Мини — лекции по литературному чтению (полная версия)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
город Троицк Челябинская область















Педагогическая мастерская
«Введение в курс литературного чтения
учащихся младших классов»
















Подготовила:
Малышева Ольга Ивановна
учитель начальных классов





2015г





Цель данной работы: помочь учителю в подготовке к урокам по литературному чтению в начальных классах;
В мини - лекциях собран материал по основным темам, изучаемым в начальных классах по литературному чтению: Устное народное творчество (большие и малые жанры фольклора);
интересные факты из биографии и жизни известных русских писателей И.А. Крылова, А.С. Пушкина, П.П. Ершова, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.А. Фета, Л. Н. Толстого, В. М. Гаршина, и др.;
В данной работе педагоги начальных классов смогут найти краткие характеристики главных героев произведений, а так же краткий анализ произведений, вошедших в курс литературного чтения для начальной школы, данных писателей.
Словарь
Специфика – особенности, характерные черты;
Фольклор – устное народное творчество;
Динамика – движение;
Афоризмы – меткие изречения с обобщённой мыслью;
Антропоморфизм – художественный приём, когда очеловечиваются животные, птицы, предметы наделяются способностью мыслить, совершать преднамеренные поступки;
Олицетворение – очеловечивание явлений природы;
Эпитеты – яркие, красочные определения;
Оптимизм – жизнелюбие, жизнерадостность, вера в будущее;
Аллегория – иносказание;
Гуманизм – человеколюбие, человечность;
Фантазия – мечта, творческий вымысел, воображение;
Композиции – построение, вступление, основная часть, заключение;
Кульминация – наивысший момент в развитии действий;
Гипербола – преувеличение;
Беллетристика – художественное произведение;
Синонимы – слова близкие по смыслу, но разные по звучанию;
Лаконично – кратко;
Неологизмы – новые слова;
Аллитерация – художественный приём повторения звуков с определённой целью;
Рефрен – припев в песне, где выделена главная мысль;
Мемуары – воспоминания;
Мораль – нравоучение;
Метафора – оборот речи, употребление слов и выражений в переносном смысле;
Сравнение – фигура образной речи – уподобление одного предмета другому.



Введение
Устное народное творчество
Детская литература своеобразная область искусства. Это искусство слова, мышления в образах, у неё своя специфика в отличие от литературы для взрослых. Детская литература создаётся с учётом возрастных особенностей. Различают детскую литературу дошкольного возраста, младшего школьного возраста, старшего школьного возраста. Такое деление детской литературы идёт, потому что у каждого детского возраста свой запас знаний о мире, своё восприятие, свой жизненный опыт. Так дети дошкольного возраста и младшего школьного возраста мыслят конкретно, абстрактных понятий они не понимают.
Детские писатели хорошо знают психологию ребёнка и педагогику. Такие известные мастера литературы Корней Иванович Чуковский, Сергей Михалков, Агния Львовна Барто и др. считаются не просто писателями, но и педагогами, воспитателями, ибо они хорошо изучили особенности детских возрастов. Например, А. Барто хорошо знает психологию дошкольного и младшего школьного возраста, К. И. Чуковский так же, а А.П. Гайдар школьный младший возраст и старший.
К детской литературе, предъявляются особые требования. В детской книге обязательно должен быть положительный герой, ибо в детской книге всё достойно подражанию, язык её должен быть особенно ярким, эмоциональным, чистым. Детская книга воздействует на чувства ребёнка, не оставляет его равнодушным. Сюжет должен быть динамичным, быстро развивающимся.
Круг детского чтения. Понятие круг детского чтения значительно шире туда входят произведения, написанные и не специально для детей, но близкие и понятные детям, например А.С. Пушкин его произведения и его сказки вошли в круг детского чтения. Шолохов, например «Нахалёнок» стал достоянием детей.
Детская литература призвана делать человека лучше, чище, богаче душой, она рассматривается как источник нравственного и эстетического воспитания. Знакомство с детской литературой у ребёнка начинается с фольклора, начинается с песенок (например при укладывании спать мать поёт рёбёнку песенки, которые сочинил народ) по мере того как он растёт он сам поёт обращаясь в них к животным, птицам (например, «Петя, Петя петушок золотой гребешок»).
Затем ребёнок познаёт пословицы, сказки, загадки. Устное народное творчество – это богатейшая сокровищница народной мудрости. М. Горький говорил – это бессмертная поэзия, родоначальница книжной литературы. Действительно фольклор возник давно, ещё до того как появилась письменность. Наблюдал человек за всем, что его окружает и сочинял поговорки, пословицы, так как, не было письменности, передавалось из уст в уста и только позже стали записывать.
Различают малые жанры фольклора и большие. К малым жанрам относят – загадки, поговорки, прибаутки, к большим – сказки, легенды, песни. Малые жанры фольклора так и называются, потому что малы по объёму и богаты по содержанию.
Давно возникла загадка. Загадка строится на основе сходства между предметами и явлениями, чтобы отгадать нужно, быть внимательным. Загадка очень ценна в развитии мышления ребёнка, она делает ум гибким.
Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности.
Пословица – это законченное предложение с законченной мыслью.
Поговорка – это символичная фраза или словосочетание, устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора.
Тема поговорок и пословиц различна, они могут быть о труде, мире и т.д. в них отражена богатая жизнь человека «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т.д.
Любимым жанром детей является сказка. Сказки возникли в далёком прошлом. Сказки очень высоко ценили замечательные люди, так А. С. Пушкин любил сказки, он говорил «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Сказки полны фантазии, в каждой сказке есть реальное зерно, т.е. правда. Фантазия призвана сделать реальное особенно ярко. Русские сказки бывают:
Волшебные;
Социально бытовые;
О животных.
Сказки отличают:
1. Наличие богатой фантазии;
2. Своеобразие композиции (есть зачин, и концовка), (Жили - были. В некотором царстве, в некотором государстве. Стали жить поживать и добра наживать). Язык сказок эмоционален: троекратные повторы, яркие эпитеты, пословицы, поговорки, песенки, народные слова, например, гуторить, забранить. Во всех сказках есть антропоморфизм. Все сказки оптимистичны и гуманистичны, положительный герой достоин подражания и уважения. Одним словом, сказки средство нравственного и эстетического воспитания человека. Вот почему они введены в программу начальной школы. Читая сказку других народов, дети познают культуру других народов их труд. Любая сказка это есть аллегория, недаром А. С. Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок».
Возникновение и развитие детской литературы
Стали создаваться первые детские книжки, они были своеобразны, совсем не такие как сейчас, в основном были буквари, в которых больше всего было религиозное содержание. Но можно было найти букварь отличавшийся своим оформлением и содержанием, таким был букварь Бурцева. Дошёл до наших дней и букварь Истомина. Истомин был монахом. Это был монах-педагог, рукописный текст он написал для сына Петра I - Алексея. Затем букварём пользовались дети знатных родителей. Первые книжки предназначались только для богатых людей. На каждой странице было по одной букве, были рисунки, которые начинались с буквы, внизу был текст, в который входила буква.
Дошли до наших дней книги типа справочника «озвуковники». Такой художественной литературы, какая выходит сейчас, не было.
В эпоху Петра I когда, усилился интерес к наукам и когда Петр I потребовал просвещать людей, стало больше строиться специальных и образовательных школ. Появились книги по истории, по географии, по морскому делу, потому что строили корабли и ему нужны были специалисты. Петр I ввёл гражданский шрифт, более простой, чем раньше. В его царствование стали появляться книги: «Юности честное зерцало». Эта книга состоит из двух частей: 1-ая как букварь, 2-ая это свод правил для молодого юноши и девушки.
Начиная с 18 века культура, и просвещение, достигли высшего развития. С этого времени выделяется детская литература из общего потока.

Иван Андреевич Крылов (1769-1844гг)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Басни И.А. Крылова стали широко известны с 30-х годов. И стали известны благодаря Белинскому. Белинский дал им высокую оценку в статье «Подарок на Новый год». Басни И.А. Крылова являются народными баснями. Крылов в своих баснях пользовался простыми народными словами, пословицами, поговорками и на их основе создавал афоризмы, и выражения которые вошли в разговорный и литературный язык русского человека.
Басня – это короткий аллегорический рассказ в стихотворной форме.
Мораль – нравоучение в ней заключена основа басни.
Басни Крылова раскрываются в действиях, тема басен его различна. В баснях Крылова высмеивается лицемерие и хитрость «Ворона и лисица», о дружбе «Лебедь рак и щука». Басни включены в учебники младших школьников, потому что помогают воспитывать положительные черты характера. В басни входят слова, которые стали поговорками «Знать Моська и сильна, что лает на слона», «А Васька слушает, да ест», «У сильного всегда бессильный виноват».



