Принятие решений при чрезвычайных ситуациях


Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc453849153 \h 31.Принятие управленческих решений. PAGEREF _Toc453849154 \h 52.Принятие решений в чрезвычайных ситуациях PAGEREF _Toc453849155 \h 123.Информационная поддержка принятия решений в условиях ЧС PAGEREF _Toc453849156 \h 184.Ситуационные центры PAGEREF _Toc453849157 \h 255.Принятие решений при ликвидации чрезвычайной ситуации весной 2016 года в Вологодской области. PAGEREF _Toc453849158 \h 30Заключение PAGEREF _Toc453849159 \h 36Библиографический список PAGEREF _Toc453849160 \h 38
ВведениеКак известно, безопасность – необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. Мы видим, что в XXI веке мир не стал безопаснее. Управление безопасностью человека, общества, государства возможно только лишь через социальную сферу, через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения (законы, правила, традиции, науку, политику). Необходим системный, комплексный подход, который предполагает учет связей и зависимостей явлений и процессов и принятие мер по определенному перечню возникающих проблем. Безусловно, при этом необходимо выделять первоочередные проблемы, требующие особого внимания.
В России функционирует свыше 2500 химически опасных объектов, более 1500 радиационно опасных объектов, около 8000 пожароопасных и взрывоопасных объектов, более 30000 гидротехнических сооружений. Основными, наиболее характерными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) природного и техногенного характера являются:
- увеличение количества и интенсивности опасных природных явлений;
- массовые застройки на территориях, подверженных воздействию опасных природных явлений;
- недостаточность инженерной защиты населенных пунктов;
- значительное количество опасных объектов, многие из которых расположены в крупных городах и густонаселенных пунктах;
- недостаток финансовых средств, выделяемых на обеспечение безопасности технологических процессов.
В XXI веке качественно новое измерение приобретает проблема войны и мира. С одной стороны, отодвинулись прямые угрозы мировой войны и массового применения ядерного оружия. С другой – военная опасность сохраняется, современные войны отличаются высокой избирательностью, причем удары наносятся преимущественно по объектам тыла страны, системам жизнеобеспечения гражданского населения. Даже без применения ядерного оружия последствия современных войн могут достигать гигантских масштабов.
Своеобразной разновидностью вооруженной борьбы является международный терроризм, который не делит людей на воюющих и мирное население, не признает состояние войны или мира, не разделяет страны по военно-политическим блокам, а наносит удары везде, всегда и по всем.
Отсюда закономерно возникает невозможность обеспечения безопасности только на основе частного подхода, который подразумевает противодействие какой-то одной конкретной угрозе.
Под гражданской защитой мы понимаем комплекс мероприятий по защите населения, окружающей среды, материальных, культурных ценностей в различного рода кризисных ситуациях, в том числе от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Сегодня гражданскую защиту в Российской Федерации можно рассматривать как условное объединение единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и гражданской обороны..
При решении проблемы управления в условиях ЧС необходимо исследовать ЧС как сложный динамический объект, ее характеристики и свойства как объекта управления и процесс организации управления в ЧС и разработать основы создания информационных систем при управлении в чрезвычайных ситуациях с учетом регионального аспекта. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность темы исследования принятия решений для управления в условиях чрезвычайных ситуаций.
Принятие управленческих решенийПринятие решений представляет собой единовременный акт окончательного выбора одного из возможных вариантов действий по достижению целей организации. Необходимость принятия решений обусловлена тем, что организации под влиянием изменений внешней среды вынуждены адаптироваться к изменяющимся условиям функционирования с помощью обратных связей — информации о состоянии объекта управления, представленной в виде отклонений параметров объекта управления от целей, называемых проблемой.
Исходными моментами управленческого процесса являются целевая функция (цель) и отклонение (проблема), а задача управления состоит в устранении этого отклонения через принятие управленческого решения, определяемого в этом случае как нахождение связей между существующим состоянием объекта управления (ситуацией) и желаемым (целью). Другими словами, задача управления — ликвидация противоречия, возникающего между фактическим и желаемым состоянием, описываемым целью объекта управления.
Управление описывается взаимосвязью «цель — решение», которая не является однозначной из-за большого числа путей, ведущих к одной и той же цели. Особенно это справедливо для иерархического представления целей (дерева целей). На самом высоком уровне находятся цели, носящие директивный характер (стратегические цели), которые отражают стратегию управления организацией. Ниже находятся тактические цели, которые вырабатываются менеджерами. Тактические цели подчинены стратегической цели и детализируют ее в зависимости от уровня управления. Кроме стратегических и тактических целей существуют и ситуационные (оперативные) цели, которые формулируются в зависимости от конкретной ситуации, возникающей на данном уровне управления.
С позиций общей теории принятия решений управленческие решения — это выбор из множества наиболее предпочтительного варианта действий (альтернативы). Под решением же понимается элемент множества возможных альтернатив; нормативный документ, регламентирующий деятельность системы управления; устные или письменные распоряжения необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса; регламентируемая последовательность действий для достижения поставленной цели; нечто, отражающее осуществление поставленной цели (материальный объект, число, показатель и др.); реакция на раздражитель.
Проблема (от др.-греч. — задача) в процессах управления есть противоречие цели и ситуации, разрешение которого определяет изменение ситуации в направлении принятой цели.
Под ситуацией при этом понимают состояние объекта управления относительно выбранной цели.
Цель есть желаемое состояние объекта управления. Содержание цели зависит от реальных возможностей субъекта управления и приемлемых ресурсов для ее достижения.
Таким образом, на принятие решения оказывает влияние совокупность целей организации и информации, поступающей в виде обратной связи о состоянии объекта управления (анализ ситуации).
