Программа деятельности объединения Юные экологи

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Районная станция юных натуралистов
Ровеньского района Белгородской области»

Утверждаю:
Методист МБУ ДОД «РСЮН »
___________ О.Н.Кравцова
«___»_________ 2016 г.





ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

объединения «Юные экологи»



на 2016-2017 учебный год






Педагог дополнительного образования:
Журавлева Ольга Васильевна














п. Ровеньки, 2016 г.



1. Пояснительная записка
1.1. Характеристика детского объединения (статистические данные): сколько групп будет заниматься в предстоящем учебном году, их количество по годам обучения: одна группа, первый год обучения
1.2. Уровень подготовки детей ( по итогам первичной диагностики или по результатам предыдущего года обучения): по результатам первичной диагностики можно сказать, что дети имеют неплохой уровень подготовки по экологии. Они ориентируются в основных экологических понятиях, представляют экологические проблемы нашего общества, пытаются предлагать свои пути решения этих проблем.
1.3. Источники планирования (на основании каких документов составляется план): образовательная программа кружка «Юные экологи», план мероприятий МОУ ДОД «РСЮН», положения о конкурсах.
1.4. Особенности учебного года (участие в реализации тематических программ, подготовку к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, образовательного учреждения и др.)
В течение учебного года необходимо принять участие в выставке цветов к Дню Учителя, в экологическом фестивале, в экологическом марафоне, провести традиционные праздники: День Птиц, День Земли.
2. Цель программы
Воспитание экологической культуры личности и общества, как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
3. Задачи
Формировать у учащихся интерес к предмету экологии, углублять знания школьников по вопросам охраны природы, прививать элементы экологической культуры.
Расширять теоретические знания учащихся по прикладной экологии. Изучить влияние факторов среды на растительный и животный мир.
Развивать умения учащихся работать с дополнительной литературой по биологии, готовить выступления, писать рефераты, доклады, вести исследовательскую работу.
Воспитывать любовь к природе.

II. Организационно-педагогические основы обучения.

Занятия в объединении ведутся по модифицированной дополнительной образовательной программе.
Программа рассмотрена на педагогическом совете, протокол №1 от 2 сентября 2005 года и утверждена директором МОУ ДОД «Районная станция юных натуралистов» Улезько Г.Н.
Возраст воспитанников в учебной группе: 12-14 лет.
Количество обучающихся детей в учебной группе: 15 человек.
Режим работы объединения: количество занятий в неделю 4 часа по 2 часа, первого год(а) обучения
Расписание занятий: вторник 15.35 16.20 16.25- 17.10
четверг 15.35 16.20 16.25- 17.10






















Учебно-тематическое планирование занятий объединения «Юные экологи»
Первый год обучения

п
Тема
Всего
часов
В том числе




Теория
Практика

1.
Вводное занятие. Экология – предмет. Интересно или нет.
10
8
2

2.
Распознавание птиц в природе
4
2
2

3.
Биогеоценозы
24
18
6

4.
Популяция – единица эволюции
20
16
4

5.
Исследовательская деятельность школьников
20
-
20

6.
Человек в биосфере
20
18
2

7.
Экология атмосферы
12
8
4

8.
Экология почв
12
8
4

9.
Экология водных объектов
8
6
2

10.
Отходы производства и потребления
8
6
2

11.
Итоговое занятие
6
4
2


ИТОГО:
144
104
40


Календарно-тематическое планирование занятий объединения «Юные экологи»,
первый год обучения
содержание
Дата проведения
Число часов

Вводное занятие. Экология-предмет. Интересно или нет. (10 часов)
Знакомство с планом работы кружка. Для чего нужно изучать экологию.
Методы экологических исследований.
Особенности взаимоотношений между средой и организмом.Основные экологические факторы.
Учение В. И. Вернадского о биосфере

Практическая работа.
Работа на клумбах.



06.09

08.09
13.09

15.09


20.09


2

2

2

2

2

Распознавание птиц в природе. (4 часов)
Общие условия, способствующие успешному распознаванию птиц в природе.
Гнезда, яйца, птенцы.

Экскурсия.
Голоса и окраска птиц.



22.09



27.09

2



2

Биогеоценозы. (24 часа)
Межвидовые отношения в биоценозе.
Состав и структура биоценоза.
Особенности функционирования биоценоза.
Динамика биоценоза во времени.
Практические задания.
Моделирование биоценоза.
Уборка учебных помещений.
Экскурсия.
Гнезда, располагающиеся высоко на земле и невысоко над землей.


30.09, 04.10
06.10, 11.10
13.10, 18.10
20.10

25.10, 27.10
03.11

08.11, 10.11

4
4
4
2

4
2

4



Популяция – единица эволюции (20 часов)
Популяция и ее свойства.
Возрастная структура популяции. Ее биологическое значение.
Пространственная структура популяции.
Генетическая структура популяции.
Половая структура популяции.
Взаимодействие особей в популяции.
Динамика численности популяции.
Практическая работа.
Уборка учебных помещений.




15.11,17.11
22.11

24.11
29.11
01.12
06.12
08.12

13.12, 15.12

4
2

2
2
2
2
2

4


Человек в биосфере (20 часов)
Человек – биосоциальный вид
Антропогенные воздействия в природе
Международное сотрудничество в деле охраны природы
Масштабы экологического воздействия
Химическое и биологическое воздействие на природу
Исследовательская деятельность школьников (20 часов)
Практические работы.
Определение примесей маргарина в масле.
Определение примесей в меде
Распознавание разбавленного молока водой.
Определение снятого молока.
Определение примесей ржаной муки к пшеничной.
Определение качества мяса.
Определение растительных масел.
Определение наличия сивушных масел в водке.
Определение качества рыбы.
Уход за растениями.