Александр Сергеевич Пушкин

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Пушкин специально для детей не писал, но мы знаем его как детского писателя, потому что стихи о природе, его сказки просты, ярки, выразительны и музыкальны и дети как бы «отобрали» их у взрослых. Белинский при жизни поэта советовал читать Пушкина, учить наизусть.
При имени Пушкина возникает в представлении что – то русское. В начальных классах учатся стихи А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Гонимы вешними лучами», в теме лето стихотворение «Утро», стихи о природе «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Сказка о рыбаке и рыбке»
Пушкин это певец русской природы, все времена года он описал. Больше всего он любил осень «Унылая пора, очей очарованье», он как бы признаётся в любви к русской природе. Весну он не любил, он так и говорил «Весну я не люблю» весною грязь.
В начальных классах изучается стихотворение «Зимний вечер». Природа и человек у Пушкина всегда слиты воедино они передают мысли, чувства, настроение поэта, например стихотворение «Зимний вечер» написано поэтом, когда он находился в ссылке. Он чувствовал себя оторванным от друзей, чувствовал себя одиноким, забытым и все эти чувства нашли отражение в этом стихотворении и если бы не няня (Арина Родионовна), ему было бы совсем плохо.
Стихотворение состоит из четырёх строф 1-е четыре строчки, повторяются, мы их найдём, в 1-ой и последней строфе. В такой вечер особенно тоскливо, слух поэта обострён и ему слышится плач ребёнка, то вой какого - то зверя. Перед нами встаёт образ домика, в котором живёт Пушкин «Наша ветхая лачужка» и мы представляем старый, покосившийся дом. Перед нами встаёт образ няни «Она придёт» и поэт записывает то, что она рассказывает. Об отношении Пушкина к няне видно в словах «Старушка». Няню он просит спеть русскую народную песню «Как синица тихо за морем жила».
Стихи о природе помогают не только больше узнать о природе, но и о мыслях, настроениях поэта. Основой языка Пушкина был народный язык, в стихотворениях Пушкина природа олицетворена.
Всего Пушкин написал 5 сказок «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «Сказка о попе и его работнике Балде». Все сказки антицарские, антибарские, то есть сатирические. «Сказка о рыбаке и рыбке» это сказка антидворянская, Пушкин высмеивает невежество, жадность, властолюбие присущее господствующим классам. Пушкин выступает против покорности, бессловесности русского народа. Сказка по духу народная. Прав С. Я. Маршак, который сказал: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной». Народен язык сказки, здесь найдём простонародные слова (дурачина ты простофиля), русские пословицы, поговорки (не садись не в свои сани), Пушкин использует старинные слова (чай теперь, светёлка, столбовая дворянка).
Природа у Пушкина как бы живёт, море живёт и действует как бы вместе со стариком, природа реагирует на всё происходящее.
В сказке есть фантазия (рыбка говорит человеческим голосом) и конец как у всех сказок зло наказано.

Павел Петрович Ершов (1815-1869 гг)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Родился в Сибири, отец по месту службы часто переезжал. Во время переездов маленький Пётр слушал песни ямщика, народные песни. По мере взросления он стал записывать меткие слова, выражения. Затем поступил в университет. Однажды ректор, который читал лекции, пришёл и заявил, что лекции не будет, вместо лекции сказка «За горами за морями» лектор Плетнёв указал на смущённого студента Ершова.
В 1834 году издаётся сказка Ершова «Конёк горбунок». Сказка Ершова – это сказка, которая пережила своего автора. Умер Ершов в Тобольске, это автор всего одного произведения. Ершов написал сказку не специально для детей, но эта сказка сразу перешла к детям. Сказка состоит из трёх частей, перед каждой частью есть эпиграф. За эпиграф взяты слова из народных сказок, в каждой части есть зачин – присказка, за зачин – присказку взяты в 3-ей части народные песни. И так мы видим, что сказка проникнута народным духом и сказка закончилась хорошим концом.
Главные герои сказки: Иван крестьянский сын, конёк-горбунок, царь и его приближённые. Характер героев отражается в их действии:
Иван крестьянский сын носит маску «дурочка», потому что так легче, на самом деле он не так уж глуп «Что не плохо жениться на царь девице». В образе Ивана Ершов хотел воплотить характерные черты народа он трудолюбив, честный, но Ершов не делает его уж слишком положительным героем он трусоват, лжет, увидев царь – девицу он её раскритиковал, он крестьянин и у него своя точка зрения о красоте. В конце сказки он меняет своё мнение, он не прочь жениться на царевне.
Сказка не случайно названа «Конёк – горбунок» в образе Конька – горбунка Ершов отразил друга «настоящий» друг отругает, но в беде не оставит.
В сказке сатирически показан царь и его приближённые. Эта сказка антицарская, антибарская, поэтому близка к сказкам Пушкина. Царь показан жестоким, готов посадить невинного человека на кол – проявляется деспотизм, жестокость, но и царь может быть льстив, ласков, когда ему это нужно называет Ванюша, а готов погубить человека.
Сказка по языку народна и эмоциональна, мы найдём много слов понятных для народа, есть пословицы (Не растут зимой цветы), много волшебства, богатая фантазия. Конёк – горбунок выполняет желание (котлы с горячей водой). В сказке много правдивого (жизнь крестьян, их занятия, царский дворец и атмосфера в нём «подглядывания, подслушивания, доноса»)
Сказка даёт представление, как жили в давние времена, во – вторых эта сказка пробуждает доброе отношение к справедливости и ненависть ко лжи, в – третьих развивает детскую фантазию, помогает овладеть народным богатством языка.

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877г.г.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Близость к народу, природе всё это зародилось в детстве. С детских лет познал, что такое крепостное право и возненавидел его, потому что был близок к народу. Н.А. Некрасов учился в гимназии г. Петербурга. Творчеству Н.Некрасова свойственна гражданственность. Главный герой в произведениях Н.Некрасова народ, его произведения привлекают детей простым, игривым, весёлым языком. Детская поэзия Некрасова призвана развивать в детях, то хорошее, что заложено было в них с рождения. Всё, что было написано Некрасовым, написано для народа и о народе.
Некрасов специально писал для детей «Крестьянские дети», «Генерал Топтыгин». Проводимые реформы ничего не дали народу, крестьянин на бумаге был объявлен свободным, на самом деле он вынужден был добровольно идти в кабалу. В стихотворении «Крестьянские дети» Н.А. Некрасов ставил очень живой вопрос жизнь, труд, развлечения крестьянских детей. Эпиграфом к этому стихотворению можно взять слова из этого же стихотворения «Я детского глаза люблю выраженье», в этих словах он как бы признаётся в любви к детям. Он любил детей, в которых видел будущее. Некрасов брал на заметку всё то, что слышал, он воспроизводит диалог, который случайно подслушал в сарае. Некрасов отмечает зоркий глаз ребёнка, они всё оценивают с крестьянской точки зрения («чай дорого стоит»), на всё обращают внимание, восхищаются. Некрасов воспроизводит восхищение удивление детей, после он обращается к памяти своего детства, время, проведённое с крестьянскими детьми. Поэт рисует запоминающиеся яркие картины лета, деревни, забавных детских игр. Пишет с большой теплотой, любовью «и русских головок, что белых грибов на полянке лесной».
В произведении «Дед Мазай и зайцы» Некрасов воспевает моральные качества, любовь к природе, гуманное к ней отношение, мастерство рассказчика, отзывчивость все эти качества отражены в образе Мазая, этим он близок поэту. Дед Мазай по хозяйски относится к природе, он осуждает тех, кто варварски относится к природе, с юмором Мазай рассказывает о том, как спасает зайцев. Всё это вызывает смех односельчан, он выхаживает зайцев и потом выпускает на волю. Стихотворение актуально: об охране природы сейчас много поднимают вопросов и о бережном отношении к природе.
Н.А. Некрасов писал для народа «Я лиру посвятил народу своему».
Язык поэзии Н.А. Некрасова яркий, эмоциональный «липа бледнолистая», «белая берёзонька».
«Зелёный шум» так в народе называют пробуждение природы весной, всё в движении, в динамике. Поэзия Н.А. Некрасова похожа на половодье разлившейся могучей реки. Он любил бурную, шумную природу.

Фёдор Иванович Тютчев (1803 – 1873г.г)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Родился 23 ноября 1803 года в старинной дворянской семье. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта и переводчика С.Е. Раича. В 1819 г. поступил на словесный факультет Московского университета, который блестяще закончил в 1821 г.
В 20-30 г. Тютчев складывается как оригинальный и глубокий поэт – мыслитель. В это время им созданы такие шедевры философской лирики, как «Видение», «Бессонница», «Сны» и др. почти все первые стихотворения Тютчева были опубликованы Пушкиным в журнале «Современник» в 1836 г.
Первый сборник стихотворений поэта вышел в 1854 г. И. С. Тургенев, принимавший активное участие в подготовке его к печати писал: «Тютчев может сказать себе, что он создал речи, которым не суждено умереть». В поэтическом наследии Тютчева около четырёхсот стихотворений.
Ф.И. Тютчев не писал для детей, однако поэт увлекает и взрослых и юных читателей, как вдохновенный певец природы. В чтение младших школьников вошли такие стихотворения о природе как «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Радуга», «Есть в осени первоначальной», «Листья» и др.
Ф.И. Тютчев всегда показывает природу в движении, в непрерывной смене явлений от зимы к весне, от лета к осени, от ночи к утру. Человек в представлении Тютчева составляет «часть великого мира природы». Л. Н. Толстой говорил о Тютчеве: «Он не шутит с музой У него всё строго: и содержание и форма».