Решение - это выбор альтернативы. Ответственность за принятие важных организационных решений — тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. :
Организационное решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Решение проблем, как и управление, — процесс, ибо речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и проистекающим из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Число этапов определяется самой проблемой
Мескон Майкл процесс рационального решения проблемы (рис. 1.1.) представляет как пятиэтапный (плюс внедрение и обратная связь):
1. Диагностика проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы — определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Это будет реактивное управление, его необходимость очевидна. Однако слишком часто руководители рассматривают в качестве проблем только ситуации, в которых что-то должно произойти, но не произошло. Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. В этом случае вы осознаете проблему, когда поймете — кое-что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности. Полностью определить проблему зачастую трудно, поскольку все части организации взаимосвязаны. Поэтому, как принято говорить, правильно определить проблему — значит наполовину решить ее, но это трудно применимо к организационным решениям. В результате, диагноз проблемы сам по себе часто становится процедурой в несколько шагов с принятием промежуточных решений.
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса, руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативы. Если этого не сделать, как минимум, будет впустую потеряна масса времени. Еще хуже, если будет выбрано нереалистичное направление действий. Естественно, это усугубит, а не разрешит существующую проблему.
Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Некоторые общие ограничения — это неадекватность средств; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт, неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам; потребность в технологии, еще не разработанной или чересчур дорогой; исключительно острая конкуренция; законы и этические соображения.
Существенным ограничителем всех управленческих решений, хотя иногда вполне устранимым, является определяемое высшим руководящим звеном сужение полномочий всех членов организации: руководитель может принимать или осуществлять решение только в том случае, если высшее руководство наделило его этим правом.
В дополнение к идентификации ограничений, руководителю необходимо определить стандарты по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.
3. Определение альтернатив. Следующий этап — формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение очень большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.
Вместо поиска наилучшего возможного решения, люди продолжают перебирать альтернативы только до тех пор, пока не выявится такая, которая удовлетворит определенному приемлемому минимальному стандарту. Руководители понимают, что поиск оптимального решения занимает чересчур много времени, дорого стоит или труден. Вместо него они выбирают решение, которое позволит снять проблему.
Следует, однако, позаботиться о том, чтобы был учтен достаточно широкий спектр возможных решений. Углубленный анализ трудных проблем необходим для разработки нескольких действительно различающихся альтернатив, включая возможность бездействия. Когда руководство не в состоянии оценить, что произойдет, если ничего не предпринимать, существует опасность не устоять перед требованием немедленных действий. Действие ради самого действия повышает вероятность реагирования на внешний симптом проблемы, а не на ее главную причину.
4. Оценка альтернатив. Следующий этап — оценка возможных альтернатив. При их выявлении необходима определенная предварительная оценка. Исследования, однако, показали, что как количество, так и качество альтернативных идей растет, когда начальная генерация идей (идентификация альтернатив) отделена от оценки окончательной идеи.
Это означает, что только после составления вами списка всех идей, следует переходить к оценке каждой альтернативы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. Почти все важные управленческие решения содержат компромисс.
Для сопоставления решений необходимо располагать стандартом, относительно которого можно измерить вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы. Подобные стандарты называют критериями принятия решений, устанавливаемыми на этапе 2.
Заметим, что при оценке возможных решений руководитель пытается спрогнозировать то, что произойдет в будущем. Будущее всегда неопределенно. Множество факторов, включая изменение внешнего окружения и невозможность реализации решения, может помешать воплощению намеченного. Поэтому важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями. Бели последствия какого-то решения благоприятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора. Руководитель включает вероятность в оценку, принимая во внимание степень неопределенности или риска.
5. Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.
Исследователь Герберт Саймон указывает, что, решая проблему, руководитель склоняется к поведению, которое он называет «удовлетворяющим», а не «максимизирующим». Обычно оптимальное решение не обнаруживается из-за нехватки времени и невозможности учесть всю уместную информацию и альтернативы. В силу этих ограничений руководитель, как правило, выбирает направление действия, которое, очевидно, является приемлемым, но не обязательно наилучшим из возможных.
Реализация. Как подчеркивает Харрисон: «Реальная ценность решения становится очевидной только после его осуществления». Согласно рис. 1.2., процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Признание решения редко, однако бывает автоматическим, даже если оно явно хорошее.
Процедура принятия решений в рамках американской, японской и российской моделей управления приведена в таблице 1.
Таблица 1
Особенность процедуры принятия решений Модель менеджмента
американская японская российская
Инициаторы принятия решений менеджеры высшего звена менеджеры первой линии менеджеры высшего звена
Согласование решений после разработки и выбора альтернативы в процессе разработки и выбора альтернативы после разработки и выбора альтернативы
Методы руководства в процессе принятия решений прямые (приказы, распоряжения) косвенные (убеждения, поощрения) прямые (приказы, распоряжения)
Ответственность индивидуальная коллективная индивидуальная и коллективная (в зависимости от ситуации
Цель принятия решений устранить имеющуюся проблему исследовать проблему: выяснить причины ее возникновения, оценить возможные сценарии развития данной проблемы устранить имеющуюся проблем
Ориентация процедуры принятия решения на генерацию альтернатив и выбор оптимальной из них на тщательный анализ решаемой проблемы и правильную постановку цели на генерацию альтернатив и выбор оптимальной из них
Скорость принятия решений оперативное принятие решений на разработку решения затрачивается много времени. Однако эти потери восполняются впоследствии, когда решение уже принято, так как отпадает необходимость в согласовании решения с различными подразделениями и корректировки в соответствии с их замечаниями на разработку решений тратится много времени по причине некомпетентности сотрудников, отсутствия необходимой информации,
«бумажной волокиты» и т. д.
Разделение труда в процессе разработки и реализации решения разрабатывают решения одни сотрудники, принимают другие, а исполняют третьи инициаторы решения являются и разработчиками, и исполнителями разрабатывают решения одни сотрудники, принимают другие, а исполняют третьи
Стиль руководства в процессе принятия решения партисипативный групповой авторитарный
Принятие решений в чрезвычайных ситуацияхЧрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей..
Чрезвычайные ситуации сопровождаются не только материальными, но и людскими потерями, поэтому в условиях чрезвычайных ситуаций очень важно быстро и правильно принять решение по ликвидации последствий ЧС. При этом процесс принятия решений по ликвидации ЧС (особенно на первоначальной стадии развития) характеризуется неполнотой и недостоверностью представления информации, малым резервом времени, имеющимся для принятия решений.
