоение новых форм и методик, постоянное совершенствование своего профессионального уровня, адекватно современным тенденциям развития информационного общества.
Важными характеристиками педагогической направленности сегодня становится осознание учителем необходимости опережающего решения проблемы развития школьника в условиях информатизации образования и мотивация к изучению влияния компьютерной техники и информационных средств на процесс формирования и развития личности школьников. Предметная направленность учителя в условиях активного внедрения ИКТ определяется стремлением изучать и использовать в урочной и внеурочной деятельности современные программные средства, применяемые в соответствующей области знаний с целью моделирования изучаемых объектов, явлений.
Профессиональное развитие учителя характеризуется еще одним существенным фактором, имеющим деятельностный и личностный характер, — профессиональной компетентностью. В условиях информатизации образования важной компонентой профессиональной компетентности учителей является информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность).
Профессиональная компетентность учителя в области информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) рассматривается как обязательное условие, обеспечивающее качество результатов образования в условиях его информатизации.
С этой точки зрения ИКТ-компетентность учителя характеризуется:
— умением осуществлять эффективный поиск, структурирование информации и ее адаптацию к особенностям педагогического процесса;
— квалифицированной работой с различными электронными образовательными ресурсами, профессиональными программными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;
— организацией и использованием автоматизированных рабочих мест учителя и ученика в образовательном процессе;
— готовностью к регулярной самостоятельной познавательной деятельности на основе ИКТ;
— готовностью использования компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
Таким образом, информационно-коммуникационная компетентность учителя является в настоящее время актуальной характеристикой профессионального развития педагогов.
Еще одним компонентом профессионального развития учителей являются его творческие достижения. Если педагог осознает творческую направленность своей работы и настроен на обмен инновационным опытом с коллегами, то это способствует развитию его творческого потенциала. Если решение актуальных профессиональных задач, возникающих в процессе педагогической деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий, позволяет учителю добиться качественно новых образовательных результатов, то можно говорить о педагогическом творчестве.
Педагогическое творчество в условиях информатизации образования проявляется:
— в применении электронных образовательных ресурсов в урочной деятельности (контролирующих, имитационных, обучающих, демонстрационных и др.), самостоятельно созданных учителем;
— организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе средств ИКТ;
— разработке сетевых образовательных инициатив для школьников по предметным, межпредметным, социально-значимым областям знаний;
— активном применении дистанционных образовательных технологий обучения школьников с целью обеспечения их продуктивной урочной и внеурочной познавательной деятельности;
— подготовке и оформлении собственных методических материалов для обмена опытом с коллегами в ходе мастер-классов, семинаров, педсоветов, проводимых как очных, так и дистанционной форме.
Учитель, стремящийся к профессиональному росту, владеющий новыми педагогическими и информационными технологиями обучения и воспитания и апробирующий их на практике, может представить коллегам свой творческий опыт с помощью профессионального электронного портфолио.
Электронное портфолио дает возможность учителю систематизировать собственные учебно-методические материалы, проанализировать и оценить продуктивность и результаты своей преподавательской деятельности, проследить прогресс развития учащихся и оценить их образовательные достижения. Электронное портфолио педагога, как правило, представлено в виде веб-ресурса (web-сайт, блог, wiki-страница) позволяет собирать, пополнять, редактировать банк наиболее эффективных учебно-методических материалов, результатов профессиональной деятельности учителя, помогает визуально представить информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, презентаций. Современные средства создания электронных портфолио (социальные сервисы, системы управления контентом и др.) позволяют включать интерактивные элементы, такие как форумы, чаты, системы голосований, поисковые средства и др. Владение технологиями создания электронного портфолио рассматривается как показатель информационно-коммуникационной компетентности педагога и является существенным направлением профессионального развития в условиях информатизации образования.
Важным компонентом профессионального развития педагога является его мотивация к профессиональному самообразованию. Современный уровень развития компьютерных телекоммуникационных технологий расширяет формы профессионального развития учителей, создает условия для доступной и открытой поддержки педагогов непосредственно на рабочем месте. Следует отметить и растущий комплекс разнообразных интернет-услуг, предоставляемых педагогам. Еще одной, достаточно новой формой профессионального самообразования учителей является виртуальное методическое объединение (ВМО). Участие в ВМО позволяет учителям, удаленным друг от друга территориально, решать профессиональные проблемы, повышать свой профессиональный уровень. Это расширяет доступ к полезным источникам информации, позволяет оперативно получать консультационную помощь, создает условия для эффективного сотрудничества через дистанционные формы образовательной деятельности. Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.