Иван Савич Никитин (1824 – 1861 г. г.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Родился в городе Воронеже. В 8 летнем возрасте поступил в духовное училище, а затем в 1838 г. был переведён в Воронежскую семинарию. Первое стихотворение Никитина было напечатано многими газетами и доставило ему известность. Поэзия Никитина занимает видное место в плеяде поэтов некрасовской школы. Трудным был путь Никитина в литературу. Будущему поэту пришлось много бедствовать, заниматься делом которое было ему не по душе. «Найдя свободную минуту, - вспоминал он - я уходил в какой- нибудь уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца. Всё написанное я скрывал, как преступление, от всякого постороннего лица и с рассветом сжигал строки».
Поэзия Никитина пронизана любовью и сочувствием к простому человеку. Поэт правдиво передал переживания людей из народа, рассказал об их трудной жизни.
В детское чтение вошли лучшие стихотворения Никитина и прежде всего о родной природе, в изображении которой поэт сказал своё слово. Это такие пейзажи лирики как «Утро», «В синем небе плывут над полями», «Первый гром прогремел».
«Никитин входит в число тех поэтов, которые были и навсегда останутся близкими и дорогими нашему читателю» - говорил М. Исаковский.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892 г.г.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Родился в Орловской губернии. Образование Фет получил в немецком пансионате и в Московском университете, который закончил в 1844 г. Для своего времени он был образованным человеком.
Поэзия А.А. Фета отличается новаторством, им разработаны поэтические формы, выражения мимолётных впечатлений и неуловимых состояний души, которые до него в такой непосредственности никогда не изображались в поэзии.
А.А. Фет написал стихотворения «Вечер», «Облаком волнистым», «Печальная берёза», «Зреет рожь над жаркой нивой». Природа в стихотворениях А. А. Фета описана ярким, эмоциональным языком.
Поэт полюбил природу и хорошо понял русский народ.

Лев Николаевич Толстой
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Произведения для детей написанные Л. Н. Толстым очень современны, дети их с удовольствием читают до сих пор. Произведения вошли в обязательную программу для 2 – 4 классов.
В течение жизни ряд мировоззрений Л.Н. Толстого менялись, но он всегда стремился к честности. В таких произведениях как «Война и мир», «Анна Каренина» он срывал все и всячески маски. В круг чтения вошли не только большие романы, но и рассказы для детей. Он пишет такие произведения как «Новая азбука» и отдельно издал «Русские книги для чтения» они не отошли в прошлое, а служат, и по сей день.
Создавая, произведения Л.Н. Толстой воспитывал правдивость, честность, трудолюбие так, например, в круг детского чтения вошёл рассказ «Прыжок». В этом рассказе Л.Н. Толстой стремился показать, что в любой ситуации не надо теряться даже в самой критической.
В рассказе Толстой создал яркие образы героев в частности мальчика и отца. Здесь Толстой выступает как психолог, он сумел создать прекрасный мир Наташи Ростовой, «Пьера», так же и в прыжке выразились эти качества. Когда капитан вышел на палубу и увидел сына, он приказал мальчику прыгать в воду и холодный, спокойный тон подействовал на мальчика отрезвляюще. Мальчику лет 10 – 12 в этом возрасте он самолюбив, когда над ним начинают смеяться, его самолюбие затронуто, и он идёт необдуманно за обезьянкой.
Мастерство Л. Н. Толстого проявляется в том, как он работает над фразой, так же требовательно он работал и над произведением стремился писать сжато и образно. Он знал, что детские произведения должны быть динамичные и долго подбирал глаголы, тщательно подбирал фразу, когда мальчик оказался на перекладине и мы увидели, что мальчик оказался в критической ситуации и тут же утихает смех, это самый кульминационный момент, сюжет рассказа развивается быстро. Из рассказа «Прыжок» дети могут узнать, что такое мачта, палуба.
«Лев и собачка» и в мире животных Л. Н. Толстой выделяет подлинную дружбу и привязанность. Он мастерски показывает психологическое состояние льва, его чувства, искреннее горе, тоску по полюбившейся собачке.
Л. Н. Толстой написал и очерки для детей «От чего бывает роса на траве», научно-популярный очерк «Черёмуха». Эти очерки обогащены научными знаниями. Произведения Л. Н. Толстого обогащают знания и воспитывают детей.

Всеволод Михайлович Гаршин (1853 – 1888 г.г.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Родился в дворянской семье в 19 веке. Детские годы жизни были тяжёлыми, в результате семейной драмы он остался с отцом. Отец был военным, когда он, вышел на пенсию, семья поселилась у матери отца. В 1874 окончил гимназию.
В газете «Молва» был напечатан его очерк. Началась крымская война, он уходит на фронт, не окончив горный институт. 1882 г. поступает на фабрику, это была очень трудная работа.
В. М. Гаршин близок нам тем, что он верил в правду. В сказке «Лягушка путешественница» чувствуется радость погружения в детский мир. Последние его произведения светлы и печальны. «Лягушка путешественница» эта сказка о животных. Лягушка хотела стать путешественницей, лягушка хвастлива, Гаршин хорошо описывает и внешний вид лягушки, рассказывает юному читателю о том, что лягушка любознательна. Она гордилась тем, что она видит. Автор показывает, что хвастовство будет наказано. Порок её был наказан. В сказке есть традиционный приём (зачин, антропоморфизмы). Сказка написана ребячьими выражениями и народным языком. Читая сказку, дети много узнают (лягушки живут в болоте, есть у них враги, самая хорошая для них погода весной). Любование собой и хвастовство наказано.

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк (1852 – 1912 г.г)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Родился на Урале недалеко от Нижнего Тагила в семье священника. Отец его был добрым мягким человеком. С детских пор полюбил детскую литературу, полюбил меткое образное слово народа. Учился он сначала в домашних условиях, потом в духовном училище. Мальчик был не подготовлен к тем нравам, которые были в училище и отец его забрал и он не доучился. Дмитрий Наркисович поступает в Пермскую духовную семинарию. Он много читает, занимается самообразованием. Но он не доучился и в семинарии, он бросил её, и только самообразование дополнило его образование. Уезжает в Петербург увлекается естественными науками, но он разочарован в естественных науках и увлекается литературой. В Петербургском журнале появляются рассказы для детей. Герои его рассказов дети – труженики. Его произведениям свойственно глубокое содержание, искренность, теплота содержания. Детская книга – это весенний солнечный луч.
Д. Н. Мамин - Сибиряк действительно замечательный писатель истинно народный, русский. Писал для взрослых «Приваловские миллионы», «Хлеб», он ещё и писатель, который создал прекрасные шедевры, им созданы реалистические рассказы «Емелина охота» и др., создал «Алёнушкины сказки», к числу произведений Мамина – Сибиряка относятся такие рассказы: «Вертел», «Зимовье на студёном» и др.
В рассказе «Вертел» повествуется о мальчике, который работает в гранильной мастерской, где обрабатывает драгоценные камни. Автор рассказывает о судьбе маленького труженика Трошки, вынужденного работать в таких невыносимых условиях, в подвал даже луч солнца редко проникал. Дети становились рано кормильцами в семье. Этот рассказ превращается в рассказ – протест против гнёта. Его возмущало, что дети рабочих, крестьян лишены детства и рано уходят из жизни.
Рассказ «В каменном колодце» жизнь без света, без радости, жизнь в темноте, детство без детства.
Если в рассказах «Вертел» и «Каменном колодце» он рассказывает о детях, то в рассказе «Емеля охотник» он описывает взрослых. Таков, например Емеля охотник, старик – бобыль, человек, выросший на севере Урала. Писатель мастерски показывает природу Урала, не всякий согласится жить в таком крае. Мамин – Сибиряк рисует маленькую деревушку под названием Тычки. Здесь живут бывалые охотники, но не для себя они промышляют, добытое они поставляют купцам. Нам запоминается образ Емели он старик ему 70 лет, но держится он ещё крепко, бодро. Занятие охотой должно сделать его богатым, но крепкого дома у него нет, одна избушка. Он живёт со своим внучком для него это радость, любит искренне Гришутку и когда мальчик болеет и просит принести ему оленёночка. Емеля в лесу чувствует себя как дома. Глазами Емели Мамин – Сибиряк описывает природу, природа предстаёт красивой, величественной, суровой. Одиночество не сделало Емелю чёрствым. Поэтично ярко описывает писатель, когда Емеля встречается с оленёнком. В рассказах Мамина – Сибиряка правдиво показана жизнь и быт Урала.
Одной из лучших книжек Мамина – Сибиряка является «Алёнушкины сказки». Написаны они были для любимой девочки Алёнушки. Мамин – Сибиряк придумал все эти сказки сам, когда сидел возле постели больной любимой дочки. Затем записал их «Сказка про козявочку», «Притча о молочке, овсяной кашке и котике» и др. в названии сказки отражается уже сама сказка. Звучит складно, образно, народно. Сюжет динамичен, в сказке, например, «про Зайца косые глаза, длинные уши и короткий хвост» много юмора, комических ситуаций. В сказке много смеха, но за смехом умные жизненные ситуации. Мамин – Сибиряк хотел донести до ребёнка смелость, храбрость, высмеивает хвастовство и зазнайство. В глаголах синонимах отражены возрастные особенности: захихикали, улыбались, засмеялись. В сказках Мамина – Сибиряка нет навязывания морали.

