Статья: Развитие самостоятельной читательской деятельности младших школьников


Развитие самостоятельной читательской деятельности младших школьников. Хорошо поставленное чтение в начальныхклассах создаёт прочную основу для выполнения
детьми творческих работ, развивающих их
мышление, воображение, речь…
В.А. Сухомлинский.
Модернизация образования требует перехода от воспроизводящей системы обучения, направленной на усвоение информации, к развивающему обучению, акцентирующему внимание на освоении способов деятельности, формировании творчески мыслящей личности, способной к культурному созиданию.
Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Её суть состоит в том, что ученик сам в своей личностно – мотивированной деятельности создаёт, сотворяет свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве, познавая которые ребёнок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания обучающихся.
В наш век научно – технического прогресса и сумасшедших скоростей многие понятия, вещи теряют свою прежнюю ценность и приобретают новый смысл.
Ведь теперь, чтобы получить сведения по какому-нибудь вопросу люди не прорабатывают литературу, не сидят часами в библиотеках, а находят ответы на все вопросы в Интернете. Дети в настоящее время овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги.
Как учитель начальных классов, работающий по программе «Школа 2100», я постоянно задаю себе вопросы: как заинтересовать ребёнка книгой? Как научить ребёнка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой.
Можно привести такой пример. Нил Буш, сын президента США, как – то признался: когда он в детстве сломал зуб, то только тогда понял, что есть вещи более неприятные, чем чтение.… Этот пример заставляет учителя задуматься, как помочь ребёнку полюбить книгу. Ведь от умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения.
Не научившись хорошо читать, ребёнок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть историей, естествознанием и другими предметами на должном уровне или без посторонней помощи.
А подготовить реферат или сообщение по какой- либо теме для слабочитающего ребёнка будет и вовсе непосильной задачей.
Как показывает практика, если ребёнок недостаточно хорошо читает, то он неграмотно пишет, устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребёнка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить обучающихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельной читательской деятельности – это та задача, которую я, как учитель начальных классов, ставлю перед собой.
Оптимальные результаты в самостоятельной читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путём прямого обучения, и в то же время формирование читательской самостоятельности не происходит автоматически, а направляется всей учебной деятельностью. Научить ребёнка правильно, бегло, выразительно читать порой труднее, чем обучить математике. Почему?
Чтение – очень специфический процесс деятельности головного мозга. Способность к чтению заложена в человеке генетически. Ещё никто точно не дал ответ, как происходит слияние гласных и согласных в человеческом мозгу, но это происходит и человек начинает читать. Именно на данном этапе учителю необходимо создать такие условия, чтобы у ребёнка не возникли проблемы с чтением, а развивался стойкий интерес к процессу познания через книгу, чтобы чтение для детей стало личной необходимостью.
В.А. Сухомлинский писал: «Книга играет большую роль в духовной жизни детей, но только тогда, когда ребёнок умеет хорошо читать. Что значит «хорошо читать»? Это, прежде всего владение элементарным умением - техникой чтения».
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.
Научить ребёнка читать – эта задача осуществляется на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе. Техника, темп чтения, осознание прочитанного – основные составляющие продвижения младшего школьника к литературному образованию и образованию вообще. Но в тоже время всегда помню, что темп чтения – не главный компонент обучения, он соотносится с индивидуальными особенностями обучающихся, силой и подвижностью нервных процессов, темпераментом. Поэтому количество прочитанных слов в минуту для каждого ребёнка будет индивидуальным.
Особое значение в педагогической деятельности занимает литературное образование школьников. Это достаточно сложный процесс как для учителя, так и для обучающихся. Соединить обучение технике чтения и собственное литературное образование – значит впрячь в одну телегу «Коня и трепетную лань».
Поэтому с первого дня прихода моих маленьких первоклассников в школу, я стараюсь строить уроки, в начале уроки обучения грамоте, а затем и уроки литературного чтения так, чтобы дети в совершенстве овладели всеми качествами чтения и при этом, не только умели читать, но и думать, чувствовать, жить, творить.