Деятельность виртуального методического объединения учителей реализуется через различные формы методической работы, среди которых можно выделить следующие:
— научно-практическая интернет-конференция, сетевой семинар. Данные формы методической работы позволяют обсудить актуальные профессиональные проблемы, осуществить обзор передового педагогического опыта, проанализировать современные программы, учебно-методические пособия;
— создание банков, архивов данных методических разработок позволяет систематизировать информацию о педагогическом опыте в методике преподавания предметов, воспитательнойработе школы, инновациях в области педагогики и методики, обеспечивает открытый доступ к полезным ресурсам сети Интернет;
— тематический форум, дистанционная консультативная помощь, методические вебинары позволяют организовать общение учителей, в ходе которого открыто и квалифицированно решаются многие профессиональные вопросы, при интерактивном общении идет интенсивный обмен педагогическими находками;
— дистанционные конкурсы методических разработок, виртуальные мастер-классы (позволяют представить инновационный педагогический опыт сетевому сообществу педагогов;
— информирование участников объединения о новых нормативных документах, методических материалах, информации о конкурсах, олимпиадах, проектах содействует оперативному распространению информации о передовом опыте, обмену методическими разработками.
Таким образом, профессиональное развитие учителей реализуется на основе активного применения информационных и коммуникационных технологий. Современный уровень информатизации образования не только вносит новые формы и способы профессионального развития, но и качественно меняет сущность данного понятия, в котором появляются новые характеристики таких компонентов как педагогическая направленность, педагогическая компетентность, творческая и самообразовательная деятельность.
Мультимедийная дидактика
Мультимедийная дидактика – это общепринятое название, используемое для описания когнитивной теории мультимедийного обучения. Эта теория включает в себя несколько принципов обучения с помощью или посредством мультимедиа.
Мультимедиа - это:
1.технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
2.информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
3.компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
4.компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
5.особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.)».
Мультимедийные объекты используются для:
усиления педагогического воздействия на учащихся, путем создания дополнительных эмоциональных или мнемонических связей предоставления визуальных и аудиальных образов и объектов, которые невозможно представить в классе (посещение Кремля для сельских школьников, балет в Большом театре, опера в Большом Кремлевском дворце, служба в Храме Христа-Спасителя и др.) иллюстрация и демонстрации явлений, которые невозможно наблюдать в реальном времени, например, процесс фотосинтеза или действия магнитных полей;
возможность проводить виртуальные практические работы (например, проводить вскрытие виртуальной лягушки);
возможность вырабатывать необходимый навык на симуляторах (например, при обучении пилотов).
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
 1. усвоить базовые знания по предмету;
 2. систематизировать усвоенные знания;  
3. сформировать навыки самоконтроля;       
4. сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности.
5. оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Одновременное использование аудио - и видеоинформации повышает запоминаемость до 40 - 50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Урок – это, в первую очередь, форма организации учебного процесса, которая даёт возможность не только узнать, но и научиться, приобрести необходимые навыки. И в выполнении этой задачи мультимедийные методики намного превосходят традиционные. Интерактивные упражнения и тренажеры на уроке эффективно помогут сформировать у ученика самые разнообразные учебные навыки и умения – от определения стихотворного размера до решения системы уравнений. Разработанная методика формирования интеллектуальных навыков, основанная на достижениях современной возрастной и педагогической психологии, позволяет говорить о том, что ученики на уроках КМ знают не только «что» учить и какие знания проверить, но и «как» действительно научиться.
Мультимедийные методические приёмы компенсируют многие недостатки традиционного урока (преобладание репродуктивных методов обучения, невозможность индивидуальной работы с каждым учащимся в классе, нехватка времени для самостоятельных занятий учащихся и др.) и при этом обладают рядом преимуществ:
1.   Активность ученика, которая вызвана отсутствием стрессовой «ситуации оценки». Интерактивные упражнения имеют цель выработать навык, а не поставить отметку.
2.   Индивидуальный ритм занятий. Возможность неограниченного количества повторений. Обратная связь с пользователем позволяет создавать «ситуацию успеха», индивидуального успеха, фиксировать персональную динамику развития того или иного умения. Интерактивы позволяют ученикам в максимальной по их возможностям степени проявлять активную творческую позицию в учении.