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904 г.г.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Антон Павлович Чехов представитель литературы критического реализма. Жил в бурную эпоху. Родился в городе Таганроге в семье лавочника. Детство его было не очень радостное, будучи взрослым, он говорил: «В детстве у меня не было детства». В воскресные дни он пел в церкви, особого удовольствия от пения не получал. А.П. Чехов уезжает в Москву, начинается новая полоса в его жизни. Он поступает в медицинский университет, он готов стать врачом, в это время он начинает писать, совмещая учёбу и литературу. Совмещать учёбу и литературу трудно и А . П. Чехов решает, что он будет врачом и писать не будет, но жизнь рассудила по - другому. Его произведения появились в печати, на него обратили внимание. Он выступал в своих рассказах против взяточничества «Человек в футляре», «Палата № 6», говорит об идеалах жизни «Ионыч», «Крыжовник», о любви.
А. П. Чехов выступает против мещанства, обывательства, что бы человек не замыкался в личную скорлупу. Так «Ионыч», когда он познакомился с обывателями города, сам стал опускаться до этого обывательства, он превратился в обывателя. А. П. Чехов говорит: «Берегите в себе человечество». А. П. Чехов автор пьес «Вишнёвый сад». Он мечтал и знал, что жизнь на земле станет «Вишнёвым садом».
А. П. Чехов любил детей и относился к ним с интересом и большим вниманием. Чехов любил наблюдать за детьми, ему было интересно знать психологию детей «В квартире у меня появилось необыкновенное существо, он больше ходил не на ногах, а на голове». Чехов любил мальчишек и главными героями его рассказов были мальчишки, он считал, с детьми нужно говорить на равном языке. Любил А.П. Чехов и животных он считал, что общение с животными благотворно влияет на детей, всякие «шуточки» с животными считал жестокостью. Очень любил собак, у него было 2 собаки.
А. П. Чехов был прекрасным, талантливым рассказчиком. В те годы, когда Чехов создавал произведения «Спать хочется», «Ванька» в России был голод, пожары, болезни и неурожаи. Много было смертей, дети оставались сиротами. Но и детская судьба с родителями мало чем отличалась, дети вынуждены были идти «в люди».
В рассказе «Спать хочется» рассказ идёт о Варьке, отданной в люди, измотанная за день она мечтает о том, чтобы выспаться. И вот однажды накладывает на рот ребёнка подушки и засыпает. Девочка проявила стихийный протест против социальной несправедливости. Не ненависть пробуждается в нас к Варьке, а наоборот сочувствие.
В рассказе «Ванька» А. П. Чехов повествует о Ваньке, отданном в мастеровые к сапожнику, но Ванька там не учится. Ванька показан напуганным, забитым, но в то же время он показан смекалистым, ловким, смышленым, он подмечает, то что свойственно крестьянину. Барыня от нечего делать занялась учить его грамоте, он быстро схватил эту науку и выучился писать (письмо на деревню дедушке) и если бы другие условия он стал бы, может быть, каким - нибудь умным человеком. Детство у Ваньки безрадостное. Нам жаль Ваньку, его письмо не дойдёт до дедушки, а если бы и дошло, то и дедушка ничем не смог бы помочь ему. В этих чужих и безрадостных условиях суждено жить Ваньке.
А. П. Чехов о животных
Рассказ «Каштанка» сначала выходил под названием «Учёное общество» Рассказ имел большое значение для детей. Рассказ «Каштанка» написан в век варварства, во время которого можно было только мечтать о человечности. В рассказе животные наделены способностью думать, и всё повествование идёт от лица Каштанки, как она видит и воспринимает мир. В рассказе речь идёт о рыжей собаке Каштанке.
Запоминается образ клоуна – дрессировщика, который взял на себя трудную роль научить животных. И когда он теряет, гуся он искренне переживает, плачет. В рассказе использованы приёмы характерные для сказки (антропоморфизмы). Животное наделяется способностями человека размышлять и переживать. Такой приём даёт возможность писателю глубже раскрыть отношение человека к животному. Каштанка делит всё человечество на «хозяев» и на «заказчиков». Первые имели право бить её, а вторых она сама имела право «хватать за икры». По – своему Каштанка оценивает обстановку квартиры незнакомца, подобравшего её на улице. У него «обстановка бедная и некрасивая: кресла, диваны, лампы, ковры. У столяра, её бывшего хозяина, квартира наоборот, битком набита вещами: стоял верстак, рубанки, стружки, лохань.
«Каштанка» подлинно гуманистическое произведение. Человечность нового хозяина Каштанки, его забота о животных, дружба собаки, кота, гуся и свиньи, привязанность к своим старым хозяевам - всё это, несомненно, нравится маленьким читателям, обогащает их чувства. В письме к брату А. П. Чехов писал о впечатлениях детей от «Каштанки»: «Детишки не отрывают от меня глаз и ждут, что я скажу что – нибудь необыкновенно умное. А, по их мнению, я гениален, так как написал повесть о Каштанке».

Шарль Перро (1628 – 1703)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Написал сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», во всех сказках награждается добродетель и наказывается зло.
«Золушка» мачеха – сосредоточение всех пороков;
«Кот в сапогах» - главный герой этой сказки кот. Он смекалистый, храбрый, хитрый, преданный своему хозяину;
«Красная шапочка» - Красной Шапочке помогают все звери в лесу. Идея торжествующего добра.
Яков и Вильгельм Гримм
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Художественная деятельность братьев Гримм совпала с нашествием Наполеона, который покорил Европу. И они поставили своей задачей сохранить сам народный дух своей Родины. Сказки большей частью небольшие сюжетом, с небольшим количеством героев, но они очень богаты идейно. Сказка «Горшок с кашей» очень добрая и написана с мягким юмором. Осмеяния достоин тот, кто хочет жизнь прожить легко без труда, за свою «кашу» не работать. Таких братья Гримм в своей сказке высмеивают мягко. Сказка «Беляночка и розочка» написана тепло с добром.

Ганс Христиан Андерсен ((1805 – 1875 г.г)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Родился в Дании, рос в очень бедной семье и даже, когда вырос, его не покинули неудачи. И наверно именно поэтому и писал он такие замечательные сказки. Он не озлобился от своих неудач. Он пронёс через свою жизнь желание бороться со злом. Утверждать добро всеми доступными способами. Это человек редчайшей доброты. Он боролся со злом через сказки. Сказки Андерсена волшебные (правда, не все) многие называли их рассказами, потому, что на первом месте там не волшебное, а человеческое. «Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Дикие лебеди»
В Дании, на родине Андерсена, стоит памятник «Русалочке». Русалочка стала символом мужества во имя любви.

Сергей Александрович Есенин (1895- 1925 г.г)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 «Какой чистый и «русский поэт», «отличный поэт», «романтик» и лирик влюблённый в поле и леса, в своё деревенское небо, в животных и цветы. Его стихи – размашистые, яркие, удивительно сердечные стихи ». « Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня, - утверждает Н. С. Тихонов. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В его жилах течёт вечно молодая кровь, «вечно живой поэзии». Важнейшей причиной вечной жизни поэзии Есенина является его большая любовь к народу, к народной жизни, к русскому фольклору. В его творчестве нашли воплощение и лучшие традиции русской классической поэзии. « Меня всё больше тянет к Пушкину» - признаётся поэт.
С.А. Есенин редко писал для детей. «Писать для детей надо особый дар иметь». Но первое опубликованное стихотворение поэта «Берёза» появилось в журнале для детей «Мирок». Впоследствии Есениным был составлен специальный сборник стихотворений для детей «Зарянка».
С. А. Есенин прошёл сложный и богатый творческий путь, через всё своё творчество он пронёс неподкупную любовь к Родине, к родной природе сохраняя и развивая свой большой талант лирика. Произведения поэта переведены на языки народов мира. Отдельные стихотворения С. А. Есенина о природе входят в круг чтения младших школьников.