В 2009 году был сформирован один из первых классов из 22 обучающихся. Из них 6 человек читали слоги, 7 человек знали буквы , 9 человек - не знали букв, так как домашние дети, из них 5 человек с речевыми нарушениями.
И когда были изучены все буквы и дети должны были читать не только в классе, но, и получали задания по чтению домой, я столкнулась с проблемой, что 14 человек не проявляют никакого желания к чтению. Я решила применить приемы, которые рекомендуют В.Н. Зайцев, И.Т. Федоренко, а также свои собственные приёмы.
Если ребёнок находится ещё только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5 -7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час ещё 1-2 абзаца. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за 1 приём.
Очень хорошо помогает ребёнку режим щадящего чтения. В режиме щадящего чтения ребёнок читает 1-2 строки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Этот приём вполне подходит детям, которые читают неохотно.
Для того чтобы родители правильно могли помочь ребёнку овладеть чтением, на родительском собрании раздаю каждому родителю памятку о «щадящем чтении».
Памятка.
1. Читать 5-7 минут.
2. Пересказать прочитанное.
3.Отдых 1-2 часа.
4. Чтение ещё одного абзаца.
5. Пересказ отрывка.
6. Отдых.
«Неумеек» ни в коем случае нельзя заставлять самостоятельно читать вслух большие отрывки из незнакомого текста, как это делают многие родители в надежде на то, что ребёнок постепенно «вычитается». Это глубокое заблуждение. Дети слышат допускаемые ими ошибки, а это ведёт к образованию устойчивого отрицательного комплекса.
Я стараюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно на протяжении всего урока, чтобы ни одна минута не была прожита ребёнком бесцельно. Для этого на своих уроках литературного чтения провожу упражнения для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время.
Приведу примеры данных упражнений.
Упражнения для увеличения темпа чтения
1.«Буксир» и быстрое чтение про себя, сопровождаемое плавным ведением карандаша по читаемой строке. И первый, и второй – выполняются коллективно. Для этого готовятся карточки с текстом в 10-20 строк, которые читаются с убыстрением и многократно. Учитель по движению карандаша следит, чтобы скорость чтения была достаточно высокой.
Для работы на «буксире» класс разбивается на пары. Ведущий в каждой из них двигает карандаш по читаемой строке с таким расчётом, чтобы читающий отставал не более чем на одно слово. При повторном чтении отрывка темп его увеличивается.
2.Приём «Буратино». С помощью приёма «Буратино» детям предлагается выучить скороговорку. Делается это так. Ученики ставят согнутую в локте руку на парту. То же самое делает учитель. Как бы имитируя рукой движения метронома, он задаёт темп чтения, периодически ускоряя его. Ученики, повторяя это движение, читают с заданной скоростью. Когда темп возрастает достаточно, учитель предлагает ребятам самостоятельно вполголоса поучиться быстро читать скороговорку сначала с постукивание ручкой, а потом и без него.
3.Упражнение «Молния».
Чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния»
4. Чтение «Слоговичков»
С помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно.
5. Приём многократного чтения за диктором.
Этот приём помогает уже в первые дни занятий поднять скорость чтения у плохо читающих детей на несколько десятков слов в минуту. Упражнение можно выполнять коллективно, всем классом. Для этого он разбивается на пары. В каждой паре один из школьников должен уметь читать быстро.
6. «Жужжащее чтение».
По-другому мои ученики называют этот приём «Пятиминутка чтения». Жужжащее чтение помогает ясному и правильному произношению слов и развитию скорости чтения.
Упражнения для развития фонематического слуха
1.«Хлоп-хлоп»
Нужно поймать слово, которое начинается с определённого звука.
2. «Играем со словом»
*Придумай слово, которое начинается (заканчивается) на такой же звук, как и в слове «стол», «лягушка».
*Назови все звуки по порядку в слове «небо» и т. д.
3. «Длиннее - короче»
Слова называются парами. Ребёнок должен выбрать слово более длинное. Нужно сравнивать слова, а не предметы.
Стол – столик, карандаш – карандашик, усики – ус, хвост – хвостик.