3.   Вариативность. Сформировать понятие или выработать навык можно на разнообразном материале. Вариативность вытекает из самой природы мультимедийного образовательного процесса, способного в секунды перестроить гигантский объём контента для решения конкретной методической задачи.
4.   Диагностика умений и навыков, позволяющая определять причины проблем в обучении.
5.   Формирование мета-навыков, например, навыков работы с информацией, освоение мнемотехники или приёмов скорочтения.
6.   Осознанное формирование волевых качеств и самостоятельности, стремление к самосовершенствованию.
Технологии мультимедиа позволяют соединить в единое различные формы представления учебной информации: текст, музыку, графику, иллюстрации, видео, аудиоматериалы. Обучение с использованием мультимедийных ресурсов становится реальным средством развития технологии образования. Но, хоть и будучи новой педагогической технологией, такое обучение подчиняется основным законам педагогики, то есть традиционные дидактические принципы образования также являются его основой, но дополняются новыми условиями и критериями учебной среды.
Принцип систематичности и последовательности в обучении позволяет достичь больших результатов: учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно; кроме того, при мультимедиа обучении появляется возможность реализации принципа индивидуализации обучения. Усиление активности и самостоятельности учащегося становится возможным, благодаря системе выбора им учебного процесса на всех методологических уровнях: при постановке собственных образовательных задач, выборе формы и скорости обучения.
В мультимедиа обучении для решения этих целей используется принцип виртуализации образования.
Расширение возможностей в реализации принципа наглядности на основе современных информационно-технических средств создает в практической педагогической деятельности иллюзию полного решения проблемы техническими средствами, во вред содержанию и целям обучения. Чтобы избежать этих негативных тенденций, в мультимедиа обучении и при разработке электронных методических пособий нужно придерживаться принципа системности и соотносить новые технико-педагогические параметры современных средств наглядности с основными структурными компонентами дидактической системы: целями и задачами, содержанием и методами.
Многие считали, что использование мультимедиа технологий в образовании позволит в рекордно короткие сроки существенно повысить результативность и качество учебно-воспитательного процесса. В результате возникли фирмы, постоянно наполняющие российский рынок компакт-дисками с мультимедийными учебными пособиями.
Казалось бы, что нужно особенного для создания такого пособия? Достаточно взять общепринятый бумажный учебник, материалы энциклопедий, справочников, преобразовать все это в гипертекстовый электронный вид, проиллюстрировать и получить идеальное современное учебное пособие. И действительно, многими фирмами, работающими по данной технологии, накоплен богатый опыт создания мастерски оформленных изделий подобного рода.
К сожалению, ожидаемой революции в образовании не происходит: То, что сами по себе интереснейшие разработки весьма уважаемых фирм не в состоянии этого сделать, говорит о многом. В частности о том, что в данный момент педагогическая наука еще не готова решить эту проблему, а для ее решения необходимы многочисленные экспериментальные исследования. К таким экспериментам можно отнести выполняемые авторами статьи работы, о которых далее и пойдет речь.
Всегда в образовательном процессе главное - Педагог, его талант, знания и умения. Именно поэтому наиболее рационально стремиться к тому, чтобы содержимое электронного учебного пособия не повторяло бумажных учебников, а как можно более полно воплощало собственно педагогический опыт.
Так возникла идея создавать авторские мультимедийные учебно-методические пособия. Разработчики электронной версии пособия присутствуют на уроках, анализируют ход занятий. Таким образом, каждый составляющий элемент пособия, будучи еще полуфабрикатом, проходит экспериментальную практическую проверку. Кроме того, авторское электронное пособие обладает еще одним замечательным отличительным свойством. Обычные учебники и пособия, а также их фирменные мультимедийные аналоги можно корректировать только при их переиздании, то есть для текущих образовательных процессов они неизменны и необходимые изменения и дополнения приходится самостоятельно выполнять педагогу. Авторские электронные пособия напрочь лишены этого ограничения. Ведь те образовательные учреждения, где они используются, находятся под постоянным наблюдением разработчиков. И, следовательно, нет временных ограничений на коррекцию и постоянное совершенстование.
