Экологическое образование и воспитание младших школьников

Экологическое образование и воспитание младших школьников
В системе экологического образования и воспитания важную роль играет начальная школа. Здесь дети впервые попадают в научный мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желания трудиться на пользу природы. В начальной школе закладываются основы экологической культуры.
Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.
      Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. 
     Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности обучающихся. Они успешно применяют приёмы анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности в исследовательской  работе – это  один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, были определены цели и задачи:






Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности: 

 Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии, исследовательские работы и т.п. Идет подготовительная работа к созданию экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся. 
Все это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в следующих формах:





















 У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты.
Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине, семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.











Мероприятия по реализации программы: 
 Исследовательская деятельность учащихся. Участие в конкурсах и конференциях.
 Организация и проведение разнообразных экологических праздников и мероприятий: 
«День птиц», конкурсные программы, викторины, проведение акций: «Приведи в порядок планету», «Красота своими руками», «Вторая жизнь пластиковой бутылки».
3.  Участие в экологических конкурсах, конференциях. 
4.  Практическая реализация экологической работы: субботники,
природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом»), походы и экскурсии. Практическая помощь окружающей природе.
 5.  Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания: школьная спартакиада «В здоровом теле». Развитие у детей навыков здоровьесбережения, правильного отношения к экологии собственного тела.  
 6.  Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»: по благоустройству пришкольной территории; озеленение школы и учебных кабинетов.
7. Проведение школьной экологической конференции.
8. Составление гербария «Растения парка», создание памяток по уходу за комнатными растениями.

стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.


Цель:


Задачи:


предметная

межпредметная

внеурочная

на уроках окружающего мира.

экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках математики, литературного чтения и др.



различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

классные и библиотечные часы;


исследовательская работа (проектная деятельность)


экологические праздники и мероприятия;


научные исследования школьников под руководством учителей;


участие в экологических конкурсах, конференциях;


практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;


походы и экскурсии.




Схема 1Схема 3 ђ Заголовок 115