Конспект урока по биологии 9 класс Органоиды клетки

КЛЕТКА

Цель и задачи урока:

Цель: помочь учащимся сформировать знания о строении и функционировании основных компонентов клетки, обеспечить понимание мембранного характера организации клетки.

Задачи: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний, организовать деятельность учащихся по коррекции знаний. Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения лицеистами комплекса уже полученных ими знаний. Создать мотивацию на дальнейшее изучение нового материала по предмету.

Для учащихся: сегодня мы с вами с помощью ИКТ сформируем и актуализируем знания о мембранных органоидах клетки, их строении и функциях, а также продемонстрируем на практике, как мы умеем применять свои знания по данному разделу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный центр, таблица «Строение растительной и животной клетки», оформление доски, дидактический материал (тест).

ЭТАПЫ
ЦЕЛЬ ЭТАПА
ЗАДАНИЕ
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Организация урока
 
Подготовка кабинета к работе.

Опрос по пройденной теме
Проверка и оценка знаний.
1
тестирование

Органоиды клетки
Актуализация
 
Сообщение учащегося. Работа со схемой «Части клетки»


Изучение и закрепление нового материала
Одномембранные
Органоиды
2
Работа со схемой «Органоиды клетки»
Сообщения учащихся с демонстрацией слайдов


Двухмембранные органоиды
3
Сообщения учащихся с демонстрацией слайдов


Сравнение митохондрии и хлоропласта
4
Анализ таблицы и плакатов


Закрепление Подведение итогов Рефлексия
5
Устная работа со слайдами


Ход урока.

1. Организационный момент (1 минута).

Приветствие учащихся; готовность к уроку.

2. Опрос по пройденной теме.
Тест. (4 минуты)

1.К активному транспорту через плазмалемму не относится:
а. пиноцитоз;
б. фагоцитоз;
в. осмос;
г. натриево-калиевый насос.
2. Способность плазмалеммы пропускать одни вещества и не пропускать другие называется:
а. диффузией;
б. цитокинезом;
в. буферностью;
г. аутолизом.
3. Клеточная мембрана имеет двойной слой:
а. белков;
б. жиров;
в. фосфолипидов;
г. воска.
4. Гликокаликс выполняет функции:
а. распознавания и защиты;
б. транспорта;
в. всасывания;
г. опоры.
5. Диффузия мелких молекул осуществляется через:
а. белки;
б. фосфолипиды;
в. в основном через белки;
г. и через белки, и через фосфолипиды.

Взаимопроверка по ключу на доске (1-в;2-в;3-в;4-а;5-б).

3. Объяснение нового материала (26 минут).

3.1. Сообщение учащегося (о важности изучения клетки) (2 минуты),
(опережающее задание).

3.2. Клетка – основа жизни. Сегодня мы продолжим её изучение. Вспомните, из каких частей она состоит? ( на экране – схема)(2 минуты).

* Почему выделяют именно эти части?
* Почему в гиалоплазме так много воды?

3.3. О тех, кто обеспечивает эти важнейшие процессы жизнедеятельности в клетке и поговорим.
(тема урока, цели).

Органоиды (органеллы) - постоянные клеточные структуры, обеспечивающие выполнение клеткой специфических функций. Каждый органоид имеет определенное строение и выполняет определенные функции.

Существуют различные виды органоидов (схема на экране).
Сегодня мы поговорим о мембранных органоидах (4 минуты).

3.4. Вспомним наших давних знакомых, с которыми мы уже встречались в 6 и 9 классах. 3.4.1. Итак, одномембранные органоиды:

1.ЭПС. (сообщение учащегося; проектирование изображения органоида и основной информации о нём на экране).
* Почему ЭПС является одним из крупнейших органоидов клетки, занимая от 30 до 50% её объёма?

2.Комплекс Гольджи.
* В клетках каких тканей и органов в наибольшей степени может быть развит комплекс Гольджи? С чем это связано?
* Верно ли, что комплекс Гольджи контролирует такие процессы как автолиз и автофагия? Каким образом?

3. Лизосомы.
* Почему иногда лизосомы кроме внутриклеточного пищеварения участвуют в процессах автофагии и автолиза?

3.4.2. Двумембранные органоиды.

1. Пластиды.
* Почему хлоропласт зелёный?
* В каких частях растений чаще всего можно встретить хромопласты и лейкопласты?

2. Митохондрии.
* Почему разрушение одной из мембран митохондрии грозит гибелью клетке?
* Где больше крист – в клетках мышц или в клетках кожи? Чем это можно объяснить?

3.5. Проанализируйте таблицу. Какие выводы из этого можно сделать?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

4. Закрепление (3 минуты).

4.1. Как называется органоид клетки, изображенный на рисунке, который представляет собой единый аппарат биосинтеза?

А – аппарат Гольджи;
Б – митохондрия;
В – хлоропласт;
Г -эндоплазматическая сеть с рибосомами.



4.2. Какой буквой на рисунке обозначен органоид, в котором происходит образование органических веществ из неорганических с использованием энергии света?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4.3. Какой буквой на рисунке обозначены структуры, в которых сложные органические вещества под воздействием ферментов расщепляются до более простых с освобождением небольшого количества энергии?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4.4. Какой буквой на рисунке обозначены структуры, в которых происходит взаимодействие триплетов иРНК и тРНК в процессе биосинтеза белка?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Самопроверка по ключу на доске (1-Г;2-А;3-Ж;4-А).
5. Подведение итогов урока (2 минуты).

Объявление отметок;
Домашнее задание (параграфы 8, 9 читать, заполнить таблицу).

Органоид
Особенности строения
Функции






6. Рефлексия (4 минуты). По методике «Приём Синквейна» (реакция на состоявшееся событие).
Я сейчас вас попрошу написать пятистишие, в котором:
1 строчка – существительное, которое хотим обозначить;
2 строчка – два прилагательных, характеризующих данное существительное;
3 строчка – три глагола, обозначающих действие того существительного;
4 строчка – четыре слова, характеризующих сегодняшнее событие;
5 строчка – одно слово-возглас!!!
(учащиеся пытаются составить Синквейн, класс слушает несколько вариантов, а затем учитель знакомит их со своим вариантом рефлексии – Синквейном).
Заголовок 115