Корней Иванович Чуковский (1882 – 1969 г.г.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Сами дети сказали «Это всехний поэт». Он и поэт, и критик и литературовед. «От двух до пяти» книга построена на основе наблюдений за речью детей в основном дошкольного возраста. К. И. Чуковский подмечает, что дети дошкольного возраста очень умны, наблюдательны и очень непосредственные. Чуковский отмечает, что детям свойственно стремление выражать свои мысли очень точно. «Никогда не устану радоваться детской речи». Весело было услышать «Мама закрой мне заднюю ногу», «Папа посмотри, как твои брюки нахмурились». Чуковский говорит, что дети это творцы, они могут создавать свои слова. К. И. Чуковский призывает разговаривать с детьми как с равными и не подсюсюкивать. Детский ум пытлив.
Музыкальности, образности нужно учиться у народа. Сам Чуковский придерживается этих правил.
Во - первых: он считает нужно избегать эпитетов;
Второе: ритм произведения должен быть изменчив;
Третье: К.И. Чуковский стремится к образности и зримости, новый образ должен быть зримый и конкретный. К. И. Чуковский считает, что в произведении должны быть сопоставлены добро и зло и конец всегда кончается хорошо. Чуковский утверждает, «дети любят всё необычное» и он придумывает слово «лимпопо» никакого «лимпопо» в Африке нет.
К. И. Чуковский автор книг «Чудо дерево», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Крокодил» и др.
Самуил Яковлевич Маршак (1887 -1964 г.г)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Писатель критик, литературовед, драматург. Родился в Воронеже. Сочинять стал рано с 4 лет. К 11 годам перевёл древнегреческую поэму. Высшее образование получить в России Маршак не смог, он вынужден был уехать в Англию, там получил высшее образование. До первой мировой войны возвращается в Россию и до конца жизни занимается переводом. Переводил народный фольклор Англии и др.
Первой книгой С. Я. Маршака для детей был сборник пьес – сказок например, «Кошкин дом», «Сказка об умном мышонке», «Теремок», и т.д. созданных на основе народного творчества.
Кроме сказок С. Я. Маршак написал много стихотворений, есть у него лирические, сатирические. Главным в теме Маршака стало творчество о труде, например, «Война с Днепром» (Человек сказал Днепру: - Я стеной тебя запру), «Пожар» - материал для стихотворения взят из жизни. Герой рассказа молодой задорный парень, который рискуя жизнью, спасает ребёнка. Русские люди могут совершить подвиг в мирное время. Маршака любили и хорошо знали.
Тема природы в творчестве С. Я. Маршака, например, стих «Круглый год», «Белая страница» из цикла стихов «Разноцветные страницы». Этот стих учит любить природу, понимать её. Человеку необходимо знать повадки животных, чтобы стать другом, хозяином леса. Тому, кто знает природу, становится всё понятным. Не случайно в стих введены дед и внук. Дед передаёт свой опыт внуку, учит его любить и понимать природу на протяжении всего стихотворения. Проходит красота природы её неповторимое очарование. Этот стих заставляет видеть новое необыкновенное в природе. Способно воспитать самые высокие чувства, что в лес нужно входить как в храм красоты.
Стихотворение «Багаж» написано для детей, сатира этого стихотворения направлена против спешки, торопливости в делах. Как говорит пословица «Поспешишь, людей насмешишь».
Стихотворение «Мастер ломастер» это стихотворение о мальчике, который не хочет учиться, без знаний сейчас никуда. Любому делу, самому простому надо учиться. Начал дело доведи его до конца. Эта мысль проходит через всё произведение С. Я. Маршака.
Пьеса сказка «Двенадцать месяцев» народная сказка. В пьесе сказке С. Я Маршака природа дружит с человеком, в частности с падчерицей. Падчерица добрая, нежадная, трудолюбивая и природа хочет ей помочь. Доброта Двенадцати месяцев согревают девушку они помогают ей принести корзину цветов. В пьесе знакомимся с придворными и злой мачехой. В пьесе прекрасным образом стихотворный текст сливается с лирическим.

Сергей Владимирович Михалков (1913 г. – 2009 г.)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Родился 12 марта 1913 г. в Москве. С. В. Михалков вошёл в литературу как поэт драматург, переводчик обогативший детскую литературу. В творчестве С. В. Михалкова много разных тем. Язык его произведений звучит очень сжато лаконично. С. В. Михалков пишет о человеке созидателе, гражданине. «Дядя Стёпа» показан как великан это добрый и отзывчивый великан. С. В. Михалков подводит к мысли наша жизнь, наш строй рождает добрых великанов. Элементы сказки и элементы реального постоянно переплетаются. Все любили и уважали Дядю Стёпу он друг детей. Скромность сочетается с героизмом, основная черта нашего человека. Дядя Стёпа патриот своей родины. Он говорит "Я готов служить народу». И дядя Стёпа служил во флоте в суровые годы войны. Дядя Стёпа – МАЯК действий. У С. В. Михалкова дядя Стёпа достоин уважения. С. В. Михалков сделал дядю Стёпу милиционером. Он такой же добрый. Он делает свои добрые дела. Третья часть стихотворения знакомит нас с сыном дяди Стёпы Егором. Он так же растёт великаном как отец. Егорка штангист, но он готовится стать космонавтом. Много доброго юмора, хорошего смеха. Дядя Стёпа добрый гуманный, характер раскрывается в действии, поступках.
С. В. Михалков автор произведения «А что у вас» в 30 – е годы написано было и вошло в учебники начальных классов, которое очень полюбилось и взрослым и детям. Это лирическая миниатюра, где Михалков показал себя знатоком психологии младшего школьника. В стихотворении ощущается веселье детей, особенности ребячьего мышления. Автор сумел показать, что дети натуры тонко чувствующие, подмечающие всё. Начинается стихотворение интонацией спокойной, бытовой, будничной. «Тут сказал сегодня Боря у меня в кармане гвоздь. А у вас?» Но затем интонация меняется, переходит на детские хвальбы. Серьёзный разговор начинается, когда дети говорят о мамах. С. Михалков не назойливо подводит к мысли «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».
Агния Львовна Барто

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Одна из ведущих детских писательниц. А. Л. Барто много сделала для детской литературы. Жила в Москве готовилась стать балериной, стала поэтессой.
Первые книжки появились в двадцатые годы двадцатого века. Они были написаны под влиянием В. Маяковского. Чему училась у Маяковского? Умению слушать пульс страны, живо откликаться на все её события.
В 30 – е годы выходят, несколько сборников и творчество А. Л. Барто становится широко известным. Барто заявила о себе как о сатирической поэтессе «Девочка рёвушка», «Болтунья», « Верёвочка», «Мы с Тамарой» и др. Сатира для детей в творчестве Барто становится ведущей линией, высмеивает пороки и недостатки. Смех её не злой, не обижает юных читателей.
В 40 – е годы выступает как автор некоторых фильмов «Подкидыш», она работала вместе с Риной Зелёной (актриса).
В стихотворениях «Снегирь», «Болтунья», «Снегири прилетели» сатира направлена против детского эгоизма.
В годы войны А. Барто работает для газет и радио, вела общественную работу в школах. В 1947 году написала поэму «Звенигород». Главная тема – судьба детей обездоленных войной.
Темы стихотворений были самыми разнообразными. Стихи Барто бодрые, жизнерадостные, часто напоминают детскую считалочку, они соответствуют характеру ребёнка. В конце стихотворений очень часто иронические концовки. Лирический герой Барто это ребёнок самый обыкновенный и самый обычный. Это значит такой, какой есть он любознательный, добрый, отзывчивый, он наивен порою. Стихи А. Л. Барто это источник педагогического воздействия на читателя, поэтому её стихи знают наизусть и цитируют в той или иной обстановке.

