Открытый урок по русскому языку на тему Если хочешь быть здоровым для 5 класса


Тема урока:  «Если хочешь быть здоровым…»
(подготовка к сочинению-повествованию) 5 класс
Учитель: Нуруллина Г. К.
Цели:
Актуализация знаний учащихся, полученных ранее (Типы текстов, особенности текстов-повествований).
Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.
Формировать потребность быть здоровым. Развивать индивидуальные физические способности, обращая внимание на понятия: здоровье, гимнастика, спорт.
Способствовать привитию учащимся уважительного и бережного отношения к своему здоровью.
Тип урока: подготовка к сочинению повествовательного характера.
Оборудование:
Памятка «Как работать над сочинением».
Опорные конспекты (в качестве раздаточного материала в каждой группе).
Музыка. Песня «если хочешь быть здоров…»
Задания для групповой работы.
Толковые словари у каждого на столе
ХОД УРОКА:
I этап . Вызов.
На фоне музыки песни «Ни мороз мне не страшен, ни жара…»
Учитель: Свое общение с вами мне хочется начать со слов замечательной песенки:
Ни мороз мне не страшен, ни жараУдивляются даже доктора:Почему я не болею, почему я здоровееВсех ребят из нашего двора.Потому что утром раноЗаниматься мне гимнастикой не лень, Потому что водою из-под кранаОбливаюсь я каждый день!
Быть здоровым – нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье – условие активности, успешности, и долголетия человека. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье». Здоровье человека не только является ценностью, но и зависит от окружения, а если сказать в целом зависит от экологии окружающей среды. Эстетическое, экологическое качество окружающей человека среды оказывает непосредственное влияние на наше здоровье. Прежде всего на эмоции, самочувствие, душевное и психическое здоровье человека.
– Тема нашего урока: «Если хочешь быть здоров…» (в процессе подготовки к сочинению).
Учитель :– Какое слово в теме нашего урока является главным?
Ученик : здоровьеУчитель: Мы обратили внимание на первую часть формулировки темы урока. Не случайно во второй части в скобках даны слова: в процессе подготовки к сочинению-повествованию.– Найдите на столах памятки «Как работать над сочинением».– Обсудите в группах и сформулируйте цели нашего урока, опираясь на памятку и тему урока.
Группы обсуждают цели и формулируют их:
Создать на данную тему собственные высказывания, которые будут являться опорой нашего сочинения.
Ясно, логично выразить свои мысли в письменной форме о том, как каждый из нас заботится о собственном здоровье.
Уважительно и бережно относиться к своему здоровью.
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова академика Н. М. Амосова: «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».
– Нам с вами предстоит сегодня рассказать о том, как каждый из нас заботится о своем здоровье. Но сначала рассмотрим значение слов, которые будут являться опорой нашего сочинения.
Задания группам:  Составьте таблицу-схему «Здоровья»
Гимнастика
Спорт Здравоохранение
ЗдравницаЗдоровье Здравствовать
Здоровяк Здравствуйте
Учитель : По толковому словарю определите лексическое значение слов.
Здоровье – правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психологическое благополучие.Здоровяк – человек с отличным здоровьем.Здравница – санаторий.Здравоохранение – охрана здоровья.Здравствовать – быть здоровым.Гимнастика – физические упражнения.Спорт – комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма.Здравствуйте – пожелание здоровья.
Учитель: Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья. Вокруг нас существует много организаций, которые заботятся о нашем здоровье. Но в первую очередь о своем здоровье должен заботиться сам человек. Как это можно сделать? Как мы можем сами поддерживать здоровый дух? Пока подумайте над этими вопросами, а в конце урока мы к ним вернемся.
II этап. Осмысление
Учитель : У каждой группы есть задания, советы, памятки. Так как мы ограничены во времени каждая группа работает над определенной частью сочинения, а дома вам предстоит написать полностью сочинение на данную тему.
1. Повторение схемы (порядка) работы над сочинением.
Памятка. Как работать над сочинением (восстанавливается план работы по памяти учащихся или с помощью учебника М. М. Разумовской)
План работы:
Конкретизировать тему. Определить основную мысль сочинения.
Определить, кого и как мы будем убеждать своим сочинением.
Собрать материалы.
Определить тип речи.
Составить план
Работа с черновиком
Редактирование текста сочинения.
2. Работа на определение типов текста.
1. В теме урока определен тип текста.Давайте вспомним все типы текстов.
Типы речи -------повествование
-----------описание
--------- рассуждение
Описание окружающей среды
Описание состояния человека
Повествование
Рассуждение-размышление
Повествовать – рассказывать (о том, что произошло)
Учитель: Ребята, в начальных классах вы писали сочинения- описания. Вы описывали свою любимую игрушку, домашнего животного (кошку, собаку).Сегодня мы с вами будем учиться писать сочинение-повествование. Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях. Организующая роль принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они обозначают последовательно сменяющие друг друга события, обеспечивают развертывание повествования. Предложения в повествовании, как правило, не бывают слишком длинными и сложно построенными.Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действий, движения людей и явлений во времени и пространстве. Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «Я» «Мы»)или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).
3. Задания для групповой работы
1 группа:
1. Написать вступление.
2. Сформулировать тему и идею(основную мысль)текста.
2 группа:
1.Определить стиль и тип речи своего сочинения.