При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования.:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Принятие решения в условиях ЧС может включать следующие этапы:
Первый этап: сбор информации. Учет информации, необходимой для квалифицированной оценки чрезвычайной ситуации.
Второй этап: оценка ситуации. Деятельность по принятию решения начинается с определения характера чрезвычайной ситуации. Оценка ситуации заканчивается формулированием задачи (постановкой цели деятельности) в экстремальных условиях.
Третий этап: создание субъективного представления о задаче. Задача понимается при этом как комбинация операций, связанных друг с другом непосредственной целью и общим результатом. Независимо от сложности задач, возникающих в условиях ЧС, можно выделить их общие черты - неопределенность и риск.
Четвертый этап: конструирование альтернатив решения. На этом этапе специалист оценивает реализуемость каждой альтернативы, учитывая фактор времени и наличие необходимых средств для их выполнения. Принятие решения большинством специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС, регламентировано сводом инструкций и предписаний. Однако при возникновении нештатных ситуаций особое значение приобретает профессиональный опыт специалиста, его способность отклоняться от заданной схемы, генерировать новые нестандартные, наиболее оптимальные решения, готовность при необходимости идти на риск, брать на себя ответственность за принятое решение.
Пятый этап: выбор альтернативы осуществляется при соотнесении возможного решения и предписаний, регламентирующих действия спасателя, а также необходимых требований ситуации.
Шестой этап: реализация решения. Важным моментом на данном этапе является способность специалиста действовать как автономно, так и работать в команде, четко выполнять заданную последовательность действий, при необходимости вносить коррективы в принятое решение с учетом меняющихся условий ситуации.
Основные критерии для определения масштаба чрезвычайной ситуации
Виды чрезвычайных ситуаций Количество пострадавших Размер материального ущерба Зона чрезвычайной
ситуации
Локального
характера Не более
10 человек Не более
100 тыс. рублей Не выходит за пределы
территории объекта
Муниципального
характера Не более
50 человек Не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характер Не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения
Межмуниципального
характера Не более
50 человек Не более 5 млн. рублей
Затрагивает территорию двух и более поселений, внутри городских территорий города федерального значения или межселенную территорию
Регионального
характера Свыше 50, но не более 500 человек Свыше 5 млн.
рублей, но не более 500 млн. рублей Не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации
Межрегионального
характера Свыше 50 человек, но не более 500 человек Свыше 5 млн.
рублей, но не более 500 млн. рублей Затрагивает территорию двух и более субъектов
Российской Федерации
Федерального
характера Свыше
500 человек Свыше 500 млн. рублей. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств РСЧС, классификации и характера развития ЧС, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
- объектовый;
- местный;
- региональный (межмуниципальный);
- федеральный;
- особый.
Условия установления уровня реагирования на ЧС
объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне ЧС, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации.
местный уровень реагирования (4 условия):
- решением главы поселения при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления (далее – ОМС), оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территорию одного поселения;
- решением главы муниципального района при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и ОМС, оказавшихся в зоне ЧС, затрагивающей межселенную территорию, либо территории 2-х и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона ЧС находится в пределах территории одного муниципального района;
- решением главы городского округа при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и ОМС, оказавшихся в зоне ЧС, если зона ЧС находится в пределах территории городского округа;
- решением должностного лица, определяемого законом субъекта РФ - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, при ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородской территории города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя;
региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации ЧС силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона ЧС находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;
федеральный уровень реагирования - решением Правительства РФ при ликвидации ЧС силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территории двух и более субъекта Российской Федерации;
особый уровень реагирования - решением Президента РФ при ликвидации ЧС с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации сил и средств федеральных органов исполнительной власти, в том числе специально подготовленных сил и средств Вооружённых Сил РФ, других войск и воинских формирований, устанавливается особый уровень реагирования.
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил РСЧС соответствующий орган государственной власти или должностное лицо может принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
а) ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
б) определение порядка разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
в) определение порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, ОМС и организаций;
г)приостановление деятельности организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществление мер, обусловленных развитием ЧС, не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина и направленных на защиту населения и территорий от ЧС, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации ЧС и минимизации ее негативного воздействия.
Решение о реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций оформляется соответствующим правовым актом.
Зависимость уровня реагирования от классификации ЧС
Общая классификация ЧС
Постановление Правительства РФ
от 21.05.2007 № 304
«О классификации ЧС природного и техногенного характера» Классификация ЧС вследствие лесных пожаров Постановление Правительства РФ
от 17.05.2011 № 376
«О ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» Уровни реагирования на ЧС Федеральный закон
от 21.12.1994 № 68-ФЗ
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
чрезвычайные ситуации локального характера - объектовый уровень реагирования на ЧС
чрезвычайные ситуации муниципального характера чрезвычайные ситуации в лесах муниципального характера местный уровень реагирования на ЧС
чрезвычайные ситуации межмуниципального характера - региональный (межмуниципальный) уровень реагирования на ЧС
чрезвычайные ситуации регионального характера чрезвычайные ситуации в лесах регионального характера чрезвычайные ситуации межрегионального характера чрезвычайные ситуации в лесах межрегионального характера федеральный уровень реагирования на ЧС, т.к. федеральный округ не является субъектом РФ: нет ни исполнительных, ни законодательных органов власти
чрезвычайные ситуации федерального характера чрезвычайные ситуации в лесах федерального характера федеральный и особый уровень реагирования на ЧС
Информационная поддержка принятия решений в условиях ЧСФедеральным законом Российской Федерации введены следующие понятия:
информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;  
электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Согласно Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав: официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Данный вид документированной информации в большинстве случаев открыт для пользователя и может распространяться свободно за исключением случаев, когда информация касается отдельных граждан (например, судебные решения) и ее распространение осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Основным источником документированной информации, содержащей сообщения о событиях и фактах, являются средства массовой информации. На этот вид информации не распространяются авторские права (за исключением случаев, когда СМИ публикуют произведения авторов: стихи, повести, и т.д.). При производстве и распространении подобного рода информации возникают отношения между государством и средствами массовой информации как юридическими лицами, между разными средствами массовой информации, между СМИ и гражданами или юридическими лицами по поводу права на создание информации, обязанностей по созданию достоверной и полной информации, по поводу ответственности за распространение недостоверной, ложной информации или дезинформации. Данная информация относится к категории открытой информации.
Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию: \\WDMYCLOUD\ivanov\Иванов\5. СЗАГС\Курсовая методы принятия упр.решений\Kons1.htm - т241а) нормы законодательных и иных актов, управомочивающие государственные органы и государственных служащих на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных актов);
б) обращения граждан в государственные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и защита прав и свобод граждан);
в) обязательные указания вышестоящих государственных органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность государственного управления (директивная управленческая информация);
г) факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процессах государственного управления);
д) проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве государственных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов).
Последние источники предполагают выработку заранее соответствующих алгоритмов управленческих действий. Хотя такие ситуации неповторимы, все равно по каждой из них должны быть продуманы и отрепетированы модели быстрого и энергичного поведения конкретных государственных структур и должностных лиц.
Информация в условиях ЧС становятся основным ресурсом эффективного принятия решений. Как правило, в условиях ЧС основной проблемой в принятии и реализации эффективных управленческих решений является недостаток не ресурсов и капитала, а информации, необходимой для их использования с наибольшим успехом.
Степень предсказуемости ЧС очень невелика. Обычно к моменту получения информации, достаточной для выработки эффективных ответных мер, образуется дефицит времени для их реализации. Это приводит к очевидному парадоксу. С одной стороны, ожидая в условиях ЧС получения достоверной и достаточной для принятия решений информации, мы несем убытки от непредвиденных изменений, а с другой, имея неопределенную информацию, не можем предпринять продуманные меры.
Поэтому на ранних стадиях возникновения опасности ответные меры, очевидно, должны носить общий характер и быть направлены на увеличение стратегической гибкости организации. По мере поступления конкретной, детализированной информации конкретизируются и ответные меры. Заблаговременное наращивание запаса гибкости и адаптивности системы позволяет уменьшить опасность катастрофических потерь на ранних стадиях возникновения ЧС.
Еще одна особенность информации в условиях возникновения ЧС состоит в том, что поступающие в систему управления данные проходят через ряд фильтров.
Первыми из них являются используемые в системе управления методы изучения и анализа внешней среды, посредством реализации которых входная информация, прежде чем поступить к руководству, отсеивается. Этот фильтр, как правило, настроен на прошлое и настоящее, а не на возможные экстремальные изменения ситуации в будущем.
Вторым фильтром является психологический, суть которого заключается в неприятии руководством информации вследствие ее стратегической новизны.
Третий фильтр на пути поступающей информации образует руководящая иерархия. Новая информация не сможет влиять на формирование реакции на изменения, если руководители не будут обладать достаточной властью, чтобы официально признать актуальность этой информации.
Четвертый фильтр связан с тем, что в последние годы информация рассматривается как ценный стратегический товар, к которому следует относиться бережно и не передавать его по первому требованию.
Информационная система в случае ЧС, с одной стороны, должна обеспечивать необходимой информацией структурные подразделения системы управления, а также работу штаба и принятие групповых решений на различных уровнях. С другой стороны, она должна представлять собой систему быстрого развертывания, в которой динамика формирования информационной среды должна соответствовать динамике формирования новых предметных областей. Выполнить эти, казалось бы простые, требования нелегко, поскольку общий объем оперативной и статистической информации в условиях ЧС значителен.
В условиях ЧС любые задержки в передаче исходной информации не только безнравственны, но и преступны.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Критерии информации о чрезвычайных ситуациях:
1. Число погибших – 2 чел. и более, госпитализированных – 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ , организации - 500 МРОТ.
3. Разрушение почвенного покрова на площади – 10 га и более.
4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади – 100 га и более.
5. Землетрясение – 5 баллов и более
6. Скорость ветра (включая порывы) - 25 м/сек и более; на побережье морей и в горных районах – 35 м/сек и более
7. Количество осадков – 50 мм и более за 12 ч и менее; в селеопасных районах – 30 мм и более за 12 ч и менее.
Время информирования населения через средства массовой информации:
- о прогнозируемых ЧС не более 3 часов с момента получения прогноза;
- о произошедших ЧС и общественно значимых происшествиях – не более 1,5 часа с момента их возникновения и не более 30 минут после получения информации о них.
В экстремальной (чрезвычайной) ситуации, создаваемой, как правило, стихийными бедствиями, авариями, массовыми беспорядками, организованной преступностью, государственные органы, должностные лица должны действовать в условиях обрывочной, частичной информации и высокой динамики происходящих процессов. Но и здесь следует стремиться к получению возможно большего объема достоверной первичной информации, собранной, так сказать, по «горячим» следам, тогда и решения, и действия будут более точными и адекватными ситуации.
Вся управленческая информация, из каких бы источников она ни шла и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать требованиям актуальности, достоверности, достаточности, доступности и аутентичности.
Актуальность означает, что собранная информация является свежей, отличается оперативностью сбора и передачи, новизной, соответствует задачам сегодняшнего дня и может способствовать их решению. Часто именно актуальность обусловливает возможности информации.
Достоверность информации определяется ее способностью схватывать и отражать факты, события и особенно их причины и взаимосвязи. Ее получение представляет собой очень сложный познавательный и аналитический процессы, требующие привлечения специалистов и использования современных научных процедур.
Достаточность свидетельствует, что информация получена по целому ряду системно увязанных вопросов, глубоко и всесторон\\WDMYCLOUD\ivanov\Иванов\5. СЗАГС\Курсовая методы принятия упр.решений\kons1.htm - т243не раскрывает исследуемый процесс, особенно его внутренние источники, движущие пружины и внешние детерминанты, характеризует процесс в целом, содержит предпосылки для прогнозирования и моделирования возможных новых состояний данного процесса.
Доступность информации связана с ее открытостью, гласностью, возможностью ее оперативного получения в нужном объеме. Часто информация имеется, но она закрыта и используется очень узким кругом должностных лиц. В таком случае коэффициент ее полезного действия очень низок.
