РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ


УДК 42
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Галина Ивановна БекниязоваГУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия №9 г. Павлодара»
учитель английского языка, Республика Казахстан, г. Павлодар,
E-mail: g.bekniyazova@mail.ru
Аннотация: в статье предложены некоторые пути для адаптации систем образования и культуры к новым потребностям глобальных интеграционных процессов
Ключевые слова: образование, культура, глобализация экономики, глобальная педагогика
Проблема глобализации в настоящее время - наиболее популярная дискуссионная тема. Своими корнями она уходит глубоко в историю, но все же это феномен XX века. Рыночная экономика, идейный плюрализм политическая демократия, открытое общество стали общезначимом ориентиром в направлении вперед. Интеллект, технологии, знания становятся важнейшими активами экономики. Информационная революция, которая базируется на соединении с телекоммуникационных сетей с компьютером, коренным образом преобразует бытие человека. Она сжимает пространство и время, открывает границы, позволяя устанавливать контакты в любой точке земли.
Тем самым, глобальные интеграционные процессы, происходящие в социальной сфере, экономике, транспортной и информационной инфраструктурах приводят к требованию изучения мировой динамики как единого объекта в глобальном моделировании [1].
Глобализация экономики объективно обусловливает требование переоценки в сложившейся образовательной системе. Образовался значительный разрыв между знаниями, которые предлагаются учреждениями образования, и теми знаниями, которые реально нужными с целью осуществления практической деятельности специалистов.
Международный аспект оказывает довольно существенное воздействие на образовательную систему. К примеру, на уровне вуза и, в особенности, в сфере исследований и технологии поток зарубежных студентов не перестает возрастать в течение последних тридцати лет. Но одновременно с этим во многих случаях подготовка преподавателей не отвечает требованиям, которые предъявляет глобализация.
В связи с этим, к целям многих образовательных систем, которые состоят в том, чтобы обслуживать экономику страны подготовкой рабочей силы соответствующего уровня, добавляются также цели, которые должны быть вспомогательными для изменения существующего общества. Это подтверждается новыми формами неграмотности, которые наблюдаются во многих развитых странах.
Образование должно помочь людям осуществлять те задачи, для которых они не были изначально подготовлены, подготовить их к нелинейному течению их карьеры, работе на командной основе, развитию своих способностей, независимому применению информации, и, наконец, для того, чтобы заложить основы комплексного подхода к суровым реалиям жизни на практике.
Для соответствия требованиям, которые выдвинуты глобализацией, должна возникнуть необходимость для подготовки персонала на рабочие места, где обязанности изменяются постоянно, где информация поступает по многим каналам, где вертикальное управление заменено на горизонтальные связи, где инициатива важнее исполнительности [2].
В целях адаптации образовательных систем к новым потребностям экономики в обучении имеются несколько путей.
1.Изменение роли преподавателя. Для того чтобы воспитать независимую личность, которая способна добывать информацию, обрабатывать ее и интерпретировать, преподаватель должен пересматривать свои методы в обучении и переходить от роли лектора к наставнической роли. Данная задача требует активного применения новых коммуникативных и информационных технологий, которые и студент, и преподаватель могли бы вместе осваивать и применять.
Данная эволюция подразумевает:
а)преподаватели обладают существенной свободой в выборе методов обучения, возможностью адаптации процесса обучения к индивидуальным требованиям, организации пространства в аудитории и расписания и т.п.;
б)преподаватели должны осваивать новые информационные технологии и иметь требуемое оборудование [3].
2.Пересмотр задач на каждом образовательном уровне. Модернизация образовательных систем приводит к перераспределению задач между различными уровнями в образовании:
а)особое внимание необходимо уделять базовому всеобщему образованию для построения общества из ответственных и образованных граждан, которые адекватно реагируют на современные тенденции и способны к независимому мышлению;
б)высшая школа должна иметь цель подготовки инженеров, экономистов, технических специалистов и менеджеров, которые готовы к работе в меняющихся условиях, способные анализировать актуальные социальные и экономические и проблемы, а также обеспечивать корректное управление [3].
Глобализация является главным вызовом образованию на мировом уровне. На сегодняшний день во многих странах утверждено понимание того, что именно система образования страны есть стратегический фактор, который определяет будущее нации и государства. Будущее общество нередко уже называется «цивилизацией знания» [1].
Система образования в Республике Казахстан, в особенности высшего, является вполне конкурентоспособной на мировом рынке услуг образования. Но для вхождения Казахстана в глобальный образовательный рынок данная система нуждается в качественных изменениях.
Глобальное образование ничего не вытесняет и не меняет из уже достигнутого в отечественной и мировой педагогике. Данное образование выступает объективно необходимым дополнением к любому хорошему образованию. Местом и истоками глобальной педагогики определяются, по меньшей мере, три по своей сущности всеобъемлющих явления.