4. « Придумай новое слово»
*Измени первый звук в словах: точка, лук, педаль, макет.
*Измени последний звук в словах: сыр, сон, сук, мак, стоп.
5. Игра «Твёрдый – мягкий»
Учащиеся делятся на команды. Каждая из них придумывает себе название: у одной команды оно начинается на мягкий согласный, у другого – на твёрдый. (Например, «Сила» и «Салют»). Команда «Сила» называет слова, которые начинаются мягким согласным, команда «Салют» - твёрдым. За каждое правильно названное слово команда получает фишку. Выигрывает та команда, которая наберёт больше фишек.
Упражнения для развития словарного запаса
1.«Назови действие».
Метель метёт, а гром… .
Ветер…, а снег….
2. «Сравни»
По вкусу – лимон и мёд.
По цвету – ромашку и гвоздику.
По ширине - дорогу и тропинку.
3.«Слова – синонимы».
Из слов в скобках подбери синонимы к выделенным словам.
Умный ребёнок (ловкий, послушный, смышлёный, сообразительный, воспитанный)
4. «Слова – антонимы».
К словам первого столбика подбери антонимы из второго.
глубокий подводный
холодный мелкий
горячий
жарко
солнечный
5.»Один – много».
6. «Много – один».
7. «Найди лишнее слово».
Мак, ромашка, роза, лук.
Кошка, воробей, собака, корова.
Берёза, дуб, осина, малина.
8.»Найди слова»
Найди слова, в которых первый слог такой же, как в моём слове. (малина, листопад, ветер, весна)
9.Игра «Закончи слово».
Отгадай, какое слово я хочу сказать. ЛА… и т.д.
Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания
1.По сигналу «внимание» детям показывают карточки в течение 2 секунд. Дети должны прочесть и записать:
а) бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв.
рбвл ктмцжкпрч стпрнккптрнк жтблпргб)стол ваза
чашка плита
машина пистолет
конфета спектакль
в) Я бегу. Что ты?
Дай мне. Я плыву.
Двор чист. Делу - время.
Всё по колено. Вода в решете.
2.Игра «Найди спрятанное слово».
Среди буквенного текста вставлены слова. Нужно найти их и подчеркнуть.
Например: бстучартподсолнухшрозакозвонокимашинатпрокно3.Одну букву вычёркиваем, другую подчёркиваем (Например: а –вычёркиваем, к – подчеркиваем)
Напрасный труд – удить без крючка и учиться без книги.
Упражнения для развития грамматических навыков
1.«Вторая половинка»
При чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно посредине слова. Часто использую это упражнение с детьми, которые искажают окончания слов при чтении.
Вышел из кухни, побежала по дороге, живёт в деревне.
Это упражнение можно использовать на любых текстах.
2.«Догадайся». Нужно догадаться, каким должно быть окончание.
Выгляну… солны…. Обрадо… молод… синич…, запе… и собра… в лес.3.«Кто? Что?»
Составление предложений по моделям.
Какой? Кто? Как? Что делает?
Кто? Что делает? Что? Чем?
4.«Угадай конец фразы»
По дороге шла ма….
Дети ели ка… .
5.«Найди ошибку».
В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.
Он обратно опоздал на урок.
Петя посолил суп солью.
В этом рассказе рассказывается про жизнь лесных животных.
6. «Пропавшие слова».
Необходимо прочитать рассказ, в котором потерялись некоторые слова.
Родился зайчик в ________ и всё боялся. Треснет где – нибудь ___________, вспорхнёт____________, упадёт с дерева ________________снега, - у зайчика душа в_______________.
Так как одной их важных задач начальной школы является создание условий, обеспечивающих умственное развитие детей, то на своих уроках литературного и внеклассного чтения я использую смысловое прогнозирование (приём антиципации – предугадывание, предположение, чем закончится, о чём будем читать)
Примеры заданий, используемые на уроках.
1.Чтение страницы текста с закрытием последних пяти букв всех строчек листом бумаги.
2.Чтение текста по строчкам с закрытием текста, который предстоит прочесть, листом бумаги и с ответом на вопрос «А что дальше?»