Алексей Николаевич Толстой (1883 – 1945 г.г.)
«Детская книга должна быть доброй книгой,
учить благородству и чувству чести,
углублять в ребёнке любовь к Родине».
А. Н. Толстой
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] А. Н. Толстой автор замечательного романа «Пётр І », автор замечательной трилогии «Хождение по мукам». Был видным общественным деятелем, борцом за мир. Писатель, который много сделал для литературы как общей так и детской. Он рано стал писать. Начал писать стихи, но известность пришла не как писателю стихов, а как прозаику.
А. Н. Толстой показал, что дворянский класс вырождается, вымирает, он сумел показать это в ряде рассказов и повестей. Уже в первых произведениях Толстой показал себя честным писателем, но далеко не революционером, он не был связан с революционным обществом. И когда свершилась революция (1917 год), Толстой был напуган ей, как и многие другие, и он эмигрировал. Долгое время он прожил за границей. Очень тосковал по Родине, потому что любил Россию. За границей он продолжал писать, чувствуя страшную тоску по Родине «Большое видится на расстоянии» вдали от Родины он по – новому посмотрел на события, которые произошли в России. Он понял одно, что народ пришёл к власти. Он возвращается на Родину. За границей начал писать авто – библиографическую повесть «Детство Никиты» и закончил в России.
А. Н. Толстой автор таких произведений как «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита». Желание создать для России нечто большее Толстой опять уезжает за границу во Францию и только в 30 – е годы он основывается в России и больше не покидает её. В это же время он создаёт сказку «Золотой ключик», заканчивает работу над романом «Пётр І ». Он создаёт цикл рассказов «Русский характер» - где он рассказал о моральной силе советского солдата, о той силе, о той духовной красоте, которая помогла выстоять в годы войны.
А. Н. Толстой много работал и оставил после себя большое наследие, которым мы поистине гордимся.
Произведения для детей А. Н. Толстого
(краткая характеристика главных героев)
В повести «Детство Никиты» А. Н. Толстой показал детство мальчика выросшего в благополучной дворянской семье, Толстой мастерски показал атмосферу, в которой воспитывался Никита, мастерски нарисовал образы простых людей. В главе из повести «Детство Никиты» «Весна» - мастерски показывает, как на смену зимы приходит весна. Мы видим глазами Никиты, как мчатся быстрые ручьи и как небо разорвано на клочки. Лиризм, теплота повествования, умение подметить мельчайшие изменения в природе пронизывают всю повесть А. Н. Толстого.
Сказка «Золотой ключик» занимает особое место в творчестве А. Н. Толстого, она вошла в золотой фонд детской литературы. Эта сказка о буржуазном мире, где всё продаётся, всё покупается и актёры, и художники таков буржуазный мир. Одним дано всё, как Карабасу, а другим ничего. Эта сказка как бы с политической основой и сатира направлена против буржуазного мира, где весь строй общества служит богатым, имущим. Но эта сказка и о добре силе честности над злом и коварством. Автор утверждает, что какое бы ни было зло, всё равно оно будет побеждено, если действительно бороться с ним всем вместе.
В этой сказке много персонажей и для одних – это путь к богатству, к власти, для других – путь к счастью, свободе.
Карабас – директор кукольного театра, злой, коварный человек, у которого главная цель нажиться. Он беспощаден к своим куклам. В сказке Карабас показан злым, страшным, но читая сказку, дети не боятся Карабаса. Отвратительным был и Дуремарчик, продавец пиявок, лягушек и черепах, который при своей отвратительности ещё и жаден. Он сам как пиявка.
Буратино – славный деревянный человечек, весёлый, забавный, наивный как ребёнок. Буратино в сказке показан не слишком положительным героем у него есть и отрицательные черты. Например, он не хочет учиться, может продать свою азбуку, чтобы попасть в театр. Но тем не менее Буратино положительный герой. Он помог своим друзьям Пьеро и др. благодаря этому они остаются вместе, они дружны.
Папа Карло – простой столяр, который зарабатывает себе на хлеб, играя на своей шарманке. Он продаёт свою последнюю куртку, чтобы купить Буратино азбуку.
Пьеро – это поэт, который страстно любит Мальвину, он ничего не может сделать, он слабовольный но, не смотря на это он всё таки хороший человечек.
Эта сказка о борьбе со злом, коварством, учит детей доброте, взаимопониманию.
Д/З Дать характеристику всем героям сказки, показать почему полюбился Буратино. Какие сцены сказки вам полюбились особенно и почему? Подумать и сказать, что даёт вам сказка?
А. П. Гайдар (1904 – 1941 г.г.)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Жизнь Гайдара для нас яркий образец настоящей жизни. Он родился в городе Львове. Настоящая фамилия писателя Голиков, окончил Киевский институт. В 16 лет он командовал полком, редкая биография в необыкновенное время. Полюбил армию и готов был служить ей до конца. Первой его повестью была повесть « Дни поражения и побед». Настоящая слава и известность пришла после рассказа «РВС».
Когда началась Великая Отечественная война (1941 – 1945г.г.) А.П. Гайдар просится на фронт, ему отказывают, но он просит, добивается и едет на фронт корреспондентом. Выполняя, очередное задание А.П. Гайдар, погибает.
«Чук и Гек» - это рассказ о счастливой семье, которая дорожит друг другом. В рассказе А. П. Гайдар ведёт разговор о том, какую важную роль играет в воспитании семья. В течение всего рассказа мы чувствуем образ отца ребят, хотя он появляется лишь в конце рассказа.
Чук и Гек счастливы, потому что их окружали в жизни хорошие люди.
Чук – старший и рассудительный, хозяйственный, деловитый. Он является обладателем богатой коллекции. Гек – до вещей был хладнокровен, не жаден. Гек это романтическая натура, фантазёр, мечтатель, а Чук это практичный человек, в этом смысле Чук совершенно противоположная личность относительно Гека. Всё то, что ускользает от взора Чука, всё это замечает Гек. Гек много видит и думает. Даже во сне Гек вёл себя мужественно и отважно. Гек умел петь.
«Чук и Гек» это рассказ о дружбе, о счастье. Рассказ «Чук и Гек» был последним рассказом А. П. Гайдара о мирном спокойствии, потому что надвигалась Великая Отечественная война.
Незадолго до войны А. П. Гайдар пишет повесть «Тимур и его команда». Эта повесть положила начало движению пионерских отрядов. В центре произведения А. П. Гайдар вывел образ Тимура – мальчика подросткового возраста и его команду. В образе Тимура А. П. Гайдар отразил лучшее, что есть в настоящем: честность, стремление быть полезным Родине. Тимур: «Я стою и смотрю, всем хорошо, значит и я спокоен». Вся деятельность Тимура в повести овеяна романтикой, Тимур делает своё доброе дело не на показ, его больше тянет к тайне, к загадке. И взрослые тоже считают его хулиганом, как Фигуру и Квакина.
Женя Александрова по характеру подвижная, она может откликнуться на чужую беду, горе, ей нравится то, что делает Тимур. А вот с Ольгой у неё конфликт. Между детьми в повести происходит конфликт. В конце повести этот конфликт разрешается очень легко и взрослые поняли, что Тимур это хороший мальчик. В повести сложный конфликт между Тимуром и шайкой Квакина. Шайка Квакина – это дети, которые не могли определить себя в деле. Они разболтаны, курят, внешний вид их ужасен. Но Тимур не боится их и может дать им отпор. И «квакинцы» начинают его уважать. Красной нитью через повесть проходит мысль «нужно направить энергию детей и никаких хулиганов не будет». Повесть «Тимур и его команда» повесть о коллективе, где есть у каждого свои дела, дисциплина. Гайдар утверждает, что только дисциплина и порядок способны сформировать настоящего человека. Произведения А. П. Гайдара до сих пор помогают формировать настоящего человека. Гайдар – это всадник, скачущий впереди. В произведениях Гайдара воспитывается понятие чести, правды, совести.
Валентин Петрович Катаев (1897 – 1986г.г.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Родился в городе Одессе в 1987 году. Известен как автор произведений «Сын полка», «Белеет парус одинокий». Катаев в своих произведениях обращается к прошлому нашей Родины.
На тему войны В. П. Катаев написал произведение «Сын полка». В центре повести Ваня Солнцев у него погибли все, он остался один сирота, деревня была сожжена фашистами. Он хотел перейти линию фронта, страстно хотел отомстить фашистам за свою Родину, за то горе, которое они принесли. Ваня смышленый, смелый мальчик, за 3 года он прошёл суровую школу. Когда Ваня попадает к фашистам, он не выдаёт место нахождения разведчиков, даже не боясь смерти. Образ Вани, образ положительного героя. Вся повесть пронизана лиризмом.
В. П. Катаев автор сказки для детей «Цветик семицветик». В сказке Катаев поднимает серьёзные проблемы, когда человек счастлив?
Маленькая девочка Женя покупает баранки, а собака съела все баранки, и совершенно неожиданно Женя встречается с волшебницей, которая даёт Жене цветок. Шесть желаний у Жени были мелкие, а вот последнее, седьмое желание, самое серьёзное, когда она помогает мальчику, у которого больная нога. Счастье, когда люди находящиеся рядом с тобой счастливы. В сказке раскрывается образ Жени обычной девочки со своими желаниями.
Сказка несёт свою идею ненавязчиво и умно.

Константин Устинович Паустовский (1892 – 1968 г. г.)
«Паустовскому всегда была присуща исключительная скромность, и в этом было его обаяние». Много исходил с удочкой по Подмосковью, любил природу и об этом много его произведений. К. У. Паустовский принадлежит к тем людям, которые сочетают необыкновенную чуткость, изящество мысли и внутреннюю свободу и всё это соединяется в нём сердечностью, душевной щедростью, благожелательностью к людям. Он очень добрый и хороший человек. Его творчество отличает изысканный вкус, лёгкость пера, одухотворённость.
К. У. Паустовский любит природу не только нарядной, но и когда дождь, снег, когда сверкает заря, и ярким осенним днём и утром она ему дорога.
Ему пришлось побывать во многих странах, но любовь в нём не угасла к родному краю, к людям, к Мещерскому краю. К. У. Паустовский захватывает сразу целиком, и читатель подчиняется ему добровольно и радостно ощущает, как трепещет каждая его фраза. Стоит один раз прочитать «Омут» и никогда не исчезнет из памяти богатство мысли, музыка и мастерство снизывают слова как жемчуг.
Талант Паустовского развивался и мужал в 30 – е годы, когда строятся Днепрострой и Магнитка, но главной его темой остаётся природа. Любить природу – это значит любить Родину. Любить и приумножать богатство её. Природа источник неиссякаемой красоты.
Произведения К.У. Паустовского
«Золотой линь» - рассказ. Задачи к уроку:
Почему так назван рассказ?
Что полезного, нового даёт этот рассказ читателю?
Народность Паустовского, в чём она проявляется?