Аутентичность обусловливает текстуальное и словесное выражение информации в понятной людям форме, соответствие их познаниям в области языка. Засоренность информации различными узкоспециальными терминами или иностранными, к тому же редко употребляемыми, словами усложняет постижение и практическое использование информации.
Решение всегда, по крайней мере так полагает теория управления, представляется актом, венчающим (завершающим) подготовительную информационную работу и содержащим конкретный комплекс целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий, направленных на перевод соответствующего явления, процесса, отношения, ситуации в новое состояние, иными словами, разрешающим вопрос по существу.
Актуальна также нацеленность информационных качеств управленческих решений: комплексная постановка вопросов, конструктивный, созидательный характер, действительные модели, программы, способы, механизмы перевода явления, отношения, процесса, ситуации в новое состояние, обеспечение устойчивого, прогрессивного развития управляемых объектов или подведомственных управляющих компонентов.
Необходимо исходить из одного принципа: характер и объем управленческой информации должен соответствовать компетенции государственных органов, функциям и полномочиям государственных должностей.
Необходимо далее четко структурировать управленческую информацию. Ведь информация должна двигаться таким образом и иметь такие параметры, чтобы ею удовлетворялись информаци\\WDMYCLOUD\ivanov\Иванов\5. СЗАГС\Курсовая методы принятия упр.решений\00.htm\\WDMYCLOUD\ivanov\Иванов\5. СЗАГС\Курсовая методы принятия упр.решений\kons1.htm - т250онные потребности государственных органов, должностных лиц, других участников управленческих процессов. Словом, управленческая информация должна иметь ту структуру, что и организационная структура государственного управления, и обслуживать последнюю.
Ситуационные центрыВ последние несколько лет получили распространение ситуационные центры при органах власти. Истоки этих центров лежат в военных играх, которые проводятся для отработки стратегии и тактики ведения боевых операций. Если мониторинг был перенесен в социальную «плоскость» скорее из техники, то ситуационные центры - из теории военного искусства. Не случайно наибольшее распространение ситуационные центры получили именно в министерствах, связанных с действием в условиях чрезвычайного положения, будь то военного или гражданского. Это объясняется тем, что такие ситуации требуют быстрого, оперативного реагирования, учета множества факторов, визуализации информации для обсуждения и принятия коллективных решений. При принятии политических или социальных решений такой подход наталкивается на два ограничения. Во-первых, разные культуры принятия решений в военном деле и политиками. Во вторых, социально-политическая ситуация в гораздо большей степени зависит от субъективных, личностных факторов, от сложных социальных взаимодействий, природа которых далеко не всегда понятна к прогнозируема.
Сильная сторона ситуационных центров - мониторинг критических ситуаций. Этому способствует круглосуточное дежурство, стягивание информации в одно место из разных министерств и ведомств. Слабая сторона - оторванность от реальных центров принятия решений, невстроенность в управленческую вертикаль, отсутствие культуры принятия коллективных решений или обсуждения проблем, вызванное стремлением не допустить утечек информации, не подключать дополнительных специалистов.
Ситуационные центры (далее - СЦ), как инструмент информационной и технологической поддержки государственного управления, все более активно и целенаправленно используются государственными органами в процессах подготовки управленческих решений, а также контроля за их исполнением.
Среди функционирующих СЦ: Ситуационный центр Президента РФ (рис. 4.1.), ситуационные центры Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Контрольного управления Президента РФ, Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан, Совета Безопасности РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, силовых структур, в субъектах Российской Федерации.
9582151714500
Рис. 4.1. Ситуационный центр Президента РФ.
Характерной особенностью текущего состояния использования ситуационных центров для поддержки государственного управления являются:
- значительное повышение заинтересованности руководителей государственной власти в применении СЦ;
- наличие опытного и профессионального корпуса специалистов, поддерживающих создание и актуализацию большого объема информационных ресурсов, эксплуатацию программно-технических средств и средств телекоммуникаций;
- расширение функциональных возможностей СЦ, комплексное использование информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять аналитическую обработку разнородной информации, удаленный доступ к информационным ресурсам, обеспечение устойчивой видеосвязи.
На их базе осуществляется разработка сценариев и поддержка мероприятий, проводимых в СЦ в режимах плановых и оперативных совещаний, экспертно-аналитического и справочного обеспечения.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в работе СЦ имеется ряд проблем:
- преобладает автономный режим функционирования по причине отсутствия общих функциональных задач;
- отсутствует необходимый объем информационных ресурсов, что не позволяет в полной мере участвовать в подготовке принятия решений;
- не разработаны в полном объеме информационные технологии, обеспечивающие интеграцию ситуационных центров с учетом требований информационной безопасности.
Информационную основу реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, которая призвана способствовать развитию национальной экономики, улучшению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации, составляет федеральная информационная система стратегического планирования, включающая в себя:
- информационные ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- систему распределенных ситуационных центров;
- систему государственных научных организаций.
Для этого на базе системы СЦ предполагается организовать мониторинг и комплексный анализ уровня развития Российской Федерации и состояния национальной безопасности на федеральном и региональном уровнях.
С использованием системы СЦ также планируется осуществлять информационную поддержку и по другим важнейшим направлениям жизнедеятельности страны.
Эта система работает в трех режимах:
- в повседневном режиме центр функционирует постоянно, каждую минуту отслеживая ситуацию на управляемых объектах;
- второй режим - реализация плановых мероприятий, когда проводится какое-то совещание;
- третий режим - для управления в условиях кризиса, в случае, когда нужно смоделировать развитие ситуации и принять оперативные решения» (Рис. 4.2.).
12439658953500
Рис. 4.2. Система ситуационных центров органов государственной власти.
1101090161226500Главными в деятельности этих ситуационных центров являются несколько направлений. Во-первых, это выявление объективно-реальных критериев, по которым осуществляется управление программами, контроль, мониторинг и планирование. Во-вторых, создание системы обратной связи: общественное мнение по реализации определённых программ, СМИ, эксперты (рис. 4.3.).
Рис. 4.3. Схема сбора информации в органах государственной власти.