3.Чтение половины текста с попыткой «угадать» события, которые произойдут дальше.
4.Чтение учителем вслух незаконченных предложений, которые нужно завершить.
5.Игра «Волшебный чемодан».
Ребятам сообщается, что был найден чемодан с набором предметов. Перечисляются предметы. Предлагается установить владельца.
6.Закончите крылатые фразы.
А вы, друзья, как не садитесь…
Скоро сказка сказывается…
Видит око, да…
Поди туда – не знаю куда…
Исследования учёных показали, что развитию навыков чтения способствуют письменные упражнения: слуховые и зрительные диктанты, списывание текста, письмо по памяти. Поэтому ежедневно на уроках русского языка провожу различные виды письменных работ не только для развития орфографической зоркости обучающихся, но и для совершенствования техники чтения.
Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать. Уметь читать – это означает быть чутким к слову и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только то ученик «читает», в сознании которого слово играет, переливается красками и мелодиями окружающего мира. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением начинается кропотливая работа над словом, которая должна охватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей – труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. По мере совершенствования техники чтения всё больше места на уроках уделяю работе с текстом, формированию приёмов понимания прочитанного на уровне смысла.
В центре урока литературного чтения находятся в единстве личность ребёнка и художественное произведение. Первоначальная задача учителя – предварительно разобраться в художественном произведении и подготовиться к уроку. Жизненные проблемы, составляющие суть конфликта произведения, их причины, нравственная позиция героев, внутренние и внешние мотивы их поступков, отношение автора к героям, его позиция в конфликте, средства проявления авторской позиции – во всём этом и заключается специфика и сила возможного воздействия произведения на читателя.
Активная творческая деятельность ученика, развивающая, углубляющая его впечатление о произведении, побуждающая сформулировать и выразить своё отношение к героям, дать свою интерпретацию – один из самых актуальных и значимых методических принципов.
Для повышения эффективности уроков литературного чтения и внеклассного чтения использую творческие виды работы:
1.Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
2.Чтение, составление сценария к диафильму.
3.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
4. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой реагирует на услышанное)
5.Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе)
6.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.7.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
8. Пересказ с изменением лица рассказчика.
9. Инсценировка.
10.Словесное или графическое иллюстрирование прочитанного.
11.Установление путём чтения причинно – следственных связей.
12. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
13.Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
14.Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся., их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи, а для этого необходимо много читать, общаться с книгами.
Начиная с первого класса, я предлагаю своим ученикам следующие задания: подбор рифмы, продолжение стихотворения. Такие задания помогают развивать у детей способность к стихосложению. В моём классе есть ребята, которые пробуют сами сочинять стихи.
Например, к 155 –летию родного города Мариинска дети написали такие четверостишия.
С юбилеем поздравляем
Наш любимый Мариинск.
Мы гордимся нашим краем,
Самым лучшим и родным.
(Картавая Д.)
Наш Мариинск богат лесами,
Наш Мариинск красивый и большой,
Наш Мариинск – горд, любимый нами,
Наш Мариинск – гордимся мы тобой!
(Гоп Н.)
Люблю тебя, родной мой город!
Цвети и здравствуй много лет!
Всем жителям своим ты дорог,
И краше в мире тебя нет!
(Францишко Н.)

Также есть учащиеся, которые придумывают сказки, рассказы на заданные темы. Составление сказок и рассказов благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, развивает наблюдательность, любознательность.
Детские творческие работы оформляются в поэтический альбом «Словесные изюминки». С удовольствием отмечаю, что альбом постоянно пополняется.
С целью повышения интереса у младших школьников к чтению мне помогают групповые формы работы на уроках литературного чтения. Дети на этапе проверки домашнего задания работают в парах постоянного состава. При этом если задано выразительное чтение текста, то первую часть читает один ученик, а другую – второй, аналогично и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди и отвечают по очереди. Тем самым мы избегаем лишних повторов и детям не становится скучно.
