Система работы учителя по обобщению, описанию и представлению опыта собственной педагогической деятельности


Система работы учителя по обобщению,
описанию и представлению опыта
собственной педагогической деятельности
25 августа 2016 года
Гечер Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы
ГУО «Эсьмонский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Белыничского района»

Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются вами как педагогом положительные результаты в образовательном процессе. Для обобщения собственного опыта необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. Но при этом очень важно, чтобы, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых вы строите учебный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями.
При обобщении и описании собственного опыта необходимо ответить на вопросы:
1. Что я делаю? (предмет деятельности)
2. Для чего я это делаю? (какова цель?)
3. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
4. Какой это дает результат?
5. За счет чего этот результат достигнут?
Обобщению и описанию может подлежать система или отдельные компоненты педагогического опыта, которые стабильно дают положительные результаты. Важно отразить, на какие научные исследования вы опирались, кто из ученых, ведущих практиков наиболее успешного обучения и воспитания детей был для вас предшественником.
Итак, остановимся на основных этапах работы педагога над обобщением собственного опыта:
1. Выбор темы для обобщения собственного опыта.
2. Ознакомление с литературой по избранной теме (это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с отраженным в литературе опытом других учителей по данному вопросу).
3.  Планирование работы над описанием собственного опыта по избранной теме.
4.   Сбор и обработка материала (систематизация ранее накопленных фактов из опыта; привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса; проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера).
5. Анализ и обобщение материала, накопленного по теме (выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов).
6. Соответствующее литературное оформление.
Работа над докладом или статьей включает:
- освещение принципиальных положений, исходя из которых, педагог решил обобщить свой опыт; 
- описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу;
- развитие выдвигаемых методических положений,  подтверждающихся опытом.
Обобщая свой педагогический опыт, использую следующий алгоритм:
1. Определить содержание документа:
а) тема;
б) актуальность и перспективность опыта;
в) ведущая педагогическая идея;
г) адресная направленность, условия возникновения и становления опыта;
д) новизна данного опыта;
е) технология использования;
ж) трудоемкость внедрения и использования;
з) результативность.
2. Вычленить противоречия, которые побудили учителя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию, так как эти противоречия становятся фактором определения путей преобразования педагогического опыта через постановку задач и их разрешение.
3. Научно-методическое обоснование. Необходимо отразить, на какие научные или практические изыскания вы опираетесь. Представляя авторские программы, вам необходимо указать, на работы каких авторов вы опирались при их создании, каким образом они соответствуют требованиям государственной нормативной и регламентирующей базе.
4. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Выделить из ведущей проблемы составные части и выстроить их в иерархической последовательности.
5. Описание сущности педагогического опыта, где указываются отличия от уже существующих работ, новизна, факторы успешности, содержащиеся в представляемом опыте. Название фактора успешности. Цель, с которой он применяется. Структура опыта (состав, последовательность операций). Элементы и условия эффективности получения высокого результата. Итоговый результат.
6. Условия, при которых создавался опыт.
Здесь необходимо прописать свои личностные и профессиональные качества. Определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности.  Определить, как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами. Указать какие учебно-методические комплексы и методические пособия вы используете. Выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.
7. Результативность. Определить возможность получения стабильно высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития) или описать уже имеющиеся результаты.
8. Трудоемкость опыта. Временные и интеллектуальные затраты всех участников образовательного процесса.
9. Доступность опыта.  Возможность использования в других учреждениях образования.
Чтобы каждый педагог умел исследовать педагогический процесс, которым он управляет, необходимо владение методами психолого-педагогических исследований, лежащих в основе научного изучения и обобщения педагогического опыта.
В первую очередь необходимы  умения, необходимые для анализа педагогической деятельности:
- прогнозировать, планировать, оценивать свою деятельность;
- наблюдать, замечать, фиксировать педагогические факты;
- видеть во взаимосвязи компоненты педагогического процесса;
- опираться на новые идеи психолого-педагогической науки.
Нам, как педагогам, следует знать, что руководитель, вовлекая педагога в процесс изучения и обобщения педагогического опыта, должен оказать ему не только теоретическую и методическую, но и психологическую поддержку, постепенно приводя его к успеху. Профессиональное мастерство педагога, несомненно, рождается и в тесном контакте с методистом, курирующим его деятельность.
Требования, предъявляемые к описанию опыта:
1. Ясность изложения.
2. Точность словоупотребления.
3. Лаконизм.
4. Строгое соблюдение научной терминологии.
5. Последовательность изложения позиций.
6. Логичность.
7. Взаимность положений.
Конечно же, при описании собственного педагогического опыта необходимо избегать типичных ошибок:
1. Обобщение опыта не должно быть описанием реального плана деятельности педагога.
2. Не находится истинная основа для обобщения.
3. В результате неверных оснований для обобщения малоценный опыт (не актуальный) определяется как ценный.
4. При обобщении опыта происходит углубление в детали, не принадлежащие существу обобщаемого опыта.
5. Описывается не существующее, а желаемое.
6. Опыт обобщен не по тем основаниям, которые имеют место на самом деле.
Формирование передового педагогического опыта связано с творческими исканиями педагога, вызванными тем, что есть проблемы, которые необходимо разрешить для повышения эффективности и результативности образовательного процесса. Нам педагогам необходимо творчески подходить к своей работе, быть целеустремленными и добиваться высоких результатов.

Приложение
Памятка
обобщения передового педагогического опыта
(рекомендации педагогам)
Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т.д.
Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее и конкретнее.
Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы.
Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно».
Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте и о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта – это результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нём не показано, как растут и развиваются дети.
Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений.
Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
Подберите и надлежащим образом оформите приложения (конспекты или элементы уроков, схемы, карты, таблицы, работы детей, список литературы и т.д.)
Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.