Народен язык рассказов К. У. Паустовского, здесь найдём простонародные слова: куды соколик; горемышные; нынче; шут её знает какая насадка нужна; милок.
К.У. Паустовский мастерски использует сравнения: пухлые облака похожие на вату; вода блестела, как чёрное стекло. Присутствуют сравнения в рассказе «Золотой линь»: чешуя сверкала так, как купола; все смотрели, на линя закрывая глаза, как на солнце.
«Золотой линь» назван так, потому что после долгих неудач наступает удача, то в глазах рыбаков эта рыба видится, чуть ли не золотой. Они от этого счастливы.
Читая рассказ, узнаём народные приметы: « что перед грозой рыба не клюёт; в какое время ловить рыбу». Рассказ «Золотой линь» народен по языку К. У. Паустовский использует в рассказе народные слова и выражения, мастерски описана жизнь простых людей, их занятия в летнее время. Рассказ написан с любовью к природе, ко всему живому. Он любит всякую природу, Мещерский край дал много умельцев, здесь родился так же С. Есенин.
В начальных классах изучают рассказы: «Родник в мелколесье» - главная мысль рассказа выражена в словах «родник, родина, народ, как бы родня между собой», «Заячьи лапы», «Барсучий нос» здесь К.У. Паустовский знакомит читателя с приметами в природе. «Стальное колечко» - главная мысль сказки - «счастье вокруг тебя и нужно его видеть и не надо куда – то бежать за ним, ты там можешь его не найти, поищи здесь, вокруг себя».
Борис Житков
Житков очень много сделал для развития детской литературы. Сам он много умел делать своими руками, он был человеком энциклопедических знаний. Он был математиком, ботаником, моряком, прекрасно играл на скрипке. Много знал и много умел, и был талантливым детским писателем. Б. Житков считал, что писатель должен писать то, о чём он хорошо знает.
В детскую литературу пришёл в 20 – е годы двадцатого века. Он закончил несколько вузов, он пришёл в детскую литературу зрелым человеком.
Первый свой рассказ он дал прочитать С. Я. Маршаку. Маршака захватил рассказ, он обнял Житкова и спросил: «где учился писать?» Б. Житков нигде не учился писать, это был рассказ «Морские истории» Б. Житков пишет о людях смелых, мужественных, море не любит слабых и нервных. Всё, что описывает Житков, происходит с ним или с его товарищами. Таковы, например, рассказы «Шквал», «Под водой».
Основные темы:
О море, о мужестве и самоотверженности моряков, выйти из любой критической ситуации.
О животных «Про слона», «Про обезьянку» и др.
О детях, об их стремлениях, фантазированиях, например «Пудя» и др.
Б. Житков автор произведения «Что я видел» для детей дошкольного возраста от 3 до 6. Это произведение о нашей действительности, о людях, о культуре поведения, о том, что окружает ребёнка, что он видит, о городе, о селе. Произведение состоит из маленьких главок, в каждой главе, что – то новое. Разговор ведётся от лица мальчика прозванного Почемучкой.
Мастерски передаёт Б. Житков в своих рассказах особенности психологии дошкольного возраста.
Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954 г.г.)
М.М. Пришвин занимает особое место в детской литературе. М. Горький говорил: «Удивительный вы художник и в то же время русский». М. Пришвина всегда волновала судьба Родины, России, русского народа. Он говорил: «Моё слово получено из народа».
М. М. Пришвин родился в Орловской губернии, в купеческой семье, которая рано разорилась. Учился в Елецкой гимназии, исключили за грубость учителю, переехал к своему дяде, так как в семье тяжёлое материальное положение. Поступает в рижский политехнический институт на агронома, там увлекается революционной деятельностью, был арестован. Получить высшее образование в России не смог, поэтому уехал за границу. Закончил университет, получает профессию агронома. Вернулся в Россию, работал и одновременно писал. Как сельский агроном работает в селе. Он сблизился с народом, полюбил народное слово, легенды, и литературная деятельность его всё больше увлекала. В 1906 году Пришвин отправляется в путешествие, собирает богатый материал и выпускает книгу «В краю непуганых птиц». После этого он не раз путешествовал, так стали появляться книги одна за другой. М. Пришвин вошёл в литературу, как писатель одной большой темы о природе.
Паустовский высоко ценил талант Пришвина «Его проза гораздо сильнее наполнена соком поэзии, чем многие стихи и поэмы». Его произведения очень поэтичны, книги Пришвина «Это бесконечная радость открытий». Общаясь с Пришвиным мы постоянно открываем что – то новое. Это настоящее колдовство, это та зоркость, которая в каждом малом открывает необыкновенное. Язык произведений Пришвина народен: «Прозу Пришвина можно сравнить с разнотравьем. Слова у Пришвина ложатся стройным течением звёзд».
М. Пришвин писал и для взрослых и для детей. Он написал произведения и маленькие и большие, у него есть и рассказы, и очерки, и даже сказка – быль.
М. Пришвин мечтал издать для детей сборник и придумал ему название «Золотой луг», но назвал маленький рассказ эти названием. Сборник вышел после смерти писателя, куда вошли лучшие произведения.
«Золотой луг» - рассказ ведётся от 1 – го лица, мы предполагаем, что автор говорит о себе, как ребёнок сохранял чистоту, детскую душу. В рассказе он вспоминает детство, как они с братом собирали одуванчики. Автор говорит о том, если ты будешь наблюдателен, ты можешь сделать открытие в природе. Так он с братом Серёжей открыл нечто удивительное в простом цветке одуванчике. Маленький цветок живёт такой же жизнью, как человек. Главная мысль произведения – умей наблюдать, природа полна тайн. Эта мысль проходит красной нитью во всех произведения М. М. Пришвина.
Есть у Пришвина быль «Кладовая солнца» - сказка. «Кладовая солнца» - это быль, потому что события были на самом деле, а сказка, потому, что многое напоминает сказку: идёт борьба тёмных и светлых сил и светлые побеждают и хоть автор не использует антропоморфизмы, тем не менее, вся природа словно сказка. Действие происходит на Блюдовом болоте и здесь повествование идёт от лица автора. Он рассказывает, что жил он вместе с детьми Настей и Митрошей осиротевшими в годы войны. М. Пришвин описывает их как трудолюбивыми, честными. От родителей им досталось хозяйство, Настя напоминает «золотую курочку», а Митроша – «мужичок в мешочке», деловитый, хозяйственный. Дети пошли на Блюдово болото за клюквой, поссорились, и разошлась их дорожка. И как Митроша попал в самое гиблое место болота, и чуть не утонул, но его спасла собака Травка. Особенно трагичен момент, когда Митрошу засасывает болото, и тут появляется собака, и она спасает Митрошу, потом он гладит, ласкает собаку. Пришвин мастерски описывает Блюдово болото, где много прекрасной ягоды клюквы. Читая быль «Кладовая солнца» узнаёшь много нового, что идёт из мудрости народной. Блюдово болото называют кладовой – это богатство народа и ты, человек, богатство используй разумно, будь хозяином природы. Митроша и Настя возвращаются домой, да ещё Митроша убивает волка, который много принёс бед бабам.
Произведения Пришвина воспитывают вкус к нашему языку яркому и образному.
Петр Петрович Бажов (1879 – 1950 г.г.)
Наш земляк, родился Бажов близь города Екатеринбурга (раньше город назывался Свердловск). Яркое самобытное творчество Бажова проявляется в произведении «Малахитовая шкатулка», быт, нравы, обычаи уральских горняков писатель познал сам, живя и формируясь в их среде. Старые рабочие являлись хранителями легенд, они то и являлись одними из учителей писателя. Учили видеть красоту и богатство горного Урала. Сказатели говорили о неисчерпаемом богатстве Уральской земли. П. Бажов пешком странствовал по родному краю, пытливо изучал мастерство уральских рабочих и так накапливал знания, которые вошли в творчество писателя.
В 1924 году выходит первая книга, «Уральские были», в которой он рассказывает о житье и быте сысерцких рабочих.
Основной темой в «Малахитовой шкатулке» является тема творческого труда, тема рабочего класса показана в его историческом и трудовом новаторстве. В сборнике сказов «Малахитовая шкатулка» объединены 14 произведений. Он вышел в 1939 году. Из года в год малахитовая шкатулка пополнялась новыми сказами. С темами труда переплетается тема человеческого счастья. Героями этого нового цикла являются рабочие. В цикле о мастерстве действовала – малахитница, её служанки ящерки.
Язык и стиль сказов в «Малахитовой шкатулке» основан на напевности, живописности, на яркой образности русской народной речи. Над каждым словом Бажов работал очень тщательно, работал, как «ювелир» над каждым словом. В круг чтения начальных классов не вошёл ни один из сказов Бажова, но для внеклассного чтения рекомендованы такие сказы: «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец» и др.
Уральская природа открывает богатства только человеку с щедрою душой, доброму и честному. В сказе «Серебряное копытце» Дарёнка – это простая девочка с незавидной судьбой. Она жалеет ободранную кошку и возникает мысль, что, не кошка ли обратилась в козла. Главные герои сказа простые люди, Кокованя – мастер охотник, жизнь сложилась у него нелегко, но у него добрая, щедрая душа. Он хочет взять себе мальчика, а пожалел и взял девчонку. Как и в любых сказах добро держит верх над злом. И, правда и выдумка здесь переплетены. Бажов говорит: «Урал – это бессметный край уральских самоцветов».
Виталий Бианки