2.Написать примерный план сочинения
4. Физминутка
Поднимает руки класс-это раз,
Повернулась голова-это два,
Руки вниз, вперед смотри- это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать -это пять,
Всем ребятам тихо сесть- это шесть.
5.Работа над основным содержанием сочинения.
Учитель: Мы уже сказали о своем здоровье должен заботиться сам человек. Как это можно сделать?
А помогут нам ответить на эти вопросы слова древнегреческого философа Гиппократа: »Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь».
Учитель: К чему призывает нас Гиппократ? Как он советует сохранять здоровье и работоспособность?
Ученик: Гимнастика, физические упражнения, ходьба.
Учитель: Какие еще способы поддерживания здоровья вы можете назвать?
Растолкуйте, что они означают.
А) Закаливание-(перенос)сделать организм физическими крепким, выносливым.
Б) Прогулка на свежем воздухе…
В) Пробежки.
Г) Зарядка-совокупность оздоровительных гимнастических упражнений.
Д)Утренняя гимнастика-совокупность специально подобранных физических упражнений для укрепления здоровья.
Е) Занятие спортом. Спорт- основная часть физической культуры-комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма
Ж) Правильное питание.
З) Здоровый образ жизни, пути сохранения здоровья(не пить, не курить,не употреблять наркотики и т.д.).
Ученики составляют опорные предложения с рассмотренными словами, записывают.
Проверка выполненных заданий по группам:
Дети зачитывают свои предложения
1 группа: Вступление: Здоровье - это важно. Если человек часто болеет, он плохо учится и работает, у него часто плохое настроение, мало успевает сделать, Но во многом здоровье зависит от самого человека.
2 группа: Если человек здоровый, то он веселый, бодрый, энергичный, у него чистая кожа, блестящие глаза, волосы, хороший сон.
Здоровый образ жизни- рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, здоровая гигиеническая среда, благоприятная психологическая атмосфера, закаливание.(Изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения).
3 группа: Занятия спортом, гимнастикой помогают нам выдерживает нагрузку в учебе, позволяют больше сделать и при этом меньше устать. Спорт делает наше тело красивым, а главное здоровым. Значит спорт-это здоровье.
3 группа: Примерный план сочинения:
1. Какое значение я вкладываю в слово здоровье.
2. Как я забочусь о своем здоровье.3. Что бы я пожелал своим одноклассникам.2 группа: Тип речи – рассуждение и повествование, стиль речи художественный.Дети характеризуют данные типы речи.Слово учителя:-Сейчас вы поделились своими мыслями, рассуждения на данную тему имеют дискуссионный характер, вы правильно понимаете тему сочинения.Все что вы говорили – это хорошо, но каждому из вас предстоит ещё и поделиться своим секретом , помогающим поддерживать ваше здоровье.- Хочу обратить ваше внимание на редактирование текста. Это вы будете делать дома. Редактирование – одно из важнейших умений пишущего. Трудность в том, что при редактировании нужно выбирать для каждого случая надлежащий прием. Конечно , редактировать свой текст очень трудно. Ведь нужно время, чтобы отойти от написанного, посмотреть на него как бы со стороны. Л.Успенский писал:» Понять не могу, почему это так? Когда считываю свои мысли , пропускаю ужаснейшие ошибки … А при чтении чужого текста малейшая корзубинка бросается в глаза…»Читая черновик, исправьте свои погрешности. Будьте внимательны, привыкайте все делать тщательно , неторопливо.Исходное положение: сидя. Крепко зажмурьте глаза на 5 секунд, затем открыть глаза на 5 секунд . Повторите 5-7 раз.(Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения, и расслаблению мышц глаза).Исходное положение: сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать верхнее веко, через 2 секунды снять пальцы с век. Повторить четыре раза.Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазную жидкости.III. Рефлексия 1. Учитель: Удалось ли реализовать цели урока?Какие два этапа можно было выделить на уроке?Ученик:1-й- конкретные советы по работе над сочинением-повествованием. 2-й -размышления о том , как мы сами должны заботиться о своем здоровье.Учитель: Сегодня вы работали в группах, хорошо ли вы друг друга понимали? Хочу вас вернуть к вопросам, прозвучавшим в начале урока и к эпиграфу: Как мы должны сами заботиться о своем здоровье?Учитель читает эпиграф: Как вы понимаете слова академика? Обратите внимание, чтобы ваше сочинение не распалось на отдельные фрагменты-кубики, и чтобы другому человеку было интересно его читать.
2. С каким заданиями на уроке вы легко справлялись? Над чем предстоит еще поработать?
3. Домашнее задание: Обсудите в кругу семьи тему здоровья. Как ваши родители к ней относятся. Считают ли они ее важной. Напишите сочинения, используя слова , с которыми мы сегодня работали на уроке. Обратите внимание на их правописание.
Использованная литература.1. Павликовская Н.И.Мастер- класс учителя русского языка. 5-6 класс.2.Савина Л.М. Русский язык.5 класс. Поурочные планы по учебнику ”Русский язык” 5 класс под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 3. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос и др. под ред.М.М. Разумовской , П. А. Леканта, 8 –е изд., перераб.-М.,”Дрофа”, 2002г.4. Методические рекомендации к учебнику “ Русский язык, 5 класс”. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др. Под ред. М.М.Разумовской. – М.. ”Дрофа”, 2002г.