Использую групповую форму работы при изучении произведений, которые можно прочитать по ролям. Дети образуют группы, часть учащихся встают, разворачивают стулья и образуют группы по 4-6 человек. Дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берёт на себя наиболее сильный учащийся, а остальные роли распределяют по степени трудности. Я же в это время перехожу от группы к группе, прислушиваюсь к их работе.
На уроках литературного чтения и при выполнении домашних заданий по чтению обучающиеся моего класса пользуются папками – помощницами по литературному чтению, в которой собраны памятки, рекомендации, упражнения. Они помогают детям правильно организовать и облегчить работу на уроках литературного чтения и дома, а это в свою очередь способствует развитию интереса у младших школьников к чтению.
Одним из средств привития интереса к чтению у ребёнка является составленное мною учебное пособие для обучающихся 1-4 классов «Читательский дневник», основная цель которого – содействие формированию читательских интересов младших школьников через научение способам ориентировки в мире книг и совершенствовании технической стороны чтения, что позволит сохранить у детей положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще. Опытному читателю (а тем более ребёнку 6-9 лет) нужны ориентиры, чтобы проверить качество своего чтения. В читательском дневнике предложены разные формы подведения итогов читательской деятельности: отметка о заинтересовавших читателя книгах, описание своего выбора, составление аннотации прочитанной книги, самозамеры личных достижений. Отслеживание изменений в расширении читательского кругозора ребёнка и в совершенствовании навыков чтения наблюдается на протяжении всего периода его обучения в начальной школе. Кроме того, в читательский дневник включен читательский ежедневник, в который дети вместе с родителями заносят сведения о прочитанном. Это позволяет приобщить взрослых к совместной деятельности, а у детей развивать чувство ответственности, навыки самоконтроля. К четвёртому классу дети, как правило, самостоятельно осуществляет этот вид деятельности.
Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения, на которых младшие школьники учатся читать детские книги, овладевают приёмами их самостоятельного выбора.
С первого класса я стараюсь не просто познакомить своих детей с книгой, а строю свою работу так, чтобы чтение стало их неотъемлемой частью жизни, а книга источником познания мира. При проведении уроков внеклассного чтения с первого класса я
1.Использую книги с яркими иллюстрациями и интересным содержанием.
2.Провожу простейшие литературные игры, например «Назови героя по описанию», «Найди ошибки в сказке».
3. Пять минут отвожу тому, чтобы дети обменялись мнением о прочитанном, поделились своими переживаниями, тем самым ребята, не подозревая о том, сами рекламировали книги. А это способствовало развитию интереса к чтению. Ребята обменивались не только мнениями, впечатлениями, но и книгами.
4. На каждом уроке организую рекомендацию новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе – тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать обучающихся, и показ иллюстраций и т. д.
5.На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения – не только в форме беседы, но предпочтительнее в форме свободных высказываний. Вопрос чаще ставится в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?» На каждом уроке даётся что – то новое в читательских умениях: умение найти сведения об авторе, умение сориентироваться в книге по её оглавлению, умение составить выставку, умение вести читательский дневник.
Поскольку уроки внеклассного чтения проводятся редко, планирую их на год. Планирование уроков на длительный срок позволяет предусмотреть их разнообразие, последовательность, связь между ними, а также распределение тем в соответствии с задачами воспитания и развития детей, сезонными интересами обучающихся и другими факторами.
В.А. Сухомлинский писал: «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это прежде всего книга… Книга – это могучее оружие, без неё я был бы немым или косноязычным; я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека»
Благодаря родителям, в классе имеется своя классная библиотека, в которой собраны книги, представляющие, на мой взгляд, наибольшую ценность для нравственного, умственного, эстетического воспитания. При отборе книг в классную библиотеку даю родителям следующие рекомендации:
Во -первых, при отборе книг нужно руководствоваться воспитательными целями.
Во – вторых, необходимо жанровое и тематическое разнообразие: проза и стихи; художественная и научно – популярная литература; фольклор – сказки, загадки; произведения писателей – классиков и современных авторов.В- третьих, детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся высокими художественными достоинствами.
