ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Граб Любовь Михайловна, учитель-логопед
МБДОУ №2 «Северяночка» ЗАТО Александровск г. Снежногорска

Традиционный подход к обучению дошкольников построен на восприятии ими разнообразной информации, усвоении знаний, формировании умений и навыков. Ребенок воспринимает предложенный материал, чужой опыт в соответствии со своими возможностями, но это не развивает в полной мере его способности, мышление, умение самостоятельно открывать для себя новое. Данное утверждение справедливо и для детей с общим недоразвитием речи, для которых характерны низкий уровень речевого развития, снижение коммуникативной функции речи, недостаточная сформированность неревых психических функций (внимания, памяти, мышлении и эмоционально-волевой сферы), отсутствие жизненного опыта. Поэтому развитие познавательной деятельности особенно важно для таких детей. Чтобы осуществить эту задачу, использование традиционных методов недостаточно. В современной логопедии всё более широко находит применение деятельностный подход, который предполагает создание условий для появления у детей познавательного мотива, предоставление возможностей выполнять определенные действия с целью приобретения новых знаний, реализацию потребности найти практическое применение полученным сведениям.
Одним из примеров использования деятельностного подхода в развитии познавательной активности у воспитанников является экспериментальная деятельность. Этот вид работы позволяет ребёнку овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивает становление собственного мировидения и личностный рост.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В момент проведения опытов обеспечивается развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Происходит осознание причинно-следственных связей между предметами и явлениями, расширяются и конкретизируются практические знания и представления детей. Воспитанники манипулируют предметами, отвечают на поставленный вопрос, делают самостоятельно выводы, находят решения проблемы, совершают открытия. Можно с уверенностью констатировать тот факт, что знания, полученные во время экспериментирования, запоминаются ими надолго, используются в дальнейшем и переходят в личный жизненный опыт. Опустив кусочек льда в воду, ребенок-дошкольник надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, поскольку он легче воды. Если добавить большое количество льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются и трещат, что напоминает ледоход. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны.
Дети уверены в полученных во время опытов или самостоятельном исследование знаниях, а детская активность, инициативность, познавательный интерес при этом очень высоки. Наблюдается стойкий эмоциональный подъем: малыши долго вспоминают все происходящее, рассказывают об эксперименте всем, кто хочет их слушать, радуются, если родители не могут ответить на поставленный вопрос, долго объясняют, почему происходит то или иное явление, ждут следующего эксперимента с нетерпением. Происходит сильный всплеск речевой активности. Даже стеснительные, мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план общения.
Одной из форм экспериментирования, используемой в работе с детьми в группе компенсирующей направленности и помогающей сделать процесс приобретения знаний мотивированным, является такой вид работы, как ведение «Дневника исследований». Он состоит из отдельных листов, представляющих собой своеобразный «отчет» о проведенном исследовании. Работа выполнятся двумя детьми (все дети группы попарно принимают участие в исследованиях, причем один ребёнок в паре уже имеет опыт данной деятельности, а другой нет, что позволяет повысить детскую самостоятельность, дистанцировать процесс исследования от руководства взрослого), они получают звание «Ученые». Это очень почетное и ответственное звание, за счет чего повышается познавательная мотивация детей и статус ребенка в группе. Дети получают предмет для изучения (лист, мячик, яблоко и т.д.); картинки-символы, позволяющие визуально изобразить характерные особенности предмета, и составить отчет исследовательской деятельности. Воспитанники проводят различные манипуляции с исследуемым предметом (опускают его в воду, мнут, гладят, нюхают и т.д.), определяют характеристики предмета, в соответствии с полученными результатами выбирают картинки-символы; размещают их на листе-отчете; сам предмет зарисовывается в определенном месте листа. На отчетном бланке ставится подпись участников исследования. После выполнения работы приглашаются дети всей группы. «Ученые» перед детской аудиторией самостоятельно рассказывают о своем исследовании, проведенных манипуляциях, наблюдениях и собственных выводах, отвечают на вопросы сверстников.
Данный вид работы, построенный с помощью деятельностного метода, позволяет сформировать у детей самостоятельность, инициативность, коммуникативность, познавательный интерес, а также решить коррекционные задачи.


15