Родился в семье русского биолога учёного. Вся обстановка побудила В. Бианки к большой любви к природе. Будучи охотником, он сталкивался с крестьянами, которые много знали о лесе, и это послужило накоплением знаний о природе, которые вошли в его произведения. Юный читатель много узнаёт, прочитывая произведения В. Бианки, его рассказы учат наблюдательности.
Отдельной книгой в 1927 году вышла «Лесная газета», родилась и печаталась в Ленинграде (ныне Санкт – Петербург). В «Лесную газету» записаны заметки о растениях. Каждый раз в «Лесной газете» читатель узнаёт что – то новое из жизни зверей, птиц. 12 месяцев 12 номеров, каждый номер пронумерован, имеет своё название. В. Бианки разработал в литературе жанр научной сказки, как формы близкой школьникам и младшим школьникам. Сказка даёт большую возможность для использования её не только в воспитательном, но и образовательном значении. «Лесные домишки» - простой сюжет и ясная познавательная задача, доступная для детей. Ласточка береговушка разыскивает дорогу домой, знакомится с различными типами звёзд. Читатель, следя за стремительным развёртыванием сказочного сюжета, узнаёт, легко запоминает ряд интересных и совершенно новых для него сведений из жизни животных, В. Бианки показывает различные условия обитания животных, взаимную связь среды и организма. Эти понятия доходят до ребёнка в самой элементарной форме, с помощью научной сказки. В. Бианки доходчиво для детей знакомит их с разными областями природы, расширяется их кругозор. Он ведёт своего читателя от простого к сложному, от частного к общему и перед пытливым взором ребят открывается жизнь зверей, птиц, их поведение, гнездование. Сказка написана лирично и передаёт чувства самого автора. Все сказки В. Бианки на первый взгляд кажутся о животных, но на самом деле речь идёт о людях, ибо под поступками зверей и птиц легко угадывается человек.
В. Бианки певец родной природы. Читая его произведения, дети узнают много нового для себя, они написаны доступным и простым языком и поэтому понятны детям.
Николай Носов (1908 – 1976 г.г.)
Один из авторов юмористической детской книги. Н. Носов сменил много профессий, был кинорежиссёром, ему приходилось наблюдать за детьми, изучил детскую психологию, и тогда у него зародился интерес к детям, он потянулся к детской литературе. Первые его произведения появились в тридцатые годы. Особенный успех имел сборник «Тук – тук», Н. Носов как –бы «постучался» в детские сердца. Его книги помогают воспитывать подрастающее поколение. Носовым написаны рассказы и повести, научные сказки и роман – трилогия о Незнайке и его приключениях.
Когда Н. Носов вошёл в литературу С. Я. Маршак сказал: «Пришёл очень умный и весёлый человек, при помощи юмора он и воспитает юного человека».
Все книги Н. Носова о ребятах «Огурцы», «Фантазёры», Весёлая семейка» и др. Н. Носов не высмеивает зло ребёнка, он с уважением относится к ребёнку. Герои Н. Носова обыкновенные дети в них есть и хорошее и отрицательное, они часто попадают в смешные истории. Например, в рассказе «Мишкина каша» Н. Носов показывает, что любому, даже простому делу надо учиться, знание сила. В рассказе он ведёт читателя за собой вперёд, он говорит о радости труда.
Н. Носов в своих произведениях ставит очень важные проблемы, например, рассказ «Огурцы» имеет важное значение для воспитания детей. Герои этого произведения обычные дошкольники со своими наивными суждениями. Это Павлик и Котька. Котька не понимает, что взять без разрешения значит украсть. Н. Носов знает ребячью психологию и он пишет их словами. Динамика достигается живыми диалогами, разговорной речью, речь наполнена детскими суждениями. В рассказе присутствует воспитательное начало. Взрослым нравится настойчивость матери и Носов показывает, как мальчик несёт огурцы назад, ему страшно. Когда человек сделал хорошее, доброе дело у него легко на душе. Котька осознаёт, что за его проказы ни в чём не повинные люди будут страдать. В Котьке борется два чувства, но он переборол себя и отнёс огурцы назад.
В рассказе «На горке» автор показывает, что труд облагораживает человека. Трудиться нужно коллективно, сообща, не уединяться, не отлынивать от работы.
В рассказе «Живая шляпа» герои мальчики. Володя и Вадик занимались своим делом, рисовали и не заметили, как упала шляпа и накрыла кота Ваську, а так как они не видели, как она упала то, как увидели, что шляпа поползла, они очень испугались. В этом рассказе автор показывает неопытность ребят, отсутствие жизненного багажа. Здесь типичные ребячьи выражения (тряслись от страха). Этот рассказ мы называем смешным, потому что ситуация создалась простая, но для ребят она оказалась непростой.
Рассказ «Заплатка» о мальчике Бобке, как он сам себе штаны зашил, которыми он гордился, потому, что они были защитного цвета, как у военных. Бобка накладывает заплатку, первый раз она получается неудачной, но на второй раз она получается – ничего. Бобка желает научиться пришивать пуговицу. Главная мысль рассказа – от своего труда ребёнок получает двойную радость.
Рассказ «Весёлая семейка» - это не только рассказ о весёлой семейке цыплят, это рассказ о коллективе, о силе коллектива, о дружбе, которая помогает решать большие задачи.
В рассказе «О Незнайке» Носов говорит о том, как важны знания, он говорит о Незнайке, который многого не знает и попадает в смешные истории.
Н. носов лауреат государственной премии. Был удостоен премии за книгу «Витя Малеев в школе и дома».
Виктор Драгунский
Юмор – это здоровое качество человека. Ребёнок должен видеть смешное, должен смеяться над этим смешным. При помощи смеха В. Драгунский решает большие педагогические задачи. Он помогает увидеть в героях свих рассказов самих себя. У него свой стиль, своя манера письма.
Виктор Драгунский русский писатель был актёром, режиссером, журналистом. С 1940 г. выступает как автор фельетонов, как детский писатель. «Денискины рассказы» главный сборник В. Драгунского. Эта книга о мальчике Дениске, с ним случаются удивительные и забавные истории. Рассказы построены на диалоге Мишки и Дениски, героями являются сами мальчики, у детей развито воображение.
В его книги вошли рассказы «Он живой и светится», «Человек с голубым лицом», «Девочка на шаре» и др.
«Он живой и светится» Дениска ждал маму, а её всё нет и нет. Дениске не хватает друга, маленький человек мечтает, чтобы рядом с ним был кто – то живой.
Виктор Галявкин
Один из замечательных писателей, за плечами у него большой жизненный опыт. Опыт не только просто человека, но опыт и архитектора и в тоже время опыт писателя. Человек, в котором сочетается удивительный дар, это редко кому удаётся, быть и архитектором, художником, да ещё и писателем.
В. Галявкин автор таких произведений, как «Паровоз в небе», «Полосы на окнах» и др. Он художник и книги иллюстрировал сам, умело дополнял рисунком свои слова и воздействовал на образное мышление и эстетические чувства ребёнка. В. Галявкин написал рассказ «В любом деле нужно уметь работать». Повествование рассказа ведётся от лица мальчика, Виктор Галявкин мастерски рисует психологию этого мальчика, рассказывает о тех поступках, которые совершает герой. В. Галявкин умно смеётся над ним, смеётся над зазнайством, над самоуверенностью, над наивностью этого ребёнка. Главная мысль этого рассказа выражена в названии этого произведения « любому делу надо учиться».
В. Галявкин мастерски описывает диалог передав разговорную речь. Фразы Галявкина кратки и передают особенности детской речи: «кусок в штукатурке отвалился..», фразы начинаются с буквы «и», которая часто встречается в детской речи, дети часто говорят: «он сказал и я сказал», и это же употребляет в своих диалогах В. Галявкин описывая разговорную речь ребёнка.
Настоящий человек для В. Галявкина всегда носитель искусства, носитель прекрасного. В. Галявкин остро видит зло, против которого выступает всем своим творчеством.
Используемая литература
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]-портрет А. П. Чехова;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Тютчева;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Некрасова;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - портрет И А. Крылова;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - А. С .Пушкин;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - портрет Л.Н. Толстого;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - портрет И. С. Никитина;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - П.П. Ершов;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - А.А. Фет;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - А.П. Гайдар;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -К.И. Чуковский;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -А.Н. Толстой;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – портрет В.П. Катаева;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Мамин - Сибиряк;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – В.М. Гаршин;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – портрет братьев Гримм;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Шарль Перро;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Г. Х. Андерсен;










«Педагогическая мастерская»,
Мини – лекции по литературному чтению для проведения уроков в начальных классах
_____________________________________________________________________________

13PAGE 15


13PAGE 142515