Нашей классной библиотекой заведует девочка, которая читает лучше всех в классе. Она ведёт строгий учёт книг, рекомендует детям книги по интересам. Один раз в неделю на уроке чтения мы подводим итоги, кто больше прочитал за неделю. Эти дети награждаются аплодисментами.
Также раз в месяц к нам приходит школьный библиотекарь и отмечает ребят, которые много читают. Фотографии активных читателей находятся в классном уголке. Это же даёт толчок для остальных учащихся к приобщению к самостоятельной читательской деятельности. Фотографий с каждым месяцем становится всё больше и больше.
Кроме этого дети записываются и в городскую библиотеку. Посещение внешкольной библиотеки очень развивает детей.
Кроме этого одной из активных форм приобщения к чтению, к книге являются литературные игры (различного виды викторины, литературные викторины, инсценировки).
Традиционны игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, отгадывание имён литературных героев, фамилий авторов произведений, отгадывание героев и книг по описанию.
В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется их кругозор.
Литературные игры – это игры – состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Являясь по форме занимательными, оживлёнными и даже весёлыми, литературные игры в то же время очень содержательны. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, радость узнавания знакомых книг и их героев доставляют ребятам большое удовольствие.
Часто я провожу тематические литературные викторины. Например, «Волшебные страны», «Кто есть кто», «И чайник шепнул утюгу», «Удивительные путешествия сказочных героев», «Миллион приключений», «По фамилии Степанов», «Из книжек, которые читала твоя прабабушка».
В конце учебного года мы проводим уроки литературных игр, которые помогают подытожить прочитанное. Дети с начала нового учебного года знают о таком традиционном итоговом уроке и поэтому, читая книги, делают пометки в свои читательские дневники, записывая автора, название книги, главных героев.
На эти уроки ребята приглашают своих родителей, которые решают, кто был активным читателем в течение учебного года и лучших ребят награждают книгами.
Огромную помощь в приобщении моего класса к самостоятельному чтению оказывают родители. На одном из первых родительских собраний в 1 классе, я провела анкету для родителей «Книга в вашей семье» с целью выяснить, как родители заботятся о развитии у детей интереса к книге. Проанализировав ответы родителей, я предложила каждому родителю, лично, рекомендации по развитию читательского интереса у детей. Кроме этого я рассказала родителям о книгах, которые необходимо иметь в каждой семейной библиотеке. В конце первого класса я вновь провела анкету для родителей с целью выяснить, какие изменения произошли в их семьях по развитию интереса к книге у детей. Результаты оказались, на мой взгляд, радостными, это же можно проследить и по успехам моих учеников в чтении, улучшились результаты техники чтения. Из 22 родителей – 22 читали детям вслух систематически, все старались обсуждать прочитанное, а самое главное, у большинства моих учащихся были созданы собственные домашние детские библиотеки.
Как результат такой заинтересованности моих детей и их родителей в чтении книг во втором классе был создан «Клуб любителей книги». Заседание клуба проводилось один раз в четверть, подготовка проходила дома. По вечерам в семьях проводилось коллективное чтение рассказов, сказок, стихотворений. Все заседания проходили очень интересно: ребята рассказывали самое интересное из прочитанного ими, показывали инсценировки из книг. В заседаниях участвовали и родители, они помогали и поддерживали своих детей.
Очень много интересного и полезного мои ученики узнают из газет и журналов, которые покупают им родители. Дети делятся впечатлениями о прочитанном, меняются интересными изданиями. Также ребята с удовольствием читают их на перемене, разгадывают кроссворды, ребусы, выполняют различные задания.
Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеурочное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников.
Я всегда верю в то, что плохих учеников не бывает – всех ребят можно научить учиться и получать удовольствие от учения. Данное утверждение является для меня девизом в работе с моими учениками и помогает не только мне, но и детям чувствовать себя уверенней.
Чтобы вызвать ещё больший интерес к чтению на уроке и дома, «зажечь» детей, всколыхнуть в них дух соревнования, с начала обучения завожу на каждого ученика индивидуальные карты учёта скорости чтения
В связи с этим я проанализировала уровень навыка чтения в своём классе, начиная с прихода моих учеников в школу.
