СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ
ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обрати своё сердце к книгам ...
Право, нет ничего выше книг.
(высечено на одной из
египетских надгробных плит)
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым
сообществом. Недаром 2003-2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.
В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Недавние исследования социологов "Левада-центра" свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы "кризиса чтения".
Сегодняшний мир иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Что делать? Попробуем разобраться.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с памяти на мышление, роль книги по идее должна возрастать. Читают же современные дети все меньше и меньше. Отчасти это связано не только с жёсткой конкуренцией телевидения, видео, но и ещё и с тем, что детские книги сравнительно дороги, а библиотечные фонды плохо пополняются. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что, одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у младших школьников читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Появление современных педагогических технологий усиливает актуальность, нашего исследования: определение дидактических условий, соблюдение которых позволяет развивать самостоятельную читательскую деятельность, не достаточно изучено в научной литературе, в этом и состоит новизна данной работы.
Появление современных педагогических технологий усиливает актуальность, нашего исследования: определение дидактических условий, соблюдение которых позволяет развивать самостоятельную читательскую деятельность, не достаточно изучено в научной литературе, в этом и состоит новизна данной работы.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи :
Изучить психолого-педагогические основы формирования у младших школьников читательских умений.
Раскрыть понятие «читательские умения» и их формирование у младших школьников.
Продиагностировать сформированность самостоятельной читательской деятельности у младших школьников.
Подобрать приемы формирования читательских умений у младших школьников и апробировать их на практике.
В работе описаны такие вопросы как:
Теоретические аспекты развития самостоятельной читательской деятельности младших школьников;
Способы и методы приобщения младших школьников к самостоятельной читательской деятельности;
- Приведены фрагменты из уроков с использованием приемов метода чтения;
- Виды вовлечения школьников в самостоятельное чтение, такие как литературное и внеклассное чтение, посещение школьной и районной библиотек.
Представлены методы претворения литературных произведений в других видах искусства и его приемы такие, как
Прием словесного рисования
Драматизация и инсценирование литературного произведения как методические приемы изучения литературы
Прием инсценирования художественного произведения
Метод «рассказ о писателе».
Выставка книг
Рассказ учителя о создании произведения
Заочная экскурсия
В своей работе на уроках литературного чтения использую
следующие приемы:
Приемы постижения авторской позиции (работа над словом- образом, сопоставление частей или различных элементов художественного текста, рассмотрение связей пейзажа с текстом, наблюдение над языком произведения, составление плана, картин;
Приемы активизации сотворчества читателя, задачи которых связаны с пробуждением у школьников сопереживания, с активизацией воображения мыслительной деятельности, словарного запаса;
Приемы, как словесное рисование, прием цветовой гаммы, суть которого показать, что чувствуешь, показать построение при чтении;
Подбор музыкального произведения к тексту, чтения на фоне музыки, работа над графическими иллюстрациями в роли художника. («Если бы я был художником»);
Конкурс на лучшего чтеца, когда класс выступает в роли жюри;
Составление кроссвордов, викторин после изучения произведения или раздела;
Защита рисунков, тестирование, использование учителем изображений графической мимики;
Инсценировка фрагмента, сюжета средствами пантомимы, воспроизведение эпизода с составлением диалога между героями, интервью с главными героями.
Также в работе доказана эффективность апробированных методов формирования читательской деятельности. Для этого осуществлялась проверка техники чтения школьников, на конец 2 класса ниже нормы количество читающих уменьшилось, а выше нормы – увеличилось (норма во 2 классе – темп чтения незнакомого текста - не менее 50 слов в минуту)
Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения школьной библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании самостоятельного читателя.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Вам предлагаю материалы для работы с родителями.
Используя накопленный собственный опыт, прибегая к помощи старших (учителей, библиотекарей, родителей), ребята проявляют свои творческие способности1(создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы).
Мне кажется, что результат данной работы не прошел даром, мои ученики читают, читают с удовольствием, самостоятельно, потому, что обладают навыком чтения, т.к. плохо читающий ребенок не проявит должного желания к книге, к ее чтению.
В заключение о читательских умениях подчеркну, что их формирование не должно быть самоцелью. Важнейшей целью учителя должно оставаться формирование духовной ценности и значимости для ребёнка самого процесса общения с книгой, которая позволяет ему открыть человека в мире и мир в человеке. Если же педагог научит ребёнка воспринимать литературное произведение как явление искусства, то тогда и урок литературного чтения превратится в своеобразный трепетный разговор по душам понимающих друг друга людей. Это будет работа прежде всего сердца и души, развивающая духовный мир школьников в общении с произведением искусства.
Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению /«Пачатковая школа» 2004, № 10, с. 36-38/
2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М., 1993
3. Вороплева В.С. Литературное чтение: теоретико-педагогический аспект /«Пачатковая школа» 2005, № 4, с. 19-21/
4. Воспитание второй класс /под ред. Осипова М.П., Мн., 2003/
5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., 1991 /с.12-13/
6. Концепция учебного предмета «Литературное чтение» /Пачатковая школа», 2002, № 10/
7. Косаревская Т.Е. Смысловое прогнозирование при чтении – условие развития мышления младших школьников. /Пачатковае навучанне» Сям*я, дз1цячы сад, школа, 2004, № 6, с. 32-36/
8. Костиневич С.А. «Интерактивные методы работы на уроках литературного чтения в начальной школе», Мозырь, 2006.
9. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению /Костромина С.Н., Нагаева М. 1999/
10. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
11. Неборская Т.А. Учимся читать вслух и молча. Мозырь, 2006.
12. Программа для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. 1-1У классы, Мн., 2004.
13. Работа с родителями /Под ред. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мн., 2003./
14. Сидорова Л.А. «Психологический и методические особенности обучения учащихся заучиванию наизусть стихотворных произведений /«Начальная школа»,М., 1989, с. 21-25/
15. Сухомлинский В.А. Моя прекрасная вера /«Юность», 1968, № 9/
16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, Мн., 1982, с. 199
17. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы, Мн., 1982, с. 19.
18. Учебно-методическое пособие для учителей по курсу «Человек и мир в подготовительном классе» /Вдовиченко В.М., Дурейко Л.И., Кучинский В.И., Докши С.П., Мн., 1998, с. 113-114/






15