Дальнейшее развитие обуславливает создание единой системы ситуационных центров (рис. 4.4.). Все субъекты власти, каждая ступень вертикали власти должна основе ситуационного повода создавать центр и моделировать те последствия, которую будут иметь место от того или иного решения. Это относится к внешнему расширению области охвата ситуационных центров. Внутреннее расширение происходит за счёт интеллектуализации ситуационных центров, то есть за счёт создания реальных инструментов моделирования различных ситуаций - комплекса программно-технических средств.
1082040283527500Ещё одним направлением развития ситуационных центров является внедрение системы отображения, необходимой для повышения эффективности взаимодействия тех людей, которые принимают решения. Параллельно должна происходить интеграция системы ситуационных центров в работу руководителей, то есть сделать удобным доступ к этой информации, удобный интерфейс для работы с ней и повысить мобильную компоненту ситуационных центров. Результатом становится распределённая система ситуационных центров, с помощью которой принимаются решения на всех уровнях управления.
Рис. 4.4. Взаимодействие региональных и федеральных органов власти.
Принятие решений при ликвидации чрезвычайной ситуации весной 2016 года в Вологодской области«15-го апреля в результате резкого подъема воды, образования заторных явлений на реках Сухона и Малая Северная Двина был введён режим ЧС на территории Вологодской области. Было подтоплено 22 сельских населённых пункта, 2,9 тыс. домовладений, в которых проживают 7,5 тыс. населения», — сообщил губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников.
Великий Устюг. 17 апреля. (ИНТЕРФАКС). Режим «чрезвычайной ситуации» вводится на территории всей Вологодской области в связи со сложной паводковой ситуацией, заявил глава МЧС России Владимир Пучков.
«Вводим режим ЧС на всей территории Вологодской области, усиливаем группировку сил и средств», - сказал министр на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Москва. 17 апреля. (ИНТЕРФАКС). Уровень воды в реке Малая Северная Двина в Великоустюгском районе Вологодской области растёт, сообщили журналистам в пресс-службе МЧС России:
- уровень воды за последние шесть часов увеличился на 6 см и составил 911 см (при критическом 960 см),
- подтоплены 1350 придворовых территорий,
- в пунктах временного размещения находятся 76 человек, в том числе 19 детей.
Спасатели помогают местным жителям - тем, чьи дома уже в воде. В случае необходимости их эвакуируют на лодках, доставляют воду, решают и другие возникающие вопросы. Одновременно ведутся противопаводковые работы. Спасатели путем взрывных работ борются с многокилометровым затором, который и стал причиной сильнейшего за последние 20 лет паводка.
Вертолетом Ми-8 МЧС России проведена воздушная разведка и подрывы двух заторов, израсходовано 720 кг взрывчатых веществ.
Двумя буксирами ледокольного типа пройдено 7,5 км ледяного поля.
Глава МЧС России Владимир Пучков запретил использовать маломерные суда в Вологодской области до окончания паводка. Он потребовал от государственной инспекции по маломерным судам и полиции мониторить эту ситуацию до окончания паводка.
Москва. 17 апреля. (ИНТЕРФАКС). Глава Вологодской области Олег Кувшинников написал запрос министру обороны Сергею Шойгу на выделение авиации для проведения ледовой разведки на реке Малая Северная Двина и возможного бомбометания ледовых заторов.
«Сегодня на КЧС мы приняли решение о том, что в 16.00 мы приступаем к бомбардировке ледового затора на границе Архангельской и Вологодской областей. Самолеты, два Су-34 ВКС министерства обороны, уже вылетели из Петрозаводска. Они проведут подрывы авиационными бомбами головы затора, которые находятся в районе поселка Демьяново. Если получится сдвинуть этот затор, тогда мы приступим уже к ликвидации затора, который идет вверх по течению в районе Вологодской области», - отметил Кувшинников.
В пунктах временного размещения находятся порядка 130 жителей области, подтоплено 1960 жилых домов, в зоне бедствия проживают 6,5 тыс человек.
Великий Устюг. 18 апреля. (ИНТЕРФАКС). Ледовый затор в Вологодской области после применения бомбардировщиков ВКС частично разрушен, сообщил глава МЧС России Владимир Пучков.
По словам В.Пучкова, исходя из ситуации, будет решаться вопрос о дальнейшем применении военных самолётов. Одновременно подрывные работы продолжают пиротехники МЧС (подрывов не менее 1,5 тонн взрывчатых веществ за раз).
Всего самолётами Су-24 и Су-34 для ослабления затора было сброшено 8 бомб: два самолета Су-34 поочередно с интервалом нанесли по два удара по ледовому затору в районе Кобылинских перекатов на Северной Двине.
Москва. 19 апреля. (ИНТЕРФАКС). Уровень воды в подтопленных районах в Вологодской области снижается, спасатели переходят к этапу аварийно-спасательных работ, доложил во вторник глава МЧС РФ Владимир Пучков Президенту РФ Владимиру Путину.
«Наиболее сложная паводковая ситуация складывалась в Вологодской области. С 09:00 мск до 13:00 мск уровень воды в районе Великого Устюга снизился на 100 см и продолжает снижаться», - сказал министр в ходе совещания по ситуации с паводком, которое провел Президент РФ в режиме видеоконференцсвязи.
Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников в свою очередь доложил Президенту РФ, что ситуация с паводковой обстановкой в регионе остается сложной. Он уточнил, что в регионе остаются подтопленными 22 населенных пункта с населением более чем 6 тысяч человек. Открыты пункты временного размещения, которые могут принять 1,2 тыс. человек. Губернатор отметил, что режим «чрезвычайной ситуации» в Вологодской области пока не снят, но «операция переходит в восстановительную фазу».
«Человеческих жертв мы не допустили, хотя ситуация была тревожная. Сегодня социальная ситуация в Вологодской области спокойная», - добавил глава региона.
Во всех районах, где паводок уже подтопил дома, а также в тех регионах, для которых прогноз неблагоприятный, работают оперативные штабы и оперативные группы МЧС России во взаимодействии с органами местного самоуправления.
«Проводится непрерывный мониторинг обстановки, в том числе при помощи авиации и беспилотников. Спасатели патрулируют жилой сектор в зонах подтоплений, проводят работы по отводу талых вод и оказанию адресной помощи населению», - рассказали в МЧС. На наиболее сложных направлениях проводится наращивание группировки для ликвидации последствий паводка.