Создание авторских электронных пособий - это событие в образовательном учреждении, так как это дело совершенно новое, интересное и захватывающее для думающего, талантливого педагога, поэтому этот процесс не может происходить без заинтересованного внимания коллег, то есть что пособие "зреет" в очень плодотворном огне критики и советов. С этой целью каждое авторское мультимедийное пособие следует сопровождать библиотекой его обоснований. В нее в первую очередь включается подробное авторское обоснование: педагог описывает динамику становления каждого элемента своей методики, результаты экспериментов. Затем в эту библиотеку включаются все критические замечания заинтересованных коллег. Было бы очень опрометчиво создавать пособие без консультаций и экспертизы со стороны профессионалов и ученых соответствующего профиля. Их критика, оценки и аргументация должны будут бережно фиксироваться в библиотеке. По мнению авторов статьи, библиотека обоснований - это постоянно действующий генератор интеллектуальных импульсов, которые и просвещают, и активизируют творческие процессы в педагогической среде.
Кроме того, опыт показывает, что мультимедиа учебники требуют разработки особых методик и сценариев их применения преподавателями и учащимися, то есть требуется всеобщее обучение приемам работы с такими учебниками, а также и создание технических условий для работы с ними.
Процесс создания авторских мультимедийных учебно-методических пособий - это мощное вторжение компьютерных технологий в святая святых - годами сложившийся образовательный процесс. Как показала практика, тесное сотрудничество педагогов школ с мультимедиа-программистами является исключительно плодотворным:
в педагогической среде автоматически исчезает боязнь и неприятие компьютера (характерно еще для большинства педагогов-предметников);
повышается творческая активность педагога;
происходит переосмысление педагогами своей образовательной функции с новых для него позиций;
более активным и действительно необходимым становится обмен опытом в педагогической среде;
создаются исключительно благоприятные условия для влияния ученых и профессионалов на ход текущих образовательных процессов.
Совместно с педагогом, при участии его коллег, мультимедиа-специалисты эффективно реализуют выстраданный автором-педагогом метод, делают его мощным, современным образовательным инструментом. На наш взгляд, это и есть одна из основных частей тех действенных механизмов, которые способны обеспечить переход школьного образования на качественно новый уровень
Использование ИКТ в преподавании истории.
Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий. Под компьютерными технологиями обучения понимают совокупность методов, форм и средств обучения, которые базируются на использовании современных компьютерных средств и направленных на эффективное достижение поставленных целей обучения в данной предметной области. Объединяя в себе много традиционных информационных технологий, компьютерные технологии разрешают существенным образом оптимизировать процесс обучения истории и обществознания.
Он может стать более интересным, эмоционально насыщенным, динамическим и наглядным;
компьютерная технология также способна индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс;
реализовать его творческий характер, организовать гибкое управление учебной деятельностью, интенсифицировать и активизировать обучение.
Кроме этого, компьютерные технологии дают возможность на качественно новом уровне изучать разные курсы истории и обществознания. Они предоставляют информацию в удобной для учеников форме - в виде графиков, таблиц, диаграмм, экранных картинок, а также для статической оценки исторических и обществоведческих фактов и проведения сравнения разных объектов по какому-то параметру. Выполняя функцию информативного сопровождения предмета, компьютер способен существенным образом облегчить процесс овладения учениками, как репродуктивными умениями, так и обще логическими (систематизацией, классификацией, анализом и синтезом), а также рефлексивными (умением обрабатывать статистические данные, осуществлять информации). Компьютер открывает широкие возможности и для построения моделей исторических процессов. История как наука характерна тем, что в ней преобладают методы прямого наблюдения, регистрации и классификации фактов. Тем не менее, та статическая и фрагментарная информация, которая получается в результате использования таких методов, не разрешает в полной мере восстановить, реконструировать определенный фрагмент исторического процесса.
Имитационная компьютерная модель (которая, например, имитирует общественно - экономический процесс или военные действия) разрешает: реконструировать, уточнять числовой материал исследуемого фрагмента исторического процесса; провести динамический анализ исторической информации, которая относится к исследуемому периоду; имитировать развитие исторического процесса по годам, подсчитать коэффициенты (доходы, расходы, запасы), которые характеризуют экономическое положение каждого слоя населения на протяжении исследуемого фрагмента исторического процесса; глубже понять смысл и значение некоторых политических событий; спрогнозировать события экономического и политического характера.
Одним из наиболее эффективных методов усовершенствования общеобразовательного процесса в контексте преподавания истории и обществознания в школе есть использования учебных мультимедиа продуктов, а также доступ к информации благодаря использованию глобальных компьютерных сетей, и в первую очередь сети Іnternet.
