Методическая разработка семинара-практикума для преподавателей Модель современного урока в контексте ФГОС СПО


Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Кинешемский технологический техникум-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
«МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ФГОС СПО»
Автор: М.Г. Огорельцева
Кинешма
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
«МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ФГОС СПО»
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.
Форма взаимодействия всех участников семинара – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Современные педагогические технологии, реализуемые в ходе проведении семинара:
Технология сотрудничества:
постановка общих целей и задач для всей группы преподавателей;
индивидуальная ответственность за часть задания всей группы;
общая оценка работы группы в целом.
Проблемное обучение:
предлагается рассмотреть различные способы конструирования (моделирования) урока в контексте профессиональной деятельности педагога, необходимые для реализации учебного успеха студентов;
преподаватели побуждаются к деятельности по анализу, сравнению, обобщению, сопоставлению социально-педагогических понятий в образовании, связанных с внедрением ФГОС СПО, стремлению сделать вывод.
Дифференцированное обучение:
использование дифференциации группы преподавателей (создание микрогрупп) по ЦМК как главной мотивационной базы обучения.
Групповые технологии:
использование групповой работы (на принципах дифференциации) с получением определенных заданий и выполнением их сообща под непосредственным руководством председателя ЦМК;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
5. Информационно-коммуникационные технологии:
работа с информационными источниками;
использование электронной презентации.
Игровые технологии:
использование элементов ролевой игры в ходе работы семинара.
Технология «мозгового штурма»:
задания в группе предусматривают применение элементов данной технологии при обсуждении «картинки» конкретного этапа урока.
Цели:
Узнать: модель (структуру) современного урока, основные отличия современного урока от традиционного, способы моделирования урока.
Развить: интерес преподавателя к современным технологиям; умение моделировать учебное занятие в соответствии с деятельностно-компетентным подходом.
Обобщить: знания о современном уроке.
Конкретизировать: практические способы разработки каждого этапа современного урока.
Задачи:
Оказание методической помощи преподавателям в разработке современного урока, отвечающего требованиям ФГОС
Популяризация инновационных идей, авторских находок автора семинара.
Создание условия для профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению поставленных в ходе семинара вопросов.
Повышение интереса к профессиональной деятельности.
Осознание необходимости повышения уровня самообразования.
Рефлексия собственного профессионального опыта участниками семинара.
Сценарий
Перед началом работы участники семинара объединяются в группы под руководством опытных педагогов.
Сл. 1 Добрый день, уважаемые коллеги!
Преподавателю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать обмен профессиональным опытом.
Обратите внимание на «ладошки», которые находятся у вас на столах, они необычные, а знаете почему? Нет, не потому что они цветные, а потому что это «ладошки ожиданий», переверните их и напишите на каждом пальчике, что вы ожидаете от сегодняшнего семинара, затем отложите их в сторону до конца работы.
У вас на столе лежат карточки с буквами. Сложите из них слово, и таким образом мы вместе с вами определим предмет нашего семинара. Итак, предметом нашего семинара сегодня станет Его величество УРОК! А тема семинара – «Модель современного урока в контексте ФГОС СПО. Сл. 2
Сл.3 Сегодня во ФГОС СПО прописаны следующие виды учебных занятий:
лекция,
семинар,
практическое занятие,
лабораторное занятие,
урок,
консультация.
Основной дидактической единицей учебного процесса уже более 500 лет является урок. За столетия многое изменилось, но урок остаётся сегодня основой формой обучения (тем более это касается нашего учреждения, т.к. мы обучаем детей-инвалидов, и такие виды учебных занятий, как лекция и семинар в чистом виде, не совсем приемлемы для наших студентов). Однако в условиях преобразований, происходящих в современном образовании, понятие «урок» нуждается в новом методологическом наполнении. И какие бы инновации не вводились, именно на уроке встречаются главные участники образовательного процесса: преподаватель и обучающийся.
Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что преподаватели, которые многие годы работали по традиционной методике и использовали элементы современных технологий, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Конечно, требуется время. Но много зависит от желания и характера преподавателя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Определение целей и задач семинара.
Итак, что же такое УРОК?
(Звучит музыкальный фрагмент Ave Maria И.С. Бах, на слайдах презентации картины Левитана и Айвазовского, Врубеля и Ван Гога, Боровиковского и Шишкина, «Сикстинская мадонна» Рафаэля;обложки книг и портреты Шекспира и Гете, Гюго и Бальзака, Толстого и Достоевского, Чехова и Булгакова, А.С.Пушкина.)