20.12
22.12
27.12, 06.01, 10.01
12.01,17.01
19.01, 24.01, 26.01





31.01
02.02
07.02
09.02
14.02

16.02
21.02
22.02
28.02
02.03


2
2
6
4
6





2
2
2
2
2

2
2
2
2
2

Экология атмосферы. (12 часов)
Состояние атмосферного воздуха. Парниковый эффект. Озоновый слой.
Кислотные дожди. Выбросы автотранспорта и мероприятия по борьбе с ними.
Безотходные и малоотходные производства. Контроль за качеством атмосферного воздуха и его охрана в Белгородской области.

Практическая работа.
Весенние работы на территории.
Экскурсия.
Определение чистоты воздуха по лишайникам.



07.03

09.03

14.03



16.03, 21.03

23.03

2

2

2



4

2

Экология почв. (12 часов)
Эрозия почв и борьба с ней.
Земельные ресурсы и их антропогенные изменения. Последствия применения минеральных удобрений и пестицидов.
Загрязнение почв вблизи промышленных объектов и автодорог. Охрана почв в Белгородской области.
Практическая работа.
Уход за растениями и животными.
Экскурсия.
Почвы нашей местности.


28.03

04.04

06.04



11.04, 13.04

18.04

2

2

2



4

2

Экология водных объектов. (8 часов)
Состояние водных ресурсов России. Экологические проблемы Байкала, Арала, Ладоги.
Очистка сточных вод. Бессточные производства. Контроль за чистотой водоемов. Состояние и охрана водных ресурсов Белгородской области.
Практическая работа.
«Живи, Родник!»


20.04


25.04



27.04, 02.05

2


2



4

Отходы производства и потребления. (8 часов)
Способы уменьшения вреда от химических загрязнений. Очистные сооружения.
Экология автомобильного транспорта. Проблема отходов. Проблемы утилизации отходов в Белгородской области.
Практическая работа.
«Наведем порядок».


04.05


11.05

16.05, 18.05

2


2

4

Итоговое занятие. (6 часов)
Пресс-конференция по рассмотренным ранее темам. Подведение итогов.
Практическая работа.
«Наведем порядок».


23.05


25.05, 30.05

2


4




V. Работа с одаренными детьми
Сведения о детях:


п/п
Фамилия имя
ребенка
Год рождения
Школа
Класс
Дом.
адрес
Кол-во часов

1
Некрасова О.
2000
Ржевская ООШ
9
С. Ржевка Ровеньского района Белгородской области

24




VI. Формы работы в каникулярное время

№ п/п
Формы работы
(праздники, огоньки, викторины, игры, дни рождения, чаепития, походы в музей, экскурсии, соревнования и т.д.)
Содержание деятельности
Месяц

1
Экскурсия в природу
06.11


2
Акция «Новогодняя красавица»
24.12


3
Мастер-класс «Креативная елка»
30.12


4
День Птиц
01.04



VII. Формы работы по профилактике правонарушений. Охрана жизни и здоровья детей. Работа с детьми девиантного поведения.

№ п/п
Содержание работы
Примерная дата проведения
Примечание

1
Инструктаж по ТБ
04.09


2
Индивидуальная беседа с Некрасовым П.
сентябрь


3
Анкета «Мое отношение к природе»
сентябрь


4
Тестирование «Какой мы коллектив?»
сентябрь


5
Индивидуальная беседа с Некрасовым Д.
октябрь


6
Инструктаж по ТБ при проведении экскурсии
06.11


7
Привлечение детей с девиантным поведением к проведению экологических акций
В теч. года


8
Инструктаж по ТБ при проведении Новогодних праздников
28.12


9
Повторный инструктаж по ТБ
04.01


10
Инструктаж по ТБ при проведении весенних работ на участке
19.03


11
Беседа о вреде наркотических веществ
20.04


В примечании указывать: удалось выполнить то, что намечалось или нет.

VIII. Работа с родителями

№ п/п
Тема родительского собрания. Содержание деятельности
Дата проведения

1
Родительское собрание «Экология и человек»
16.09

2
Лекторий «Нет вредным привычкам!»
В теч. года

3
Совместный вечер «Осенние праздники русского народа»
09.10

4
Совместный мастер-класс «Креативная елка»
30.12

5
Родительское собрание «Отношение детей к природе»
12.05


IX. Работа педагога по самообразованию
Тема самообразования:_Экологическое воспитание учащихся через организацию исследовательской деятельности.
№ п/п
Содержание
Дата проведения

1
Изучение литературы по теме самообразования
Сентябрь-декабрь 2014

2
Изучение опыта работы педагогов-новаторов по теме
Январь 2015

3
Выступление на педсовете «Публицистика на экологическую тематику. Методика подготовки»
Ноябрь 2015

4
Мастер-класс «Исследовательская работа учащихся»
Апрель 2016

5
Открытое мероприятие «Птицы нашего края»
Октябрь 2016

6
Из опыта работы (доклад)
Май 2016

7
Взаимообмен опытом с коллегами
Октябрь 2017

8
Создание банка данных работ по экологии
Февраль 2018

9
Отчет по теме самообразования
Июнь 2018

10
Обобщение опыта работы
Сентябрь 2018



Подпись педагога__________________ Заголовок 1 Заголовок 315