26 апреля 2016 г. Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев выразил готовность выделить средства из резервного фонда кабинета министров Вологодской области, пострадавшей от паводка.
На встрече с премьером во вторник губернатор региона Олег Кувшинников обратился к Д.Медведеву с просьбой о финансовой поддержке из резервного фона правительства РФ региону для ликвидации последствий паводка, следует из распространенной пресс-службой кабинета стенограммы встречи.
«Хорошо... естественно, мы поддержку такую окажем, это задача правительства в такой ситуации, и естественно мы не оставим вас без материальных выплат. Все решения по линии правительства я готов буду принять», — сказал Д.Медведев.
Он также предложил губернатору до конца довести обследование территорий, понять, что и как подлежит восстановлению, какие компенсации платить, какое имущество полностью утрачено, какое не полностью утрачено.
«Те меры, которые мы принимали, позволили нам ситуацию взять под контроль, особенно это касается работы министерства по чрезвычайным ситуациям и ВКС РФ, министерства обороны РФ. В результате точечных подрывов и работы тяжёлой авиации нам удалось сдвинуть с места два тяжёлых затора, которые образовались в результате неблагоприятных погодных явлений. Они были грандиозные. Один 40 км — это затор, который был в районе Демьяново Вологодской области, и 30 км — на границе Архангельской и Вологодской областей», — продолжил губернатор.
По словам губернатора, сейчас власти оценивают ущерб. «Резервный фонд Вологодской области полностью направлен на ликвидацию последствий ЧС, мы запустили всю инженерную инфраструктуру, социальные объекты, электрообеспечение, водоподготовку, канализационные стоки. В зону подтопления попало семь детских дошкольных учреждений, одна школа, мы запустили их в работу», — отметил глава региона.
Москва. 27 апреля. (ИНТЕРФАКС). Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников попросил главу МЧС Владимира Пучкова продлить режим ЧС в регионе до 1 мая.
«Прошу согласовать и продлить режим ЧС (в Вологодской области) до конца месяца, пока не будет откачана вода из последнего дома», - сказал он в среду во время встречи с министром в Москве.
Кроме того, губернатор попросил начать выводить группировку спасателей, созданную в регионе для ликвидации последствий паводка.
По словам О.Кувшинникова, в Вологодской области остались подтопленными три населенных пункта со 150 домами, в которых проживает 250 человек.
В свою очередь В.Пучков напомнил, что режим ЧС в Вологодской области будет действовать, пока не будут ликвидированы все последствия паводка.
«На контроле оставляем все вопросы восстановления энергетики, ЖКХ и социальной инфраструктуры. До 1 сентября мы должны отремонтировать все мосты и дороги (в пострадавшей зоне). На качественно новом уровне восстановить всю инфраструктуру», - подчеркнул глава МЧС.
В Вологодской области сформирована комплексная система природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территории Вологодской области (КСБЖ), в рамках реализации соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительством Вологодской области и Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана о взаимодействии и сотрудничестве при создании такой системы, подписанным 22.03.2011 г., и во исполнение федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» призвана способствовать решению задач обеспечения информационного взаимодействия органов управления всех уровней, их аналитической и управленческой деятельности, в рамках решения задач по противодействию угрозам природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера.
КСБЖ представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, контроля состояния потенциально опасных и других объектов защиты, а также организационных структур, объединенных в целях информационной поддержки принятия решений о проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, оповещению и информированию населения о действиях при угрозе ЧС и в условиях ЧС, управлению силами ликвидации ЧС на территории Вологодской области.
Ситуационный центр в городе Череповце функционирует в составе Муниципального казенного учреждения «Центр по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
Центр состоит из двух подразделений: единой дежурно – диспетчерской службы спасения и отдела мониторинга и прогнозирования.
Задачи Центра:
- прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации,
- оценка достоверности поступившей информации, доведение её до руководящего состава города, дежурно – диспетчерских служб и спасательных служб городской подсистемы предупреждения чрезвычайных ситуаций, территориальных федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит реагирование и принятие мер по ликвидации чрезвычайной ситуации,
- оповещение населения об угрозе от чрезвычайной ситуации и информирование о порядке действий.
78676513970000
Рис 5.1. Ситуационный центр в городе Череповец (ул. Карла Либкнехта, 26).
ЗаключениеСложность управления в условиях ЧС заключается в необходимости рассмотрения в комплексе различных аспектов: социально-экономических, организационных, технических, управленческих, информационных, кадровых, психологических и т.д. Попытка совместного рассмотрения указанных аспектов при принятии решений в условиях ЧС требует в свою очередь разработки новых концепций с использованием современных достижений научной мысли.
Одним из основных направлений повышения оперативности, обоснованности и качества принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС является создание информационных систем по поддержке принятия решений на основе широкой и всесторонней автоматизации процессов управления силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС.
Развитие ЧС обычно представляет собой цепной лавинообразный динамический процесс, заключающийся в резком ухудшении состояния некоторого объекта, как правило, представляющего собой совокупность территории и расположенных на ней объектов экономики и жилых комплексов, приводящим к катастрофическим для этого объекта и его окружения последствиям. Важным этапом является построение когнитивной модели ЧС, имеющей своей целью объяснить и взаимоувязать предпосылки, механизмы возникновения и основные фазы развития, локализации и ликвидации последствий ЧС. Построение такой модели позволяет правильно распознавать текущую ситуацию, прогнозировать ее развитие, оценить ресурсы, требуемые для изменений ситуации в нужном направлении в соответствии с тем или иным сценарием.
Остро стоит проблема построения информационных систем поддержки принятия решений в условиях ЧС для класса региональных информационных систем в связи с необходимостью учета существующей многоуровневой системы процесса принятия решений при предупреждении и ликвидации ЧС. Ускорение научно-технического прогресса предъявляет все более высокие требования к информационному обеспечению органов управления. Эффективность этого вида деятельности, ставящего своей целью подготовку и обоснование управленческих решений, во многом предопределяет эффективность управления в целом. Повышение эффективности использования информационных систем достигается путем сквозного построения и совместимости информационных систем, что позволяет устранить дублирование и обеспечить многократное использование информации, установить определенные интеграционные связи, повысить степень использования информации.