Первое явление - гигантская акселерация всех социокультурных перемен в современном мире. В частности, с ним связано нарастующее несоответствие между уровнем развития образования и общим уровнем технического и культурного окружения. Нарушена веками сложившаяся система передачи традиций и опыта. Каждое новое поколение имеет все меньше возможностей для того, чтобы перенять от предшествующего поколения навыки жизнеустроения и труда, опыт. При стремительном сокращении сроков внедрения в практику новейших достижений техники и науки данные навыки становятся в большинстве своем ненужными. Здесь идет речь о неком вихревом наступлении будущего, которое, по словам О. Тоффлера, является чреватым в наступлении своеобразного «футуршока». Разрыв между потребностями общества и развитием образования не сокращается, а, напротив, растет. Реформатор французской школы, С. Френе, по данному поводу отметил: «Если прогресс идет со скоростью 10, то школа - со скоростью 1» [4].
Второе явление связано с современными глобальными проблемами человечества. С ними связано не только тревоги за судьбу земной цивилизации, зарождение в сознании общества духа «алармизма», но и осознание того, что человеческому сообществу необходимы принципиально иные подходы к воспитанию и образованию новых поколений, главным в которых должно быть формирование взгляда на мир как на многообразное и единое целое, где от действий каждого будет зависеть общее благополучие. Именно этим в большинстве своем определен возросший интерес в мире к глобалистским комплексным исследованиям в образовательной сфере. Жизнью подтверждается актуальность слов Г. Уэллса: «Все больше и больше будущее человечества представляет собой бег наперегонки между образованием и катастрофой» [4].
И, третье - общие для многих стран мира проблемы и тенденции, которые рождаются в самом образовании, носят всеобъемлющий и масштабный характер. Господствовавшие в мировом образовании за последние два столетия сциентистские и технократические тенденции в большинстве переопределили его сегодняшний кризис. Детерминистский, линейный, подход к технике и природе способствовал развитию у людей фрагментарного восприятия самой действительности, утрате способности предвидеть, комплексно и адекватно оценивать глобальные цивилизованные, экономические, образовательные кризисы [4].
Естественная реакция у общества – создание в образовании новой гуманитарной среды. По мнению некоторых казахстанских авторов, один из возможных путей для реализации данной задачи - глобальное образование, главная задача которого и состоит в формировании творческой личности.
Таким образом, глобализацией является, прежде всего, производство и концентрация интеллектуальных ресурсов в наиболее богатых странах. Контроль над образовательными системами в стране и информацией приобретает в связи с этим ключевое геополитическую и внутриполитическую роль. Современные гибкие технологии («быстрая экономика») требуют соответствующее качество рабочей силы, а глобализацией технологий обусловлено требование глобализации в образовательном пространстве, сближения содержания учебных дисциплин и учебных планов в разных университетах мира. От современного специалиста необходимо умение самостоятельно добывать знания, быстро переучиваться. Особую роль приобретают знания в сфере новых информационных технологий, принятия управленческих решений, методов оптимизации процессов экономики, инновационного и финансового менеджмента, логистики, управления качеством [5].
Уже вырисовываются новые черты в современных образовательных технологиях, ядро которых - индивидуальные программы, которые составлены не по готовым пакетам программ, предлагающиеся образовательными учреждениями для всех слушателей по единому образцу, а из блоков знаний с учетом потребностей самого обучающегося. Заказчик данного набора знаний - сам обучающийся. При этом, знания по отдельным блокам могут быть им получены в разных образовательных учреждениях и даже в разных странах.
В связи с этим новые образовательные технологии включают в себя возможность дистанционного обучения, применяя современные системы телекоммуникаций, виртуальные электронные библиотеки и электронные обучающие материалы. Все это может привести к значительным изменениям в обучающей методологии. Важным становится обучение методам самостоятельной индивидуальной работы, самостоятельная добыча знаний,. Естественно, это может потребовать значительной перестройки всей инфраструктуры системы образования. К данным процессам нужно готовиться уже сегодня. Очевидно, что это может потребовать и обучения самих преподавателей методам обучающих материалов, которые учитывают возможности современных технических средств и особенности новых образовательных технологий.
Глобализация мирового образовательного пространства является процесс длительным и сложным, связанным с разными ограничительными факторами (историческими традициями, различиями культур, языковым барьером, религий, идеологий и т.д.). Но данный процесс необходим в современных условиях глобализации экономики страны.
Список литературы
1.James Н. Mittleman. The Globalization Syndrome: Transformation and Resistance. Princeton University Press, 2000.2.Gataulin A.M. New lines of Development of World Economic System and Globalization problems of educational Space. M., 2002.3.Liferov A.P., Kolker Y.M., Ustinova E.S. Organization of educational process in global-oriented school. Ryazan Edition. 1995.
4.Holton R. Globalization’s cultural consequences // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2000. July, pp. 140-152.
5.Ali A. Mazrui Globalization and cross-cultural values: The politics of identity and judgement // Arab Studies Quarterly, Summer-99, pp. 97-110.
CULTURAL AND EDUCATION DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF ECONOMY GLOBALIZATION
Galina Ivanovna BekniyazovaSI «Average general education school-gymnasium No. 9 of Pavlodar»
English teacher, Republic of Kazakhstan, Pavlodar c.,E-mail: g.bekniyazova@mail.ru
Abstract: in article some ways for adaptation of education system and culture to new requirements of global integration processes are offered
Keywords: education, culture, globalization of economy, global pedagogics