Место компьютера в учебном процессе в целом определяется типом компьютерной программы. Значительная часть из них предназначена для закрепления знаний. Такие программы целесообразно использовать после усвоения определенного теоретического материала в рамках традиционной системы обучения. Другие программы, ориентированные преимущественно на усвоение новых понятий в режиме, близком к программированному обучению. Такие программы, как правило, содержат фиксированный набор обучающих влияний и не предусматривают развернутого диалога с учениками. Поэтому дидактические возможности в них относительно ограничены. Значительно большими возможностями владеют учебные программы, которые реализуют проблемное обучение. Они разрешают не только осуществлять рефлексивное управление учебной деятельностью, но и делают ее оперативно контролируемой. В них могут учитываться такие параметры, как последовательность понятий, которые изучаются, а также время прохождения учебного материала по разделам, методы изложения и сложность задач и вопросов, типы подсказок и объяснений.
Отдельно следует отделить программы, обучение по которым строится в виде игры. За мерой влияния на ученика дидактические компьютерные игры можно разделить на следующие виды: учебные, закрепляющие, контролирующие и развивающие. В зависимости от того, к какому виду относится игра, можно определить, на каком из этапов урока - этапе актуализации опорных знаний и способов действий, этапе формирования новых понятий и способов действий, этапе применения знаний и игровых задач в процессе применения компьютерных игр помогает ученикам воссоздать полученные прежде знания и способы действий. На этапе формирования понятий и способов действий предоставленная компьютером возможность глубокой концентрации на игровом материале оказывает содействие формированию новых понятий. На этапе применения знаний и формирования умений компьютерная игра разрешает ученику применять и развивать полученные знания, умение и навыки. Процесс использования компьютерных игр на всех этапах урока имеет полифункциональный характер: во время решения игровой учебной проблемы формируются не только знания, но и развиваются разнообразные интеллектуальные качества, мотивация и воля, стимулируется инициатива и творческое мышление, т.е. происходит развитие личности. Реализуя основные принципы дидактики, компьютерные технологии приносят в обучение и некоторые новые закономерности. Во-первых, все элементы учебного процесса должны быть ориентированы на индивидуальные информационные возможности и особенности ученика, т.е. они должны владеть адаптивностью к индивидуальным особенностям ученика по форме, объему и темпу предоставления информации. Способы применения компьютерных технологий в обучении должны определяться вековыми, физиологическими и умственными возможностями школьников. Во-вторых, обучение должно быть мультимедийным, т.е. комплексным по содержанию информации и по форме организации. Объединение в учебных компьютерных программах визуальной и звуковой форм предоставления учебной информации в значительной мере повышает ее наглядность и выразительность и тем самым разрешает превратить изучение истории в интересный и содержательный процесс. Сознавая высокий дидактический потенциал компьютерных технологий Организационно любая, в том числе и компьютерная технология обучения обязательно должна содержать и традиционные формы взаимодействия учителя и школьника. Таким образом, использование компьютера в учебном процессе значительно повышает его эффективность; его можно использовать не только на уроках, а и внеурочное время.
Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться учителями истории. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. Учитель истории может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые.
Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение.
Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных.
В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса. Известны примеры использования этой программы для создания электронных журналов.
Программы – библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами. Они также являются электронной версией бумажных изданий. В серии CD «Классика. История России» помещены собрания сочинений Н.М.Карамзина, И. Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского и др.
Программы-репетиторы – ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену). CD «Репетитор по истории» - это тестирующая программа для школьников и абитуриентов.
Задачники – программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. По форме эти программы напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по истории древнего мира содержатся на CD «Загадки сфинкса».
Электронные учебники - совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для регулярных систематических занятий по предмету. В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. Позже появились виртуальные учебники CD «История Отечества IX-XVIII вв.», CD «История Отечества. 882-1917» и другие.
Основные содержательные блоки курсов подготовки учителей:
Технологический блок предполагает практическое совершенствование навыков пользователя, формирование готовности использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Программно - методический блок нацелен на формирование умений осознанного использования современных технологий в обучении истории, знакомство с программным обеспечением, методическими приемами работы с ПК на всех этапах учебного процесса, мультимедийными учебными и справочными пособиями. Важной составляющей этого блока является систематизация Интернет ресурсов по истории,
Содержательный блок, направлен на совершенствование информационной компетентности преподавателя: способности понимать суть обработки информации, находить информацию в различных источниках, пользоваться автоматизированными системами поиска и обработки информации, интерпретировать информацию, конвертировать визуальную информацию в вербальную знаковую систему, широко использовать моделирование для изучения различных объектов и явлений, производить анализ информационных моделей.