Итак, в 20059году был сформирован мой 1 «б» класс из 22 человек.
Уровень подготовки обучающихся по чтению.
1 класс (начало)
27 % - читали слоги
31% - знали буквы
42 % - не знали букв
Качество чтения на конец первого класса.
Способ чтения.
Слоги – 3 человека (14 %)
Слоги + целые слова – 7 человек (31%)
Целые слова – 12 человек (55%)
Правильность чтения.
1-2 ошибки -16 человек. (73%)
3-4 ошибки -4 человека (18%)
Более 5 ошибок – 2 человека (9%)
Из данного результата можно говорить об осознанном чтении моих обучающихся.
Качество чтения на конец второго класса.
Способ чтения.
Слоги - 0 человек.
Слоги + целые слова – 4 человека (18%)
Целые слова – 18 человек (72%)
Осознанность и выразительность чтения.
1.Выявление эмоционального отношения к прочитанному – 22 человека (100%)
2.Воспроизведение содержания текста самостоятельно -20 человек (90%)
3.Отчётливое и громкое произношение гласных и согласных звуков, слов и предложений – 21 человек (95%)
4.Высказывание своего отношения к прочитанному -22 человека (100%)
Проанализировав уровень навыка чтения моих учащихся, я заметила, что у детей развивается самостоятельная читательская деятельность и расширяется кругозор.
Ученики моего класса обращаются к дополнительным источникам, по собственной инициативе, при подготовке к урокам литературного чтения (сведения о писателях, поэтах), к курсу «Окружающий мир», изобразительному искусству.
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что для обучающихся моего класса книга стала надёжным другом, помощником. Подтверждением моих слов является одна из последних анкет, которую я провела среди детей.
Анкета.
1)Как ты оцениваешь роль книги в современном мире?
2)Какую литературу ты больше любишь читать: художественную, фантастику, энциклопедическую?
3)Напиши название книги, которую ты читаешь в настоящее время. Кто автор книги?
4)Откуда у тебя эта книга?
5)Сколько книг в твоей домашней библиотеке? Назови те, которые ты любишь перечитывать.
Результаты анкеты выглядят следующим образом.
1)На первый вопрос все 22 ребёнка ответили, что без книги прожить нельзя.
2) Мнения по поводу чтения книг разделились.
а)художественную литературу любят читать -22 человека. (100%)
б)фантастику – 8 человек. (36%)
в)энциклопедическую литературу – 9 человек. (40%)
3) Все дети написали название книги и её автора.
4)10 человек – в домашней библиотеке (45%)
8человек – в классной библиотеке (36%)
4 человека – в школьной библиотеке (18%)
5)Все дети написали, что книг много.
Мне кажется, что результат двухлетней работы не прошёл даром. Мои ученики читают с удовольствием, самостоятельно, потому, что обладают навыком чтения, так как плохо читающий ребёнок не проявит должного желания к книге, к её чтению.
Из этого следует вывод, что формирование читательской самостоятельности происходит под влиянием внутренних причин – возрастные особенности школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение навыкам чтения.
Впереди ещё два года обучения моих детей в начальной школе. Я ставлю перед собой новые задачи, потому что прочные навыки чтения учащихся в начальной школе создают базу для усвоения всех школьных дисциплин, и ученики легко адаптируются к обучению в среднем звене. Сформированные навыки чтения помогают решать сложные задачи воспитания и развития ума, воли, чувств ребёнка. Владение полноценными навыками чтения является важным условием жизни человека в современном мире.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М.,1993
2.Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». М., 1991г.
3.Андреев О.А. «Учитесь быстро читать»- М.: Просвещение, 1991г.
4.Сухих И.Г. «50 литературных викторин для детей дошкольного и младшего школьного возраста» - М., 2002г.
5.Сухих И.Г. «Литературные викторины в начальной школе» - М: «Айрис Пресс», 2005г.
6.«Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя.»- М.: Издательство «Первое сентября», 2006г.
7.«Большой справочник. Начальная школа».- М.: «Олимп», 2000г.