Каждый представляет его по-своему. Прост он или сложен? Оглянитесь вокруг, сколько вещей нас окружает, и все по своей структуре непросты. Но согласитесь, любая, даже сложнейшая вещь, состоит из простых элементов. Всего семь нот – и вот вы слушаете прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих мастеров: Левитана и Айвазовского, Врубеля и Ван Гога, Боровиковского и Шишкина, «Сикстинской мадонной» Рафаэля; два-три десятка букв алфавита – читаем великую литературу: Шекспира и Гете, Гюго и Бальзака, Толстого и Достоевского, Чехова и Булгакова, А.С.Пушкина.
Из простейших элементов мы творим всякий раз разную – прекрасную и не очень – реальность. Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные...
Вот мы сегодня и рассмотрим модель современного урока в контексте ФГОС и попытаемся создать некий «конструктор для его сборки».
А сейчас давайте попробуем вместе сформулировать задачи нашего семинара.

У Р О К
5381603613100
5347073899100 5366135435900 5724293899100
узнать... развить... обобщить... конкретизировать, корректировать...
Узнать: модель (структуру) современного урока, основные отличия современного урока от традиционного, способы моделирования урока.
Развить: интерес преподавателя к современным технологиям; умение моделировать учебное занятие в соответствии с деятельностно-компетентным подходом.
Обобщить: знания о современном уроке.
Конкретизировать: практические способы разработки каждого этапа современного урока.
На первый взгляд кажется, что ничего нового мы с вами не изобретаем, тем не менее, элементы урока каждый раз складываются по-разному. Но каждая конструкция прочна, если элементы подходят друг другу. Так и урок.
Предлагаю вам сейчас в режиме «мозгового штурма» определить, что же такое урок? Для этого каждая группа в течение одной минуты должна продолжить два незаконченных предложения: «Урок сегодня – это …» и «Я иду на урок, чтобы …». Выйдя к магнитной доске, представитель от каждой группы записывает свое продолжение каждого из предложений.
(1. Это организованная преподавателем активная познавательная деятельность студентов.
2. Это учебное сотрудничество.
3. Это активные и интерактивные формы работы.
4. Самостоятельность и самодеятельность студента (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов).
5. Это хорошо спланированная организаторская роль преподавателя (консультант).
6. Это реализация триединой цели (ТЦУ) урока (развитие, обучение, воспитание)
Благодарю всех, кто высказал свое мнение.
Обсудив мнение каждой группы, демонстрирую определения урока, принятые в педагогике.
Однозначно сформулировать определение урока сложно. В педагогической науке есть ряд его определений. Одно из них такое:
Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А.А. Бударному).
В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм. Это постоянная группа учащихся; руководство деятельностью обучающихся с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.
М.И. Махмутов рассматривает урок не как статичную форму занятия, а как вариативную и постоянно развивающуюся форму не всего учебно-воспитательного процесса, а процесса целенаправленного взаимодействия деятельностей и общения учителя (преподавателя) и учащихся. Это отражает сущность процесса обучения и имеет в себе воспитательное воздействие личности педагога на учащихся.
В чем же состоит наша задача как преподавателей? Как необходимо строить учебные занятия, чтобы они были эффективными? Какие требования необходимо соблюдать?
По-моему мнению, следует знать требования, носящие общий характер: дидактические (образовательные), воспитательные, организационные, гигиенические (памятка представлена в раздаточном материале).
Памятка 1. Общие требования к современному уроку.
Дидактические:
 четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
 определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием ППССЗ и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности студентов;
 прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков;
 выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока;
 реализация на уроке всех дидактических принципов;
 создание условий успешного обучения студентов.
Психологические:
 учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы);
 индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности.
Организация познавательной деятельности студентов:
 четкая формулировка цели, постановка задач и доведение их до обучаемых;
 построение обучения как системы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия;
 выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых и методов обучения в соответствии с поставленными задачами;
 система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности;
 сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности обучающихся;
 разнообразие средств организации учебной деятельности;
 учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, и дидактическая подготовленность к их преодолению;
 оперативная корректировка учебной деятельности.
Требования к технике проведения урока:
 урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
 темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и студентов завершенными;
 необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и студентов; должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
 на уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
 по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
 преподаватель должен обеспечить активное учение каждого студента
Гигиенические требования к уроку:
 соблюдение температурного режима;
 необходимость проветривания учебного кабинета;
 соблюдение нормативов освещения рабочего места обучающегося;
 учет кризисов внимания:
Кризисы внимания (по Высоцкой С.И.)