Нельзя не сказать о некоторой неопределённости в толковании самого понятия «ситуационный центр». Некоторые считают сбор информации, ее анализ и мониторинг процессами, определяющими суть СЦ. Другие полагают, что СЦ – это совокупность программных, научно-математических и инженерных методов, то есть реальных, «осязаемых» инструментов обработки информации. Но, учитывая всю сложность и неоднозначность этого понятия, под СЦ мы будем понимать общность методов, алгоритмов, моделей принятия управленческих решений и комплекса технологий как поддерживающих, так и реализующих эти решения. Мерой оценки любой системы управления является его эффективность, на повышение которой и направлена деятельность СЦ, обеспечивающих поддержку принятия решений в области национальных проектов. По сути, мы имеем дело с новой политикой государственного управления, в которой задействованы администрации различного уровня, правительство, федеральные собрания с двумя палатами, правоохранительные и судебные органы. И в этой политике СЦ на сегодня становятся реальной технологической основой государственного управления.
Таким образом, объектом научных исследований должны быть не только сама ЧС, ее характеристики и свойства как объекта управления, но и сам процесс организации управления в ЧС. Методология системных исследований сложных динамических систем и управление в условиях неопределенности, характерной для ЧС, требуют также разработки и соответствующих информационных систем, позволяющих учитывать особенности ЧС и обеспечивать поддержку принятия решения.
Библиографический списокО защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (с изменениями на 15 февраля 2016 г. № 31-ФЗ): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 11 ноября 1994 г.// Доступ из справ.- правовой системы «Кодекс».
Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (с изменениями на 13 июля 2015 г. № 264-ФЗ): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 июля 2006 г. одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2006 г.// Доступ из справ.- правовой системы «Кодекс».
О безопасности [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (с изменениями на 5 декабря 2015 г. № 285-ФЗ): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 декабря 2010 г. одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 декабря 2010 г.// Доступ из справ.- правовой системы «Кодекс».
О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июня 2014 г. одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25 июня 2014 г.// Доступ из справ.- правовой системы «Кодекс».
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ(с изменениями на 28 ноября 2015 г. № 358-ФЗ): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 ноября 2006 г. одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 8 декабря 2006 г.// Доступ из справ.- правовой системы «Кодекс». статьи 1225 – 1551.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Указом Президента Рос. Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683// Доступ из справ.- правовой системы «Кодекс».
Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794. в ред. постановления Правительства Рос. Федерации от 14 апреля 2015 г. № 352 // Доступ из справ.- правовой системы «Кодекс».
Положение о гражданской обороне в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804. в ред. постановления Правительства Рос. Федерации от 14 ноября 2015 г. № 1231 // Доступ из справ.- правовой системы «Кодекс».
О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 21 мая 2007 г. № 304. в ред. постановления Правительства Рос. Федерации от 17 мая 2011 г. № 376 // Доступ из справ.- правовой системы «Кодекс».
О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров [Электронный ресурс]: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 17 мая 2011 г. № 376. в ред. постановления Правительства Рос. Федерации от 29 мая 2015 г. № 515 // Доступ из справ.- правовой системы «Кодекс».
Порядок реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: утв. приказом МЧС России от 22 января 2013 г. № 33. в ред. приказа МЧС России от 3 февраля 2015 г. № 44 // Доступ из справ.- правовой системы «Кодекс».
Критерии информации о чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс]: утв. приказом МЧС России от 8 июля 2004 г. № 329. в ред. приказа МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 92 // Доступ из справ.- правовой системы «Кодекс».
Актуальные проблемы гражданской защиты. Материалы одиннадцатой Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 18-20 апреля 2006 г. /МЧС России. – Н.Новгород: Вектор-ТиС, 2006. – 386 с.
Концепция радиационной, химической и биологической защиты населения до 2020 года. Решение коллегии МЧС России от 17.06.2014 № 8/II «Об утверждении концепции радиационной, химической и биологической защиты населения». МЧС России. 2014. 16 с.
Конференция «Ситуационные центры: модели, технологии, опыт практической реализации», апрель 2006. РАГС. М. – 2006. - Выступления: «Направления развития ситуационного центра РАГС», Данчул А.Л., директор СЦ РАГС, зав.кафедрой информатизации структур государственной службы РАГС, д.т.н., профессор. «Региональная информационно-аналитическая система органов государственной власти как основа для создания ситуационного центра», Коровкин С.Д., проректор по информатизации Ивановского государственного энергетического университета, главный конструктор по информатизации Ивановской области. URL http://www.cnews.ru/reviews/free/national2006/articles/sitcenter1/?print
Остроухова Н. Г. Сравнительный анализ процедуры принятия управленческих решений в рамках американской и японской моделей управления. Российский подход к принятию управленческих решений // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. – 2010. – Т. 10. – Вып. 3. – С. 96-103.
Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин «Основы менеджмента». Перевод с английского. Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации. М.: Издательство «Дело», 1997. - 704 с.
Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации ЧС. Утверждено протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.05.2010 г. № 4. М. – 2010. – 133 с.
Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. Пер. с англ. М.: Экономика. - 1984. – 165 с.
Танков С.Ф. «Ситуационный центр как один из инструментов информационно-аналитического и экспертного обеспечения работы Совета Федерации». Аналитический вестник Совета Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации. - № 23 (435) – 2011. - 48 с.
Трофимова, Л. А. Методы принятия управленческих решений : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Трофимова, В. В. Трофимов. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 335 с.
Ямалов, И. У. Моделирование процессов управления и принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций / И. У. Ямалов .— 2-е изд. (эл.).— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. – 2012. – 290 с.
Главное управление МЧС России по Вологодской области. Сайт. URL: http://35.mchs.gov.ru/pressroom/announces/item/1175002/ (дата обращения 15.06.2016)
ИНТЕРФАКС. Сайт. URL: http://realty.interfax.ru/ru/news/articles/
66256 (дата обращения 12.05.2016)