1 - на 14 - 18-ой минуте
2 - через 11 - 14 минут
3 - через 9 - 11 минут
4 - через 8 - 9 минут
 учет критических точек усвояемости учебного материала;
Критические точки усвояемости учебного материала.
Время 1-4 мин. 5-23 мин. 23-34 мин. 35-45 мин.
Усвояемость 60 % 80 % 45-60 % 6 %
 соблюдение правильной рабочей позы обучающегося
Однако, жизнь не стоит на месте. В настоящее время знание данных требований уже недостаточно. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО диктует нам свои условия проведения учебного занятия. Существуют требования, которые предъявляются к современному занятию, без которых оно не будет результативным: предлагаю вам ознакомиться с таблицей, содержащей современные требования к учебному занятию в отличие от традиционного (таблица представлена в раздаточном материале).
Памятка 2
Отличия традиционного урока от урока по ФГОС
Требования к уроку Традиционный урок Урок по ФГОС
Объявление темы урока Преподаватель сообщает обучающимся Формулируют сами обучающиеся (преподаватель подводит обучающихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач Преподаватель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)
Планирование Преподаватель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)
Практическая деятельность обучающихся Под руководством преподавателя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (преподаватель консультирует)
Осуществление контроля Преподаватель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), (преподаватель консультирует)
Осуществление коррекции Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (преподаватель консультирует, советует, помогает)
Оценивание обучающихся Преподаватель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей), (преподаватель консультирует)
Итог урока Преподаватель выясняет у обучающихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей
При анализе требований к традиционному уроку и уроку по ФГОС становится ясно, что различия касаются, прежде всего, деятельности преподавателя и студента на уроке. Студент из присутствующего и пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке традиционного типа становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Преподаватель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем студентов. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Как же преподавателю подготовить урок современного типа? Думаю, всем преподавателям знакомы основные этапы конструирования урока традиционного типа. Технологический процесс проектирования урока по ФГОС базируется на них же:
Памятка 3.
ЭТАПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
1. Определяем тему учебного материала.
2. Определяем дидактическую цель темы.
3. Определяем тип урока (существуют различные типы уроков, причем разные авторы по-разному их классифицируют; я не буду подробно на этом останавливаться, по сути же все типы являются развернутыми этапами комбинированного урока. Ну и конечно, наряду с традиционными уроками существуют и нетрадиционные уроки, но наиболее перспективной считают структуру урока, разработанную М.И. Махмутовым; он выделяет 6 типов урока):
урок изучения нового материала;
урок совершенствования знаний, умений и навыков;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок контроля знаний, умений, навыков;
урок коррекции знаний, умений и навыков;
комбинированный урок
4. Продумываем структуру урока.
5. Продумываем обеспеченность урока.
6. Продумываем отбор содержания учебного материала.
7. Определяем выбор методов обучения.
8. Выбираем формы организации педагогической деятельности
9. Продумываем оценку знаний, умений и навыков.
10. Осуществляем рефлексию урока.
Но теперь на каждом этапе преподаватель должен критически относится к подбору содержания, форм и методов работы, способов организации деятельности студентов.
234886586042500 Необходимо помнить, что рождение любого урока начинается с чёткого определения его конечной цели, т.е. чего преподаватель хочет достичь на уроке. Затем устанавливаются средства и способ действий, которые помогут преподавателю добиться поставленной цели. Схематично алгоритм разработки урока можно представить следующим образом:
2177415123190УРОК
0УРОК

31394401454150022479013589000
264414014795500
3552825323850004133850199390Средства
00Средства
1139190354330001714500237490Способ
00Способ
-651510271780Цель
00Цель


Для планирования и ведения урока важно иметь соответствующее представление о наличии его структурных элементов. В памятке 4 Вам представлена структура каждого типа уроков по ФГОС, предложенная М.И. Пахмутовым.
Памятка 4
СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС
1. Структура урока изучения нового материала:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока совершенствования знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
3) Сообщение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в изменённой ситуации (конструктивные).
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
3. Структура урока обобщения и систематизации знаний.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Формулирование выводов по изученному материалу.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
5. Структура урока контроля знаний, умений, навыков
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Выполнение заданий, которые по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого обучающегося).
4) Рефлексия (подведение итогов занятия).
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
4) Выполнение обучающимися работы над ошибками.
5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Этап всесторонней проверки домашнего задания.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
5) Первичное усвоение новых знаний.
6) Первичная проверка понимания.
7) Первичное закрепление.
8) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
10) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Работа по группам
Сейчас я предлагаю вам поиграть в кубики, но это не простые кубики: подобно кирпичам, из которых строится здание, эти кубики будут «строительным материалом» урока. Каждый кубик – это этап урока, который вам нужно будет собрать, учитывая его характерные черты. Мы сейчас постараемся выстроить урок комбинированного типа.
Каждая группа получает набор кубиков, а также карточки с названием этапов урока и карточки с текстом, обозначающим характерные черты каждого этапа.
Этапы урока:
1) Организационный этап.
2) Этап всесторонней проверки домашнего задания.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
5) Первичное усвоение новых знаний.
6) Первичная проверка понимания.
7) Первичное закрепление.
8) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
10) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Характерные черты каждого этапа урока:
1) дидактическая задача этапа урока
2) содержание этапа
3) условия достижения положительных результатов
4) показатели выполнения дидактической задачи этапа
5) требования к реализации дидактической задачи этапа
* способы активизации на данном этапе
ошибки, допускаемые при реализации этапа
Задание: карточки необходимо наклеить на кубик так, чтобы получилась полная «картинка» этапа урока. Каждая группа должна собрать по 3-4 этапа, которые определим жеребьёвкой. (Представители от групп тянут жетоны по 1 этапу).
Затем каждая группа должна Участники семинара во время обсуждения могут задавать друг другу вопросы. В итоге у нас должен получиться урок в контексте ФГОС.
Смайлики с ошибками и способами активизации (цветные и серые) к этапу нужно подобрать, но не наклеивать на кубик.
После выступлений с презентацией результатов своей работы группы называют ошибки, допускаемые при реализации этапа урока.
- Этих «колючих» ошибок мы должны избегать при конструировании урока, поэтому в наш макет мы их включать не будем.
У нас получился макет правильного урока комбинированного типа, отвечающего всем требованиям ФГОС. Но современный урок должен быть ярким, запоминающимся и добрым, поэтому придать изюминку смогут способы активизации на каждом этапе. Я попрошу теперь представителей каждой группы внести «изюминку» в свои этапы в виде ярких смайликов, на которых отражены способы активизации деятельности на каждом этапе.
Вот теперь наш урок не только методически грамотно выстроен, но и несёт атмосферу радости и увлечённости.
Сергей Иосифович Гессен - русский философ, педагог, правовед, публицист, создатель собственной философии образования (преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее; цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её самореализации), сказал:
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.
То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия преподавателя и студентов, организовать самостоятельную деятельность обучающихся в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Обычно структура технологической карты включает в себя следующие разделы: (см. приложение)
I Общие сведения
Урок № ___ дата _______
Преподаватель _____
Курс ______ группа _______
Специальность __________
Дисциплина, МДК, ПМ _____________
Тема урока ____________
II Задачи и планируемые результаты
Задачи:
образовательные;
воспитательные;
развивающие
Планируемые результаты:
предметные;
личностные;
метапредметные
Формируемые компетенции:
ОК
ПК
III Формы, связи и ресурсы
междисциплинарные связи;
формы деятельности;
формы обучения
Ресурсы:
основные
дополнительные
IV Тип и цель урока
тип урока
цель урока
V Этап урока
наименование этапа урока
время
дидактическая задача этапа
содержание этапа
используемые методы и приёмы
деятельность преподавателя
деятельность студентов
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность студентов;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
При самоанализе преподаватель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока.
В заключении.
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
урок с использованием техники (компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.);
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому студенту;
урок, содержащий разные виды деятельности;
урок, на котором обучающемуся должно быть комфортно;
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности студента;
современный урок развивает у обучающихся креативное мышление;
современный урок воспитывает думающего студента;
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Закрепление.
В качестве закрепления изученного в ходе нашей совместной работы прошу вас составить синквейн по теме «Урок» (3 минуты – составление, 2 минуты – выступления)
Подведение итогов.
Что нового о современном уроке Вы сегодня для себя узнали?
Необходимо ли это знание Вам в организации урока?
Полезны ли будут навыки, полученные Вами в ходе участия в работе семинара?
Рефлексия
Прошу всех выразить своё мнение о проведённом семинаре с помощью «ладошек ожиданий», оправдались ли ваши пожелания. На обратной: стороне каждый палец – какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение:
Для меня важно и интересно ……………….
Я получил(а) конкретные рекомендации ……………………………
Мне было трудно (не понравилось) ……………………………………
Моя оценка психологической атмосферы …………………………….
Для меня было недостаточно ……………………………………………
И в конце прошу Вас заполнить ещё анкету затруднений, чтобы в дальнейшем им посвятить методический семинар.
Благодарю всех за участие в семинаре! Успехов вам!